Авторы: Мельникова Ирина Алексеевна, Манасова Марина Яковлевна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: ГКУ ЦССВ "Доверие"
Населённый пункт: город Москва
Наименование материала: Статья
Тема: Использование дидактических игр в формировании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания
Раздел: среднее профессиональное
Использование дидактических игр в формировании культурно-
гигиенических навыков и навыков самообслуживания
Одним из эффективных средств развития интереса является использование
на занятиях дидактических игр и занимательного материала, что способству-
ет созданию у детей эмоционального настроя, вызывает положительное отно-
шение к выполняемой работе, улучшает общую работоспособность, дает воз-
можность один и тот же материал повторить разнообразными способами.
Выдающиеся педагоги придавали огромное значение включению игры в
учебную деятельность.
В.А. Сухомлинский писал, что без игры нет и не может быть полноценно-
го умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в
духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений и поня-
тий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности.
… Без игры умственных сил, без творческого воображения невозможно пред-
ставить полноценное обучение.…
Современная дидактика, обращаясь к игровым формам обучения, спра-
ведливо усматривает в них возможность эффективной организации взаимо-
действия педагога и воспитанников, продуктивную форму общения с элемен-
тами соревнования, непосредственности, неподдельного интереса (В.Г. Кова-
ленко).
Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию
учебных навыков и умений, изучению нового материала или повторению и
закреплению пройденного, т.е. решают определенные дидактические задачи.
С другой стороны, они способствуют развитию мышления, памяти, внима-
ния, наблюдательности. В процессе игры у детей вырабатывается привычка
мыслить самостоятельно, сосредотачиваться, проявлять инициативу.
Эти аргументы можно считать серьезным основанием для более широкого
использования игры в процессе обучения.
В каждой игре есть два начала: одно несет развлекательность, другое тре-
бует серьезности, мобилизации усилий. Соотношение этих двух начал
(преобладание развлекательности или серьезности) определяет характер иг-
ровой ситуации или вид игры (З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова). Другими
словами, «дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрос-
лого на ребенка. И в то же время игра – основной вид деятельности детей. Та-
ким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, ко-
торую преследует взрослый, а другая игровая, ради которой действует ребе-
нок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвое-
ние материала» (А.А. Катаева, Е.А. Стребелева).
Как отмечают многие ученые (Т.К. Жикалкина и др.), игры в своем раз-
витии эволюционируют от предметных к ролевым и от ролевых к дидактиче-
ским. Интерес детей в дидактической игре перемещается от игрового дей-
ствия к умственной задаче. Игровая цель, органично сочетаясь с учебной, яв-
лялась средством повышения умственной активности ребенка.
Основные функции дидактической игры.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагоги-
ческое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольно-
го возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью,
и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
С помощью игр – занятий воспитатель не только передает определенные
знания, формирует представления, но и учит детей играть. Основой для игр
детей служат сформулированные представления о построении игрового сю-
жета, о разнообразных игровых действиях с предметами. Важно, чтобы затем
были созданы условия для переноса этих знаний и представлений в самостоя-
тельные, творческие игры.
Дидактическая игра как форма обучения детей содержит два начала:
учебное (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновре-
менно является и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, иг-
рая, учатся. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружа-
ющем мире, то в дидактической игре (играх – занятиях, собственно дидакти-
ческих играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, во-
просов.
Воспитатель заботится об усложнении игр, расширении их вариативности.
Если у ребят угасает интерес к игре (а это в большей мере относится к на-
стольно - печатным играм), необходимо вместе с ними придумать более слож-
ные правила.
Самостоятельная игровая деятельность не исключает управления со сторо-
ны взрослого. Участие взрослого носит косвенный характер: например, вос-
питатель, как и все участники игры "лото", получает карточку и старается вы-
полнить задание в срок, радуется, если выиграет, т. е. является равноправным
участником игры. Самостоятельно дети могут играть в дидактические игры
как на занятиях, так и вне их.
Дидактические игры рассматриваются в дошкольной педагогике как метод
обучения детей сюжетно – ролевым играм: умение взять на себя определён-
ную роль, выполнить правила игры, развернуть её сюжет. Например, в дидак-
тической игре "Уложи куклу спать" воспитатель учит детей последовательно-
сти действий в процессе раздевания куклы – аккуратно складывать одежду на
стоящий стул, заботливо относиться к кукле, укладывать её спать, петь колы-
бельные песни. Согласно правилам игры, дети должны отобрать из лежащих
предметов только те, которые нужны для сна. "День Рождения куклы Кати",
"Оденем Катю на прогулку", "Катя обедает", "Купание Кати" – это наиболее
распространенные игры. Игры с куклами являются эффективным методом
обучения детей самостоятельным творческим сюжетно – ролевым играм.
Дидактические игры имеют большое значение для обогащения творческих
игр и более старших детей. Такие игры, как "Умные машины", "Молочная
ферма", "Кому, что нужно для работы", не могут оставить ребят равнодушны-
ми, у них появляется желание играть в строителей, продавцов, врачей.
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспита-
ния личности ребёнка.
Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей
правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам
окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, , профес-
сии, трудовой деятельности.
Знания об окружающей жизни дают детям по определённой системе. Так,
ознакомление детей с трудом проходит в такой последовательности: детей
сначала знакомят с содержанием определённого вида труда, затем- с машина-
ми, помогающими людям в их труде, облегчающими труд, с этапом произ-
водства при создании необходимых предметов, продуктов, после чего раскры-
вают перед детьми значение любого вида труда.
С помощью дидактических игр воспитатель приучает детей самостоятельно
мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответ-
ствии с поставленной задачей.
Дидактические игры развивают сенсорные способности детей. Процессы
ощущения и восприятия лежат в основе познания ребёнком окружающей сре-
ды. Ознакомление дошкольников с цветом, формой, величиной предмета поз-
волило создать систему дидактических игр и упражнений по сенсорному вос-
питанию, направленных на совершенствование восприятия ребёнком харак-
терных признаков предметов.
Дидактические игры развивают речь детей: пополняется и активизируется
словарь. Некоторые игры требуют от детей активного использования родо-
вых, видовых понятий, например, "Назови одним словом" или "Назови три
предмета".
Нравственное воспитание. У дошкольников формируется нравственное
представление о бережном отношении к окружающим предметам, игрушкам
как продуктам труда взрослых, о нормах поведения, о взаимоотношении со
сверстниками и взрослыми, о положительных и отрицательных качествах
личности. В воспитании нравственных качеств личности ребёнка особая роль
принадлежит содержанию и правилам игры. В работе с детьми основным со-
держанием дидактических игр является усвоение детьми культурно - гигие-
нических навыков.
Использование дидактических игр в работе с детьми более старшего возрас-
та решает несколько иные задачи – воспитание нравственных чувств и отно-
шений.
Эстетическое воспитание. Дидактический материал должен соответство-
вать гигиеническим и эстетическим требованиям: игрушки должны быть раз-
рисованы яркими красками, художественно оформленными. Такие игрушки
привлекают внимание, вызывают желание играть с ними.
Физическое воспитание. Игра создаёт положительный эмоциональный
подъём, вызывает хорошее самочувствие, и вместе с тем требует определён-
ного напряжения нервной системы. Особенно важны игры с дидактическими
игрушками, где развивается и укрепляется мелкая мускулатура рук, а это ска-
зывается на умственном развитии, на подготовке руки к письму, к изобрази-
тельной деятельности.
Основные виды игр.
Все дидактические игры можно разделить на три основных вида: игры с
предметами (игрушками, природным материалом), настольно-печатные и сло-
весные игры.
Игры с предметами.
В играх с предметами используются игрушки и реальные предметы, Играя с
ними, дети учатся сравнивать, устанавливать сходство и различие предметов.
Ценность этих игр в том, что с их помощью дети знакомятся со свойствами
предметов и их признаками: цветом, величиной, формой, качеством. В играх
решают задачи на сравнение, классификацию, установления последователь-
ности в решении задач. По мере овладения детьми новыми знаниями о пред-
метной среде задания в играх усложняются: ребята упражняются в определе-
нии предмета по какому-либо одному качеству, объединяют предметы по это-
му признаку (цвету, форме, качеству, назначению и др.), что очень важно для
развития отвлеченного, логического мышления.
Одним детям дают предметы, резко отличающиеся друг от друга по свой-
ствам, так как малыши еще не могут находить едва заметные различия между
предметами.
Для других используют такие предметы, в которых разница между ними
становится менее заметной. В играх с предметами дети выполняют задания,
требующие сознательного запоминания количества и расположения предме-
тов, нахождения соответствующего предмета. Играя, дети приобретают уме-
ния складывать целое из частей, нанизывать предметы (шарики, бусы), вы-
кладывать узоры из разнообразных форм.
В дидактических играх широко используются разнообразные игрушки. В
них ярко выражены цвет, форма, назначение, величина, материал, из которого
они сделаны. Это позволяет упражнять детей в решении определенных ди-
дактических задач, например, отбирать все игрушки, сделанные из дерева
(металла, пластмассы, керамики). Или игрушки, необходимые для различных
творческих игр: для игры в семью, строителей и др. Используя дидактиче-
ские игры с подобным содержанием, воспитателю удается вызвать интерес к
самостоятельной игре, подсказать им замысел игр с помощью отобранных иг-
рушек.
Игры с природным материалом (семена растений, листья, разнообразные
цветы, камушки, ракушки) воспитатель применяет при проведении таких ди-
дактических игр, как "Чьи это детки?", "От какого дерева лист?", "Собери бу-
кет из осенних листьев", и др. Воспитатель организует их во время прогулки,
непосредственно соприкасаясь с природой. В таких играх закрепляются зна-
ния детей об окружающей их природной среде, формируются мыслительные
процессы (анализ, синтез, классификация) и воспитывается любовь к приро-
де, бережное к ней отношение.
К играм с предметами относятся сюжетно-дидактические игры и игры-
инсценировки. В сюжетно-дидактической игре дети выполняют определен-
ные роли, продавца, покупателя в играх типа "Магазин» и др. Игры-инсцени-
ровки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях,
литературных произведениях "Путешествие в страну сказок", о нормах пове-
дения "Что такое хорошо и что такое плохо?".
Настольно-печатные игры.
Настольно-печатные игры – интересное занятие для детей. Они разнооб-
разны по видам: парные картинки, лото, домино. Различны и развивающие
задачи, которые решаются при их использовании.
Подбор картинок по парам. Самое простое задание в такой игре – нахожде-
ние среди разных картинок совершенно одинаковых: две шапочки, одина-
ковые по цвету, фасону и др. Затем задание усложняется: ребенок объединяет
картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу: найти среди всех
картинок два самолета. Самолеты, изображенные на картинке, могут быть
разные и по форме, и по цвету, но их объединяет, делает их похожими при-
надлежность к одному виду предметов.
Подбор картинок по общему признаку. Здесь требуется некоторое обобще-
ние, установление связи между предметами. Например, в игре "Что растет в
саду (лесу, городе)?" дети подбирают картинки с соответствующими изобра-
жениями растений, соотносят с местом их произрастания, объединяют по од-
ному признаку картинки. Или игра "Что было потом?": дети подбирают ил-
люстрации к какой-либо сказке с учетом последовательности сюжета.
Запоминание состава, количества и расположения картинок. Например, в
игре "Отгадай какую картинку спрятали" дети должны запомнить содержание
картинок, а затем определить, какую их них перевернули вниз рисунком. Эта
игра направлена на развитие памяти, запоминания и припоминания. Игровы-
ми дидактическими задачами этого вида игр является также закрепление у
детей знания о количественном и порядковом счете, о пространственном рас-
положении картинок на столе, умение рассказать связно о тех изменениях, ко-
торые произошли с картинками, об их содержании.
Составление разрезных картинок и кубиков. Задача этого вида игр – учить
детей логическому мышлению, развивать у них умение из отдельных частей
составлять целый предмет. Картинки разрезают на 2 -4 части. При этом для
игры на картинке изображается один предмет: игрушка, растение, предметы
одежды и др.
Словесные игры.
Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх
дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять
знания о них. Так как в этих играх требуется использовать приобретенные ра-
нее знания в новых связях, в новых обстоятельствах. Дети самостоятельно ре-
шают разнообразные мыслительные задачи; описывают предметы, выделяя
характерные их признаки; отгадывают по описанию; находят признаки
сходства и различия; группируют предметы по различным свойствам, призна-
кам.
Структура дидактической игры.
Обязательными структурными элементами дидактической игры являются:
обучающая и воспитывающая задача, игровые действия и правила.
Дидактическая задача.
Для выбора дидактической игры необходимо знать уровень подготовленно-
сти воспитанников, так как в играх они должны оперировать уже имеющими-
ся знаниями и представлениями.
Определяя дидактическую задачу, надо, прежде всего, иметь в виду, какие
знания, представления детей о природе, об окружающих предметах, о соци-
альных явлениях должны усваиваться, закрепляться детьми. Какие умствен-
ные операции в связи с этим должны развиваться, какие качества личности в
связи с этим можно формировать средствами данной игры (честность, скром-
ность, наблюдательность, настойчивость и др.).
Формирование культурно-гигиенических навыков.
С первых дней жизнь ребенка социально организована. Она состоит из че-
редующихся, ежедневно повторяющихся бытовых процессов: сон, умывание,
раздевание и одевание, прием пищи, пользование туалетом и пр.
От ребенка требуется много усилий, чтобы научиться пить из чашки, пользо-
ваться ложкой, одеваться.
Создание здорового образа жизни для ребенка с нарушениями интеллекта яв-
ляется первоосновой его полноценного воспитания и развития. Здоровый об-
раз жизни требует соблюдения всех гигиенических норм в подборе мебели,
оборудования, светового и температурного режима.[2; 10]
В приобщении ребенка к здоровому образу жизни особо важно овладеть
основами гигиенической и двигательной культуры.
Гигиеническая культура осваивается через формирование у детей гигиениче-
ских навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережного отношения к
личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания порядка в окружаю-
щей обстановке.
Нормально развивающиеся дети к двум годам умеют есть самостоятельно,
хотя делают это еще медленно и недостаточно аккуратно, а у умственно от-
сталого ребенка освоение данного процесса растянуто во времени. Повсед-
невные упражнения, поощрения самостоятельности дают хорошие результа-
ты; после определенного промежутка времени при активной помощи взрос-
лых дети едят уже быстрее, увереннее, опрятнее, однако многие еще держат
ручку ложки в кулачке (это им легче). [17; 6]
Необходимо использовать все возможности для поощрения ребенка, отмечать
любые, хотя бы и незначительные его достижения.
Рассмотрим подробнее некоторые культурно-гигиенические навыки и навыки
самообслуживания.
Навык приема пищи
Задачи: уметь различать и называть предметы, необходимые для приема
пищи (ложка, вилка, нож, тарелка, стакан, кружка, чашка, блюдце, солонка,
салфетка, клеенка, скатерть и т.д.). Закрепить навыки: мыть руки перед едой:
сервировать стол перед едой, во время приема пищи сформировать навык
пользоваться ложкой, вилкой, ножом, уметь есть опрятно, не разливая и не
роняя пищу, тщательно пережевывать пищу, есть последовательно и уметь
различать, какие продукты совместимы и полезны для здоровья, а какие нет.
Знать, что нельзя есть зеленые, а также немытые ягоды, овощи, фрукты.
Гигиенические навыки
Задачи: учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос,
рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, спина, плечи, руки, ноги, пальцы, ногти,
колени, локти), знать предметы санитарии и гигиены (мыло, мыльница, мо-
чалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, ножницы, тазик, ванна, душ, по-
лотенце). Сформировать представление у детей о том, что быть чистым —
красиво и полезно для здоровья, а грязь способствует заболеваниям. Сфор-
мировать и закрепить правила проведения утреннего и вечернего туалета:
мытья рук, лица, вытирания насухо полотенцем; знания, где следует хранить
предметы туалета: мыльницу, зубную щетку, пасту, гребешок и полотенце.
[16; 11-13]
Навык опрятности
Задачи: учить накрывать на стол перед обедом, во время еды аккуратно есть
пищу, пользоваться салфеткой и полоскать ротовую полость после еды; уби-
рать и мыть после еды посуду; вытирать или вымыть клеенку; уметь запра-
вить за собой постель, встряхнуть простынь, расстелить одеяло, взбить
подушку. В туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с
мылом после туалета, вытирать насухо полотенцем, уметь самостоятельно
расчесываться. При раздевании — научить складывать в определенной после-
довательности одежду на свой стульчик. Аккуратно одеваться, проверяя все
застежки на одежде, соотносить гарнитур одежды по гамме. После учебных
занятий убрать со своей парты школьные принадлежности; в игровой комнате
убирать на место игры и игрушки; наводить порядок в своих сумках и рюкза-
ках. Приучить убирать помещения в конце учебной недели (пылесосить ком-
наты, выбрасывать мусор в корзинки, расставлять пособия на полки, в спор-
тивном зале убирать инвентарь на место, выровнять парты и поставить сту-
лья на парты, вытереть доску и аккуратно расставить магниты на доске, вы-
тереть пыль с парт, полить комнатные растения, покормить рыбок в аква-
риуме и т.д.).
Навык одевания и раздевания
Задачи: сформировать умения различать и называть предметы одежды и обу-
ви (трусы, носки, колготы, майка, рубашка, джинсы, шорты, платье, сарафан,
юбка, жилетка, пальто, шубка, куртка, сапоги, ботинки, тапочки, босоножки,
туфли и т.д.). Закрепить навык одевания и обувания при участии педагога,
научить складывать и вешать снятую одежду и обувь. Научить шнуровать бо-
тинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой
ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки и т.д. Научить
правильно и последовательно одеваться (одежду и обувь), самостоятельно за-
стегивать одежду (на пуговицы, молнию, кнопки). Учить детей следить за
своим внешним видом, проверять, застегнута ли одежда, не испачкана ли;
учить пользоваться носовым платком.
Навык адекватного поведения
Задачи: учить здороваться и прощаться с детьми и взрослыми. Научить детей
взаимовыручке и помощи друг другу при выполнении тех или иных навыков
самообслуживания. За столом вести себя спокойно и вежливо, уметь угостить
друг друга и не забыть поблагодарить, пожелать приятного аппетита во время
еды. Научить пропускать друг друга в помещениях школы, выразить вежливо
просьбу и поблагодарить за оказанную помощь. Вместе садиться за стол и по
окончании трапезы вместе выходить из-за стола. В помещении школы и на
улице не сорить, не кричать.
При формировании вышеуказанных навыков основную роль должны вы-
полнять дидактические игры и специальные упражнения в повседневных ре-
жимных моментах. По мнению специалистов, занятия по формированию
культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания должны
включать следующие этапы:
— создание положительно-эмоционального отношения к навыку;
— игра с куклой или другими игрушками (обыгрывание навыка с персона-
жем);
— демонстрация действия педагогом (показ на себе и комментировании каж-
дого действия);
— совместные действия педагога с ребенком;
— действия ребенка по подражанию действиям взрослого;
— самостоятельные действия ребенка (планирование своей деятельности
комментирование поэтапности выполнения действий самим ребенком).
Занятия по формированию культурно-гигиенических навыков и навыков
самообслуживания должны носить игровой характер, однако они имеют
определенные цели и задачи, средства их осуществления и тем самым прин-
ципиально отличаются от игры. Для обучения через игру и созданы дидакти-
ческие игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку
предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают ка-
кие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами,
учатся культуре общения друг с другом.
Дидактические игры и занятия дают положительные результаты при соблюде-
нии дидактических принципов.
Основным является принцип активности и посильной самостоятельно-
сти. Его надо учитывать, когда возникают поисковые ситуации с вероятным
результатом самим ребенком. Воспитатель выполняет на занятиях только то,
что не может сделать ребенок самостоятельно.
Принцип познавательной выразительности. Это эмоциональность воспи-
тателя, которая является необходимым условием успешного обучения, так как
она поддерживает интерес и внимание детей к программному материалу,
способствует стабильности их действий.
Принцип наглядности. Он заключается в том, что на занятиях с малышами
воспитатель использует наглядные средства (игрушки, картинки, пособия и
т.д.). Это важно, так как на начальных этапах обучения пояснения взрослого
даются сжато и поэтому должны подкрепляться показом наглядного дидакти-
ческого материала.
Принцип поэтапности заключается в том, что смена частей занятия обуслов-
лена постепенностью освоения отработки какого-либо умения, навыка. Это
дает возможность подвести ребенка к положительному результату, поощряя
его самостоятельность и активность.
Принцип цикличности также обусловлен поэтапностью обучения на заня-
тиях. Доказано, что наибольшая активность в течение одного занятия прояв-
ляется ребенком не при первом предъявлении ему материала (игрушки, кар-
тинки и т.д.), а при повторных показах (в третий – четвертый раз).
Принцип вариативности осуществляется при повторении программного ма-
териала на других занятиях. Это учит ребенка самостоятельно переносить
усвоенные знания в новую ситуацию и применять их практически. Одно и то
же упражнения не следует воспроизводить более 2-3 раз. Каждое повторное
занятие полезно обогащать несколько иным содержанием, частично усложняя
программный материал.
Каждый ребенок индивидуален не только цветом глаз, волос, но и обитающи-
ми внутри нас микроорганизмами: запахами, следами деятельности желез и
других органов. Ведь недаром перечисленные выше предметы называют во
всем мире предметами личной гигиены. Все, что требуется для обслуживания
своего организма, ухода за телом, должно быть личным. Для этого нужно
маркировать каждому ребенку предметы пользования (полотенце, горшок,
раздевальный ящик, кроватка) одной меткой. Можно использовать яркие кар-
тинки (флажок, елочка, морковка, грибок и т.д.). В первое время пребывания
ребенка в группе необходимо познакомить детей с его картинками и предме-
тами, объясняя их назначение. Знакомство малыша с умывальной комнатой
проводится в присутствии его мамы. Нужно показать малышу и его маме по-
лотенце, вешалку для него, мыльницы, где лежит мыло и т.д. Предложить,
чтобы мама с малышом помыли руки, потрогали полотенце и вытерли руки.
Но не только от чистоты и привлекательности умывальных принадлежностей
зависит отношение малыша к разумным гигиеническим процедурам.
На первоначальном этапе обучения достаточно, чтобы ребенок знал места
хранения предметов личной гигиены, умел находить эти предметы и отличать
их от других, и дать понять малышу, что пользоваться нужно только своими.
А чтобы в жизни стало реальностью, туалетную комнату нужно сделать раци-
ональной и удобной для малышей (туалетная бумага в том месте, где дети
обычно сидят на горшках, расчески возле зеркала, полотенца недалеко от
умывальных раковин).
Для обучения культурно-гигиеническим навыкам и формирования навыков
самообслуживания очень важно использовать дидактические игры, которые
являются для малышей наиболее подходящей формой обучения.
Дидактические игры не случайно заняли прочное место среди методов обуче-
ния и воспитания детей, развития их самостоятельной игровой деятельности.
В процессе таких игр дети учатся решать познавательные задачи, вначале под
руководством воспитателя, а затем и в самостоятельной игре.
Любая дидактическая игра ставит целью обогатить чувственный опыт ребен-
ка, развивать его умственные способности (умение сравнивать, обогащать,
классифицировать предметы и явления окружающего мира, высказывать свои
суждения, делать умозаключения).
Включая дидактические игры в педагогический процесс, очень важно ото-
брать те из них, которые доступны для детей.
Дидактическая игра направлена на развитие таких психических процессов,
как память, мышление, творческое воображение, развитие культурно-гигие-
нических навыков. Она вырабатывает усидчивость, дает простор для прояв-
ления самостоятельности. Внимание ребенка во время дидактических игры
обращено на выполнение игровых действий, а задача обучения им не осозна-
ется. Это делает игру особой формой обучения, когда дети, играя, усваивают
необходимые знания, умения и навыки. Дидактическая игра хороша еще и
тем, что малыш сразу видит конечный результат своей деятельности. Дости-
жение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого
пока что-то не получается. Дидактическая игра хороша как для индивидуаль-
ной, так и для совместной деятельности детей.
В играх с куклами у маленьких дошкольников формируются культурно-гиги-
енические навыки и нравственные качества – заботливое отношение к парт-
неру по игре – кукле, которое переносится затем на сверстников.
Чтобы научить малыша мыть руки, нужно предварительно рассматривать с
ними сюжетные картинки, где изображены: девочка (мальчик) умывается;
предметные картинки с изображением предметов, необходимых для умыва-
ния (мыло, мыльница, вешалка с полотенцем, кран с водой).
Приобщая малыша к здоровому образу жизни, овладению основами гигиени-
ческой культуры в процессе умывания, важно использовать игры с водой,
мыльными пузырями. И проводить дидактические игры с игровым персона-
жем, например – Неумейка. Неумейка появляется с грязными руками, предла-
гаю детям помочь маленькому Неумейке в выборе предметов (мыло, мыльни-
ца, полотенце и др.); затем научить персонаж делать «мыльные перчатки».
При обучении раздеванию и одеванию после сна и на прогулку нужно целе-
направленно направлять детскую самостоятельность в самообслуживании от
микропроцесса (снять тапочки, носки, надеть колготки) до целостного про-
цесса. Обучение проходит в естественной обстановке.
Например, формировать умение надевать колготки. Сначала дидактические
игры с картинками, предполагающие занятия: разложить их в последователь-
ности одевания (картинки, изображающие предметы одежды, соответствую-
щие сезону); помочь игровому персонажу в выборе предметов одежды для
одевания после сна (при одевании на прогулку). Дидактические игры с ку-
клой: «Наша Катя проснулась», «Оденем Катю на прогулку».
Дидактические игры-упражнения на развитие мелкой моторики для упражне-
ния в застегивании, шнуровании, завязывании. Также используются пред-
метно-схематические модели последовательности одевания на прогулку.
Таким образом, в процессе формирования культурно-гигиенических навыков
и навыков самообслуживания у детей дошкольного возраста с нарушениями
интеллекта возникают трудности. С помощью специально созданной про-
граммы коррекционного воздействия можно добиться положительных ре-
зультатов.
Заключение
Проблеме формирования культурно-гигиенических навыков и навыков само-
обслуживания у дошкольников с нарушениями интеллекта посвящены рабо-
ты Смирновой Е. Т., Кинаш Е. А., Пауновой С., Чулковой Н., Яковенко Т. и
др.
Под культурно-гигиеническими навыками и навыками самообслуживания
ученые понимают культуру человека, которая осваивается через формирова-
ние у детей умений и навыков ухода за своим телом, культуры еды, бережно-
го отношения к личным вещам, к предметам и игрушкам, поддержания по-
рядка в окружающей обстановке.
У детей с нарушениями интеллекта из-за особенностей их познавательного и
интеллектуального развития культурно-гигиенические навыки и навыки
самообслуживания формируются с большим трудом. Поэтому очень важно
вести целенаправленную коррекционно-развивающую работу в этом направ-
лении.
Исследования ученых показывают, что поскольку ведущим видом деятельно-
сти у дошкольников с нарушениями интеллекта является предметная и начи-
нает закладываться игровая деятельность, то основными методами формиро-
вания культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания долж-
ны быть игры и игровые упражнения, которые вызывают интерес у детей и
позволяют исподволь формировать необходимые навыки.
Таким образом, отметим, что применение игротерпии в формировании
культурно-гигиенических навыков у детей с интеллектуальной недоста-
точностью способствует появлению у каждого ребенка положительного отно-
шения к себе, становлению образа «Я», что оказывает влияние на формирова-
ние личности ребенка в целом. Дети становятся более спокойными, уверен-
ными в себе, у них реже встречается агрессивность, появляется интерес к
самой деятельности и ее результату. Является бесспорным, что овладение
культурно-гигиеническими навыками помогает детям обрести независимость
от взрослого, создает условия для переживания собственного личного успеха,
положительно сказывается на всем психическом развитии детей, что впослед-
ствии способствует их активному адекватному включению в социум.
Список литературы:
1. Граборов А. Н. Основы олигофренопедагогики/ Авторы-составители В. Г.
Петрова, Т. В. Швырева.- М., 2005.
2. Исаев Д. Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство.-
СПб., 2003.
3. Катаева А.А., Стребелева Е. А. Дошкольная олигофренопедагогика. Уч. по-
соб. для студ. высш. уч. завед.- М.: Гуман. изд. центр ВЛАДОС, 2005.
4. Мозговой В. М. Основы олигофренопедагогики: учеб. пособие для студ.
сред. учеб. заведений/ В. М. Мозговой, И. М. Яковлева, А. А. Еремина.- М.:
Издательский центр «Академия», 2006.
5. Пикулева Н. В. Слово на ладошке: [Воспитание культуры поведения в иг-
ровой форме].- М.: Новая шк., 1994.
6. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей/ Под ред. А. В. Запорожца.-М.:
Просвещение, 1976.
7. Кинаш Е. А. Игры и упражнения по формированию культурно-гигиениче-
ских навыков и навыков самообслуживания у глубоко умственно отсталых
детей// Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.- 2002.-№1.-с.
17-23.
8. Ленок Я. Я. Коррекционно-развивающие упражнения и игры// Дефектоло-
гия.-1996.-№5.-с. 81-83.
9. Паунова С. Гигиенические навыки с малых лет// Дошкольное воспитание.-
1993.-№11.-с. 67-69.