Автор: Гаскарова Айгуль Загитовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад комбинированного вида №4 "Елочка"
Населённый пункт: город Дюртюли Республика Башкортостан
Наименование материала: статья
Тема: "Теоретические основы развития речи детей раннего возраста в театрализованной деятельности"
Раздел: дошкольное образование
Теоретические основы развития речи детей раннего
возраста в театрализованной деятельности
Речь - это высшая психическая функция сознания, свойственная
только
человеку.
Развитие
речи
тесным
образом
связано
с
развитием
сознания, познанием окружающего мира, развитием личности в целом.
Родной
язык
является
средством
овладения
знаниями,
умениями
и
навыками, отработкой компетенции. В непосредственной зависимости от
речи
находится
не
только
интеллектуальное
развитие
ребенка,
но
и
формирование
его
характера,
эмоций
и
личности
в
целом.
В
свете
реализации
ФГОС
ДО
(Приказ
Министерства
образования
и
науки
Российской Федерации № 1155 от 17 октября 2013 г.) выделено четыре
направления целостного развития личности, одним из которых является
речевое
развитие,
который включает
владение
речью
как
средством
общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной,
грамматически
правильной
диалогической
и
монологической
речи;
развитие
речевого
творчества;
развитие
звуковой
и
интонационной
культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой,
детской
литературой,
понимание
на
слух
текстов
различных
жанров
детской литературы и др.
Для развития речи необходимы такие условия, в которых ребенок
мог бы проявить свои эмоции, чувства публично. К этому важно приучить
еще в раннем детстве, поскольку нередко бывает, что люди с неразвитой
речью оказываются замкнутыми, теряются в присутствии незнакомых лиц.
Работая с детьми раннего возраста, педагоги на практике убеждаются в
том, что насколько важно не упустить возможность использования именно
этого периода для формирования и развития речи. Развивать речь можно в
человеке только путем привлечения его выступлениям перед аудиторией. В
этом огромную помощь может оказать театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность помогает решить одну из важнейших задач
- развитие речи так, как в процессе театрализованной игры незаметно
развивается
словарь
ребенка,
совершенствуется
звуковая
культура
его
речи, ее интонационный строй.
Проблемой развития речи в дошкольном возрасте занимались такие
ученые, как Л.С.Выготский, В.В.Гербова, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина,
С.Л.Рубинштейн, Ф.А.Сохин, Е.И. Тихеева, О.С.Ушакова, В.И.Яшина и др.
Влияние театрализованной деятельности на речевое развитие исследовали:
Е.А.Антипина,
Л.В.Артемова,
Н.В.Ветлугина,
Т.А.Маркова,Л.Ф.
Миланович, Н.Ф.Сорокина, Б.М.Теплов, Е.А.Флерина, Л.С.Фурмина и др.
Возможности воспитания детей в театрализованной деятельности
широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром во всем
его многообразиичерез образы,
краски, звуки. Поэтому именно
театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические
задачи, касающиеся развития речи детей. Лучше начинать ею заниматься с
раннего
возраста,
так
как
ранний
возраст
является
сенситивным
для
развития речи. Ранний возраст является наиболее важным в развитии всех
психических процессов, а особенно речи. Развитие речи возможно только
в
тесной
связи
с
взрослым.
Основными
достижениями,
которые
определяют
развитие
психики
ребенка
в
раннем
детстве,
являются:
овладение телом и речью, а также развитие предметной деятельности.
Среди особенностей общения ребенка этого возраста можно выделить то,
что
ребенок
начинает
входить
в
мир
социальных
отношений.
Это
происходит
благодаря
изменению
форм
общения
с
взрослыми.
В
театральной деятельности через общение с взрослыми у ребенка создается
основа для усвоения значений слов и связывания их с образами предметов
и явлений. Бывшая раньше эффективной форма общения с взрослыми
(показ
действий,
управление
движениями,
выражение
желаемого
с
помощью
жестов
и
мимики)
становиться
уже
недостаточной.
Возрастающий интерес ребенка к театру, их свойствам и действиям с ними
побуждает его постоянно обращаться к взрослым. Но обратиться к ним он
может, только овладев речевым общением.
В
связи
с
изменением
приоритета
современного
дошкольного
образования, требований к организации воспитательно-образовательной
деятельности, к профессиональной компетентности педагога, в результате
анализа
было
выявлено
противоречие
-
несоответствие
между
устаревшими
педагогическими
представлениями
и
новыми
её
современными
требованиями
к
подрастающей
целостно
развитой
личности и к условиям развития и воспитания. Анализ работ воспитателей
с детьми раннего возраста показал, что не все педагоги в своей работы
используют
элементы
театральной
деятельности
или
используют
фрагментарно
только
один
вид
театрализованной
деятельности.
С
развитием системы общественного дошкольного воспитания театр прочно
вошел
в
жизнь
детей
дошкольного
возраста.
Т.Н.Караманенко
и
Ю.Е.Караманенко разработали одно из первых и наиболее популярных
пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного
театра. Благодаря выходу этого пособия, а затем - работы Г.Генева арсенал
средств
педагогического
воздействия
на
детей
дошкольного
возраста
обогатился
разными
видами
театров,
что
повысило
активность
привлечения самих детей к театрализованной деятельности. В настоящее
время накоплен большой теоретический и практический опыт организации
театральной
деятельности
в
детском
саду.
Как
указывал
выдающийся
отечественный психолог Д.Б.Эльконин, ориентация ребенка на образец
действия, показываемый взрослым, опосредована образом действия, при
этом
процесс
формирования
образа
действий
с
предметом
есть
одновременно и процесс отожествления ребенка с взрослым. Вопросы,
связанные с организацией и методикой театрализованной деятельности,
широко
представлены
в
работах
отечественных
педагогов,
ученых,
методистов:
Е.А.Антипиной,
Л.Ворошниной,
Н. Ка р п и н с ко й ,
А.Николанчевой,
Л.Фурминой
и
др.
Они
указывали
не
только
на
возможности, но и на конкретные механизмы детского изобразительного
действия
в
раннем
возрасте,
однако
в
настоящее
время
именно
этот
возраст
обделен
вниманием
педагогов,
занимающихся
развитием
творческих
способностей
у
детей,
в
частности,
средствами
театрализованной
деятельности.
Действительно,
в
раннем
возрасте
ребенок
проходит
путь
от
копирования
действия
взрослого
к
моделированию и далее - к изобразительному действию («Как папа...»,
«Как мама...»), притом называя себя именами тех людей, действия которых
воспроизводит;
другими
словами,
он
уже
не
подражает,
а
изображает
взрослого. Способность к изобразительному действию в раннем возрасте
находит
отражение
в
формировании
речи
-
важной
познавательной
функции. Сначала эта способность проявляется в пассивной (понимаемой)
речи,
поскольку
понимание
рассказа,
сказки
подчас
не
опирается
на
конкретную наглядную ситуацию, речь идет о том, чего сам ребенок в
данный момент не видит - здесь требуется опора на воображение. Так, в
народной
манере
«сказывания»
взрослый
показывает
сам
и
просит
ребенка:
«Покажи,
как...?»
(дед
бил
яичко,
мышка
бежала,
хвостиком
махнула
и
т.п.).
Как
указывает
Н.Н.Палагина,
понимание
условного
действия - это начало воображения. Взаимодействие взрослого с ребенком
позволяет
последнему
уже
на
втором
году
жизни
понимать
мнимое
действие
(«как
будто»).
Народная
педагогика
широко
использует
включение ребенка второго года жизни в воображаемые ситуации. Так,
ребенок
счастливо
смеется,
когда
взрослый
с
шутливоугрожающим
выражением лица делает рожки из пальцев («Идет коза рогатая...») или
предлагает «покататься на лошадке», усаживая на колени («По кочкам, по
ухабам...»). На третьем году жизни условное, мнимое действие ребенка
становится
началом
любого
творчества.
Взрослый
побуждает
малыша
изображать, как мишка косолапый ходит, как киска мяукает, как зайчик
прыгает. Очевидно то, что развитие детской изобразительности средствами
театрализованной
деятельности
с
игрушками
будет
способствовать
и
освоению
предметно-орудийной
деятельности,
и
формированию
таких
познавательных
функций,
как
речь,
предметное
восприятие,
память,
воображение.
Однако
следует
помнить,
что
развитие
творческих
способностей
ребенка средствами театрализованной (или любой другой) деятельности
-это не развитие креативного интеллекта, а развитие творческой личности.
В связи с этим, следует отметить возможный вклад театрализованной
деятельности в актуализацию двух важнейших потребностей, которые, по
мнению
Л.И.Божович,
«пробуждаются»
в
этом
возрасте
и
направляют
развитие
личности
ребенка:
потребность
в
новых
впечатлениях;
потребность
в
самоутверждении.
Потребность
в
новых
впечатлениях
проявляется в любознательности, стимулирует развитие речи, мышления,
воображения. Потребность в самоутверждении стимулирует собственную
активность
ребенка,
выдумки,
изменения
окружающего,
стремление
заслужить
поощрение
взрослого.
Однако,
только
специально
организованная,
обогащенная
замыслом
и
средствами,
совместная
деятельность
ребенка
и
взрослого
способствует
амплификации
(углублению,
усилению)
детского
развития.
В
этой
связи
организация
театрализованной деятельности будет способствовать интеграции развития
всех
сфер
духовной
жизни
ребенка:
эмоциональной,
волевой,
познавательной. Под театральной деятельностью ученые понимают «игры
в
театр»,
«сюжетами
которых
служат
хорошо
известные
сказки
или
театральные представления по готовым сценариям». Было установлено,
что театрализованная деятельность отличается от сюжетно-ролевых игр не
только сюжетом, но и характером игровой деятельности. Театрализованная
деятельность
является
играми-представлениями,
которая
имеет
фиксированное
содержание
в
виде
литературного
произведения,
разыгрываемого детьми в лицах. В них, как и в настоящем театральном
искусстве
с
помощью
таких
выразительных
средств,
как
интонация,
мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. В работах
академика Н.Бехтеревой, профессора Д.Камбаровой, научных сотрудников
С.Маневского и В. Матвеевой установлено, что улыбка не просто говорит
о позитивной эмоции, она воздействует на нейтральные центры мозга,
вовлекает их в позитивную работу, повышает их активность. Это открытое
нашими
учеными
явление,
много
раз
экспериментально
проверенное,
получило
название
генерализации
или
положительного
экспрессивного
потенциала.
Таким
образом,
анализ
психолого-педагогической
литературы
и
опыта работ показал, что при разработке театрально-игровой деятельности
ученые
и
практики
обращают
особое
внимание
на
развитие
детского
творчества
и
способствование
активизации
разных
сторон
речевого
развития.
Поэтому
это
направление
воспитательно-образовательной
деятельности является актуальной и значимой.
Гаскарова А. З. воспитатель, МБДОУ Детский сад комбинированного вида №4
«Елочка» г.Дюртюли