Автор: Егорова Елена Сергеевна
Должность: студентка магистратуры,
Учебное заведение: ПсковГУ, Факультета Eстественных Наук, Медицинского и Психологического Образования,кафедры психологии
Населённый пункт: Псков
Наименование материала: Статья
Тема: "Сравнительный анализ результатов различий установки и сформированности представлений, относительно своей карьеры, цели профессионального развития и мотивы выбора профессиональной деятельности у подростков-старшеклассников по гендерному признаку"
Раздел: полное образование
Сравнительный
анализ
результатов
различий
установки
и
сформированности представлений, относительно своей карьеры, цели
профессионального
развития
и
мотивы
выбора
профессиональной
деятельности у подростков-старшеклассников по гендерному признаку.
Тема построения карьеры становится всё более актуальной. Она связана с
вопросами
профессиональной
и
жизненной
успешности,
самореализации
личности
и
формированием
активной
профессиональной
позиции.
Содержательная сторона карьеры реализуется через карьерные ориентации,
которые
основаны
на
системе
представлений
человека
о
приоритетном
направлении своего карьерного развития и определенной форме карьерных
достижений.
Карьерные
ориентации
определяются
множеством
факторов,
таких как представления о своих способностях, ценностных ориентациях,
мотивах,
смыслах
и
потребностях,
относящихся
к
продвижению
в
профессиональной
деятельности,
рассматриваются
в
качестве
важнейшей
составляющей Я-концепции. В своем исследовании мы решили изучить связь
одного
из
компонентов
Я
-
концепции,
а
именно
самоотношения,
с
карьерными ориентациями старших школьников. Этот возраст был выбран
потому, что именно в старшем школьном возрасте юноши и девушки делают
первые шаги в сторону профессиональной деятельности.
Понятие самоотношения является центральным в психологии самосознания и
психологии
личности.
Самоотношение
относится
к
эмоционально
-
оценочному
компоненту
Я-концепции.
Становление
самоотношения
в
юношеском возрасте и его место в структуре личности является актуальной
темой
в
педагогической
психологии.
В
зарубежных
и
отечественных
психологических трудах и исследованиях самоотношение рассматривается
как
связанное
с
познанием
человека
и
его
отношений
с
окружающей
действительностью, с его представлением о мире.
Целью исследования является определение характера карьерных ориентаций
старшеклассников обладающих различными особенностями самоотношения.
Для диагностики самоотношения учащихся использовалась методика МИС
(Пантелеев,
Столин)
и
тест
«Шкала
самоэффективности.
Для
изучения
карьерных ориентаций мы использовали методику «Перекрёсток», методику
определения
представлений
о
будущей
карьере,
и
анкету
диагностики
карьерного определения.
Опрошенная
группа
подростков-старшеклассников
составила
50
человек
(28
мальчиков
и
22
девочки)
и
для
лучших
результатов
сравнительного
анализа
был
использован
непараметрический
критерий
Манна-Уитни для оценки достоверности различий между выборками.
В результате анализа были выявлены следующие наиболее значимые
различия между показателями:
Мальчики
видят
свою
будущую
карьеру
более
успешной,
ожидая
больших выгод и развития, чем девочки. Мальчики ищут возможности
для большего заработка и планируют уделять карьере значительную
часть своего времени, направляя всю свою энергию на реализацию
поставленных карьерных целей;
Для девочек большое значение имеет карьерная безопасность. Для них
в
большей
степени,
чем
у
мальчиков,
характерны
осторожность
и
избегание рискованных ситуаций, желание карьерной стабильности и
уверенности. Они предпочитают находиться в комфортных для себя
условиях;
Мужская
половина
опрошенной
группы
по
результатам
анализа
с
большим
желанием
будут
связывать
свою
работу
с
природными
ресурсами, с живой или неживой природой в целом. Девочки наоборот,
предпочитают использовать технические устройства в своей работе.
К
сфере
работы
с
сознанием
взрослых
людей,
юноши
проявляют
намного больший интерес, чем девушки. Они бы предпочли
часто
взаимодействовать и общаться с людьми в будущей профессиональной
деятельности, в то время как девушки в своей работе хотели бы меньше
контактировать с людьми.
Мальчики имеют обширное представления и видение себя в различных
направлениях труда и профессий. Больше, чем девочки, они настроены
связать свою трудовую деятельность со следующими сферами: «СМИ
(пресса, телевидение и т.п.)», «общественные системы», «торговля и
сервис».
Эти
сферы
предполагают
интенсивное
взаимодействие
с
людьми,
а
исходя
из
результатов
предыдущей
шкалы,
мальчики
проявляют к нему больший интерес.
Большую заинтересованность, по сравнению с девочками, мальчики так
же проявляют к сферам «материалы и заготовки», что, скорее всего,
связано с тем, что эта сфера предполагает изготовление различных
деталей,
и
рассматривается
только
применительно
к
мужчинам,
и
«строительные объекты», которые зачастую связаны с необходимостью
больших физических трудозатрат, предположительно, по этой причине
девочки не рассматривают для себя данную сферу деятельности
Девочки отдают предпочтения материальному производству в большей
степени, чем мальчики, как способу самовыражения в будущей карьере.
Они
любят
создавать
что-то
новое
и
стараются
подходить
к
делу
творчески;
Мальчики,
рассматриваемой
группы,
гораздо
больше,
чем
девочки,
заинтересованы карьерой в духовно-эстетических системах;
При анализе результатов предпочтений работы в финансовых системах
и в сфере «Безопасность и правопорядок» разница между показателями
оказалась почти незначительной.
Для
достижения
карьерных
целей
всегда
используются
средства
профессиональной
деятельности,
т.е.
вещественные
или
невещественные средства трудовой деятельности, при помощи которых
человек
взаимодействует
с
предметом
своего
труда
сообразно
поставленной цели, изменяет и преобразовывает его. Мужская часть
опрошенной группы предпочитает в большей степени, чем женская,
использовать ручные и простые средства труда. Напротив, девочки,
стремятся взаимодействовать с техническими средствами.
Мальчики
отдают
предпочтения
теоретическим
средствам
труда,
тщательно изучив детали работы, прежде чем приступить к ней. Они
предпочитают следить за научными исследованиями той области, в
которой работают.
Мальчики предполагают использовать организационные средства труда
в
работе.
Задача
таких
средств
состоит
в
организации
действий
сотрудников и их взаимодействия между собой. Девочки гораздо реже
прибегают к этим методам работы.
Охарактеризовывая
себя
как
будущего
специалиста
занимаемой
должности,
мужская
часть
опрошенной
группы
видит
себя
как
уникального работника. Мальчики готовы постоянно повышать уровень
своего образования и квалификации, чтобы быть экспертом в своей
области
и
чувствовать
себя
уверенно.
У
девочек
этот
показатель
заметно ниже.
При
взаимодействии
в
коллективе
мальчики
предпочитают
быть
исполнителями-индивидуалами.
Им
свойственна
разработка
и
реализация своих собственных проектов, привнося индивидуальность в
то, что делают. При этом, в большей степени, чем девочки, они видят
себя
хорошими
исполнителями
своих
трудовых
обязанностях
в
коллективе.
Таким образом, на основе сравнительного анализа значимые различия
были
выделены
между
результатами
подростков-старшеклассников
-
мальчиков и девочек, по следующим переменным:
-
сформированность
карьерных
представлений
-
представления
о
содержании карьерной активности, представления о карьерных выгодах и
возможностях, представления о карьерной безопасности;
- предметы (сферы) труда;
- внешние и внутренние средства труда;
- уровни самостоятельности в труде.
Мальчики больше ориентированы на карьеру в целом, видят себя более
успешными, готовы постоянно самосовершенствоваться, отводя на карьеру
большую часть своей жизни. Они не ограничиваются на одной сфере и видят
для себя большое поле для выбора своей будущей профессии.