Напоминание

Как проектно-исследовательские технологии, применяемые на уроках, влияют на социализацию учащихся


Автор: Минакова Ираида Ивановна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 74
Населённый пункт: г. Воронеж
Наименование материала: статья
Тема: Как проектно-исследовательские технологии, применяемые на уроках, влияют на социализацию учащихся
Раздел: среднее образование





Назад




« Как проектно-исследовательские технологии,

применяемые на уроках, влияют на социализацию

учащихся».

Автор

Минакова Ираида Ивановна

Учитель истории МБОУ СОШ №74

Г.Воронежа

Интерес при обучении любому предмету является движущей силой,

обеспечивающей

и

высокое

качество

знаний,

и

усвоение

необходимых

умений и навыков.

Специфика

предметов

обществоведческого

цикла

требует

от

учащихся

умения

работать

с

информацией,

различного

рода

источниками,

документами, материалами СМИ.

Это вызывает определённые трудности у детей. И поэтому, одной из главных

задач

модернизации

школьного

образования

является

развитие

познавательной самостоятельности учащихся, формирование у них умений

исследовательской деятельности. Решение поставленных задач и достижение

необходимых

результатов

возможно

при

использовании

проектно

-

исследовательской деятельности.

Исследовательский

подход

в

обучении

позволяет

учащимся

стать

участниками творческого процесса, а не пассивными созерцателями.

Что же такое исследовательская деятельность?

Под исследовательской деятельностью понимается такая форма организации

работы на уроке, при которой учащиеся ставятся в ситуацию, когда они

самостоятельно овладевают понятиями и находят пути к решению проблем

в

процессе

познания,

решают

творческие

задачи

с

неизвестным

заранее

результатом. Вид проекта зависит от возраста.

Исследовательская

деятельность

позволяет

развивать

у

ребенка

умения

систематизации материала, ориентации в освоении

потока информации.

Здесь

можно

использовать

метод

проектов.

Образовательный

проект

рассматривается сегодня как совместная учебно-познавательная, творческая

или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель, согласованные

методы,

способы

деятельности

и

направленная

на

достижение

общего

результата. Под исследовательской деятельностью понимается такая форма

организации работы на уроке, при которой учащиеся ставятся в ситуацию,

когда они самостоятельно овладевают понятиями и подходами к решению

проблем в процессе познания организованного учителем, решают творческие

задачи

с

неизвестным

заранее

результатом

.Проект

зависит

от

возраста

учащихся и темы. В курсе истории и обществознания метод проектов может

использоваться в рамках программного материала практически на любом

уроке. Проекты предполагают активизацию учащихся: они должны писать,

вырезать,

наклеивать,

рыться

в

справочниках,

разговаривать

с

другими

людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои работы на

компьютере в программах Microsoft Office.

Создание

проектов

предоставляет

учащимся

возможности

для

самостоятельного изыскание и присвоения информации, для стимулирования

навыков

самостоятельного

оперирования

полученным

материалом.

Метод

проектов стимулирует само - и взаимообучение, развитие коммуникативных

навыков, а так же личностных качеств – познавательную инициативность,

поисковую активность, творческие способности, самостоятельность, деловое

лидерство. Проект – это целостная практическая деятельность, направленная

на достижение определенного результата.

И проект – это результат такой

деятельности.

Образовательные

проекты

можно

классифицировать

следующим

образом:

исследовательские,

творческие,

игровые,

информационные,

проектно-ориентированные

(предполагают

подготовку

общественно значимых результатов проекта: закона, письма к администрации

города, района, словаря).

Избираемые темы должны быть значимыми, интересными и усложняться в

зависимости

от

возраста

учащихся.

Творческая

деятельность

в

ходе

проектной работы доставляет школьникам истинную радость познания и

общения. Проекты

предполагают

активизацию

учащихся:

они

должны

писать,

вырезать,

наклеивать,

рыться

в

справочниках,

разговаривать

с

другими людьми, искать фотографии, рисовать рисунки, оформлять свои

работы на компьютере в программах Microsoft Office.

Осуществление проекта происходит поэтапно: выбор темы, постановка

цели, определение группы, выбор средств и методов в

движении цели,

результат и завершение проекта, обсуждение итогов работы, возможность

продемонстрировать его другим людям дает ребенку чувство осмысленности

и оправданности усилий. К тому же коллективная работа по методу проектов

создает чувство свободы, снимает интеллектуальные страхи, способствует

возникновению внутренней мотивации.

Активное сотрудничество ученика и учителя в ходе исследовательской

работы

принципиально

меняет

технологию

получения

знаний:

ученик,

опираясь на помощь учителя, организует самостоятельный процесс поиска.

При

этом

важно

иметь

четко

разработанную

долгосрочную

программу

исследований

с

учетом

устойчивых

интересов,

реальных

условий

и

возможностей для успешной работы.

Так, при изучении по обществознанию темы:

« Глобальные проблемы:

наркомания»

учащиеся

выбрали

игровой

тип

проекта.

Выбрали

руководителей

следующих

групп:

«Социологи»

(должны

выяснить

причины

наркомании), «Правоведы»(законодательная

основа

по

этому

вопросу),

«Врачи»

( еще

раз

о

вреде

наркотиков),

«Журналисты»(как

решаются эти вопросы в других странах), «Полиция»(как ведется борьба в

РФ), «Законодатели»(предложения по принятию эффективных мер по борьбе

с этим явлением).

Изучение теоретических обобщений и практического опыта

организации

проектной

деятельности

на

уроках

истории,

а

также

собственный практический опыт позволяют сделать вывод о ее значимости,

востребованности и результативности. Организация проектной деятельности

позволяет создать ситуацию, в которой дети учатся делать выбор и нести

ответственность,

а

также

рефлексировать

этапы

своей

деятельности.

Организация проектной деятельности тесно связана с различными аспектами

социализации учащихся: преодоление свойственного возрасту эгоцентризма,

освоение

социально

приемлемых

форм

поведения,

сотрудничества

как

модель отношений. Индивидуальные проекты также могут быть собраны под

эгидой общей темы или формы презентации продукта (например, книга,

выставка, викторина, панно и т.п.).

Задача учителя научить ребёнка планировать и успешно реализовывать

«свои

жизненные

проекты».

Ведь

для

любого

человека

самая

значимая

оценка – это общественное признание его успеха.

Эта методика позволяет реализовывать не только образовательные задачи,

стоящие передо мною как учителем, но и воспитательные. Учащиеся могут

по-новому взглянуть на себя и на реалии своей каждодневной жизни, на

историю

и

культуру

своей

страны. Все

это,

в

конечном

сче те ,

способствует формированию

активной

гражданской

позиции

учащихся

и

максимальному

развитию

индивидуальных

способностей

и

талантов

каждого.

Проектное

мышление

необходимо

взрослым

и

детям.

Его

необходимо

специально пробуждать, планомерно развивать и заботливо. Сегодня даже

для того, чтобы просто выжить, не говоря уже о том, чтобы вести более или

менее достойное человека существование, мы должны смело идти навстречу

новому. То есть быть способными проектировать наше взаимодействие с

быстро

изменяющимся

миром.

Это

означает,

что

нам

нужно

учиться

непрерывно и безостановочно.

Список литературы

1.

Клименко

А.В.,

Подколзина

О.А.

Проектная

деятельно сть

учащихся.//Преподавание истории и обществознания в школе. – 2002. -

№9. – С.69-75.

2.

Новожилова

Н.В.

Использование

Интернет

технологий

в

исследовательской деятельности учителей и учащихся. // Завуч. – 2003. -

№8. – С.118-125.

3.

Новикова Т. Д.

Проектные

технологии

на уроках

и во внеурочной

деятельности. //Народное образование. - 2000. - № 7. - с 151-157

Директор школы. – 1995. - № 6, - С. 39-48.

4.

Гузеев В. В. Развитие

образовательной

технологии. —

М.,

1998

Директор школы. – 1995. - № 6, - С. 39-48.

5.

Новые

педагогические

и

информационные

технологии

в

системе

образования:

Учебное

пособие

/

Е.С.

Полат,

М.Ю.

Бухаркина,

М.В.

Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр

"Академия", 1999.



В раздел образования