Напоминание

"Реализация технологии социального партнёрства с родителями в ДОУ."


Автор: Малова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1 "Берёзка"
Населённый пункт: г. Красноармейск, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Реализация технологии социального партнёрства с родителями в ДОУ."
Раздел: дошкольное образование





Назад




РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ

СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА С

РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ.

Из опыта работы воспитателя

МБДОУ д/с №1 «Берёзка»

Маловой Ирины Николаевны.

Московская область г. о. Красноармейск.

[Укажите здесь источник.]

2017 г.

Работа с семьей – один из самых трудных видов профессиональной

деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе

проблемы современной семьи, которые, как показывает практика,

невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют

на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого.

Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного

творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний.

Сотрудничество

предполагает

не

только

взаимные

действия,

но

и

взаимопонимание,

взаимоуважение,

взаимодоверие.

Активная

совместная

работа

педагогов

и

родителей

позволяет

лучше

узнать

друг

друга,

способствует усилению их взаимоотношений.

Можно выделить принципы взаимодействия с родителями:

1. Открытость детского сада для семьи;

Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом,

на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении

воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон.

Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким

будет

отношение

семьи

к

детскому

саду

в

целом.

Ежедневное

доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо

больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;

Современные

мамы

и

папы

в

большинстве

своем

люди

грамотные,

осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих

собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды

педагогических

знаний

сегодня,

вряд

ли,

принесет

положительные

результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и

поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.

1

3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к

развитию личности в семье и детском коллективе;

4. Индивидуальный подход;

Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.

Воспитатель,

общаясь

с

родителями,

должен

чувствовать

ситуацию,

настроение

мамы

или

папы.

Здесь

и

пригодится

человеческое

и

педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и

вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

5. Динамичность;

Детский

сад

сегодня

должен

находиться

в

режиме

развития,

а

не

функционирования,

представлять

собой

мобильную

систему,

быстро

реагировать

на

изменения

социального

состава

родителей,

их

образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от

этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.

Из выше сказанного ясно, что необходимы нововведения в сотрудничество с

родителями. Так же необходима разработка и внедрение системы работы для

активного

включения

родителей

в

жизнь

ДОУ.

Все

это

позволяет

нам

рассматривать

работу

с

родителями

в

качестве

одной

из

проблем

деятельности дошкольного учреждения на современном этапе модернизации

системы образования. В связи с этим встает вопрос поиска и осуществления

современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.

Цель

данной

итоговой

практико-значимой

работы:

раскрыть

актуальные

формы и методы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении,

необходимые

для

повышения

активности

родителей

как

участников

воспитательно-образовательного процесса.

Моя работа с семьями дошкольников организуется на основе следующих

принципов:

2

- параллельности воздействия детского сада и семьи на детей

- взаимодополнения воздействия детского сада и семьи на детей

- организации совместной деятельности взрослых и детей в детском саду и

семье.

Для эффективной работы с родителями воспитанников я поставила перед

собой необходимость решения следующих задач:

- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей

- работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников

-

установить

доверительные

партнёрские

отношения

с

семьёй

каждого

воспитанника

- разработать интерактивные формы работы с родителями

- объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей.

Итак, отношения дошкольного учреждения с семьёй должны быть основаны

на сотрудничестве и взаимодействии.

Фомы общения педагога с родителями в детском саду

На

сегодняшний

день

все

специалисты

признают

важность

привлечения

родителей

к

участию

в

работе

детского

сада,

но

в

реальных

взаимоотношениях

воспитателя

и

родителей

существует

определённая

дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как

личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, этнические

стереотипы, ощущение несостоятельности – всё это может мешать семьям

стать

активными

участниками

в

воспитании

своих

детей.

Поэтому

воспитатели

должны

проявить

инициативу

и

понять,

каким

образом

взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка. Используя

3

принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать

способы вовлечения в работу большей части семей.

Презентация дошкольного учреждения

Цель:

познакомить

родителей

с

дошкольным

учреждением,

его

уставом,

программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все

виды деятельности по развитию личности каждого ребёнка. В результате

такой

формы

работы

родители

получают

полезную

информацию

о

содержании работы с детьми в ДОУ.

Открытые занятия с детьми для родителей

Цель:

познакомить

родителей

со

структурой

и

спецификой

проведения

занятий в ДОУ.

Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы

с родителями (дети могут рассказать что-то новое гостям, ввести их в круг

своих интересов).

Педагогический совет с участием родителей.

Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания

детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.

Ход педсовета

Теоретическая

часть,

которую

готовят

педагоги

в

соответствии

с

темой

педсовета.

Анкетирование

родителей-проводится

заранее,

чтобы

выявить

основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.

Подведение итогов анкетирования.

Интервью-помогает

педагогам

установить

соответствующую

атмосферу

в

общении

с

родителями,

наладить

обратную

связь

в

сфере

влияния

дошкольного учреждения на ребёнка и семью.

4

Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и

делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.

Телефон

доверия.

В

игровой

форме

родители

могут

задать

любые

интересующие их вопросы, как вслух, так и в письменном виде. Записки

рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в

соответствующей форме.

Эффективной

формой

работы

с

родителями

являются

индивидуальные

беседы воспитателей с взрослыми членами семьи. В этих беседах родители

более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой

могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребёнка, об

успехах малыша. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе

воспитателя

или

самих

родителей.

Иногда

о

такой

беседе

нужно

договариваться

заранее,

иногда

бывает

достаточно

разговора

утром

или

вечером. Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей -

широкая педагогическая информация, обмен опытом, привлечение родителей

к участию в жизни детского сада.

Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, наблюдений за

поведением детей в группе, мы подбираем материал для коллективных бесед-

консультаций, групповых и общих родительских собраний.

Тематические консультации.

Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и

групповыми.

Темы

и

содержание

как

плановых,

так

и

внеплановых

консультаций

обсуждаются

и

потом

утверждаются

заведующей

детским

садом. Время и сроки проведения плановых консультаций намечаем заранее

(это

может

быть

и

постоянное

число).

О

сроках

и

теме

консультации

оповещаем родителей.

5

Групповые родительские собрания.

На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и

методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада

и семьи. Повестка дня групповых родительских собраний включает доклад

по

наиболее

важной

на

данный

момент

теме,

выступление

медицинской

сестры,

музыкального

руководителя,

сообщения

родителей

об

опыте

семейного воспитания, обсуждение текущих организационных вопросов. В

течении года мы проводим 3-4 групповых родительских собрания.

Круглый стол с родителями.

Целью

проведения

круглого

стола

с

родителями

я

считаю

обсуждение

актуальных проблем воспитания детей в нетрадиционной обстановке.

Ещё одной нетрадиционной формой взаимодействия с родителями можно

назвать – конференцию.

На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты

ДОУ и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это даёт

возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в

области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с

педагогами и специалистами.

Пример 1. Конференция для мам «Поговорим о маме» - диалог с родителями

после прослушивания аудиозаписи или просмотра видео детских мнений.

Обыгрывание ситуаций – анализ поведения матери в различных ситуациях.

(Проводится ко дню матери)

Пример 2. Конференция для пап «Самый лучший на свете - мой папа!»

Приглашенные папы рассаживаются полукругом, после вступительного слова

ведущего, для прослушивания записи бесед с детьми о папах (дети отвечают

на вопросы: что должен уметь папа? Почему с папой интересно в выходные и

по вечерам?)

6

Конструирование

и

анализ

поведения

отца

в

жизненных

ситуациях.

Например: «Пятница, вечер. Вся семья собралась у телевизора и смотрит

программу «Спокойной ночи, малыши», и вдруг гаснет свет…Не ложиться

же спать без сказки?» Расскажите ребёнку сказку. Практическое задание – за

три минуты изготовить игрушку или сувенир для своего ребёнка.

Действенной

формой

педагогической

пропаганды

является

специально

подготовленное посещение детского сада родителями.

Дни открытых дверей — не только средство удовлетворения естественного

интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ

познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приёмами

воспитательно - образовательной работы, а также преодолеть иногда очень

стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в

жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического

процесса, с приёмами работы воспитателя, его манерой общения с детьми

может многому научить родителей.

Дни открытых дверей — это возможность для родителей присутствовать на

любом

занятии,

прогулке,

принимать

участие

в

разных

мероприятиях

дошкольного учреждения.

Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями можно назвать

создания

клубов

отцов,

бабушек,

дедушек

увеличение

круга

взаимодействия

семьи

и

детского

сада.

Их

можно

проводить

в

форме

лектория для молодых родителей, чтобы дать молодым папам и мамам не

только теоретические знания, но и научить их применять эти знания на

практике. Темы таких лекториев могут быть самые разнообразные, например:

«Как успокоить ребёнка, если он капризничает?», «Как и чем накормить

ребёнка, как приготовить вкусную и богатую витаминами пищу?», «Как

привить

малышу

культурно-гигиенические

навыки?».

Здесь

могут

также

проводиться конкурсы, выставки, лекции и т.д. Можно привлечь к участию и

7

бабушек,

которые

иногда

большую

часть

времени

проводят

со

своими

внуками и в то же время остаются за рамками совместной работы детского

сада и семьи.

Одной

из

форм

работы

с

родителями

на

современном

этапе

является

проведение

различных

конкурсов

вечеров

вопросов

и

ответов.

Такие

формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания,

применить их на практике, узнать о чём-либо новом, обменяться знаниями

друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей.

Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как

Совместный

досуг

детей

и

родителей,

где

последние

выступают

полноправными участниками.

При

их

подготовке

родители

задействованы

практически

во

всех

мероприятиях:

обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;

помощь в разработке сценария;

разучивание стихов, песен, танцев, работе над ролью;

помощь в оформлении помещения;

пошив праздничных костюмов;

подготовка отдельных номеров;

изготовление сюрпризов и подарков;

подготовка праздничного стола.

Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и

воспитателей, устраняет отчуждённость между ними, вселяет уверенность в

успехе

совместной

работы,

решает

многие

проблемы.

Ещё

праздники

8

позволяют

взрослым

поиграть,

дают

им

возможность

стать

«равными»

ребёнку

в

игре.

У

нас

в

ДОУ

были

проведены

совместные

праздники,

посвящённые «Дню матери», «8 Марта», «Дню защитника Отечества», и т.д.

Родители

приняли

самое

непосредственное

участие.

Были

проведены

конкурсы, игры. Все остались очень довольны!

Семьи с удовольствием участвуют в экскурсиях, походах выходного дня.

Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению.

Образуется

общее

поле

интересов,

действий

детско-родительского

сообщества в детском саду и дома. Наряду с этим устанавливается более

тесная связь дошкольных учреждений и семьи, что положительно влияет на

воспитательную и оздоровительную работу с детьми. Участие родителей в

соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к

физической культуре, а через неё — к здоровому образу жизни.

Так же я использую ещё одну форму работы с родителями - это почтовый

ящик. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими

идеями

и

предложениями,

обращаться

с

вопросами

к

специалистам,

заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских

собраниях.

Такая

форма

работы

позволяет

родителям

делиться

своими

мыслями

с

воспитателем

и

эффективна,

когда

нехватка

времени

мешает

педагогу встретиться с родителями лично.

Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд. Там

отражаются

наиболее

важные

события

праздники

и

развлечения,

дни

рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия,

конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей.

При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что

такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка» и т. п.

9

Еще один вид сотрудничества – акция.

К примеру, в ходе акции «Зимняя сказка» родители получили возможность

оказать помощь в строительстве зимнего городка, общения друг с другом,

увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками.

«Домик для скворца» - изготовление скворечников.

«Поможем птицам зимой» - изготовление кормушек.

Родителям как участникам, предоставляется возможность показать личный

пример ребёнку положительного отношения к природе. Такая форма работы

завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы.

Проводили

совместно

с

инспектором

познавательное

игру-занятие,

направленное

на

формирование

основ

безопасности

жизнедеятельности

дошкольников,

изучение

правил

безопасного

поведения

на

улице

и

пропаганду Правил дорожного движения.

Все эти формы взаимодействия с родителями, используемые мною в работе

укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких

мероприятий также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями,

информацию можно увидеть на сайте ДОУ.

Таким образом, в лице родителей, я хочу найти активных и заинтересованных

участников и помощников.

Детский сад играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает

знания,

приобретает

умения

взаимодействовать

с

другими

детьми

и

взрослыми,

организовывать

собственную

деятельность.

Однако

насколько

ребёнок эффективно будет овладевать этими навыками, зависит от отношения

семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без

активного

участия

его

родителей

в

образовательном

процессе

вряд

ли

возможно.

10

Опыт

работы

с

родителями

показал,

что

в

результате

применения

современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой.

Теперь они активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения

позволяют

мне

говорить

об

эффективности

использования

современных

форм в работе с родителями.

На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась система в работе

с

родителями.

Использование

разнообразных

форм

работы

дало

определённые результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали

активными

участниками

встреч

и

помощниками

воспитателя,

создана

атмосфера взаимоуважения.

Анализ

моего

опыта

социального

взаимодействия

с

родителями

дошкольников показал следующее:

- у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с

детьми,

- родители стали стремиться к индивидуальным контактам с воспитателями,

- повысилась активность родителей при анализе педагогических ситуаций,

возникают

дискуссии

по

инициативе

родителей,

также

родители

стали

размышлять

о

правильности

использования

тех

или

иных

методов

воспитания,

-

родители

стали

проявлять

больше

участия

в

совместной

творческой

деятельности с детьми.

Таким

образом,

использование

нетрадиционных

форм

взаимодействия

дошкольного учреждения с семьей способствует укреплению партнерских

взаимоотношений между ними.

Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной

мере

эффективной,

если

в

ней

нет

места

семье!

Ребёнок

не

может

11

существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья

закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся

систем.

Отсюда

конфликты,

непонимание,

неуверенность.

Во

избежание

этого мы – педагоги дошкольного образования стараемся, чтобы эти две

системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными

нашими

задачами

являются-создание

атмосферы

добра,

доверия

и

взаимопонимания.

12

Список используемой литературы:

Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов

ДОУ с родителями. 2009 год.

Доронова

Т.Н.

и

др.

Вместе

с

семьей:

пособие

по

взаимодействию

дошкольного образовательного учреждения и родителей-

М. Просвещение 2005 год.

Башлакова-Ласминская Л.Н., Брыскина С.А. Сотрудничество детского сада и

семьи

в

условиях

открытой

образовательной

системы.

Методические

рекомендации. 2001 год.

Родительские собрания в ДОО. Выпуск 1. Методическое пособие.

Т. Н. Зенина 2016год.

Родительские собрания в детском саду, С. В. Чиркова, 2011 год.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.

«От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.

Васильевой. 2015 год.

13



В раздел образования