Напоминание

"СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ"


Автор: Скрипченко Ирина Владимировна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ МО "Плавский район ПСОШ №1"
Населённый пункт: город Плавск Тульская область
Наименование материала: статья
Тема: "СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ"
Раздел: среднее образование





Назад




«СПОСОБЫ ПОВЫШЕНИЯ МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ

АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА У УЧАЩИХСЯ»

Познавательная

мотивация

к

учебной

деятельности

является

одним

из

важнейших

факторов

при

изучении

иностранных

языков

.

Именно

такая

мотивация

побуждает

учащихся

к

упорной

,

систематической

учебной

работе

.

Мотивация

является

как

бы

«

запускным

механизмом

» (

И

.

А

.

Зимняя

),

источником

активности

и

направленности

личности

на

предметы

и

явления

действительности

,

в

результате

чего

и

возникает

активность

.

В

основе

познавательной

мотивации

лежит

бескорыстная

жажда

познания

,

неудержимое

стремление

познать

все

новое

и

новое

.

При

такой

мотивации

учащиеся

с

большой

легкостью

воспринимают

учебный

материал

и

справляются

с

трудностями

.

Следует

различать

внешнюю

мотивацию

и

внутреннюю

мотивацию

.

Внешняя

мотивация

не

связана

непосредственно

с

содержанием

предмета

,

а

обусловлена

внешними

обстоятельствами

.

Примерами

могут

служить

:

-

мотив

достижения

вызван

стремлением

человека

достигать

успехов

и

высоких

результатов

в

любой

деятельности

,

в

том

числе

и

в

изучении

иностранного

языка

.

Например

,

для

отличных

оценок

и

т

.

д

.;

-

мотив

самоутверждения

стремление

утвердить

себя

,

получить

одобрение

других

людей

.

Человек

учит

иностранный

язык

,

чтобы

получить

определенный

статус

в

обществе

;

-

мотив

идентификации

стремление

человека

быть

похожим

на

другого

человека

,

а

также

быть

ближе

к

своим

кумирам

и

героям

(

например

,

чтобы

понимать

тексты

песен

любимой

группы

);

-

мотив

аффилиации

стремление

к

общению

с

другими

людьми

.

Человек

может

учить

иностранный

язык

,

чтобы

общаться

с

друзьями

иностранцами

;

-

мотив

саморазвития

стремление

к

самоусовершенствованию

.

Иностранный

язык

служит

средством

для

духовного

обогащения

и

общего

развития

человека

;

-

просоциальный

мотив

связан

с

осознанием

общественного

значения

деятельности

.

Человек

изучает

иностранный

язык

,

потому

что

осознает

социальную

значимость

учения

.

Внутренняя

же

мотивация

связана

не

с

внешними

обстоятельствами

,

а

непосредственно

с

самим

предметом

.

Её

еще

часто

называют

процессуальной

мотивацией

.

Ребенку

нравится

непосредственно

иностранный

язык

,

нравится

проявлять

свою

интеллектуальную

активность

.

Действие

внешних

мотивов

(

престижа

,

самоутверждения

,

и

т

.

д

.)

может

усиливать

внутреннюю

мотивацию

,

но

они

не

имеют

непосредственного

отношения

к

содержанию

и

процессу

деятельности

.

Весь

учебный

процесс

должен

быть

построен

таким

образом

,

чтобы

учащиеся

на

каждом

уровне

испытывали

радость

от

удовлетворения

потребностей

,

специфических

для

предмета

"

иностранный

язык

".

Эти

потребности

соответствуют

следующим

разновидностям

внутренней

мотивации

,

предложенным

психологом

С

.

Т

.

Григоряном

:

коммуникативной

,

лингво

-

познавательной

и

инструментальной

.

Коммуникативную

разновидность

внутренней

мотивации

можно

назвать

основной

,

так

как

коммуникативность

это

первая

естественная

потребность

,

изучающих

иностранный

язык

.

Предпосылками

для

возникновения

коммуникативной

мотивации

могут

быть

созданы

при

постановке

задач

урока

,

соответствующих

содержанию

и

соответствующих

организационным

формам

работы

.

Сама

формулировка

задач

урока

должна

импонировать

ребятам

,

открывать

перед

ними

ясную

речевую

перспективу

.

Формулировка

задачи

зависит

от

ступени

обучения

,

от

возрастных

и

психологических

особенностей

.

Содержание

урока

,

как

и

его

задачи

,

тоже

должно

быть

принято

учащимися

.

Это

может

быть

достигнуто

путём

усиления

личностной

ориентации

,

использования

на

уроке

актуальных

событий

,

привлечения

познавательного

материала

.

Личностная

ориентация

предполагает

,

адресованность

не

только

непосредственно

к

самому

ученику

и

его

"

Я

",

но

и

к

более

широкой

среде

,

причастность

к

которой

он

ощущает

(

моя

семья

,

моя

улица

,

мой

город

,

моя

страна

,

страна

изучающего

языка

).

В

область

личностных

интересов

естественным

образом

втягивается

и

вторичное

"

Я

",

когда

учащийся

играет

какую

-

либо

роль

в

воображаемой

ситуации

.

Например

: "

Расскажите

историю

о

своих

каникулах

", "

Представьте

,

что

вы

гид

,

и

проведите

экскурсию

по

Лондону

" ,

"

Расскажите

туристам

о

тех

достопримечательностях

" .

Подобные

задания

предоставляют

ученику

право

выбора

,

что

очень

важно

,

так

как

он

может

выбрать

ту

часть

материала

,

которую

лучше

усвоил

,

тем

самым

устраняются

отрицательные

эмоции

.

События

актуальной

действительности

также

могут

обогатить

содержание

урока

,

показав

учащимся

,

что

они

учатся

не

для

школы

,

а

для

жизни

,

и

это

,

несомненно

,

поддерживает

коммуникативную

мотивацию

.

Поэтому

на

уроке

следует

использовать

информацию

из

газет

и

журналов

страны

изучаемого

языка

и

"

связать

"

её

с

темой

урока

.

Познавательный

характер

материала

урока

играет

немаловажную

роль

в

коммуникативной

мотивации

и

должен

быть

подчинён

правилу

равновесия

между

новой

и

уже

известной

информацией

.

Это

можно

достигнуть

путём

сообщения

нового

об

известном

.

Например

,

в

5-

м

классе

учащиеся

только

называют

некоторые

достопримечательности

Лондона

,

в

6-

м

они

ещё

ближе

знакомятся

с

достопримечательностями

города

и

могут

рассказать

,

где

находится

та

или

иная

достопримечательность

и

чем

она

знаменита

.

Равновесие

между

новой

и

известной

информацией

может

быть

соблюдено

также

путём

актуализации

межпредметных

связей

.

В

этом

случае

факты

и

события

,

усвоенные

на

других

уроках

по

другим

областям

знаний

,

предстают

перед

учащимися

на

уроках

иностранного

языка

как

бы

в

новой

языковой

оболочке

.

Узнавание

их

доставляет

учащимся

радость

познания

.

Познавательный

материал

урока

связан

с

психолого

-

педагогическим

понятием

"

зоны

ближайшего

развития

",

которое

ввёл

и

объяснил

Л

.

С

.

Выготский

.

Это

понятие

связано

с

развивающим

обучением

и

обозначает

разницу

между

тем

,

что

ученик

может

сделать

самостоятельно

и

что

с

помощью

взрослого

.

Доверие

интеллектуальным

возможностям

учащихся

усиливает

удовлетворение

от

учения

.

Следующим

важным

моментом

,

способствующим

вызову

и

сохранению

коммуникативной

мотивации

,

является

организация

урока

.

Хотелось

бы

остановиться

на

некоторых

интересных

моментах

организации

урока

,

способствующих

развитию

коммуникативной

активности

.

Игровые

упражнения

позволяют

организовать

целенаправленную

речевую

практику

на

уроках

иностранного

языка

,

тренировку

и

активизацию

навыков

и

умений

монологической

и

диалогической

речи

,

различных

типов

взаимодействия

партнёров

по

общению

,

формирования

и

формулирования

многообразных

типов

высказываний

(

описания

,

сообщения

,

информации

,

доказательства

,

выражения

мнения

,

согласия

и

т

.

п

.).

Обычно

урок

начинается

с

речевой

разминки

,

игровых

упражнений

,

которые

можно

использовать

для

активизации

иноязычного

общения

.

Игровые

упражнения

уже

в

самом

начале

урока

настраивают

ребят

на

дальнейшую

активную

речевую

деятельность

.

Но

,

чтобы

этот

интерес

не

угас

,

следует

придавать

игровой

характер

большинству

упражнений

на

уроке

,

особенно

если

они

связаны

с

запоминанием

и

тренировкой

речевых

образцов

по

определённой

теме

,

что

само

по

себе

является

довольно

скучным

занятием

.

Интересны

в

этом

плане

психотехнические

игры

.

Основными

их

функциями

в

обучении

иностранному

языку

являются

создание

у

обучаемых

внутренней

наглядности

,

необходимой

для

представления

на

учебном

занятии

определённой

ситуации

,

интенсивная

тренировка

употребления

изучаемого

лексического

и

грамматического

материала

.

Например

игры

«

В

магазине

» ,

«

Животные

»

Также

интересна

проектная

методика

.

Она

характеризуется

высокой

коммуникативностью

,

предполагает

выражение

учащимися

своих

собственных

мнений

,

чувств

,

активное

включение

в

реальную

деятельность

,

принятие

личной

ответственности

за

продвижение

в

обучении

.

Овладение

иностранным

языком

в

процессе

проектной

работы

доставляет

школьникам

истинную

радость

познания

,

приобщает

к

новой

культуре

.

При

выполнении

проектной

работы

в

устной

или

письменной

форме

необходимо

придерживаться

некоторых

рекомендаций

.

Во

-

первых

,

поскольку

проектная

работа

даёт

учащимся

возможность

выражать

свои

собственные

идеи

,

важно

не

слишком

явно

контролировать

и

регламентировать

школьников

,

желательно

поощрять

их

самостоятельность

.

Во

-

вторых

,

проектные

работы

являются

главным

образом

открытыми

,

поэтому

не

может

быть

чёткого

плана

их

выполнения

.

В

процессе

выполнения

проектных

заданий

можно

вводить

и

некоторый

дополнительный

материал

.

В

-

третьих

,

большинство

проектов

может

выполняться

отдельными

учащимися

,

но

проект

будет

максимально

творческим

,

если

он

выполняется

в

группах

.

Некоторые

проекты

выполняются

самостоятельно

дома

,

на

некоторые

из

проектных

заданий

затрачивается

часть

урока

,

на

другие

-

целый

урок

.

Важны

способы

выполнения

и

представления

проекта

.

Проекты

могут

выполняться

на

отдельных

листах

и

скрепляться

вместе

,

образуя

монтаж

,

выставку

или

книжки

самых

интересных

историй

о

путешествиях

,

о

своих

любимых

домашних

животных

,

о

своём

городе

и

другие

.

Группы

могут

соревноваться

друг

с

другом

.

Работа

над

проектом

развивает

у

учащихся

самостоятельность

.

С

другой

стороны

,

сам

проект

является

результатом

большой

самостоятельной

работы

учащихся

.

В

методической

литературе

достаточно

подробно

описаны

способы

формирования

самостоятельной

работы

учащихся

.

Это

:

научить

учащихся

пользоваться

учебником

и

справочной

литературой

,

учить

использовать

таблицы

,

памятки

,

комментарии

,

подсказывающие

задания

,

наводящие

вопросы

,

опоры

.

Еще

один

момент

организации

урока

,

способствующий

сохранению

коммуникативной

мотивации

,

-

это

рациональное

сочетание

различных

форм

работы

.

В

практике

школьного

обучения

иностранному

языку

,

особенно

на

начальной

ступени

,

наиболее

широкое

распространение

получили

фронтальные

формы

работы

,

что

позволяет

учителю

обучать

весь

класс

одновременно

.

Совершенствовать

фронтальную

работу

можно

,

если

использовать

на

уроке

игровые

формы

деятельности

,

ставить

проблемные

вопросы

,

требующие

использования

элементов

творчества

,

а

также

путём

сочетания

фронтальных

и

групповых

форм

работы

.

Индивидуальная

работа

школьников

чаще

всего

протекает

на

уроке

в

русле

фронтальной

.

При

формировании

умений

в

диалогической

речи

,

при

формировании

лексических

и

грамматических

навыков

.

Аудирование

,

как

правило

,

происходит

как

фронтальный

вид

работы

в

классе

,

хотя

коммуникативные

задачи

в

связи

с

прослушанным

могут

распределяться

дифференцированно

в

виде

индивидуальных

или

групповых

заданий

.

Для

развития

умений

в

смысловой

переработке

информации

,

умений

вести

беседу

-

полилог

неоценимо

значение

групповых

форм

совместной

деятельности

.

Важно

объединить

действия

учащихся

общностью

какой

-

то

цели

,

интересного

для

них

дела

.

Как

известно

,

подростки

тянутся

к

коллективности

,

к

каким

-

то

объединенным

действиям

.

Эту

тягу

надо

использовать

в

организации

групповой

и

коллективной

работы

по

иностранному

языку

,

создавая

тем

самым

положительную

мотивацию

учения

.

В

групповую

работу

целесообразно

включать

не

более

пяти

и

не

менее

трех

учащихся

.

На

первых

порах

учитель

сам

определяет

состав

группы

,

поясняет

цели

,

задачи

и

способы

выполнения

группового

задания

.

По

мере

накопления

опыта

совместной

групповой

деятельности

учащиеся

сами

распределяют

свои

функции

в

выполнении

группового

задания

и

сами

корректируют

ход

своей

работы

.

В

непринужденной

обстановке

общения

,

осознавая

право

каждого

члена

группы

советоваться

с

товарищами

,

ученики

обращаются

друг

к

другу

и

к

учителю

за

помощью

,

пользуются

справочным

материалом

.

Каждый

член

группы

старается

быть

не

хуже

других

и

,

чувствуя

"

плечо

товарища

" ,

скорее

приобщается

к

активной

деятельности

.

Поэтому

групповая

работа

способствует

повышению

мотивации

на

уроках

иностранного

языка

.

Итак

,

предпосылки

для

возникновения

коммуникативной

мотивации

могут

быть

созданы

при

постановке

задач

урока

,

соответствующем

содержании

и

соответствующих

организационных

формах

урока

.

Все

это

опосредуется

учителем

и

полностью

зависит

от

его

стиля

работы

.

Лингво

-

познавательная

мотивация

является

разновидностью

внутренней

мотивации

и

заключается

в

положительном

отношении

учащихся

к

самой

языковой

материи

.

Возможны

два

пути

ее

формирования

:

опосредованный

,

то

есть

через

коммуникативную

мотивацию

,

и

непосредственный

,

путем

стимулирования

поисковой

деятельности

учащихся

в

языковом

материале

.

Учащиеся

должны

ощущать

необходимость

в

языковом

материале

для

расширения

и

углубления

своих

речевых

возможностей

.

Целесообразно

поэтому

время

от

времени

прибегать

к

приему

,

делающему

эту

связь

наглядной

.

Учитель

говорит

:

«

Сегодня

мы

будем

говорить

о

Какие

слова

и

выражения

нам

могут

для

этого

понадобиться

?"

Таким

образом

,

создается

потребность

в

новых

словах

.

Учащиеся

называют

на

родном

языке

нужные

им

слова

,

учитель

сообщает

их

им

,

лучше

же

,

если

учащиеся

,

используя

словарь

,

сами

найдут

значения

этих

слов

на

иностранном

языке

,

а

учитель

поможет

выбрать

в

каждом

конкретном

случае

подходящее

слово

из

множества

вариантов

его

значения

.

Мотивация

при

этом

возрастает

.

Замечено

также

,

что

и

запечатление

в

памяти

лексики

тоже

усиливается

.

Работа

над

каким

-

либо

проектом

является

отличным

стимулом

для

расширения

и

углубления

языкового

материала

.

Однако

не

только

осязаемый

коммуникативный

"

вес

"

языкового

материала

может

вызвать

лингво

-

познавательную

мотивацию

.

В

учебном

процессе

по

иностранному

языку

важно

также

стимулировать

непосредственный

интерес

к

языку

как

таковому

.

Учителю

нужно

суметь

воплотить

богатые

общеобразовательные

возможности

иностранного

языка

,

а

это

значит

-

сконцентрировать

внимание

учащихся

на

самом

языке

,

на

его

способности

давать

имена

вещам

,

процессам

,

на

лингвострановедческом

аспекте

языка

,

разумеется

,

если

эти

явления

могут

быть

объяснены

на

материале

школьного

минимума

.

С

этой

целью

следует

придавать

работе

над

языком

характер

поисковой

,

исследовательской

деятельности

.

Учащиеся

сами

устанавливают

,

что

бурные

перемены

в

мире

материальных

вещей

,

общественных

укладах

,

политической

и

экономической

сферах

,

в

духовной

жизни

находят

отражения

в

новых

словах

,

в

интернациональной

лексике

,

заимствованных

словах

или

кальках

.

Это

слова

,

называемые

лингвистами

"

словами

-

свидетелями

"

эпохи

.

К

ним

относятся

,

например

: Computer, CD-Player.

Большую

роль

играет

также

развитие

языковой

догадки

.

Внезапное

"

озарение

"

по

поводу

того

или

иного

значения

слова

,

выражения

и

грамматической

формы

доставляет

учащимся

большое

удовольствие

и

мотивирует

дальнейший

лингвистический

поиск

.

Важно

также

побудить

учащихся

к

накоплению

языкового

материала

.

Для

этого

рекомендуется

применять

различные

языковые

игры

,

органично

включая

их

в

урок

.

Работа

с

английскими

песнями

,

стихами

и

рифмовками

выполняет

не

только

учебные

,

но

и

воспитательные

и

развивающие

задачи

,

обогащает

духовный

мир

ребенка

,

расширяет

его

словарный

запас

,

помогает

лучше

усвоить

лексический

и

грамматический

материал

,

прививает

любовь

к

поэзии

страны

изучаемого

языка

.

Важным

видом

внутренней

мотивации

является

также

инструментальная

мотивация

,

то

есть

мотивация

,

вытекающая

из

положительного

отношения

учащихся

к

определенным

видам

работы

.

Известно

,

что

педагогический

эффект

может

быть

достигнут

в

большей

мере

в

результате

собственной

активности

учащихся

.

Здесь

можно

применить

такую

тавтологию

:

нужно

учить

учащихся

учиться

.

В

форме

нейтрально

-

пассивного

восприятия

его

получить

нельзя

.

Методически

высоко

эффективными

,

реализующими

нетрадиционные

формы

обучения

,

развития

и

воспитания

учащихся

являются

урок

спектакль

,

урок

праздник

,

видео

урок

,

урок

интервью

и

другие

формы

занятий

.

Названные

виды

и

подвиды

мотивации

представляют

собой

в

известном

смысле

"

скрытые

силы

,

тонизирующие

учение

".

Будут

ли

они

"

разбужены

",

превратятся

ли

они

в

реальную

движущую

силу

процесса

обучения

на

всем

его

протяжении

,

зависит

от

учителя

.

В

его

функцию

,

следовательно

,

входит

воспитание

мотивов

учения

,

то

есть

создание

средствами

данного

предмета

оснований

для

вызова

соответствующих

мотивов

.

Л

.

Н

.

Толстой

сказал

: "

Чем

легче

учителю

учить

,

тем

труднее

ученикам

учиться

.

Чем

труднее

учителю

,

тем

легче

ученику

.

Чем

больше

будет

учитель

сам

учиться

,

обдумывать

каждый

урок

и

соизмерять

с

силами

ученика

чем

больше

вызывать

на

вопросы

и

ответы

,

тем

легче

будет

учиться

ученик

"



В раздел образования