"Игры для развития логического мышления в детском саду и дома".
Автор: Латохина Юлия Сергеевна Должность: воспитатель Учебное заведение: МАДОУ детский сад № 29 Населённый пункт: Белорецк Наименование материала: консультация Тема: "Игры для развития логического мышления в детском саду и дома". Раздел: дошкольное образование
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка – детский сад № 29 «Ягодка» г.Белорецк РБ
Консультация для родителей
«
Игры для развития логического
мышления в детском саду и дома».
Воспитатель: Латохина Ю.С.
Консультация для родителей
«Игры для развития логического мышления в
детском саду и дома»
Цель : Привлечь родителей к сотрудничеству с воспитателями, выработать у
каждого родителя умения организовывать с ребенком игры по развитию
математических способностей.
Содержание
И родители, и педагоги знают, что математика - это мощный фактор
интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и
творческих способностей. Известно и то, что от эффективности
математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность
обучения математике в начальной школе.
Многие родители полагают, что главное при подготовке к школе это
познакомить ребенка с цифрами и научить его писать, считать, складывать и
вычитать (на деле это обычно выливается в попытку выучить наизусть
результаты сложения и вычитания в пределах 10). Однако при обучении
математике по учебникам современных развивающих систем (система Л. В.
Занкова, система В. В. Давыдова, система "Гармония", "Школа 2100" и др.), эти
умения очень недолго выручают ребенка на уроках математики. Запас
заученных знаний кончается очень быстро, и несформированность
собственного умения продуктивно мыслить (то есть самостоятельно выполнять
указанные выше мыслительные действия) очень быстро приводит к появлению
"проблем с математикой».
В современных обучающих программах начальной школы важное значение
придается логической составляющей. Развитие логического мышления ребенка
подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности,
а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи
явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе
причинно-следственной связи.
Ребенок с развитым логическим мышлением всегда имеет больше шансов
быть успешным в математике, даже если он не был заранее научен элементам
школьной программы (счету, вычислениям и т.п.)
Однако не следует думать, что развитое логическое мышление - это
природный дар, с наличием или отсутствием которого следует смириться.
Существует большое количество исследований, подтверждающих, что
развитием логического мышления можно и нужно заниматься (даже в тех
случаях, когда природные задатки ребенка в этой области весьма скромны).
Прежде всего разберемся в том, из чего складывается логическое мышление.
Логические приемы умственных действий - сравнение, обобщение, анализ,
синтез, классификация, аналогия, систематизация, абстрагирование - в
литературе также называют логическими приемами мышления. При
организации специальной развивающей работы над формированием и
развитием логических приемов мышления наблюдается значительное
повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня
развития ребенка.
Для выработки определенных математических умений и навыков
необходимо развивать логическое мышление дошкольников. Поэтому
необходимо научить ребенка решать проблемные ситуации, делать
определенные выводы, приходить к логическому заключению. Решение
логических задач развивает способность выделять существенное,
самостоятельно подходить к обобщениям.
Логические игры математического содержания воспитывают у детей
познавательный интерес, способность к творческому поиску, желание и умение
учиться. Необычная игровая ситуация с элементами проблемности,
характерными для каждой занимательной задачи, всегда вызывает интерес у
детей.
Занимательные задачи способствуют развитию у ребенка умения быстро
воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения.
Дети начинают понимать, что для правильного решения логической задачи
необходимо сосредоточиться, они начинают осознавать, что такая
занимательная задачка содержит в себе некий "подвох" и для ее решения
необходимо понять, в чем тут хитрость.
В условиях ДОУ существует множество настольно-печатных, дидактических
игр и дидактических пособий, направленных на развитие логического
мышления, которые используются как на занятиях, так и в самостоятельной
деятельности детей, но важно понимать, что именно домашняя обстановка
способствует полному раскрепощению ребенка, дома он усваивает материал в
индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском
саду. И здесь не маловажная роль отводится родителям.
Приведем примеры логических задач, игр и упражнений, которые активно
используются на занятиях по формированию элементарных математических
представлений в ДОУ. Но они настолько просты, что у родителей есть
возможность использовать их и при домашнем закреплении полученного
материала.
Логические задачи.
1. Саша ел яблоко большое и кислое. Коля — большое и сладкое. Что в яблоках
одинаковое, что разное?
2. Маша и Нина рассматривали картинки. Одна в журнале, другая в книге. Где
рассматривала Нина, если Маша не рассматривала в журнале?
3. Толя и Игорь рисовали. Один — дом, другой — ветку с листьями. Что рисовал
Толя, если Игорь не рисовал дом?
4. Под елкой цветок не растет,
Под березой не растет грибок.
Что растет под елкой?
5. Все рыбы дышат жабрами. Щука – это рыба! Что из этого следует?
6. Некоторые мальчики любят играть в футбол. Значит ли это, что все, кто
любит играть в футбол – мальчики?
Если ребенок не справляется с решением задачи, то, возможно он еще не
научился концентрировать внимание и запоминать условие, в этом случае
родитель может помочь ему сделать выводы уже из условия задачи. Прочитав
первое условие, взрослый должен спросить, что ребенок узнал, что понял из
него, так же и после второго предложения и т.д. Вполне возможно, что к концу
условия ребенок догадается, какой должен быть ответ.
Обычные загадки, созданные народной мудростью, также способствуют
развитию логического мышления ребенка:
Два конца, два кольца, а посередине гвоздик? (ножницы).
Висит груша, нельзя скушать? (лампочка).
Зимой и летом одним цветом? (ёлка).
Сидит дед, во сто шуб одет; кто его раздевает, тот слезы проливает?
(лук).
Логические игры.
Назови одним словом
Ребенку зачитывают слова и просят назвать их одним словом. Например: лиса,
заяц, медведь, волк - дикие животные; лимон, яблоко, банан, слива - фрукты.
Для детей старшего возраста можно видоизменить игру, давая обобщающее
слово и предлагая им назвать конкретные предметы, относящиеся к
обобщающему слову. Транспорт - ..., птицы - ...
Классификация
Ребенку дают набор картинок с изображением различных предметов. Взрослый
просит рассмотреть их и разложить на группы, т.е. подходящие с подходящими.
Найди лишнее слово
Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является
"лишним".
Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
Чередование
Предложите ребенку нарисовать, раскрасить или нанизать бусы. Обратите
внимание, что бусинки должны чередоваться в определенной
последовательности. Таким образом, можно выложить забор из разноцветных
палочек и т.д.
Сравнение предметов (понятий)
Ребенок должен представлять себе то, что он будет сравнивать. Задайте ему
вопросы: "Ты видел муху? А бабочку?". После таких вопросов о каждом слове
предложите их сравнить. Снова задайте вопросы: "Похожи муха и бабочка или
нет? Чем они похожи? А чем отличаются друг от друга?"
Дети особенно затрудняются в нахождении сходства. Ребенок 6-7 лет должен
правильно производить сравнение: выделять и черты сходства, и различия,
причем по существенным признакам.
Пары слов для сравнения: муха и бабочка; дом и избушка; стол и стул; книга и
тетрадь; вода и молоко; топор и молоток; пианино и скрипка; шалость и драка;
город и деревня.
Отгадывание небылиц
Взрослый рассказывает о чем-то, включая в свой рассказ несколько небылиц.
Ребенок должен заметить и объяснить, почему так не бывает.
Пример: Я вот что хочу вам рассказать. Вот вчера - иду я по дороге, солнышко
светит, темно, листочки синие под ногами шуршат. И вдруг из-за угла как
выскочит собака, как зарычит на меня: "Ку-ка-ре-ку!" - и рога уже наставила.
Я испугался и убежал. А ты бы испугался?
Иду я вчера по лесу. Кругом машины ездят, светофоры мигают. Вдруг вижу -
гриб. На веточке растет. Среди листочков зеленых спрятался. Я подпрыгнул и
сорвал его.
Пришел я на речку. Смотрю - сидит на берегу рыба, ногу на ногу закинула и
сосиску жует. Я подошел, а она прыг в воду - и уплыла.
Представленные игры это лишь малая часть из существующего разнообразия
игр для развития умственных способностей. Большое значение в развитии
основ логического мышления дошкольников придается использованию таких
обучающих игр, как «Палочки Кюизенера» и «Блоки Дьенеша». Разработано
множество пособий по их использованию как в помощь педагогам, так и в
помощь родителям. На сегодняшний день существует огромное количество
печатных изданий с упражнениями на развитие логического мышления, где
приводятся всевозможные задания для развития детей. Не забывайте о
классике логических игр: крестиках-ноликах, морском бое, шахматах, уголках
и нардах.
Для подобных занятий не обязательно отводить специальное время для,
можно тренироваться в любом месте. Например, во время прогулки или похода
из детского сада домой. Но это не только математическая тренировка, это
также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Однако
в стремлении к изучению основ математики важно не переусердствовать. Самое
главное — это привить дошкольнику интерес к познанию. Для этого занятия по
математике должны проходить в увлекательной игровой форме и не занимать
много времени.
Таким образом, за два года до школы можно оказать значимое влияние на
развитие математических способностей дошкольника. Даже если ребенок не
станет непременным победителем математических олимпиад, проблем с
математикой у него в начальной школе не будет, а если их не будет в
начальной школе, то есть все основания рассчитывать на их отсутствие и в
дальнейшем
Литература
1.
Е.А.Носова, Р.Л. Непомнящая «Логика и математика для дошкольников»
«Детство - Пресс» Санкт- Петербург 2008.
2.
З.А. Михайлова, Е.А.Носова «Логико-математическое развитие
дошкольников» «Детство - Прогресс» Санкт- Петербург 2013;
3.
Коваленко В.Г. Дидактические игры на уроках математики. - М., 2000
4.
Математика от трех до семи / Учебное методическое пособие для
воспитателей детских садов. – М., 2001.
5.
Перова М.Н. Дидактические игры и упражнения по математике. - М.,
1996.
6.
Попова В.И. Игра помогает учиться. //Начальная школа, 1997, №5.
7.
Сорокина А.И Дидактические игры в детском саду. – М.,2003.
8.
Тихоморова Л.Ф Развитие логического мышления детей. – СПб., 2004.
9.
Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. Играя, учимся математике. - М., 2005.
10.
Щедровицкий Г.П. Методические замечания к педагогическим
исследованиям игры. // Психология и педагогика игры дошкольников.
Под.ред.Запорожца - М., 2003.
11.
Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание-
2005-№12 с. 21.
12.
Мисуна С. Развиваем логическое мышление // Дошкольное воспитание-
2005-№8 с. 48.