Напоминание

"Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики".


Автор: Судницына Галина Александровна
Должность: преподаватель математики
Учебное заведение: ГБПОУ "Соликамский политехнический техникум"
Населённый пункт: г.Соликамск
Наименование материала: статья
Тема: "Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках математики".
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Активизация познавательной деятельности обучающихся на уроках мате-

матики».

Судницына Галина Александровна, преподаватель математики ГБПОУ «Соли-

камский политехнический техникум»

Главная задача преподавателя - привить студентам навыки самообразования,

чтобы в будущем они могли сами добывать знания, необходимые для реализа-

ции своих профессиональных компетенций.

Как же выбрать те формы и методы обучения, чтобы достижение главной цели

обучения было наиболее эффективным?

Как руководство к действию для педагогов должны быть слова известного

педагога В. А Сухомлинского: «Страшная это опасность – безделье за партой:

безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает».

Поэтому в своей педагогической деятельности надо так строить работу на

уроке, чтобы времени на безделье у студентов оставалось как можно меньше. А

этого можно достичь лишь применением разнообразных методов и форм рабо-

ты на уроке и вне урока, которые заставят обучающихся быть активными.

Выдающийся невропатолог и психолог В.Н. Мясищев говорил, что результа-

ты, которых достигает человек в своей жизни, лишь на 20–30% зависят от его

интеллекта, а на 70–80% – от мотивов, которые побуждают его вести себя опре-

деленным образом.

Поэтому для развития познавательной активности студентов на занятиях

по математике целесообразно использовать такие методы и приемы обуче-

ния, которые обеспечивают положительную мотивацию учебной деятельно-

сти, настраивают студентов на творческий поиск, учат самостоятельно полу-

чать знания.

Познавательный интерес выступает перед нами и как сильное сред-

ство обучения.

Развивая познавательный интерес, из урока в урок, можно добиться поло-

жительного отношения к обучению. Как активизировать его, как сделать так,

чтобы у студента возникали вопросы, на которые он сам - бы искал ответы. При

этом, делая это с увлечением, и получая радость от процесса поиска.

Познавательный интерес эмоционально окрашивает всю учебную деятель-

ность студента, но в то же время он связан и с другими мотивами (ответствен-

ность, без знаний не будет хорошей профессии, раскрыть свои способности,

расширять свой круг общения, утвердиться в группе, необходимость в получе-

нии диплома, неосознанные мотивы и т.д.)

Для формирования высокой мотивации образования, студент должен иметь

сформированный образ будущей профессии, который придаст личностный

смысл образовательному процессу.

По отношению к учебной дисциплине математика, всегда имеются некото-

рые категории студентов, которые:

• проявляют к ней повышенный интерес;

• занимаются ею по мере необходимости и особенного интереса к предмету не

проявляют;

• считают математику скучным, сухим и вообще не любимым предметом

Само по себе содержание учебного материала не побуждает студента к учеб-

ной деятельности. Как же построить урок, чтобы вызвать у студента эмоцио-

нальный отклик, активизировать познавательные психические процессы.

Очень важно так планировать и строить урок, чтобы осознанно формировать

результаты обучения: личностные, метапредметные и предметные. О некоторых

средствах повышения эффективности обучения и приемах активизации познава-

тельной деятельности обучающихся я хочу рассказать.

Приёмы и методы активизации

познавательной деятельности обучающихся

Некоторые способы организации начала урока

Любой урок всегда начинается с постановки цели. Обычно мы её объявляем

в начале урока и для обучающегося цель является «навязанной». У студентов

нет ясного понимания целей и задач предстоящей работы. Иногда эффективно

постановку цели урока заменить постановкой проблемы.

Создать с первых минут урока необходимые условия для успешной сов-

местной деятельности преподавателя и обучающихся по достижению намечен-

ной цели.

Нетрадиционное начало урока позволяет обучающихся с первых минут уро-

ка включиться в работу по развитию мыслительной деятельности, а это даёт

успех всему уроку.

- устный счёт с включением задач, которые решаются с опорой на их жизнен-

ный опыт, на их смекалку;

- решение игровых и занимательных задач,

- традиционным способом записано на доске решение задачи. Предлагается

найти более короткое решение.

- перед обучающимися ставится математическая проблема, которая ещё не об-

суждалась в группе. Обучающиеся намечают план поиска её решения.

Приёмы развития познавательной активности обучающихся при изучении

нового материала

Постановка проблемной задачи перед обучающимися и её решение на уроке.

Дать обучающимся возможность получить новые знания на уроке самостоя-

тельно, в ходе анализа проблемной ситуации, вспомнив и применив ранее изу-

ченное и развить у обучающихся логическое мышление.Организация проблем-

ной задачи позволяет обучающимся работать творчески и повысить познава-

тельный интерес.

Существует два способа создания проблемных ситуаций:

-логическая – более краткая, отражающая результат исследования;

-историческая – более естественная, отражающая реальный процесс решения

проблемы.

Применение системы «ориентировочной основы действий».

Обеспечить при изучении нового материала фиксирование его основного

содержания, подлежащего усвоению и способов работы с ним (схемы - опоры,

соответствующие образцы применения нового материала при решении задач и

т.д.)

Интригующее описание преподавателем излагаемого объекта с последую-

щей постановкой вопроса.

Активизация мыслительной деятельности, мотивация учебной деятельности

обучающихся.

Описание приёма:

а) ознакомление обучающихся с условием интересной практической или исто-

рической задачи;

б) проведение анализа – поиска решения;

в) формулировка вывода о невозможности решения данной задачи известными

способами:

г) постановка вопроса о поиске нового способа решения.

Данные приёмы способствуют более успешному восприятию, пониманию и

запоминанию нового материала.

Формы мотивации обучающихся к обучению

при закреплении изученного материала

Самостоятельные работы.

1).По уровню самостоятельности:

а) по образцу;

б) вариативные (разноуровневые);

в) эвристические (частично-поисковые);

г) исследовательские.

2).По источнику и приобретению знаний:

а) работа с книгой ( учебником, справочной литературой);

б) лабораторные и практические работы;

в) подготовка докладов, сообщений и т.д.

3) По уровню занимательности:

а) математические логические и числовые кроссворды;

б) дидактические игры;

в) математические ребусы

Воспитывать самостоятельность в решении многих задач с применением

теоретических знаний, осмысливанием сущности фактического материала и

умением применить полученные знания на практике, с целью воспитания ин-

тереса к предмету включать элементы занимательности.

Вырабатывается навык в самостоятельном изучении доступного материала,

каждый обучающийся может проверить свои возможности и сделать вывод о ка-

честве своих знаний, появляется интерес в получении дополнительных знаний.

Различные формы контроля знаний обучающихся

1).Тематический зачёт.

Систематизировать знания обучающихся, развивать память, логическое

мышление, математическую речь и повышать ответственность за результаты

своего учебного труда.

В процессе подготовки обучающихся к тематическому зачёту вспоминается ра-

нее изученный материал и систематизируются знания по изучению данной

темы, развиваются математическая речь, мышление и память.

2).Математические и графические диктанты.

Осуществление возможности с помощью шаблонов быстро проверить зна-

ния при графическом диктанте и выработать умения быстро понимать учителя

во время диктовки.

Развивается внимание и мышление.

3)Разноуровневые тесты.

Применение тестов позволяет лучше усвоить основные знания по данной

теме и по предмету.

4).Задачи и упражнения на готовых чертежах.

Развивается пространственное воображение и обучающиеся делают само-

стоятельно наглядные и правильные чертежи к стереометрическим задачам.

5).Урок-зачёт.

В зачёте предлагается три уровня предполагаемых результатов:

1).минимальный - решение задач образовательного стандарта;

2).общий - решение задач, являющихся комбинациями подзадач минимального

уровня, связанных явными ассоциативными связями;

3). продвинутый – решение задач, являющихся комбинациями подзадач, связан-

ными как явными, так и неявными ассоциативными связями.

Преподаватель имеет общую диагностику усвоения темы, выявляет пробелы

в знаниях и умениях обучающихся и намечает мероприятия по устранению до-

пущенных недостатков.

Для повышения мотивации обучения на уроках математики я использую

ИКТ. Изложение новой темы в сопровождении презентации концентрирует вни-

мание студентов. Выполненные на заданную тему презентации, самими студен-

тами, так же способствуют формированию устойчивого интереса к дисциплине

математика.

Например, при изучении темы «Преобразование графиков функций» урок

становится более зрелищным и интересным.

Большую роль в активизации познавательной деятельности студентов на

уроках математики, играют практические занятия. Группа делится на подгруп-

пы, что даёт возможность больше времени уделять каждому студенту и для

опроса основного материала и для помощи студенту в практическом примене-

нии полученных знаний, что позволяет формировать регулятивные УУД.

Заметно повышает мотивацию обучающихся благоприятный и продуктив-

ный микроклимат на уроке. Поэтому большое внимание я уделяю подведению

итогов урока так, чтобы студенты испытали удовлетворение от проделанной ра-

боты, от преодоления возникших трудностей и познавания нового. Это приво-

дит к формированию ожидания таких же эмоциональных переживаний в буду-

щем. Следовательно, этот этап служит своеобразным «подкреплением» учебной

мотивации, что приводит к формированию ее устойчивости.

Активизация познавательной деятельности студентов, целиком зависит от

методических приемов, которые выбирает преподаватель. Нужно помнить, что

сегодня нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их до-

бывать.

«За один день вы можете преподать студенту урок, но если вы воспитаете в нём

любознательность и любопытство, то он будет продолжать учиться всю свою

жизнь». Клэй П. Бедфорд

Литература.

1.Поташник М.М. Как развивать педагогическое творчество. Серия педагогика

и психология.

2.Современные технологии обучения. Интерактивные методы. Под редакцией

Г.В.Борисовой, Т.Ю.Аветовой, Л.И. Косовой. М.

3.Праздникова Г.З.. «Педагогический опыт: проблемы изучения и обобще-

ния». ТОИПКРО

4.Журналы « Математика в школе».

5.Черемисина Л.Д. «Развитие творческого и познавательного интереса школь-

ников на уроках математики».ТОИПКРО.

6.Агапова Н.В. Перспективы развития новых технологий обучения. – М.: ТК

Велби

7.Интернет-ресурсы



В раздел образования