Напоминание

Патриотическое воспитание дошкольников.


Автор: Становкина Светлана Геннадьенва
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБДОУ детский сад № 137 комбинированного вида Выборгского района
Населённый пункт: Санкт - Петербург
Наименование материала: статья
Тема: Патриотическое воспитание дошкольников.
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Становкина Светлана Геннадьевна,

воспитатель высшей квалификационной категории

ГБДОУ № 137 Выборгского района Санкт – Петербурга

В содержании Федеральных Государственных Образовательных Стандартах

отмечается острая необходимость активизации процесса воспитания патриотизма

дошкольника. Дети в этом возрасте очень любознательны, отзывчивы, восприимчивы.

Они умеют искренне сочувствовать и сопереживать. Для нас, воспитателей, это

время благодатной почвы. Ведь в этом возрасте возникают большие возможности

для

систематического

и

последовательного

нравственного

воспитания

детей.

Происходит формирование духовной основы ребенка, эмоций, чувств, мышления,

начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

За

последнее

время

вследствие

продолжающихся

кризисных

явлений

в

социально-экономической, политической, культурной и прочих сферах общественной

жизни произошёл резкий спад в деятельности воспитания подрастающего поколения.

В связи с этим проблема патриотического воспитания детей становится одной из

актуальнейшей.

Одно из направлений нашей работы - история страны. Как научить детей

любить нашу Родину? Такой, какая она есть. Чем заинтересовать ребенка? Это наша

многовековая история. Цель работы - воспитывать у детей чувство патриотизма. Мы

проводим мероприятия, которые позволяют формировать уважительное отношение к

истории города, страны, ее традициям. Одной из задач мы ставим приобщение

д о ш к о л ь н и к о в

к

и с т о р и и

и

к у л ь т у р е

р о д н о г о

г о р о д а ,

м е с т н ы м

достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к родному краю. В

общий

план

образовательной

работы

входит

пункт

работы

с

региональным

материалом. Мы живем в г. Санкт- Петербурге, и гордимся историей своего города. И

хотим пробудить в детях чувство гордости за наш народ, давший миру великих

полководцев, ученых, освободителей мира от фашистов, космонавтов.

Система патриотического воспитания охватывает все уровни воспитательной

деятельности и реализуется через такие формы работы:

- создание развивающей среды

-тематические беседы

-взаимодействие с родителями

-взаимодействие с социумом (экскурсии по городу, в музеи)

Предметная

среда

насыщена

такими

материалами

и

пособиями,

чтобы

ребенок,

играя,

выполняя

самостоятельную

работу,

постепенно

впитывал

особенности культуры, быта своего народа. Дидактические игры, лото, разрезные

картинки, пазлы содержат краеведческий материал. Книги, альбомы находятся в

доступном

месте

для

ребенка

и

знакомят

детей

с

городом,

его

символикой,

достопримечательностями, национальными особенностями жителей.

Успех

патриотического

воспитания

наших

детей

во

многом

зависит

от

родителей, от семьи. При работе с родителями мы используем такие формы работы:

-консультации

- совместные физкультурные досуги

-музыкальные праздники

-детские работ, выполненные совместно с родителями

-тематические выставки и проекты

Родители являются активными участниками педагогического процесса.

Накануне очередная годовщина великой Победы – телевизионные каналы

будут

переполнены

фильмами

о

Великой

Отечественной

войне,

историческими

программами,

песнями

той

эпохи.

Многочисленные

общественные

организации

попытаются

привлечь

внимание

детей

к

тем

героическим

событиям,

проводя

тематические занятия, организуя просмотр фильмов военных лет, посещение мест

прошедших боев. Только вот восприятие детьми старшего дошкольного возраста

событий 70-летнего прошлого год от года становится все более отстраненным и

отчужденным. Фильмы о фронтовой жизни воспринимаются как приключенческие

картины

со

спецэффектами.

Песни

же

военных

лет

вообще

вызывают

скуку

и

пропускаются

мимо

ушей

как

формальные

речи

в

начале

торжественных

праздничных митингов.

Как же достучаться до детских сердец, чем вызвать неподдельный интерес и

оставить след в памяти. Причем не просто след в виде сведений о событиях и датах,

а глубокое понимание того, что пережили их прадеды, как выжили и победили. Здесь

надо применить что-то берущее за душу и откровенное.

«Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой», — эти слова из

песни к фильму «Офицеры» не просто красивая фраза, это правда. В истории каждой

фамилии найдутся деды и прадеды, чьи жизни послужили прототипами героям книг и

песен.

Надо

только

уделить

время

и

донести

до

своих

детей

память

о

своих

героических предках, тогда фильмы о войне станут восприниматься частью своей

собственной истории.

В преддверии великой даты – 70 лет Дню Победы, беседы с детьми в этом

учебном году, мы посвятили Великой Отечественной Войне (ВОВ).

Познакомили

детей с военной техникой времен ВОВ, с городами – героями, орденами и медалями,

рассказали о прорыве и снятии блокады. Дети с увлечением слушают рассказы о

подвигах народа в годы ВОВ, готовят поздравительные открытки, читают стих, поют

песни на военную тему, играют с солдатиками. Во всех видах детской деятельности

решаются задачи по патриотическому воспитанию:

-расширить знания детей о ВОВ

-познакомить с подвигами народа в годы ВОВ

-воспитывать у детей уважение к старшему поколению

-воспитывать

гордость

за

героизм

нашего

народа,

единения

с

людьми

разных

национальностей в борьбе за мир

-расширить знания о государственных праздниках и истории нашей страны

-закрепить представление о празднике Дне Победы

Вот некоторые выдержки из итоговой беседы, посвященной Дню Победы:

«Дорогие ребята, вы родились, и живете в мирное время и не знаете, что

такое война. Но не все могут испытывать такое счастье. Во многих местах нашей

Земли

происходят

военные

конфликты,

в

которых

погибают

люди,

разрушаются

жилые дома, промышленные здания и т.д. Но это, не идет ни в какое сравнение с тем,

какой была Вторая мировая война.

Вторая мировая война - самая крупная война в истории человечества. Она

была

развязана

Германией,

Италией

и

Японией.

В

эту

войну

было

втянуто

61

государство (14 государств на стороне фашистской Германии, 47 - на стороне России;

показать

на

карте,

отметить

страны

флагами).

Всего

в

войне

участвовало

1,7 млрд человек или 80% всего населения Земли, т.е. из каждых 10 человек в войне

участвовало 8. Поэтому такую войну и называют мировой.

Есть события, даты, имена людей, которые вошли в историю города, страны и

даже в историю всей Земли. О них пишут книги, рассказывают легенды, сочиняют

стихи, музыку. Главное же – о них помнят. И эта память передаётся из поколения в

поколение.

Одним из таких событий стала Великая Отечественная война нашего

народа против фашистской Германии. Память о ней должен сохранить каждый.

На

рассвете

22

июня

1941

года

началась

Великая

Отечественная

война.

Долгие 4 года до 9 мая 1945 года наши деды и прадеды боролись за освобождение

родины от фашизма. Они делали это ради будущих поколений, ради нас. Давайте

рассказывать об этой справедливой войне нашим детям и внукам, чтобы помнили.

Нападение Германии на Советский Союз было неожиданным. Был нанесен удар

неведомой силы. Гитлер напал на Советский Союз (Так раньше называлось наше

Отечество) сразу на большом пространстве — от Балтийского моря до Карпатских гор

(почти по всей нашей Западной границе, можно показать на карте). Его войска

пересекли нашу границу. Тысячи и тысячи орудий открыли огонь по мирно спящим

селам,

и

городам,

самолеты

врага

стали

бомбить

железные

дороги,

вокзалы,

аэродромы. Первыми кто принял бой - это были "пограничники". Отвагу и доблесть

проявили при защите города Брест. (Брестская крепость - показ иллюстраций).

Для войны с Россией Германия подготовила огромную армию, Гитлер хотел

превратить население нашей Родины в рабов и заставить их работать на Германию,

хотел уничтожить науку, культуру, искусство, запретить образование в России. Самые

кровопролитные битвы прошли: под Москвой, Сталинград, Ленинград, Курская дуга

(самая крупная танковая битва, показ на карте места, иллюстрации).

Говоря о войне, мы часто говорим о подвигах. Ребята, а как вы понимаете

слово - "подвиг"? (Дети рассуждают.)

Подвиг - это когда человек отдает себя людям, во имя людей жертвует всем, даже

собственной жизнью. Бывает подвиг одного человека, двух, трех, сотен, тысяч, а

бывает ПОДВИГ НАРОДА, когда народ поднимается на защиту Отечества, его чести,

достоинства и свободы. Когда фашистская Германия мощь своих танков, самолетов,

орудий и снарядов, обрушила на наше государство, нужно было быть очень сильным

народом, иметь стальной характер, обладать великой нравственной силой, чтобы

противостоять врагу, побороть его несметные силы.

1 Ребенок:

От бескрайней равнины сибирской

До полесских лесов и болот

Поднимался народ богатырский,

Наш великий, могучий народ!

Выходил он: свободный и правый,

Отвечая войной на войну,

Постоять за родную державу,

За могучую нашу страну!

2 Ребенок:

По пыльной дороге идут на войну

Солдаты, свою защищая страну.

Они не жалеют ни крови, ни жизни-

В сердцах у них смелость и верность Отчизне.

На современном этапе нужно воспитывать будущего гражданина, патриота

своей страны. Дошкольникам доступно чувство любви к родному городу, природе, к

своей Родине. Это и есть начало патриотизма. Это чувство не возникает само по

себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на

человека, начиная с самого раннего возраста.



В раздел образования