Напоминание

"Музыкотерапия и другие здоровьесберегающие технологии в музыкальной ООД дошкольников"


Автор: Данилова Елена Александровна
Должность: музыкальный руководитель
Учебное заведение: МБДОУ ДСКВ №22
Населённый пункт: Краснодарский край, г.Ейск
Наименование материала: статья
Тема: "Музыкотерапия и другие здоровьесберегающие технологии в музыкальной ООД дошкольников"
Раздел: дошкольное образование





Назад





Музыкотерапия и другие здоровьесберегающие образовательные

технологии в музыкальной ООД дошкольников.

Автор статьи: музыкальный руководитель МБДОУ ДСКВ №22 г.Ейска

Данилова Е.А.
Активная профилактика нарушения здоровья у детей предполагает обучению здоровому образу жизни и формирование правильного отношения детей к своему здоровью. Здоровьесберегающие технологии используется в деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов. На практике подтверждена актуальность использования инновационных образовательных технологий в соответствии с федеральным стандартом образования с приоритетом выбора максимально здоровьесберегающих образовательных методик и технологий. Оздоровление детей в последнее время становится приоритетным направлением в работе многих ДОУ. Поэтому современные методы здоровьесбережения должны присутствовать во всех видах педагогической деятельности, в том числе и музыкальной. На своих музыкальных занятиях я стараюсь использовать самые разные здоровьесберегающие технологии, что обеспечивает бережное отношение к физическому и духовному здоровью воспитанников, помогает мне выявить музыкальные способности и творческий потенциал каждого ребенка, а также способствует формированию у детей привычки здорового образа жизни, в гармонии с самим с собой, своей семьей и окружающим миром. В процессе организации музыкальной образовательной деятельности я активно применяю музыкотерапию и другие здоровьесберегающие методики и технологии: 
Музыкотерапия
Одно из перспективных направлений в современном музыкальном воспитании дошкольников. Музыкотерапия способствует коррекции психофизического здоровья детей в процессе их жизнедеятельности. В своей практике я использую активную (двигательные импровизации под соответствующий характеру музыки словесный комментарий) и пассивную (прослушивание стимулирующей.ю успокаивающей или стабилизирующей музыки специально или как фон) формы музыкотерапии. Вот некоторые примеры музыкальных произведений, используемые мною для проведения музыкотерапии: • музыка для встречи детей и их свободной деятельности – «Шутка» Бах, «Времена года» Вивальди, «Клоуны» Кабалевский, «Музыкальная табакерка» Лядов, «Турецкое рондо» Моцарт, «Детский альбом» Чайковский, «Вальсы» Штраус; детские песни – «Бу-ра-ти-но», «Антошка», «Крылатые качели», «Веселые путешественники», «Если добрый ты», «Песенка бременских музыкантов» и др.
• музыка для пробуждения после дневного сна – «Утро» Григ, «Утешения» Лист, «Сонаты» Моцарт, «Вальс цветов», «Песня жаворонка» Чайковский, «Аквариум» Сен-Санс и др. • музыка для релаксации – «Адажио» Альбиони, «Лунная соната» Бетховен, «Мелодия» Глюк, «Море» Римский-Корсаков, «Лебедь» Сен-Санс, «Осенняя песнь», «Сладкая греза» Чайковский, «Аве Мария», «Грезы» Шуман. 
Психогимнастика.

Мимические

и

пантомимичекие

этюды.

Релаксация.
Это методы укрепления психологического здоровья детей. Психогимнастика примыкает к психолого-педагогическим и психотерапевтическим методикам, общей задачей которых является сохранение психического здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Основная цель — преодоление барьеров в общении, развитие лучшего понимания себя и других, снятие психического напряжения, создание возможностей для самовыражения. В психогимнастике придается большое значение общению детей со сверстниками, что очень важно для нормального развития и эмоционального здоровья детей. В дошкольном возрасте внимание детей еще неустойчиво, дети отличаются большой подвижностью и впечатлительностью, поэтому они нуждаются в частой смене заданий. В качестве своеобразного отдыха можно использовать подвижные игры, перемежая ими основные задания.
Релаксационное упражнение «Сладкая греза»
Бабочка-красавица к деткам прилетала, Крылашками легкими деткам помахала. Баю-баю-баю-бай! Поскорее засыпай. Глазки закрываются сказка начинается. (Звучит пьеса «Сладкая греза» Чайковского, дети спокойно лежат на ковре и слушают.) 
Валеологические песни-распевания
С них начинаются все мои музыкальные занятия. Несложные, добрые тексты и мелодия, состоящая из звуков мажорной гаммы, поднимают настроение, задают позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, подготавливают голос к пению . В своей практике я использую следующие валеологические песенки-приветствия - «Доброе утро!», «Трямди-песенка», «Цветочек», «Я иду!», «Здравстсвуйте!», «Просыпайтесь!» О.Арсеневской.
Валеологическая песенка-распевка «Трямди-песенка» О. Н. Арсеневской
Маленькие пальчики: трям, трям, трям! (здороваются кончиками пальцев) Барабанят пальчики: трям, трям, трям. А теперь ладошки: трям, трям, трям! (то же самое ладошками) Шлёпают ладошки: трям, трям, трям! Кулачками постучим: трям, трям, трям! (кулачками) По трям-трямски говорим: трям, трям, трям! Засопели носики: трям, трям, трям! (касаются друг друга носиками)
Носики-насосики: трям, трям, трям! А теперь мы улыбнулись: трям, трям, трям! («Пружинка», улыбаются) Прыгнули и повернулись: трям, трям, трям! (подпрыгнули на месте, покружились) Мы в Трям-трямдии живём: трям, трям, трям! (хлопают в ладоши) Трямди песенки поём: трям, трям, трям! 
Пальчиковая гимнастика
Важное место на моих музыкальных занятиях занимают пальчиковые игры и сказки, которые исполняются как песенки или произносятся под музыку. Игры развивают речь ребенка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук (подготовка к рисованию, письму), соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества. На своих музыкальных занятиях я использую пальчиковые игры Е. Железновой, В.Коноваленко, О.Узоровой, а также русский народный фольклор. Проводятся игры под музыку (как попевки, песенки), сопровождаются показом ярких иллюстраций, игрушек, героев пальчикового театра. Мелодия подбирается с учетом возраста детей, но всегда несложная, легко запоминающаяся. Аккомпанировать таким играм можно как на фортепиано, так и на металлофоне, ксилофоне, включать в музыкальное сопровождение звучание шумовых инструментов. Тексты этих игр и сказок простые, короткие. Таковы циклы пальчиковых игр «На детской площадке», «В лесу», пальчиковые сказки «Зайчата и волчата», «Поросенок», «Пальчик Петя», «Взгляни на пальчики свои…», «Рукавичка», «Облако» и др. 
Дыхательная и артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика корректирует нарушения речевого дыхания, помогает выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Периферические органы слуха, дыхания, голоса, артикуляции неразрывно связаны и взаимодействуют между собой под контролем центральной нервной системы. Нарушением функции речевого дыхания считается: подъем грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе; слишком большой вдох; учащенность дыхания; укороченность выдоха; неумение делать незаметный добор воздуха; неправильная осанка. Суть разработанных методик по восстановлению и развитию этой функции - в осознанном управлении всеми фазами акта дыхания через тренировку дыхательных мышц и регулировку работы дыхательного центра. Кроме того, дыхательная гимнастика оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие: • положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; • способствует восстановлению нарушенных в ходе болезни нервных регуляций со стороны центральной нервной системы;
• улучшает дренажную функцию бронхов; • восстанавливает нарушенное носовое дыхание; • исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. Дыхательную гимнастику я использую, начиная с младшей группы. Это комплексы А. Стрельниковой, Б.Толкачева, К.Бутейко. Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять развитие артикуляционной моторики. Задачи артикуляционной гимнастики на музыкальных занятиях следующие: • развивать певческие способности детей; • формировать артикуляцию различных звуков; • совершенствовать дикцию детей посредством тренировки подвижности и точности движений языка и губ; • развивать музыкальную память, запоминание текста песен, внимание; • развивать чувство ритма; На своих музыкальных занятиях я использую игровые дыхательные и артикуляционные гимнастики. Такие как, «Путешествие язычка», «Котик Рыжик», «Жаба Квака», «Ты, мороз», «Погреемся» и др.
Комплекс дыхательных упражнений «Медвежата»
Вот весна уж на пороге, Мишки спят в своей берлоге. (Дети сидят по-турецки, вдыхают носом, на выдохе произносят: «Хр-р-р! ») Обнялись и повернулись. (Обнимают себя). После сладко потянулись. (Потягиваются «после сна».) И совсем проснулись. (Встают на ноги.) Подышали – вдох, другой. Пахнет всё вокруг весной! (Вдох сопровождается сжиманием пальцев рук в кулак, выдох разжиманием. На выдохе произносят: «Ах! ») Справа – талым снегом. (Вдох с поворотом головы вправо, выдох – свободный.) Слева – свежим следом. (Вдох с поворотом головы влево, выдох – свободный.) Молодой листвой – вверху, (Вдох с поднятием головы, выдох – свободный). Сочной травушкой – внизу. (Вдох с опусканием головы, выдох – свободный.) Вытянули лапки, сделали зарядку. (Выполнение руками упражнения «Ножницы».) Дружно сели, дружно встали, (Приседание с выставлением рук вперёд). А потом захохотали!
(Смеются). 
Оздоровительные и фонопедические упражнения
Используются для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. А также способствуют развитию диафрагмального, носового, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности мозга. В работе я использую оздоровительные упражнения для горла, интонационно- фонетические и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком. Например, игровые фонопедические упражнения - «Резиновая игрушка», «Посчитаем», «Капризка», «Голоса вьюги», «Страшная сказка», «Вопрос-ответ», «На коньках», «Тигр вышел погулять», «Динозаврики» и др.; оздоровительные упражнения – «Таня плачет» «На лошадке», «Ворона», «Трактор», «Поспать бы!», «Хохотушки»; комплексы профилактических упражнений – «Паровоз привез нас в лес», «Карнавал животных» и др. 
Речевые игры
Одна из форм творческой работы с детьми не только в развитии речи, но и в музыкальном воспитании. Средства музыкальной выразительности – ритм, темп, тембр, динамика, артикуляция, форма – являются характерными и для речи. Таким образом, использование речевых игр на музыкальных занятиях позволяет детям с самого раннего возраста овладевать всем комплексом выразительных средств музыки. Речевые игры и упражнения на музыкальных занятиях сопровождаются движениями, звучащими жестами, а также аккомпанируются детскими музыкальными инструментами – металлофонами, ксилофонами, свистульками, дудочками, различными шумовыми, в том числе и самодельными, инструментами. Тексты, подбираемые для речевых игр, простые, легко запоминающиеся. Это образцы устного народного творчества – песенки, прибаутки, потешки, считалки, дразнилки. Также в своей практике я использую речевые игры Т.Боровик, Т.Тютюнниковой, М.Картушиной. Практика показывает, что применение речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности, развитие чувства ритма у детей и их творческих возможностей. Вот небольшой пример речевой игры с использованием музыкальных инструментов:
«Шур-шур-песенка»
В тиши шуршунчики шуршат: Шур-шур, шур-шур, шур-шур! Они похожи на мышат. Шур-шур, шур-шур, шур-шур! (играют на «шуршанчиках» - султанчиках с полиэтиленовыми полосками.) А где-то спит мурлыка-кот. Мур-мур, мур-мур, мур-мур! Во сне он песенку поёт: Мур-мур, мур-мур, мур-мур! (играют на арфе или металлофоне)
Шур-шур! Мур-мур! Шур-шур! Мур-мур!
Заключение
Я убедилась, что применение современных образовательных технологий, музыкотерапии дают устойчивый, долговременный ре зульт ат, обусловленный систематичностью их применения. Свою статью хотелось бы закончить словами великого педагога В.Сухомлинского: « Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье – важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».


В раздел образования