Автор: Судницына Галина Александровна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ "Соликамский политехнический техникум"
Населённый пункт: г.Соликамск
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики".
Раздел: среднее профессиональное
«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках мате-
матики».
Судницына Галина Александровна, преподаватель математики ГБПОУ «Соли-
камский политехнический техникум»
Главная задача преподавателя - привить студентам навыки самообразования,
чтобы в будущем они могли сами добывать знания, необходимые для реализа-
ции своих профессиональных компетенций.
Как же выбрать те формы и методы обучения, чтобы достижение главной цели
обучения было наиболее эффективным?
Как руководство к действию для педагогов должны быть слова известного
педагога В. А Сухомлинского: «Страшная это опасность – безделье за партой:
безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает».
Поэтому в своей педагогической деятельности надо так строить работу на
уроке, чтобы времени на безделье у студентов оставалось как можно меньше. А
этого можно достичь лишь применением разнообразных методов и форм рабо-
ты на уроке и вне урока, которые заставят обучающихся быть активными.
Выдающийся невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результа-
ты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20–30% зависят от его
интеллекта, а на 70–80% – от мотивов, которые побуждают его вести себя опре-
деленным образом.
Поэтому для развития познавательной активности студентов на занятиях
по математике целесообразно использовать такие методы и приемы обуче-
ния, которые обеспечивают положительную мотивацию учебной деятельно-
сти, настраивают студентов на творческий поиск, учат самостоятельно полу-
чать знания.
Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное сред-
ство обучения.
Развивая познавательный интерес, из урока в урок, можно добиться поло-
жительного отношения к обучению. Как активизировать его, как сделать так,
чтобы у студента возникали вопросы, на которые он сам - бы искал ответы. При
этом, делая это с увлечением, и получая радость от процесса поиска.
Познавательный интерес эмоционально окрашивает всю учебную деятель-
ность студента, но в то же время он связан и с другими мотивами (ответствен-
ность, без знаний не будет хорошей профессии, раскрыть свои способности,
расширять свой круг общения, утвердиться в группе, необходимость в получе-
нии диплома, неосознанные мотивы и т.д.)
Для формирования высокой мотивации образования, студент должен иметь
сформированный образ будущей профессии, который придаст личностный
смысл образовательному процессу.
По отношению к учебной дисциплине математика, всегда имеются некото-
рые категории студентов, которые:
• проявляют к ней повышенный интерес;
• занимаются ею по мере необходимости и особенного интереса к предмету не
проявляют;
• считают математику скучным, сухим и вообще не любимым предметом
Само по себе содержание учебного материала не побуждает студента к учеб-
ной деятельности. Как же построить урок, чтобы вызвать у студента эмоцио-
нальный отклик, активизировать познавательные психические процессы.
Очень важно так планировать и строить урок, чтобы осознанно формировать
результаты обучения: личностные, метапредметные и предметные. О некоторых
средствах повышения эффективности обучения и приемах активизации познава-
тельной деятельности обучающихся я хочу рассказать.
Приёмы и методы активизации
познавательной деятельности обучающихся
Некоторые способы организации начала урока
Любой урок всегда начинается с постановки цели. Обычно мы её объявляем
в начале урока и для обучающегося цель является «навязанной». У студентов
нет ясного понимания целей и задач предстоящей работы. Иногда эффективно
постановку цели урока заменить постановкой проблемы.
Создать с первых минут урока необходимые условия для успешной сов-
местной деятельности преподавателя и обучающихся по достижению намечен-
ной цели.
Нетрадиционное начало урока позволяет обучающихся с первых минут уро-
ка включиться в работу по развитию мыслительной деятельности, а это даёт
успех всему уроку.
- устный счёт с включением задач, которые решаются с опорой на их жизнен-
ный опыт, на их смекалку;
- решение игровых и занимательных задач,
- традиционным способом записано на доске решение задачи. Предлагается
найти более короткое решение.
- перед обучающимися ставится математическая проблема, которая ещё не об-
суждалась в группе. Обучающиеся намечают план поиска её решения.
Приёмы развития познавательной активности обучающихся при изучении
нового материала
Постановка проблемной задачи перед обучающимися и её решение на уроке.
Дать обучающимся возможность получить новые знания на уроке самостоя-
тельно, в ходе анализа проблемной ситуации, вспомнив и применив ранее изу-
ченное и развить у обучающихся логическое мышление.Организация проблем-
ной задачи позволяет обучающимся работать творчески и повысить познава-
тельный интерес.
Существует два способа создания проблемных ситуаций:
-логическая – более краткая, отражающая результат исследования;
-историческая – более естественная, отражающая реальный процесс решения
проблемы.
Применение системы «ориентировочной основы действий».
Обеспечить при изучении нового материала фиксирование его основного
содержания, подлежащего усвоению и способов работы с ним (схемы - опоры,
соответствующие образцы применения нового материала при решении задач и
т.д.)
Интригующее описание преподавателем излагаемого объекта с последую-
щей постановкой вопроса.
Активизация мыслительной деятельности, мотивация учебной деятельности
обучающихся.
Описание приёма:
а) ознакомление обучающихся с условием интересной практической или исто-
рической задачи;
б) проведение анализа – поиска решения;
в) формулировка вывода о невозможности решения данной задачи известными
способами:
г) постановка вопроса о поиске нового способа решения.
Данные приёмы способствуют более успешному восприятию, пониманию и
запоминанию нового материала.
Формы мотивации обучающихся к обучению
при закреплении изученного материала
Самостоятельные работы.
1).По уровню самостоятельности:
а) по образцу;
б) вариативные (разноуровневые);
в) эвристические (частично-поисковые);
г) исследовательские.
2).По источнику и приобретению знаний:
а) работа с книгой ( учебником, справочной литературой);
б) лабораторные и практические работы;
в) подготовка докладов, сообщений и т.д.
3) По уровню занимательности:
а) математические логические и числовые кроссворды;
б) дидактические игры;
в) математические ребусы
Воспитывать самостоятельность в решении многих задач с применением
теоретических знаний, осмысливанием сущности фактического материала и
умением применить полученные знания на практике, с целью воспитания ин-
тереса к предмету включать элементы занимательности.
Вырабатывается навык в самостоятельном изучении доступного материала,
каждый обучающийся может проверить свои возможности и сделать вывод о ка-
честве своих знаний, появляется интерес в получении дополнительных знаний.
Различные формы контроля знаний обучающихся
1).Тематический зачёт.
Систематизировать знания обучающихся, развивать память, логическое
мышление, математическую речь и повышать ответственность за результаты
своего учебного труда.
В процессе подготовки обучающихся к тематическому зачёту вспоминается ра-
нее изученный материал и систематизируются знания по изучению данной
темы, развиваются математическая речь, мышление и память.
2).Математические и графические диктанты.
Осуществление возможности с помощью шаблонов быстро проверить зна-
ния при графическом диктанте и выработать умения быстро понимать учителя
во время диктовки.
Развивается внимание и мышление.
3)Разноуровневые тесты.
Применение тестов позволяет лучше усвоить основные знания по данной
теме и по предмету.
4).Задачи и упражнения на готовых чертежах.
Развивается пространственное воображение и обучающиеся делают само-
стоятельно наглядные и правильные чертежи к стереометрическим задачам.
5).Урок-зачёт.
В зачёте предлагается три уровня предполагаемых результатов:
1).минимальный - решение задач образовательного стандарта;
2).общий - решение задач, являющихся комбинациями подзадач минимального
уровня, связанных явными ассоциативными связями;
3). продвинутый – решение задач, являющихся комбинациями подзадач, связан-
ными как явными, так и неявными ассоциативными связями.
Преподаватель имеет общую диагностику усвоения темы, выявляет пробелы
в знаниях и умениях обучающихся и намечает мероприятия по устранению до-
пущенных недостатков.
Для повышения мотивации обучения на уроках математики я использую
ИКТ. Изложение новой темы в сопровождении презентации концентрирует вни-
мание студентов. Выполненные на заданную тему презентации, самими студен-
тами, так же способствуют формированию устойчивого интереса к дисциплине
математика.
Например, при изучении темы «Преобразование графиков функций» урок
становится более зрелищным и интересным.
Большую роль в активизации познавательной деятельности студентов на
уроках математики, играют практические занятия. Группа делится на подгруп-
пы, что даёт возможность больше времени уделять каждому студенту и для
опроса основного материала и для помощи студенту в практическом примене-
нии полученных знаний, что позволяет формировать регулятивные УУД.
Заметно повышает мотивацию обучающихся благоприятный и продуктив-
ный микроклимат на уроке. Поэтому большое внимание я уделяю подведению
итогов урока так, чтобы студенты испытали удовлетворение от проделанной ра-
боты, от преодоления возникших трудностей и познавания нового. Это приво-
дит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в буду-
щем. Следовательно, этот этап служит своеобразным «подкреплением» учебной
мотивации, что приводит к формированию ее устойчивости.
Активизация познавательной деятельности студентов, целиком зависит от
методических приемов, которые выбирает преподаватель. Нужно помнить, что
сегодня нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их до-
бывать.
«За один день вы можете преподать студенту урок, но если вы воспитаете в нём
любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою
жизнь». Клэй П. Бедфорд
Литература.
1.Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. Серия педагогика
и психология.
2.Современные технологии обучения. Интерактивные методы. Под редакцией
Г.В.Борисовой, Т.Ю.Аветовой, Л.И. Косовой. М.
3.Праздникова Г.З.. «Педагогический опыт: проблемы изучения и обобще-
ния». ТОИПКРО
4.Журналы « Математика в школе».
5.Черемисина Л.Д. «Развитие творческого и познавательного интереса школь-
ников на уроках математики».ТОИПКРО.
6.Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК
Велби
7.Интернет-ресурсы