Напоминание

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через русские календарно-обрядовые праздники.


Автор: Сартакова Екатерина Олеговна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБОУ "СОШ № 7 им. В.И. Медведева"
Населённый пункт: город Троицк, Челябинская область
Наименование материала: статья
Тема: Духовно-нравственное воспитание дошкольников через русские календарно-обрядовые праздники.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Е. О. Сартакова,

воспитатель первой квалификационной категории.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа № 7 им. В.И. Медведева"

структурное подразделение «Детский сад».

Духовно-нравственное воспитание дошкольников через русские календарно-

обрядовые праздники.

В

«Законе

об

образовании»

духовно-нравственное

просвещение

обозначено,

как

одно

из

приоритетных направлений общего развития ребенка.

Неизменным спутником русской обрядовой

культуры является фольклор (сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т.д.). В устном

народном творчестве, как нигде сохранились особенные черты русского характера.

В настоящее время большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной

культурой, с тем, как жили русские люди, как отдыхали, какие соблюдали обычаи.

Духовность надо воспитывать с самого раннего детства. В народе говорится: «Нет дерева без

корней, дома – без фундамента». Трудно построить будущее без знания исторических корней и опоры

на опыт предшествующих поколений.

В нашем учреждении создан школьный краеведческий музей, который 14 лет подряд занимает

первое место среди школьных музеев города. В пополнении экспонатов музея участвуют родители,

дети и педагоги.

Наши воспитанники знакомятся с экспозициями музея, начиная со средней группы. Они с

увлечением рассматривают

предметы быта, убранство русской избы, военные экспонаты. Много

нового и интересного они узнают об истории нашего города.

Удивительное

и

загадочное

явление русской народной культуры – это календарно-обрядовые праздники. Они помогают детям

почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его традициях и обычаях, развивают творческие

способности.

Календарно-обрядовые праздники в детском саду дают детям испытать много положительных

эмоций и оставляют в их памяти незабываемые, положительные воспоминания о Рождественских

огоньках, блинах и чаепитии на Масленицу и о многом другом.

Насыщены

народные

праздники

творческими

импровизациями,

сюрпризными

моментами,

которые

стимулируют

интерес

детей,

раскрепощают,

усиливают

впечатления.

А

главное,

обеспечивают естественное приобщение детей к народным традициям.

Один из самых любимых праздников на Руси - Рождество Христово. Детям доставляет радость

наблюдать за шуточными проделками сказочных героев, распевать рождественские колядки, сеять

зерна во благо и гадать.

Дети очень любят

наряжаться в народные костюмы, которые создают

особое праздничное

настроение, ходить по школе с добрыми пожеланиями и получать угощение.

На Масленичные гулянья наши воспитанники с огромным интересом разучивают заклички,

участвуют

вместе

с

шуточными

персонажами

в

народных

играх

и

забавах.

Провожая

зиму,

традиционно сжигается чучело Масленицы, загадываются желания, и всё завершается чаепитием с

блинами. Это радостное событие не только рисует улыбку на лицах, но и продолжает знакомить с

обычаями русского народа.

В современных условиях возросла проблема возрождения культурных традиций, поэтому

одной из задач является – воспитание интереса и привлечение родителей к посильному участию в

праздниках и развлечениях вместе с детьми.

Родители

наших

дошкольников

активно

участвуют

в

подготовке

к

праздникам:

шьют

костюмы,

изготавливают

атрибуты,

помогают

в

проведении и сами с интересом участвуют в них.

В

процессе

нравственного

воспитания

формируются

чувства

патриотизма,

товарищества,

глубокое уважение к людям. Надо любить свое прошлое и гордиться им. Необходимо донести до

сознания

наших

детей,

что

они

являются

носителями

русской

культуры,

знакомить

их

с

национальными обычаями и традициями. Ведь не зря народная мудрость гласит: «Не забывай старь –

она новизну держит».

Список используемой литературы

1.

Знакомство детей с русским народным творчеством: Конспекты занятий сценарии календарно-

обрядовых

праздников:

методическое

пособие

для

педагогов

дошкольных

образовательных

учреждений. Автор-составитель Л.С. Куприна, Т.А.Бударина, О.А. Маркеева, О.Н.Корепанова. -

СПб.: «Детство-пресс», 2004.

2.

Приобщение

детей

к

истокам

русской

народной

культуры:

Программа.

Учебно-методическое

пособие. Князева Щ.Л., Маханева М.Д.,- СПб: ООО «издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.

3.

Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре

русского

народа/

авт.-сост.:

Антонова

Г.А.,

Ельцова

О.М.,

Николаева

Н.Н.-

СПб:

ООО

«издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.



В раздел образования