Автор: Становкина Светлана Геннадьенва
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 137 комбинированного вида Выборгского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание дошкольников.
Раздел: дошкольное образование
ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Становкина Светлана Геннадьевна,
воспитатель высшей квалификационной категории
ГБДОУ № 137 Выборгского района Санкт – Петербурга
В содержании Федеральных Государственных Образовательных Стандартах
отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма
дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы.
Они умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для нас, воспитателей, это
время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности
для
систематического
и
последовательного
нравственного
воспитания
детей.
Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления,
начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
За
последнее
время
вследствие
продолжающихся
кризисных
явлений
в
социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной
жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения.
В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из
актуальнейшей.
Одно из направлений нашей работы - история страны. Как научить детей
любить нашу Родину? Такой, какая она есть. Чем заинтересовать ребенка? Это наша
многовековая история. Цель работы - воспитывать у детей чувство патриотизма. Мы
проводим мероприятия, которые позволяют формировать уважительное отношение к
истории города, страны, ее традициям. Одной из задач мы ставим приобщение
д о ш к о л ь н и к о в
к
и с т о р и и
и
к у л ь т у р е
р о д н о г о
г о р о д а ,
м е с т н ы м
достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. В
общий
план
образовательной
работы
входит
пункт
работы
с
региональным
материалом. Мы живем в г. Санкт- Петербурге, и гордимся историей своего города. И
хотим пробудить в детях чувство гордости за наш народ, давший миру великих
полководцев, ученых, освободителей мира от фашистов, космонавтов.
Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной
деятельности и реализуется через такие формы работы:
- создание развивающей среды
-тематические беседы
-взаимодействие с родителями
-взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, в музеи)
Предметная
среда
насыщена
такими
материалами
и
пособиями,
чтобы
ребенок,
играя,
выполняя
самостоятельную
работу,
постепенно
впитывал
особенности культуры, быта своего народа. Дидактические игры, лото, разрезные
картинки, пазлы содержат краеведческий материал. Книги, альбомы находятся в
доступном
месте
для
ребенка
и
знакомят
детей
с
городом,
его
символикой,
достопримечательностями, национальными особенностями жителей.
Успех
патриотического
воспитания
наших
детей
во
многом
зависит
от
родителей, от семьи. При работе с родителями мы используем такие формы работы:
-консультации
- совместные физкультурные досуги
-музыкальные праздники
-детские работ, выполненные совместно с родителями
-тематические выставки и проекты
Родители являются активными участниками педагогического процесса.
Накануне очередная годовщина великой Победы – телевизионные каналы
будут
переполнены
фильмами
о
Великой
Отечественной
войне,
историческими
программами,
песнями
той
эпохи.
Многочисленные
общественные
организации
попытаются
привлечь
внимание
детей
к
тем
героическим
событиям,
проводя
тематические занятия, организуя просмотр фильмов военных лет, посещение мест
прошедших боев. Только вот восприятие детьми старшего дошкольного возраста
событий 70-летнего прошлого год от года становится все более отстраненным и
отчужденным. Фильмы о фронтовой жизни воспринимаются как приключенческие
картины
со
спецэффектами.
Песни
же
военных
лет
вообще
вызывают
скуку
и
пропускаются
мимо
ушей
как
формальные
речи
в
начале
торжественных
праздничных митингов.
Как же достучаться до детских сердец, чем вызвать неподдельный интерес и
оставить след в памяти. Причем не просто след в виде сведений о событиях и датах,
а глубокое понимание того, что пережили их прадеды, как выжили и победили. Здесь
надо применить что-то берущее за душу и откровенное.
«Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой», — эти слова из
песни к фильму «Офицеры» не просто красивая фраза, это правда. В истории каждой
фамилии найдутся деды и прадеды, чьи жизни послужили прототипами героям книг и
песен.
Надо
только
уделить
время
и
донести
до
своих
детей
память
о
своих
героических предках, тогда фильмы о войне станут восприниматься частью своей
собственной истории.
В преддверии великой даты – 70 лет Дню Победы, беседы с детьми в этом
учебном году, мы посвятили Великой Отечественной Войне (ВОВ).
Познакомили
детей с военной техникой времен ВОВ, с городами – героями, орденами и медалями,
рассказали о прорыве и снятии блокады. Дети с увлечением слушают рассказы о
подвигах народа в годы ВОВ, готовят поздравительные открытки, читают стих, поют
песни на военную тему, играют с солдатиками. Во всех видах детской деятельности
решаются задачи по патриотическому воспитанию:
-расширить знания детей о ВОВ
-познакомить с подвигами народа в годы ВОВ
-воспитывать у детей уважение к старшему поколению
-воспитывать
гордость
за
героизм
нашего
народа,
единения
с
людьми
разных
национальностей в борьбе за мир
-расширить знания о государственных праздниках и истории нашей страны
-закрепить представление о празднике Дне Победы
Вот некоторые выдержки из итоговой беседы, посвященной Дню Победы:
«Дорогие ребята, вы родились, и живете в мирное время и не знаете, что
такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей
Земли
происходят
военные
конфликты,
в
которых
погибают
люди,
разрушаются
жилые дома, промышленные здания и т.д. Но это, не идет ни в какое сравнение с тем,
какой была Вторая мировая война.
Вторая мировая война - самая крупная война в истории человечества. Она
была
развязана
Германией,
Италией
и
Японией.
В
эту
войну
было
втянуто
61
государство (14 государств на стороне фашистской Германии, 47 - на стороне России;
показать
на
карте,
отметить
страны
флагами).
Всего
в
войне
участвовало
1,7 млрд человек или 80% всего населения Земли, т.е. из каждых 10 человек в войне
участвовало 8. Поэтому такую войну и называют мировой.
Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, страны и
даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют
стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в
поколение.
Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего
народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый.
На
рассвете
22
июня
1941
года
началась
Великая
Отечественная
война.
Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение
родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте
рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.
Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. Был нанесен удар
неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз (Так раньше называлось наше
Отечество) сразу на большом пространстве — от Балтийского моря до Карпатских гор
(почти по всей нашей Западной границе, можно показать на карте). Его войска
пересекли нашу границу. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим
селам,
и
городам,
самолеты
врага
стали
бомбить
железные
дороги,
вокзалы,
аэродромы. Первыми кто принял бой - это были "пограничники". Отвагу и доблесть
проявили при защите города Брест. (Брестская крепость - показ иллюстраций).
Для войны с Россией Германия подготовила огромную армию, Гитлер хотел
превратить население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию,
хотел уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России. Самые
кровопролитные битвы прошли: под Москвой, Сталинград, Ленинград, Курская дуга
(самая крупная танковая битва, показ на карте места, иллюстрации).
Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Ребята, а как вы понимаете
слово - "подвиг"? (Дети рассуждают.)
Подвиг - это когда человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже
собственной жизнью. Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а
бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести,
достоинства и свободы. Когда фашистская Германия мощь своих танков, самолетов,
орудий и снарядов, обрушила на наше государство, нужно было быть очень сильным
народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы
противостоять врагу, побороть его несметные силы.
1 Ребенок:
От бескрайней равнины сибирской
До полесских лесов и болот
Поднимался народ богатырский,
Наш великий, могучий народ!
Выходил он: свободный и правый,
Отвечая войной на войну,
Постоять за родную державу,
За могучую нашу страну!
2 Ребенок:
По пыльной дороге идут на войну
Солдаты, свою защищая страну.
Они не жалеют ни крови, ни жизни-
В сердцах у них смелость и верность Отчизне.
…
На современном этапе нужно воспитывать будущего гражданина, патриота
своей страны. Дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, природе, к
своей Родине. Это и есть начало патриотизма. Это чувство не возникает само по
себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на
человека, начиная с самого раннего возраста.