Напоминание

"Сравнительный анализ результатов различий установки и сформированности представлений, относительно своей карьеры, цели профессионального развития и мотивы выбора профессиональной деятельности у подростков-старшеклассников по гендерному признаку"


Автор: Егорова Елена Сергеевна
Должность: студентка магистратуры,
Учебное заведение: ПсковГУ, Факультета Eстественных Наук, Медицинского и Психологического Образования,кафедры психологии
Населённый пункт: Псков
Наименование материала: Статья
Тема: "Сравнительный анализ результатов различий установки и сформированности представлений, относительно своей карьеры, цели профессионального развития и мотивы выбора профессиональной деятельности у подростков-старшеклассников по гендерному признаку"
Раздел: полное образование





Назад




Сравнительный

анализ

результатов

различий

установки

и

сформированности представлений, относительно своей карьеры, цели

профессионального

развития

и

мотивы

выбора

профессиональной

деятельности у подростков-старшеклассников по гендерному признаку.

Тема построения карьеры становится всё более актуальной. Она связана с

вопросами

профессиональной

и

жизненной

успешности,

самореализации

личности

и

формированием

активной

профессиональной

позиции.

Содержательная сторона карьеры реализуется через карьерные ориентации,

которые

основаны

на

системе

представлений

человека

о

приоритетном

направлении своего карьерного развития и определенной форме карьерных

достижений.

Карьерные

ориентации

определяются

множеством

факторов,

таких как представления о своих способностях, ценностных ориентациях,

мотивах,

смыслах

и

потребностях,

относящихся

к

продвижению

в

профессиональной

деятельности,

рассматриваются

в

качестве

важнейшей

составляющей Я-концепции. В своем исследовании мы решили изучить связь

одного

из

компонентов

Я

-

концепции,

а

именно

самоотношения,

с

карьерными ориентациями старших школьников. Этот возраст был выбран

потому, что именно в старшем школьном возрасте юноши и девушки делают

первые шаги в сторону профессиональной деятельности.

Понятие самоотношения является центральным в психологии самосознания и

психологии

личности.

Самоотношение

относится

к

эмоционально

-

оценочному

компоненту

Я-концепции.

Становление

самоотношения

в

юношеском возрасте и его место в структуре личности является актуальной

темой

в

педагогической

психологии.

В

зарубежных

и

отечественных

психологических трудах и исследованиях самоотношение рассматривается

как

связанное

с

познанием

человека

и

его

отношений

с

окружающей

действительностью, с его представлением о мире.

Целью исследования является определение характера карьерных ориентаций

старшеклассников обладающих различными особенностями самоотношения.

Для диагностики самоотношения учащихся использовалась методика МИС

(Пантелеев,

Столин)

и

тест

«Шкала

самоэффективности.

Для

изучения

карьерных ориентаций мы использовали методику «Перекрёсток», методику

определения

представлений

о

будущей

карьере,

и

анкету

диагностики

карьерного определения.

Опрошенная

группа

подростков-старшеклассников

составила

50

человек

(28

мальчиков

и

22

девочки)

и

для

лучших

результатов

сравнительного

анализа

был

использован

непараметрический

критерий

Манна-Уитни для оценки достоверности различий между выборками.

В результате анализа были выявлены следующие наиболее значимые

различия между показателями:

Мальчики

видят

свою

будущую

карьеру

более

успешной,

ожидая

больших выгод и развития, чем девочки. Мальчики ищут возможности

для большего заработка и планируют уделять карьере значительную

часть своего времени, направляя всю свою энергию на реализацию

поставленных карьерных целей;

Для девочек большое значение имеет карьерная безопасность. Для них

в

большей

степени,

чем

у

мальчиков,

характерны

осторожность

и

избегание рискованных ситуаций, желание карьерной стабильности и

уверенности. Они предпочитают находиться в комфортных для себя

условиях;

Мужская

половина

опрошенной

группы

по

результатам

анализа

с

большим

желанием

будут

связывать

свою

работу

с

природными

ресурсами, с живой или неживой природой в целом. Девочки наоборот,

предпочитают использовать технические устройства в своей работе.

К

сфере

работы

с

сознанием

взрослых

людей,

юноши

проявляют

намного больший интерес, чем девушки. Они бы предпочли

часто

взаимодействовать и общаться с людьми в будущей профессиональной

деятельности, в то время как девушки в своей работе хотели бы меньше

контактировать с людьми.

Мальчики имеют обширное представления и видение себя в различных

направлениях труда и профессий. Больше, чем девочки, они настроены

связать свою трудовую деятельность со следующими сферами: «СМИ

(пресса, телевидение и т.п.)», «общественные системы», «торговля и

сервис».

Эти

сферы

предполагают

интенсивное

взаимодействие

с

людьми,

а

исходя

из

результатов

предыдущей

шкалы,

мальчики

проявляют к нему больший интерес.

Большую заинтересованность, по сравнению с девочками, мальчики так

же проявляют к сферам «материалы и заготовки», что, скорее всего,

связано с тем, что эта сфера предполагает изготовление различных

деталей,

и

рассматривается

только

применительно

к

мужчинам,

и

«строительные объекты», которые зачастую связаны с необходимостью

больших физических трудозатрат, предположительно, по этой причине

девочки не рассматривают для себя данную сферу деятельности

Девочки отдают предпочтения материальному производству в большей

степени, чем мальчики, как способу самовыражения в будущей карьере.

Они

любят

создавать

что-то

новое

и

стараются

подходить

к

делу

творчески;

Мальчики,

рассматриваемой

группы,

гораздо

больше,

чем

девочки,

заинтересованы карьерой в духовно-эстетических системах;

При анализе результатов предпочтений работы в финансовых системах

и в сфере «Безопасность и правопорядок» разница между показателями

оказалась почти незначительной.

Для

достижения

карьерных

целей

всегда

используются

средства

профессиональной

деятельности,

т.е.

вещественные

или

невещественные средства трудовой деятельности, при помощи которых

человек

взаимодействует

с

предметом

своего

труда

сообразно

поставленной цели, изменяет и преобразовывает его. Мужская часть

опрошенной группы предпочитает в большей степени, чем женская,

использовать ручные и простые средства труда. Напротив, девочки,

стремятся взаимодействовать с техническими средствами.

Мальчики

отдают

предпочтения

теоретическим

средствам

труда,

тщательно изучив детали работы, прежде чем приступить к ней. Они

предпочитают следить за научными исследованиями той области, в

которой работают.

Мальчики предполагают использовать организационные средства труда

в

работе.

Задача

таких

средств

состоит

в

организации

действий

сотрудников и их взаимодействия между собой. Девочки гораздо реже

прибегают к этим методам работы.

Охарактеризовывая

себя

как

будущего

специалиста

занимаемой

должности,

мужская

часть

опрошенной

группы

видит

себя

как

уникального работника. Мальчики готовы постоянно повышать уровень

своего образования и квалификации, чтобы быть экспертом в своей

области

и

чувствовать

себя

уверенно.

У

девочек

этот

показатель

заметно ниже.

При

взаимодействии

в

коллективе

мальчики

предпочитают

быть

исполнителями-индивидуалами.

Им

свойственна

разработка

и

реализация своих собственных проектов, привнося индивидуальность в

то, что делают. При этом, в большей степени, чем девочки, они видят

себя

хорошими

исполнителями

своих

трудовых

обязанностях

в

коллективе.

Таким образом, на основе сравнительного анализа значимые различия

были

выделены

между

результатами

подростков-старшеклассников

-

мальчиков и девочек, по следующим переменным:

-

сформированность

карьерных

представлений

-

представления

о

содержании карьерной активности, представления о карьерных выгодах и

возможностях, представления о карьерной безопасности;

- предметы (сферы) труда;

- внешние и внутренние средства труда;

- уровни самостоятельности в труде.

Мальчики больше ориентированы на карьеру в целом, видят себя более

успешными, готовы постоянно самосовершенствоваться, отводя на карьеру

большую часть своей жизни. Они не ограничиваются на одной сфере и видят

для себя большое поле для выбора своей будущей профессии.



В раздел образования