Автор Сайфулина Галина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Место работы: МОКУ С(К)ООШ №22, г. Якутск
Конспект логопедического занятия
учителя-логопеда
Сайфулиной Г.В. в 3-м классе.
Тема: Дифференциация звуков и букв С - З, [С’] – [З’] в словах, предложениях.
Тип урока: Занятие в 3-м классе с группой обучающихся с ОНР.
Цели:
1. Коррекционно-образовательная:
- учить различать пары согласных звуков
С и З и СЬ – ЗЬ;
- закреплять звукобуквенную связь;
2. Коррекционно-развивающие:
- развитие фонематического слуха;
- закрепление условно-рефлекторных связей на данные звуки;
- закрепление кинетических ощущений на артикуляционный уклад звуков С – З;
- развитие мыслительной деятельности обучающихся
3. Коррекционно-воспитательные:
- воспитание интереса к занятиям,
- воспитание самостоятельности
Задачи:
1.Уточнение артикуляции и характеристики звонких и глухих согласных звуков С - З
2.Продолжение
работы
над
расширением
и
активизацией
словарного
запаса
учащихся..
3.Предупреждение и коррекция акустической дисграфии.
4.Развитие зрительного и слухового внимания.
5.Воспитание интереса к русскому языку.
6.Развитие фонематических процессов (восприятие, анализ)
Оборудование:
-картинки «Времена года», «Птицы»
-карточки с названием месяцев для индивидуальной работы.
-карточки со словами
-магнитная доска,
-магнитные фишки разного цвета,
-зеркала.
-цветные карандаши
-картинки - демонстрационные буквы письменного и печатного алфавита
Этап урока, задачи этапа
Деятельность логопеда
Деятельность
обучающихся
1.
Организационный момент.
Цель:
о р г а н и з о в а т ь
н а ч а л о
з а н я т и я ,
п с и х о л о г и ч е с к и й
положительный
настрой
и
подготовка обучающихся к работе.
Приветствие детей,
задаёт вопросы об
уточнении числа, месяца,
времени года.
-
Молодцы,
вы
хорошо
з а п о м н и л и
н а з в а н и я
зимних месяцев.
О т в еч а ют
н а
в о п р о с ы
учителя с опорой на плакат
« В р е м е н а
г о д а » ,
индивидуально
выбирают из предложенных
карточек
названия
зимних
месяцев.
2. Подготовка к основному этапу.
Артикуляционная гимнастика.
Ц
е
л
ь
: подготовить
а р т и к у л я ц и о н н ы й
. а п п а р а т
учащихся,
мотивация
к
чёткому
произношению звуков с опорой на
с л у х о в ы е
о щ у щ е н и я
и
кинезиологические движения.
3 .
В в е д е н и е
в
т е м у
занятия.
Цель:
актуализировать
опорные
знания
и
умения
обучающихся.
Развивать
фонематический
слух
учащихся, тактильные ощу-
щения,
мотивация
запоминания
произношения звуков.
4. Сообщение темы
занятия
Цель: определение темы и целей
з а н я т и я ,
м о т и в а ц и я
познавательной
деятельности
уч-
ся.
Д а ё т
и н с т р у к ц и и
п о
выполнению
артикуляционных
упражнений:
«Лягушка
–
хоботок»,
«Лопаточк а»,
«Наказать
непослушный
язычок», «Киска сердится»,
« У п р я м ы й
о с л и к » ,
«Трубочка» и др.,
п о к а з
у п р а ж н е н и й ,
контроль
за
точностью
и
объёмом
движений
арт.
аппарата каждого уч-ся.
-
Дети,
у
Лены
и
Алеши
упражнения хорошо полу-
чаются. Катюша, Дамир и
В и т я
–
е щ ё
н е м н о г о
потренируются
и
у
них
б у д е т
з а м е ч а т е л ь н о
получаться.
- Узнайте букву по описанию.
- Какая буква похожа на
неполный овал, нет «кусочка»
с правой стороны?
Какой звук обозначает эта
буква?
-
А
эта
буква
похожа
на
одну
из
цифр
первого
десятка.
- Какой звук обозначает эта
буква?
- Кто из вас запомнил
ощущения при
произношении
звука С, а при звуке З ?
-
Как
называется
пара
звуков,
при
произнесении
которых
губы
не
меняют
свое положение?
Задаёт вопросы учащимся.
Коллективное
групповое
Работа с зеркалами.
Выполнение
артикуляционных
упражнений по инструкции,
со
зрительной
о п о р о й ,
зрительный самоконтроль.
Ответы на вопросы
Характеристика
каждого
звука.
П р о и з н о ш е н и е
з в у к а ,
тактильные ощущения.
Называют
предполагаемую
т е м у
у р о к а
и л и
предполагаемые
задания,
действия
учащихся
н а
занятии
--будем читать,
- слушать звуки,
-
находить
место
звука
в
слове.
5 . И з у ч е н и е
н о в о г о
материала.
Цель: раскрыть понятие звонких и
глухих
согласных
звуков,
учить
с п о с о б а м
р а з л и ч е н и я
и
правильного
соотнесения
звука
с
буквой.
интервью по определению
предполагаемой
те м ы
урока.
О б о б щ а е т
о т в е т ы
учащихся
и
формулирует
тему и задачи занятия.
-
В ы
п р а в и л ь н о
определили
тему
занятия.
А теперь запишите число и
тему в своих тетрадях.
Беседа
по
у т оч н е н и ю
характеристики
данных
звуков.
Дайте характеристику
звука.
З
%
?
С
²
?
Загадки.
1.Днем спит, ночью летает.
________
2.Вещунья
белобока,
а
зовут ее …..
3.На
шесте
–
дворец,
во
дворце певец, а зовут его
….
-Назовите 1 звук в загадке
- К ак
п роход и т
в о з д у х
свободно
или
встречает
преграду
- Что образует преграду?
- Какой это звук? и т. д.
- Н азо в и те
эт и х
п т и ц .
(картинки)
- Н а й д и т е
л и ш н ю ю
картинку.
-По какому признаку одну
к а р т и н к у
м о ж н о
исключить?
П р о и з н о ш е н и е
з в у к а ,
тактильные
ощущения.
слуховые
дифференциации
звонких
и глухих согласных звуков.
Запись
числа
и
темы
в
тетрадь.
П р о и з н о с я т
з в у к и ,
используют
руки-наушники,
звоночки,
слушают
себя
и
других детей;
о т в еч а ю т
н а
в о п р о с ы
учи теля,
а н а л и з и р у ю т,
выделяют,
с р а в н и в а ют,
делают выводы, слушают и
д о п о л н я ю т
о т в е т ы
товарищей.
Соотнесение звука с
буквой.
- Молодцы, вы хорошо
справились с заданием.
- Над какими звуками и
буквами мы работаем?
Видят
письменную
и
печатную букву С и З.
Находят в лабиринтах букв
данные
буквы
по
заданию
логопеда.
6.
Физминутка.
Цель:
с н я т ь
м ы ш е ч н о е
напряжение и усталость.
(или психогимнастика)
Я мороза не боюсь
С ним я крепко подружусь.
Подойдет ко мне мороз,
Тронет руки, тронет нос.
Значит надо не зевать:
Прыгать, бегать и скакать.
Выполняют
соответствующие движения
7.Первичное
закрепление и
контроль учителя.
Цель:
в ы д е л е н и е
з в у к а
и з
звукового ряда; соотнесение звука
с
б у к в о й ;
р а з в и т и е
ф о н е м а т и ч е с к о г о
а н а л и з а ;
развитие навыков самоконтроля.
Даёт
задания,
объясняет
условия дидактических игр,
в ы д е л я е т
ф и ш к а м и ,
цветными мелками буквы С
- З ; СЬ-ЗЬ
-Если в слове звук С
или З в клеточку положи
квадратик синего цвета;
-Если СЬ или ЗЬ –
зеленого.
Контролирует, исправляет,
ответы учащихся.
Слушают,
определяют
на
слух;
вставляют
цветные
ф и ш к и ;
с л е д я т
з а
правильностью ответов .
8.Закрепление
нового
м а т е р и а л а
в
изменённых условиях.
Цель: закрепить умения и навыки
различения звуков и букв С-З;
развивать навыки самостоятельной
работы, самопроверки; логического
мышления и памяти.
Даёт задание учащимся,
использует компьютерную
презентацию.
Объясняет условия
дидактических игр.
1 . П р оч и т а й
с л о в а
п о
верхним частям букв.
2.Прочитай
зашифрованные
предложения
3.Диктует предложения.
1.Записывают
сл ова
в
тетрадь,
выделяют
данные
б у к в ы
ц в е т н ы м и
карандашами.
2.Самостоятельная работа в
тетрадях.
3.Запись слов, предложений
под диктовку
Самопроверка.
Выделение
б у к в
ц в е т н ы м и
карандашами.
9.Рефлексия.
Цель: мобилизовать учащихся на
усвоение навыка дифференциации
С -З и навыка проверки письма с
различными
опорами,
анализ
результатов
Подведение
итогов,
Комментирует,
обобщает
о т в е т ы
у ч а щ и х с я ,
о ц е н и в а ет
р а б от у
н а
занятии всех учащихся.
Отвечают
на
в о п р о с ы ,
анализируют свою работу и
работу других учащихся на
занятии.
анализ работы уч-ся.
.