Автор: Скрипченко Ирина Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ МО "Плавский район ПСОШ №1"
Населённый пункт: город Плавск Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: "СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ"
Раздел: среднее образование
«СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ
АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ»
Познавательная
мотивация
к
учебной
деятельности
является
одним
из
важнейших
факторов
при
изучении
иностранных
языков
.
Именно
такая
мотивация
побуждает
учащихся
к
упорной
,
систематической
учебной
работе
.
Мотивация
является
как
бы
«
запускным
механизмом
» (
И
.
А
.
Зимняя
),
источником
активности
и
направленности
личности
на
предметы
и
явления
действительности
,
в
результате
чего
и
возникает
активность
.
В
основе
познавательной
мотивации
лежит
бескорыстная
жажда
познания
,
неудержимое
стремление
познать
все
новое
и
новое
.
При
такой
мотивации
учащиеся
с
большой
легкостью
воспринимают
учебный
материал
и
справляются
с
трудностями
.
Следует
различать
внешнюю
мотивацию
и
внутреннюю
мотивацию
.
Внешняя
мотивация
не
связана
непосредственно
с
содержанием
предмета
,
а
обусловлена
внешними
обстоятельствами
.
Примерами
могут
служить
:
-
мотив
достижения
–
вызван
стремлением
человека
достигать
успехов
и
высоких
результатов
в
любой
деятельности
,
в
том
числе
и
в
изучении
иностранного
языка
.
Например
,
для
отличных
оценок
и
т
.
д
.;
-
мотив
самоутверждения
–
стремление
утвердить
себя
,
получить
одобрение
других
людей
.
Человек
учит
иностранный
язык
,
чтобы
получить
определенный
статус
в
обществе
;
-
мотив
идентификации
–
стремление
человека
быть
похожим
на
другого
человека
,
а
также
быть
ближе
к
своим
кумирам
и
героям
(
например
,
чтобы
понимать
тексты
песен
любимой
группы
);
-
мотив
аффилиации
–
стремление
к
общению
с
другими
людьми
.
Человек
может
учить
иностранный
язык
,
чтобы
общаться
с
друзьями
–
иностранцами
;
-
мотив
саморазвития
–
стремление
к
самоусовершенствованию
.
Иностранный
язык
служит
средством
для
духовного
обогащения
и
общего
развития
человека
;
-
просоциальный
мотив
–
связан
с
осознанием
общественного
значения
деятельности
.
Человек
изучает
иностранный
язык
,
потому
что
осознает
социальную
значимость
учения
.
Внутренняя
же
мотивация
связана
не
с
внешними
обстоятельствами
,
а
непосредственно
с
самим
предметом
.
Её
еще
часто
называют
процессуальной
мотивацией
.
Ребенку
нравится
непосредственно
иностранный
язык
,
нравится
проявлять
свою
интеллектуальную
активность
.
Действие
внешних
мотивов
(
престижа
,
самоутверждения
,
и
т
.
д
.)
может
усиливать
внутреннюю
мотивацию
,
но
они
не
имеют
непосредственного
отношения
к
содержанию
и
процессу
деятельности
.
Весь
учебный
процесс
должен
быть
построен
таким
образом
,
чтобы
учащиеся
на
каждом
уровне
испытывали
радость
от
удовлетворения
потребностей
,
специфических
для
предмета
"
иностранный
язык
".
Эти
потребности
соответствуют
следующим
разновидностям
внутренней
мотивации
,
предложенным
психологом
С
.
Т
.
Григоряном
:
коммуникативной
,
лингво
-
познавательной
и
инструментальной
.
Коммуникативную
разновидность
внутренней
мотивации
можно
назвать
основной
,
так
как
коммуникативность
–
это
первая
естественная
потребность
,
изучающих
иностранный
язык
.
Предпосылками
для
возникновения
коммуникативной
мотивации
могут
быть
созданы
при
постановке
задач
урока
,
соответствующих
содержанию
и
соответствующих
организационным
формам
работы
.
Сама
формулировка
задач
урока
должна
импонировать
ребятам
,
открывать
перед
ними
ясную
речевую
перспективу
.
Формулировка
задачи
зависит
от
ступени
обучения
,
от
возрастных
и
психологических
особенностей
.
Содержание
урока
,
как
и
его
задачи
,
тоже
должно
быть
принято
учащимися
.
Это
может
быть
достигнуто
путём
усиления
личностной
ориентации
,
использования
на
уроке
актуальных
событий
,
привлечения
познавательного
материала
.
Личностная
ориентация
предполагает
,
адресованность
не
только
непосредственно
к
самому
ученику
и
его
"
Я
",
но
и
к
более
широкой
среде
,
причастность
к
которой
он
ощущает
(
моя
семья
,
моя
улица
,
мой
город
,
моя
страна
,
страна
изучающего
языка
).
В
область
личностных
интересов
естественным
образом
втягивается
и
вторичное
"
Я
",
когда
учащийся
играет
какую
-
либо
роль
в
воображаемой
ситуации
.
Например
: "
Расскажите
историю
о
своих
каникулах
", "
Представьте
,
что
вы
гид
,
и
проведите
экскурсию
по
Лондону
" ,
"
Расскажите
туристам
о
тех
достопримечательностях
" .
Подобные
задания
предоставляют
ученику
право
выбора
,
что
очень
важно
,
так
как
он
может
выбрать
ту
часть
материала
,
которую
лучше
усвоил
,
тем
самым
устраняются
отрицательные
эмоции
.
События
актуальной
действительности
также
могут
обогатить
содержание
урока
,
показав
учащимся
,
что
они
учатся
не
для
школы
,
а
для
жизни
,
и
это
,
несомненно
,
поддерживает
коммуникативную
мотивацию
.
Поэтому
на
уроке
следует
использовать
информацию
из
газет
и
журналов
страны
изучаемого
языка
и
"
связать
"
её
с
темой
урока
.
Познавательный
характер
материала
урока
играет
немаловажную
роль
в
коммуникативной
мотивации
и
должен
быть
подчинён
правилу
равновесия
между
новой
и
уже
известной
информацией
.
Это
можно
достигнуть
путём
сообщения
нового
об
известном
.
Например
,
в
5-
м
классе
учащиеся
только
называют
некоторые
достопримечательности
Лондона
,
в
6-
м
они
ещё
ближе
знакомятся
с
достопримечательностями
города
и
могут
рассказать
,
где
находится
та
или
иная
достопримечательность
и
чем
она
знаменита
.
Равновесие
между
новой
и
известной
информацией
может
быть
соблюдено
также
путём
актуализации
межпредметных
связей
.
В
этом
случае
факты
и
события
,
усвоенные
на
других
уроках
по
другим
областям
знаний
,
предстают
перед
учащимися
на
уроках
иностранного
языка
как
бы
в
новой
языковой
оболочке
.
Узнавание
их
доставляет
учащимся
радость
познания
.
Познавательный
материал
урока
связан
с
психолого
-
педагогическим
понятием
"
зоны
ближайшего
развития
",
которое
ввёл
и
объяснил
Л
.
С
.
Выготский
.
Это
понятие
связано
с
развивающим
обучением
и
обозначает
разницу
между
тем
,
что
ученик
может
сделать
самостоятельно
и
что
с
помощью
взрослого
.
Доверие
интеллектуальным
возможностям
учащихся
усиливает
удовлетворение
от
учения
.
Следующим
важным
моментом
,
способствующим
вызову
и
сохранению
коммуникативной
мотивации
,
является
организация
урока
.
Хотелось
бы
остановиться
на
некоторых
интересных
моментах
организации
урока
,
способствующих
развитию
коммуникативной
активности
.
Игровые
упражнения
позволяют
организовать
целенаправленную
речевую
практику
на
уроках
иностранного
языка
,
тренировку
и
активизацию
навыков
и
умений
монологической
и
диалогической
речи
,
различных
типов
взаимодействия
партнёров
по
общению
,
формирования
и
формулирования
многообразных
типов
высказываний
(
описания
,
сообщения
,
информации
,
доказательства
,
выражения
мнения
,
согласия
и
т
.
п
.).
Обычно
урок
начинается
с
речевой
разминки
,
игровых
упражнений
,
которые
можно
использовать
для
активизации
иноязычного
общения
.
Игровые
упражнения
уже
в
самом
начале
урока
настраивают
ребят
на
дальнейшую
активную
речевую
деятельность
.
Но
,
чтобы
этот
интерес
не
угас
,
следует
придавать
игровой
характер
большинству
упражнений
на
уроке
,
особенно
если
они
связаны
с
запоминанием
и
тренировкой
речевых
образцов
по
определённой
теме
,
что
само
по
себе
является
довольно
скучным
занятием
.
Интересны
в
этом
плане
психотехнические
игры
.
Основными
их
функциями
в
обучении
иностранному
языку
являются
создание
у
обучаемых
внутренней
наглядности
,
необходимой
для
представления
на
учебном
занятии
определённой
ситуации
,
интенсивная
тренировка
употребления
изучаемого
лексического
и
грамматического
материала
.
Например
игры
«
В
магазине
» ,
«
Животные
»
Также
интересна
проектная
методика
.
Она
характеризуется
высокой
коммуникативностью
,
предполагает
выражение
учащимися
своих
собственных
мнений
,
чувств
,
активное
включение
в
реальную
деятельность
,
принятие
личной
ответственности
за
продвижение
в
обучении
.
Овладение
иностранным
языком
в
процессе
проектной
работы
доставляет
школьникам
истинную
радость
познания
,
приобщает
к
новой
культуре
.
При
выполнении
проектной
работы
в
устной
или
письменной
форме
необходимо
придерживаться
некоторых
рекомендаций
.
Во
-
первых
,
поскольку
проектная
работа
даёт
учащимся
возможность
выражать
свои
собственные
идеи
,
важно
не
слишком
явно
контролировать
и
регламентировать
школьников
,
желательно
поощрять
их
самостоятельность
.
Во
-
вторых
,
проектные
работы
являются
главным
образом
открытыми
,
поэтому
не
может
быть
чёткого
плана
их
выполнения
.
В
процессе
выполнения
проектных
заданий
можно
вводить
и
некоторый
дополнительный
материал
.
В
-
третьих
,
большинство
проектов
может
выполняться
отдельными
учащимися
,
но
проект
будет
максимально
творческим
,
если
он
выполняется
в
группах
.
Некоторые
проекты
выполняются
самостоятельно
дома
,
на
некоторые
из
проектных
заданий
затрачивается
часть
урока
,
на
другие
-
целый
урок
.
Важны
способы
выполнения
и
представления
проекта
.
Проекты
могут
выполняться
на
отдельных
листах
и
скрепляться
вместе
,
образуя
монтаж
,
выставку
или
книжки
самых
интересных
историй
о
путешествиях
,
о
своих
любимых
домашних
животных
,
о
своём
городе
и
другие
.
Группы
могут
соревноваться
друг
с
другом
.
Работа
над
проектом
развивает
у
учащихся
самостоятельность
.
С
другой
стороны
,
сам
проект
является
результатом
большой
самостоятельной
работы
учащихся
.
В
методической
литературе
достаточно
подробно
описаны
способы
формирования
самостоятельной
работы
учащихся
.
Это
:
научить
учащихся
пользоваться
учебником
и
справочной
литературой
,
учить
использовать
таблицы
,
памятки
,
комментарии
,
подсказывающие
задания
,
наводящие
вопросы
,
опоры
.
Еще
один
момент
организации
урока
,
способствующий
сохранению
коммуникативной
мотивации
,
-
это
рациональное
сочетание
различных
форм
работы
.
В
практике
школьного
обучения
иностранному
языку
,
особенно
на
начальной
ступени
,
наиболее
широкое
распространение
получили
фронтальные
формы
работы
,
что
позволяет
учителю
обучать
весь
класс
одновременно
.
Совершенствовать
фронтальную
работу
можно
,
если
использовать
на
уроке
игровые
формы
деятельности
,
ставить
проблемные
вопросы
,
требующие
использования
элементов
творчества
,
а
также
путём
сочетания
фронтальных
и
групповых
форм
работы
.
Индивидуальная
работа
школьников
чаще
всего
протекает
на
уроке
в
русле
фронтальной
.
При
формировании
умений
в
диалогической
речи
,
при
формировании
лексических
и
грамматических
навыков
.
Аудирование
,
как
правило
,
происходит
как
фронтальный
вид
работы
в
классе
,
хотя
коммуникативные
задачи
в
связи
с
прослушанным
могут
распределяться
дифференцированно
в
виде
индивидуальных
или
групповых
заданий
.
Для
развития
умений
в
смысловой
переработке
информации
,
умений
вести
беседу
-
полилог
неоценимо
значение
групповых
форм
совместной
деятельности
.
Важно
объединить
действия
учащихся
общностью
какой
-
то
цели
,
интересного
для
них
дела
.
Как
известно
,
подростки
тянутся
к
коллективности
,
к
каким
-
то
объединенным
действиям
.
Эту
тягу
надо
использовать
в
организации
групповой
и
коллективной
работы
по
иностранному
языку
,
создавая
тем
самым
положительную
мотивацию
учения
.
В
групповую
работу
целесообразно
включать
не
более
пяти
и
не
менее
трех
учащихся
.
На
первых
порах
учитель
сам
определяет
состав
группы
,
поясняет
цели
,
задачи
и
способы
выполнения
группового
задания
.
По
мере
накопления
опыта
совместной
групповой
деятельности
учащиеся
сами
распределяют
свои
функции
в
выполнении
группового
задания
и
сами
корректируют
ход
своей
работы
.
В
непринужденной
обстановке
общения
,
осознавая
право
каждого
члена
группы
советоваться
с
товарищами
,
ученики
обращаются
друг
к
другу
и
к
учителю
за
помощью
,
пользуются
справочным
материалом
.
Каждый
член
группы
старается
быть
не
хуже
других
и
,
чувствуя
"
плечо
товарища
" ,
скорее
приобщается
к
активной
деятельности
.
Поэтому
групповая
работа
способствует
повышению
мотивации
на
уроках
иностранного
языка
.
Итак
,
предпосылки
для
возникновения
коммуникативной
мотивации
могут
быть
созданы
при
постановке
задач
урока
,
соответствующем
содержании
и
соответствующих
организационных
формах
урока
.
Все
это
опосредуется
учителем
и
полностью
зависит
от
его
стиля
работы
.
Лингво
-
познавательная
мотивация
является
разновидностью
внутренней
мотивации
и
заключается
в
положительном
отношении
учащихся
к
самой
языковой
материи
.
Возможны
два
пути
ее
формирования
:
опосредованный
,
то
есть
через
коммуникативную
мотивацию
,
и
непосредственный
,
путем
стимулирования
поисковой
деятельности
учащихся
в
языковом
материале
.
Учащиеся
должны
ощущать
необходимость
в
языковом
материале
для
расширения
и
углубления
своих
речевых
возможностей
.
Целесообразно
поэтому
время
от
времени
прибегать
к
приему
,
делающему
эту
связь
наглядной
.
Учитель
говорит
:
«
Сегодня
мы
будем
говорить
о
…
Какие
слова
и
выражения
нам
могут
для
этого
понадобиться
?"
Таким
образом
,
создается
потребность
в
новых
словах
.
Учащиеся
называют
на
родном
языке
нужные
им
слова
,
учитель
сообщает
их
им
,
лучше
же
,
если
учащиеся
,
используя
словарь
,
сами
найдут
значения
этих
слов
на
иностранном
языке
,
а
учитель
поможет
выбрать
в
каждом
конкретном
случае
подходящее
слово
из
множества
вариантов
его
значения
.
Мотивация
при
этом
возрастает
.
Замечено
также
,
что
и
запечатление
в
памяти
лексики
тоже
усиливается
.
Работа
над
каким
-
либо
проектом
является
отличным
стимулом
для
расширения
и
углубления
языкового
материала
.
Однако
не
только
осязаемый
коммуникативный
"
вес
"
языкового
материала
может
вызвать
лингво
-
познавательную
мотивацию
.
В
учебном
процессе
по
иностранному
языку
важно
также
стимулировать
непосредственный
интерес
к
языку
как
таковому
.
Учителю
нужно
суметь
воплотить
богатые
общеобразовательные
возможности
иностранного
языка
,
а
это
значит
-
сконцентрировать
внимание
учащихся
на
самом
языке
,
на
его
способности
давать
имена
вещам
,
процессам
,
на
лингвострановедческом
аспекте
языка
,
разумеется
,
если
эти
явления
могут
быть
объяснены
на
материале
школьного
минимума
.
С
этой
целью
следует
придавать
работе
над
языком
характер
поисковой
,
исследовательской
деятельности
.
Учащиеся
сами
устанавливают
,
что
бурные
перемены
в
мире
материальных
вещей
,
общественных
укладах
,
политической
и
экономической
сферах
,
в
духовной
жизни
находят
отражения
в
новых
словах
,
в
интернациональной
лексике
,
заимствованных
словах
или
кальках
.
Это
слова
,
называемые
лингвистами
"
словами
-
свидетелями
"
эпохи
.
К
ним
относятся
,
например
: Computer, CD-Player.
Большую
роль
играет
также
развитие
языковой
догадки
.
Внезапное
"
озарение
"
по
поводу
того
или
иного
значения
слова
,
выражения
и
грамматической
формы
доставляет
учащимся
большое
удовольствие
и
мотивирует
дальнейший
лингвистический
поиск
.
Важно
также
побудить
учащихся
к
накоплению
языкового
материала
.
Для
этого
рекомендуется
применять
различные
языковые
игры
,
органично
включая
их
в
урок
.
Работа
с
английскими
песнями
,
стихами
и
рифмовками
выполняет
не
только
учебные
,
но
и
воспитательные
и
развивающие
задачи
,
обогащает
духовный
мир
ребенка
,
расширяет
его
словарный
запас
,
помогает
лучше
усвоить
лексический
и
грамматический
материал
,
прививает
любовь
к
поэзии
страны
изучаемого
языка
.
Важным
видом
внутренней
мотивации
является
также
инструментальная
мотивация
,
то
есть
мотивация
,
вытекающая
из
положительного
отношения
учащихся
к
определенным
видам
работы
.
Известно
,
что
педагогический
эффект
может
быть
достигнут
в
большей
мере
в
результате
собственной
активности
учащихся
.
Здесь
можно
применить
такую
тавтологию
:
нужно
учить
учащихся
учиться
.
В
форме
нейтрально
-
пассивного
восприятия
его
получить
нельзя
.
Методически
высоко
эффективными
,
реализующими
нетрадиционные
формы
обучения
,
развития
и
воспитания
учащихся
являются
урок
–
спектакль
,
урок
–
праздник
,
видео
урок
,
урок
–
интервью
и
другие
формы
занятий
.
Названные
виды
и
подвиды
мотивации
представляют
собой
в
известном
смысле
"
скрытые
силы
,
тонизирующие
учение
".
Будут
ли
они
"
разбужены
",
превратятся
ли
они
в
реальную
движущую
силу
процесса
обучения
на
всем
его
протяжении
,
зависит
от
учителя
.
В
его
функцию
,
следовательно
,
входит
воспитание
мотивов
учения
,
то
есть
создание
средствами
данного
предмета
оснований
для
вызова
соответствующих
мотивов
.
Л
.
Н
.
Толстой
сказал
: "
Чем
легче
учителю
учить
,
тем
труднее
ученикам
учиться
.
Чем
труднее
учителю
,
тем
легче
ученику
.
Чем
больше
будет
учитель
сам
учиться
,
обдумывать
каждый
урок
и
соизмерять
с
силами
ученика
…
чем
больше
вызывать
на
вопросы
и
ответы
,
тем
легче
будет
учиться
ученик
"