Автор: Волина Марина Ивановна
Должность: преподаватель географии
Учебное заведение: МБОУ "СОШ №17"
Населённый пункт: Череповец, Вологодская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся при изучении профильного курса географии
Раздел: среднее образование
Волина Марина Ивановна,
учитель географии
I квалификационная категория
г. Череповец, К.Беляева 17-81,
marina.
volina2014@yandex.
ru
с.т. 89211394523
Формирование ценностно-смысловой ориентации учащихся
при изучении профильного курса географии.
Изменение концепций школьного образования требует новых подходов
к формированию учебных программ и курсов.
Курс, автором которого является Вероника Николаевна Холина,
представляет инновационный учебно-методический комплекс «География.
Углублённый уровень» - победитель конкурса Национального фонда
подготовки кадров «Информатизация системы образования», проходившего в
2005-2008 гг.
Роль географии в формировании всесторонне развитой личности
незаменима. Географические знания становятся повседневно необходимыми
людям в их профессиональной и бытовой деятельности – от выбора места
жительства, продуктов питания до выборов руководителей страны. В
значительной степени ответы на эти вопросы пытается дать предлагаемый
курс, лежащий на стыке географии и региональной экономики.
Учитывая нарастающие процессы глобализации мирового социума,
одной из воспитательных задач данного комплекса является воспитание
человека мира – человека, свободно ориентирующегося в море информации и
многообразии стран. Каждый параграф учебника сопровождается Интернет
- сайтами, ряд ссылок дан на англоязычные Интернет – ресурсы.
Урок по теме «Какими были первые методы географических
исследований». Даны сноски на следующие сайты: Европейские путешествия
и открытия – учебный ресурс университета Калгари (на английском языке) и
Сайт географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова (на русском
языке) 10 класс.
Урок по теме «Урбанизация». Сайты – «Всё о городах» (на английском
языке) и «Всё о географии городов» (на русском языке) 11 класс.
Таким образом данные ссылки формируют ощущение причастности к
событиям современного мира и дают дополнительные стимулы к изучению
иностранных языков. Если ученик не изучает английский язык вообще или
знает его плохо, это не помешает ему выполнить задание с использованием
предлагаемых ресурсов. При возникновении трудностей, всегда можно
выйти по ссылке на статистику на русском языке.
В конце каждой темы помещён список справочной литературы и адреса в
сети Интернет, которые можно использовать для более подробного изучения
отдельных тем, а также для проверки правильности выполнения домашнего
задания. Например по теме «Объекты политической карты мира» даны
следующие адреса в сети Интернет: «Вокруг свет» - первый познавательный
портал; сайт Содружества (Британского).
Через поиск и анализ территориальной статистики СМИ и Интернете,
поиск необходимой информации в смежных науках и через систему
домашних и классных заданий предполагается развитие у обучающихся
навыков самостоятельного добывания знаний и информации. В данном
случае формируется информационная компетенция.
Особое внимание автор данного курса уделил практической значимости
излагаемого материала в будущей профессиональной деятельности. В
структуре учебника включены блоки «Карьера». Например: по теме
«География сельского хозяйства» в блоке «Карьера» даны профессия –
агрономия, профессия – ветеринария (11 класс). По теме «Закономерности
размещения промышленности» в блоке «Карьера» - профессия экология и
природопользование. По теме «География сферы услуг» профессия –
логистика (11 класс). В течении двух лет изучения данного курса даны 17
блоков «Карьера» ( география, международное право, сотрудник
миротворческих миссий ООН, международные отношения, демография,
мировая экономика, региональная экономика, логистика, экология и
природопользование, ветеринария, агрономия, городская планировка,
риелтор и маркетинг).
Данный раздел учебника даёт общее представление о профессии, а
главное – объясняет как изучаемый материал может быть использован в
настоящей профессиональной деятельности. В этих блоках приводятся
дополнительные материалы, реальные примеры профессиональной
деятельности.
Вероника Холина уделяет внимание и организации изучения курса. Здесь
используется деятельностный практико-ориентированный подход к
усвоению содержания, то есть ученики усваивают учебный материал в
процессе разнообразной учебной деятельности с этим материалом. В
процессе усвоения материала формируются и ключевые компетенции:
информационная, коммуникативная, умения решать проблемы.
Многовариантность использования комплекса рассчитана и на учителя:
каждый из разделов учебника можно использовать как самостоятельный
элективный курс в других профилях.
Информационные компетенции предполагают владение современными средствами ин-
формации и информационными технологиями. Сегодня трудно представить ученика, кото-
рый не умеет пользоваться компьютером, GPS-навигатором, смартфоном, Интернетом,
ведь это так современно, а молодежь всегда тянется к новому. Задача учителя географии –
пока- зать возможности информационной базы Интернета, научить вести
самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение,
передачу и презентацию с помо- щью технических средств и информационных технологий
[1]. Картина мира изменяется слишком быстро, а "книжная" литература не успевает
отслеживать эти процессы. Интернет служит источником информации, с которой
школьник учится работать, например, создать презентацию к уроку или внеклассному
мероприятию, принять участие в Интернет-проектах разного уровня, подготовить,
показать и проанализировать снимки изучаемых территорий из Космоса и многое другое.
Прямо на уроке мы выходим в Интернет, заходим на Google maps, выбираем нужную нам
карту и работаем с ней, меняя ракурсы и масштаб в зависимости от целей урока. Вовлекая
учеников в эту работу, мы наделяем их важными информационными компетенциями,
которые наверняка будут востребованы во взрослой жизни. Учителя тоже повышают свою
компетенцию. Так, мною создан блог учителя географии, где я могу об- щаться с
коллегами, обмениваться опытом работы, обсуждать проблемы. Для учеников вы- ложены
рекомендации для подготовки к ЕГЭ, творческие задания по темам, интересные фак- ты.
Родители найдут здесь для себя полезные советы, узнают об успехах детей в различных
конкурсах и олимпиадах. Сейчас создается блог моего 6-а класса, где дети будут рассказы-
вать о своих путешествиях, выкладывать фотографии наших многочисленных экскурсий и
поездок по стране. А еще мы хотим познакомиться с блогерами–школьниками из других
го- родов, провести дистанционный КВН и виртуальную экскурсию по городу. Эта работа
повы- сит интерес к предмету и позволит ученикам (и учителю) постоянно
совершенствовать ин- формационные компетенции. Коммуникативные компетенции
формируются в процессе общения. Каждый ученик в бу- дущем будет выполнять
различные социальные роли, где невозможно обойтись без взаимо- действия с
окружающими. География — предмет преимущественно устного общения, по- этому на
уроках мы проводим дискуссии, учимся оперировать фактами, использовать дока-
зательную базу, анализировать, ставить вопросы, делать выводы и умозаключения,
защищать свои идеи. Хорошо зарекомендовали себя уроки, на которых ученики работают
в группах: защита проекта, экологический мониторинг. Например, в 9 классе был проведен
урок "Про- блемы населения Санкт-Петербурга". Ученики подготовили и провели
предварительное жур- налистское расследование: опросили всех учеников школы и их
родителей о том, какие про- блемы населения кажутся им наиболее важными и как их
решить. Все ответы были проана-136 лизированы, по ним составлены графики,
диаграммы, таблицы, а сам урок прошел как соци- альный форум, на котором голос
каждого был услышан, мнение учтено, где каждый почув- ствовал себя гражданином и
патриотом своего города, ответственным за его судьбу. Компетенции личностного
самосовершенствования формируются, когда ученик осознае
Используемая литература:
В.Н.Холина География. Профильный уровень 10 класс. Москва дрофа 2010
В.Н.Холина География. Профильный уровень 11 класс. Москва дрофа 2010
В.Н.Холина Книга для учителя. Москва дрофа 2014
Мультимедийное приложение к учебнику В.Н. Холиной ООО Дрофа 2009
Рабочие программы. Учебно-методическое пособие. Москва дрофа 2010