"Музыкотерапия и другие здоровьесберегающие технологии в музыкальной ООД дошкольников"
Автор: Данилова Елена Александровна Должность: музыкальный руководитель Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №22 Населённый пункт: Краснодарский край, г.Ейск Наименование материала: статья Тема: "Музыкотерапия и другие здоровьесберегающие технологии в музыкальной ООД дошкольников" Раздел: дошкольное образование
Музыкотерапия и другие здоровьесберегающие образовательные
технологии в музыкальной ООД дошкольников.
Автор статьи: музыкальный руководитель МБДОУ ДСКВ №22 г.Ейска
Данилова Е.А.
Активная
профилактика
нарушения
здоровья
у
детей
предполагает
обучению здоровому образу жизни и формирование правильного отношения
детей к своему здоровью. Здоровьесберегающие технологии используется в
деятельности,
осуществляемой
в
ходе
режимных
моментов.
На
практике
подтверждена актуальность использования инновационных образовательных
технологий
в
соответствии
с
федеральным
стандартом
образования
с
приоритетом
выбора
максимально
здоровьесберегающих
образовательных
методик и технологий.
Оздоровление
детей
в
последнее
время
становится
приоритетным
направлением
в
работе
многих
ДОУ.
Поэтому
современные
методы
здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической
деятельности, в том числе и музыкальной. На своих музыкальных занятиях я
стараюсь использовать самые разные здоровьесберегающие технологии, что
обеспечивает бережное отношение к физическому и духовному здоровью
воспитанников,
помогает
мне
выявить
музыкальные
способности
и
творческий потенциал каждого ребенка, а также способствует формированию
у детей привычки здорового образа жизни, в гармонии с самим с собой, своей
семьей и окружающим миром.
В
процессе
организации
музыкальной
образовательной
деятельности
я
активно применяю музыкотерапию и другие здоровьесберегающие методики
и технологии:
Музыкотерапия
Одно
из
перспективных
направлений
в
современном
музыкальном
воспитании
дошкольников.
Музыкотерапия
способствует
коррекции
психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. В своей
практике
я
использую
активную
(двигательные
импровизации
под
соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную
(прослушивание стимулирующей.ю успокаивающей или стабилизирующей
музыки специально или как фон) формы музыкотерапии.
Вот некоторые примеры музыкальных произведений, используемые мною
для проведения музыкотерапии:
•
музыка для встречи детей и их свободной деятельности – «Шутка» Бах,
«Времена года» Вивальди, «Клоуны» Кабалевский, «Музыкальная табакерка»
Лядов, «Турецкое рондо» Моцарт, «Детский альбом» Чайковский, «Вальсы»
Штраус; детские песни – «Бу-ра-ти-но», «Антошка», «Крылатые качели»,
«Веселые
путешественники»,
«Если
добрый
ты»,
«Песенка
бременских
музыкантов» и др.
•
музыка
для
пробуждения
после
дневного
сна
–
«Утро»
Григ,
«Утешения» Лист, «Сонаты» Моцарт, «Вальс цветов», «Песня жаворонка»
Чайковский, «Аквариум» Сен-Санс и др.
•
музыка
для
релаксации
–
«Адажио»
Альбиони,
«Лунная
соната»
Бетховен, «Мелодия» Глюк, «Море» Римский-Корсаков, «Лебедь» Сен-Санс,
«Осенняя
песнь»,
«Сладкая
греза»
Чайковский,
«Аве
Мария»,
«Грезы»
Шуман.
Психогимнастика.
Мимические
и
пантомимичекие
этюды.
Релаксация.
Это методы укрепления психологического здоровья детей. Психогимнастика
примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам,
общей
задачей
которых
является
сохранение
психического
здоровья
и
предупреждение
эмоциональных
расстройств
у
детей.
Основная
цель
—
преодоление
барьеров
в
общении,
развитие
лучшего
понимания
себя
и
других,
снятие
психического
напряжения,
создание
возможностей
для
самовыражения.
В
психогимнастике
придается
большое
значение
общению
детей
со
сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального
здоровья детей. В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво,
дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они
нуждаются в частой смене заданий. В качестве своеобразного отдыха можно
использовать подвижные игры, перемежая ими основные задания.
Релаксационное упражнение «Сладкая греза»
Бабочка-красавица к деткам прилетала,
Крылашками легкими деткам помахала.
Баю-баю-баю-бай! Поскорее засыпай.
Глазки закрываются сказка начинается.
(Звучит пьеса «Сладкая греза» Чайковского, дети спокойно лежат на ковре
и слушают.)
Валеологические песни-распевания
С них начинаются все мои музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты
и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение,
задают
позитивный
тон
к
восприятию
окружающего
мира,
улучшают
эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению . В своей
практике я использую следующие валеологические песенки-приветствия -
«Доброе утро!», «Трямди-песенка», «Цветочек», «Я иду!», «Здравстсвуйте!»,
«Просыпайтесь!» О.Арсеневской.
Валеологическая песенка-распевка «Трямди-песенка» О. Н. Арсеневской
Маленькие пальчики: трям, трям, трям! (здороваются кончиками пальцев)
Барабанят пальчики: трям, трям, трям.
А теперь ладошки: трям, трям, трям! (то же самое ладошками)
Шлёпают ладошки: трям, трям, трям!
Кулачками постучим: трям, трям, трям! (кулачками)
По трям-трямски говорим: трям, трям, трям!
Засопели носики: трям, трям, трям! (касаются друг друга носиками)
Носики-насосики: трям, трям, трям!
А теперь мы улыбнулись: трям, трям, трям! («Пружинка», улыбаются)
Прыгнули и повернулись: трям, трям, трям! (подпрыгнули на месте,
покружились)
Мы в Трям-трямдии живём: трям, трям, трям! (хлопают в ладоши)
Трямди песенки поём: трям, трям, трям!
Пальчиковая гимнастика
Важное место на моих музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры
и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку.
Игры
развивают
речь
ребенка,
двигательные
качества,
повышают
координационные
способности
пальцев
рук
(подготовка
к
рисованию,
письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и
речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на
основе
устного
русского
народного
творчества.
На
своих
музыкальных
занятиях
я
использую
пальчиковые
игры
Е.
Железновой,
В.Коноваленко,
О.Узоровой,
а
также
русский
народный
фольклор.
Проводятся
игры
под
музыку
(как
попевки,
песенки),
сопровождаются
показом
ярких
иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра. Мелодия подбирается с
учетом
возраста
детей,
но
всегда
несложная,
легко
запоминающаяся.
Аккомпанировать
таким
играм
можно
как
на
фортепиано,
так
и
на
металлофоне, ксилофоне, включать в музыкальное сопровождение звучание
шумовых инструментов. Тексты этих игр и сказок простые, короткие. Таковы
циклы пальчиковых игр «На детской площадке», «В лесу», пальчиковые
сказки «Зайчата и волчата», «Поросенок», «Пальчик Петя», «Взгляни на
пальчики свои…», «Рукавичка», «Облако» и др.
Дыхательная и артикуляционная гимнастика
Дыхательная
гимнастика
корректирует
нарушения
речевого
дыхания,
помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность,
силу и правильное распределение выдоха.
Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно
связаны и взаимодействуют между собой под контролем
центральной
нервной
системы.
Нарушением
функции
речевого
дыхания
считается:
подъем
грудной
клетки
вверх
и
втягивание
живота
на
вдохе;
слишком
большой
вдох;
учащенность
дыхания;
укороченность
выдоха;
неумение
делать
незаметный
добор
воздуха;
неправильная
осанка.
Суть
разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в
осознанном
управлении
всеми
фазами
акта
дыхания
через
тренировку
дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра.
Кроме
того,
дыхательная
гимнастика
оказывает
на
организм
человека
комплексное лечебное воздействие:
•
положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в
кровоснабжении, в том числе и легочной ткани;
•
способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных
регуляций со стороны центральной нервной системы;
•
улучшает дренажную функцию бронхов;
•
восстанавливает нарушенное носовое дыхание;
•
исправляет
развившиеся
в
процессе
заболеваний
различные
деформации грудной клетки и позвоночника.
Дыхательную
гимнастику
я
использую,
начиная
с
младшей
группы.
Это
комплексы А. Стрельниковой, Б.Толкачева, К.Бутейко.
Артикуляционная
гимнастика
позволяет
осуществлять
развитие
артикуляционной
моторики.
Задачи
артикуляционной
гимнастики
на
музыкальных занятиях следующие:
•
развивать певческие способности детей;
•
формировать артикуляцию различных звуков;
•
совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности
и точности движений языка и губ;
•
развивать музыкальную память, запоминание текста песен, внимание;
•
развивать чувство ритма;
На
своих
музыкальных
занятиях
я
использую
игровые
дыхательные
и
артикуляционные
гимнастики.
Такие
как,
«Путешествие
язычка»,
«Котик
Рыжик», «Жаба Квака», «Ты, мороз», «Погреемся» и др.
Комплекс дыхательных упражнений «Медвежата»
Вот весна уж на пороге,
Мишки спят в своей берлоге.
(Дети сидят по-турецки, вдыхают носом, на выдохе произносят: «Хр-р-р! »)
Обнялись и повернулись.
(Обнимают себя).
После сладко потянулись.
(Потягиваются «после сна».)
И совсем проснулись.
(Встают на ноги.)
Подышали – вдох, другой.
Пахнет всё вокруг весной!
(Вдох сопровождается сжиманием пальцев рук в кулак, выдох разжиманием.
На выдохе произносят: «Ах! »)
Справа – талым снегом.
(Вдох с поворотом головы вправо, выдох – свободный.)
Слева – свежим следом.
(Вдох с поворотом головы влево, выдох – свободный.)
Молодой листвой – вверху,
(Вдох с поднятием головы, выдох – свободный).
Сочной травушкой – внизу.
(Вдох с опусканием головы, выдох – свободный.)
Вытянули лапки, сделали зарядку.
(Выполнение руками упражнения «Ножницы».)
Дружно сели, дружно встали,
(Приседание с выставлением рук вперёд).
А потом захохотали!
(Смеются).
Оздоровительные и фонопедические упражнения
Используются для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки
их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. А также
способствуют
развитию
диафрагмального,
носового,
брюшного
дыхания,
стимулированию
гортанно-глоточного
аппарата
и
деятельности
мозга.
В
работе я использую оздоровительные упражнения для горла, интонационно-
фонетические
и
голосовые
сигналы
доречевой
коммуникации,
игры
со
звуком.
Например,
игровые
фонопедические
упражнения
-
«Резиновая
игрушка», «Посчитаем», «Капризка», «Голоса вьюги», «Страшная сказка»,
«Вопрос-ответ», «На коньках», «Тигр вышел погулять», «Динозаврики» и др.;
оздоровительные
упражнения
–
«Таня
плачет»
«На
лошадке»,
«Ворона»,
«Трактор»,
«Поспать
бы!»,
«Хохотушки»;
комплексы
профилактических
упражнений – «Паровоз привез нас в лес», «Карнавал животных» и др.
Речевые игры
Одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в
музыкальном воспитании. Средства музыкальной выразительности – ритм,
темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для
речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях
позволяет
детям
с
самого
раннего
возраста
овладевать
всем
комплексом
выразительных средств музыки.
Речевые
игры
и
упражнения
на
музыкальных
занятиях
сопровождаются
движениями,
звучащими
жестами,
а
также
аккомпанируются
детскими
музыкальными
инструментами
–
металлофонами,
ксилофонами,
свистульками,
дудочками,
различными
шумовыми,
в
том
числе
и
самодельными,
инструментами.
Тексты,
подбираемые
для
речевых
игр,
простые, легко запоминающиеся. Это образцы устного народного творчества
– песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки. Также в своей практике
я
использую
речевые
игры
Т.Боровик,
Т.Тютюнниковой,
М.Картушиной.
Практика показывает, что применение речевых игр на музыкальных занятиях
эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей,
двигательной активности, развитие чувства ритма у детей и их творческих
возможностей.
Вот
небольшой
пример
речевой
игры
с
использованием
музыкальных инструментов:
«Шур-шур-песенка»
В тиши шуршунчики шуршат:
Шур-шур, шур-шур, шур-шур!
Они похожи на мышат.
Шур-шур, шур-шур, шур-шур!
(играют на «шуршанчиках» - султанчиках с полиэтиленовыми полосками.)
А где-то спит мурлыка-кот.
Мур-мур, мур-мур, мур-мур!
Во сне он песенку поёт:
Мур-мур, мур-мур, мур-мур!
(играют на арфе или металлофоне)
Шур-шур! Мур-мур!
Шур-шур! Мур-мур!
Заключение
Я убедилась, что применение современных образовательных технологий,
музыкотерапии
дают
устойчивый,
долговременный
ре зульт ат,
обусловленный систематичностью их применения. Свою статью хотелось бы
закончить словами великого педагога В.Сухомлинского: « Я не боюсь еще и
еще раз сказать: забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От
жизнерадостности,
бодрости
детей
зависит
их
духовная
жизнь,
мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».