Напоминание

"Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся при изучении профильного курса географии


Автор: Волина Марина Ивановна
Должность: преподаватель географии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №17"
Населённый пункт: Череповец, Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся при изучении профильного курса географии
Раздел: среднее образование





Назад




Волина Марина Ивановна,

учитель географии

I квалификационная категория

г. Череповец, К.Беляева 17-81,

marina.

volina2014@yandex.

ru

с.т. 89211394523

Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся

при изучении профильного курса географии.

Изменение концепций школьного образования требует новых подходов

к формированию учебных программ и курсов.

Курс, автором которого является Вероника Николаевна Холина,

представляет инновационный учебно-методический комплекс «География.

Углублённый уровень» - победитель конкурса Национального фонда

подготовки кадров «Информатизация системы образования», проходившего в

2005-2008 гг.

Роль географии в формировании всесторонне развитой личности

незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми

людям в их профессиональной и бытовой деятельности – от выбора места

жительства, продуктов питания до выборов руководителей страны. В

значительной степени ответы на эти вопросы пытается дать предлагаемый

курс, лежащий на стыке географии и региональной экономики.

Учитывая нарастающие процессы глобализации мирового социума,

одной из воспитательных задач данного комплекса является воспитание

человека мира – человека, свободно ориентирующегося в море информации и

многообразии стран. Каждый параграф учебника сопровождается Интернет

- сайтами, ряд ссылок дан на англоязычные Интернет – ресурсы.

Урок по теме «Какими были первые методы географических

исследований». Даны сноски на следующие сайты: Европейские путешествия

и открытия – учебный ресурс университета Калгари (на английском языке) и

Сайт географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (на русском

языке) 10 класс.

Урок по теме «Урбанизация». Сайты – «Всё о городах» (на английском

языке) и «Всё о географии городов» (на русском языке) 11 класс.

Таким образом данные ссылки формируют ощущение причастности к

событиям современного мира и дают дополнительные стимулы к изучению

иностранных языков. Если ученик не изучает английский язык вообще или

знает его плохо, это не помешает ему выполнить задание с использованием

предлагаемых ресурсов. При возникновении трудностей, всегда можно

выйти по ссылке на статистику на русском языке.

В конце каждой темы помещён список справочной литературы и адреса в

сети Интернет, которые можно использовать для более подробного изучения

отдельных тем, а также для проверки правильности выполнения домашнего

задания. Например по теме «Объекты политической карты мира» даны

следующие адреса в сети Интернет: «Вокруг свет» - первый познавательный

портал; сайт Содружества (Британского).

Через поиск и анализ территориальной статистики СМИ и Интернете,

поиск необходимой информации в смежных науках и через систему

домашних и классных заданий предполагается развитие у обучающихся

навыков самостоятельного добывания знаний и информации. В данном

случае формируется информационная компетенция.

Особое внимание автор данного курса уделил практической значимости

излагаемого материала в будущей профессиональной деятельности. В

структуре учебника включены блоки «Карьера». Например: по теме

«География сельского хозяйства» в блоке «Карьера» даны профессия –

агрономия, профессия – ветеринария (11 класс). По теме «Закономерности

размещения промышленности» в блоке «Карьера» - профессия экология и

природопользование. По теме «География сферы услуг» профессия –

логистика (11 класс). В течении двух лет изучения данного курса даны 17

блоков «Карьера» ( география, международное право, сотрудник

миротворческих миссий ООН, международные отношения, демография,

мировая экономика, региональная экономика, логистика, экология и

природопользование, ветеринария, агрономия, городская планировка,

риелтор и маркетинг).

Данный раздел учебника даёт общее представление о профессии, а

главное – объясняет как изучаемый материал может быть использован в

настоящей профессиональной деятельности. В этих блоках приводятся

дополнительные материалы, реальные примеры профессиональной

деятельности.

Вероника Холина уделяет внимание и организации изучения курса. Здесь

используется деятельностный практико-ориентированный подход к

усвоению содержания, то есть ученики усваивают учебный материал в

процессе разнообразной учебной деятельности с этим материалом. В

процессе усвоения материала формируются и ключевые компетенции:

информационная, коммуникативная, умения решать проблемы.

Многовариантность использования комплекса рассчитана и на учителя:

каждый из разделов учебника можно использовать как самостоятельный

элективный курс в других профилях.

Информационные компетенции предполагают владение современными средствами ин-

формации и информационными технологиями. Сегодня трудно представить ученика, кото-

рый не умеет пользоваться компьютером, GPS-навигатором, смартфоном, Интернетом,

ведь это так современно, а молодежь всегда тянется к новому. Задача учителя географии –

пока- зать возможности информационной базы Интернета, научить вести

самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение,

передачу и презентацию с помо- щью технических средств и информационных технологий

[1]. Картина мира изменяется слишком быстро, а "книжная" литература не успевает

отслеживать эти процессы. Интернет служит источником информации, с которой

школьник учится работать, например, создать презентацию к уроку или внеклассному

мероприятию, принять участие в Интернет-проектах разного уровня, подготовить,

показать и проанализировать снимки изучаемых территорий из Космоса и многое другое.

Прямо на уроке мы выходим в Интернет, заходим на Google maps, выбираем нужную нам

карту и работаем с ней, меняя ракурсы и масштаб в зависимости от целей урока. Вовлекая

учеников в эту работу, мы наделяем их важными информационными компетенциями,

которые наверняка будут востребованы во взрослой жизни. Учителя тоже повышают свою

компетенцию. Так, мною создан блог учителя географии, где я могу об- щаться с

коллегами, обмениваться опытом работы, обсуждать проблемы. Для учеников вы- ложены

рекомендации для подготовки к ЕГЭ, творческие задания по темам, интересные фак- ты.

Родители найдут здесь для себя полезные советы, узнают об успехах детей в различных

конкурсах и олимпиадах. Сейчас создается блог моего 6-а класса, где дети будут рассказы-

вать о своих путешествиях, выкладывать фотографии наших многочисленных экскурсий и

поездок по стране. А еще мы хотим познакомиться с блогерами–школьниками из других

го- родов, провести дистанционный КВН и виртуальную экскурсию по городу. Эта работа

повы- сит интерес к предмету и позволит ученикам (и учителю) постоянно

совершенствовать ин- формационные компетенции. Коммуникативные компетенции

формируются в процессе общения. Каждый ученик в бу- дущем будет выполнять

различные социальные роли, где невозможно обойтись без взаимо- действия с

окружающими. География — предмет преимущественно устного общения, по- этому на

уроках мы проводим дискуссии, учимся оперировать фактами, использовать дока-

зательную базу, анализировать, ставить вопросы, делать выводы и умозаключения,

защищать свои идеи. Хорошо зарекомендовали себя уроки, на которых ученики работают

в группах: защита проекта, экологический мониторинг. Например, в 9 классе был проведен

урок "Про- блемы населения Санкт-Петербурга". Ученики подготовили и провели

предварительное жур- налистское расследование: опросили всех учеников школы и их

родителей о том, какие про- блемы населения кажутся им наиболее важными и как их

решить. Все ответы были проана-136 лизированы, по ним составлены графики,

диаграммы, таблицы, а сам урок прошел как соци- альный форум, на котором голос

каждого был услышан, мнение учтено, где каждый почув- ствовал себя гражданином и

патриотом своего города, ответственным за его судьбу. Компетенции личностного

самосовершенствования формируются, когда ученик осознае

Используемая литература:

В.Н.Холина География. Профильный уровень 10 класс. Москва дрофа 2010

В.Н.Холина География. Профильный уровень 11 класс. Москва дрофа 2010

В.Н.Холина Книга для учителя. Москва дрофа 2014

Мультимедийное приложение к учебнику В.Н. Холиной ООО Дрофа 2009

Рабочие программы. Учебно-методическое пособие. Москва дрофа 2010



В раздел образования