Автор: Малова Ирина Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ детский сад №1 "Берёзка"
Населённый пункт: г. Красноармейск, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Реализация технологии социального партнёрства с родителями в ДОУ."
Раздел: дошкольное образование
РЕАЛИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИИ
СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЁРСТВА С
РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ.
Из опыта работы воспитателя
МБДОУ д/с №1 «Берёзка»
Маловой Ирины Николаевны.
Московская область г. о. Красноармейск.
[Укажите здесь источник.]
2017 г.
Работа с семьей – один из самых трудных видов профессиональной
деятельности. Сказанному существует целый ряд причин, в том числе
проблемы современной семьи, которые, как показывает практика,
невозможно решить традиционными методами. А они существенно влияют
на самочувствие и благополучие и ребенка, и взрослого.
Эта работа требует больших личностных усилий от педагогов, постоянного
творческого поиска, пополнения имеющегося багажа знаний.
Сотрудничество
предполагает
не
только
взаимные
действия,
но
и
взаимопонимание,
взаимоуважение,
взаимодоверие.
Активная
совместная
работа
педагогов
и
родителей
позволяет
лучше
узнать
друг
друга,
способствует усилению их взаимоотношений.
Можно выделить принципы взаимодействия с родителями:
1. Открытость детского сада для семьи;
Позитивный настрой на общение является тем самым прочным фундаментом,
на котором строится вся работа педагогов группы с родителями. В общении
воспитателя с родителями не уместны категоричность, требовательный тон.
Педагог общается с родителями ежедневно, и именно от него зависит, каким
будет
отношение
семьи
к
детскому
саду
в
целом.
Ежедневное
доброжелательное взаимодействие педагогов с родителями значит гораздо
больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.
2. Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
Современные
мамы
и
папы
в
большинстве
своем
люди
грамотные,
осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих
собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды
педагогических
знаний
сегодня,
вряд
ли,
принесет
положительные
результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и
поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях.
1
3. Создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к
развитию личности в семье и детском коллективе;
4. Индивидуальный подход;
Он необходим не только в работе с детьми, но и в работе с родителями.
Воспитатель,
общаясь
с
родителями,
должен
чувствовать
ситуацию,
настроение
мамы
или
папы.
Здесь
и
пригодится
человеческое
и
педагогическое умение воспитателя успокоить родителя, посочувствовать и
вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.
5. Динамичность;
Детский
сад
сегодня
должен
находиться
в
режиме
развития,
а
не
функционирования,
представлять
собой
мобильную
систему,
быстро
реагировать
на
изменения
социального
состава
родителей,
их
образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от
этого должны меняться формы и направления работы детского сада с семьей.
Из выше сказанного ясно, что необходимы нововведения в сотрудничество с
родителями. Так же необходима разработка и внедрение системы работы для
активного
включения
родителей
в
жизнь
ДОУ.
Все
это
позволяет
нам
рассматривать
работу
с
родителями
в
качестве
одной
из
проблем
деятельности дошкольного учреждения на современном этапе модернизации
системы образования. В связи с этим встает вопрос поиска и осуществления
современных форм взаимодействия дошкольного учреждения с семьёй.
Цель
данной
итоговой
практико-значимой
работы:
раскрыть
актуальные
формы и методы взаимодействия с родителями в дошкольном учреждении,
необходимые
для
повышения
активности
родителей
как
участников
воспитательно-образовательного процесса.
Моя работа с семьями дошкольников организуется на основе следующих
принципов:
2
- параллельности воздействия детского сада и семьи на детей
- взаимодополнения воздействия детского сада и семьи на детей
- организации совместной деятельности взрослых и детей в детском саду и
семье.
Для эффективной работы с родителями воспитанников я поставила перед
собой необходимость решения следующих задач:
- активизировать и обогащать воспитательные умения родителей
- работать в тесном контакте с семьями своих воспитанников
-
установить
доверительные
партнёрские
отношения
с
семьёй
каждого
воспитанника
- разработать интерактивные формы работы с родителями
- объединить усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей.
Итак, отношения дошкольного учреждения с семьёй должны быть основаны
на сотрудничестве и взаимодействии.
Фомы общения педагога с родителями в детском саду
На
сегодняшний
день
все
специалисты
признают
важность
привлечения
родителей
к
участию
в
работе
детского
сада,
но
в
реальных
взаимоотношениях
воспитателя
и
родителей
существует
определённая
дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как
личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, этнические
стереотипы, ощущение несостоятельности – всё это может мешать семьям
стать
активными
участниками
в
воспитании
своих
детей.
Поэтому
воспитатели
должны
проявить
инициативу
и
понять,
каким
образом
взаимодействовать с каждой отдельной семьёй на благо ребёнка. Используя
3
принцип индивидуального подхода к участию родителей, можно разработать
способы вовлечения в работу большей части семей.
Презентация дошкольного учреждения
Цель:
познакомить
родителей
с
дошкольным
учреждением,
его
уставом,
программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все
виды деятельности по развитию личности каждого ребёнка. В результате
такой
формы
работы
родители
получают
полезную
информацию
о
содержании работы с детьми в ДОУ.
Открытые занятия с детьми для родителей
Цель:
познакомить
родителей
со
структурой
и
спецификой
проведения
занятий в ДОУ.
Воспитатель при проведении занятия может включить в него элемент беседы
с родителями (дети могут рассказать что-то новое гостям, ввести их в круг
своих интересов).
Педагогический совет с участием родителей.
Цель: привлечь родителей к активному осмыслению проблем воспитания
детей в семье на основе учета их индивидуальных потребностей.
Ход педсовета
Теоретическая
часть,
которую
готовят
педагоги
в
соответствии
с
темой
педсовета.
Анкетирование
родителей-проводится
заранее,
чтобы
выявить
основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме.
Подведение итогов анкетирования.
Интервью-помогает
педагогам
установить
соответствующую
атмосферу
в
общении
с
родителями,
наладить
обратную
связь
в
сфере
влияния
дошкольного учреждения на ребёнка и семью.
4
Педагогические ситуации. Обсуждение ситуаций активизирует родителей и
делает общение с педагогами и специалистами полезным для обеих сторон.
Телефон
доверия.
В
игровой
форме
родители
могут
задать
любые
интересующие их вопросы, как вслух, так и в письменном виде. Записки
рассматриваются, и на основе анализа планируется работа с родителями в
соответствующей форме.
Эффективной
формой
работы
с
родителями
являются
индивидуальные
беседы воспитателей с взрослыми членами семьи. В этих беседах родители
более охотно и откровенно рассказывают о тех огорчениях, которые порой
могут быть в семье, о беспокойстве, которое вызывает поведение ребёнка, об
успехах малыша. Индивидуальные беседы могут проходить по инициативе
воспитателя
или
самих
родителей.
Иногда
о
такой
беседе
нужно
договариваться
заранее,
иногда
бывает
достаточно
разговора
утром
или
вечером. Большие возможности раскрывает работа с коллективом родителей -
широкая педагогическая информация, обмен опытом, привлечение родителей
к участию в жизни детского сада.
Исходя из плана работы, индивидуальных бесед с родителями, наблюдений за
поведением детей в группе, мы подбираем материал для коллективных бесед-
консультаций, групповых и общих родительских собраний.
Тематические консультации.
Консультации могут быть плановыми и неплановыми, индивидуальными и
групповыми.
Темы
и
содержание
как
плановых,
так
и
внеплановых
консультаций
обсуждаются
и
потом
утверждаются
заведующей
детским
садом. Время и сроки проведения плановых консультаций намечаем заранее
(это
может
быть
и
постоянное
число).
О
сроках
и
теме
консультации
оповещаем родителей.
5
Групповые родительские собрания.
На групповых собраниях родителей знакомят с содержанием, задачами и
методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада
и семьи. Повестка дня групповых родительских собраний включает доклад
по
наиболее
важной
на
данный
момент
теме,
выступление
медицинской
сестры,
музыкального
руководителя,
сообщения
родителей
об
опыте
семейного воспитания, обсуждение текущих организационных вопросов. В
течении года мы проводим 3-4 групповых родительских собрания.
Круглый стол с родителями.
Целью
проведения
круглого
стола
с
родителями
я
считаю
обсуждение
актуальных проблем воспитания детей в нетрадиционной обстановке.
Ещё одной нетрадиционной формой взаимодействия с родителями можно
назвать – конференцию.
На конференции в занимательной форме педагоги, профильные специалисты
ДОУ и родители моделируют жизненные ситуации, проигрывая их. Это даёт
возможность родителям не только накапливать профессиональные знания в
области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с
педагогами и специалистами.
Пример 1. Конференция для мам «Поговорим о маме» - диалог с родителями
после прослушивания аудиозаписи или просмотра видео детских мнений.
Обыгрывание ситуаций – анализ поведения матери в различных ситуациях.
(Проводится ко дню матери)
Пример 2. Конференция для пап «Самый лучший на свете - мой папа!»
Приглашенные папы рассаживаются полукругом, после вступительного слова
ведущего, для прослушивания записи бесед с детьми о папах (дети отвечают
на вопросы: что должен уметь папа? Почему с папой интересно в выходные и
по вечерам?)
6
Конструирование
и
анализ
поведения
отца
в
жизненных
ситуациях.
Например: «Пятница, вечер. Вся семья собралась у телевизора и смотрит
программу «Спокойной ночи, малыши», и вдруг гаснет свет…Не ложиться
же спать без сказки?» Расскажите ребёнку сказку. Практическое задание – за
три минуты изготовить игрушку или сувенир для своего ребёнка.
Действенной
формой
педагогической
пропаганды
является
специально
подготовленное посещение детского сада родителями.
Дни открытых дверей — не только средство удовлетворения естественного
интереса к тому, как живут дети в детском саду. Это прежде всего способ
познакомить родителей с условиями, содержанием, методами и приёмами
воспитательно - образовательной работы, а также преодолеть иногда очень
стойкое у части родителей поверхностное мнение о роли детского сада в
жизни и воспитании ребенка. Знакомство с организацией педагогического
процесса, с приёмами работы воспитателя, его манерой общения с детьми
может многому научить родителей.
Дни открытых дверей — это возможность для родителей присутствовать на
любом
занятии,
прогулке,
принимать
участие
в
разных
мероприятиях
дошкольного учреждения.
Эффективной нетрадиционной формой работы с родителями можно назвать
создания
клубов
отцов,
бабушек,
дедушек
—
увеличение
круга
взаимодействия
семьи
и
детского
сада.
Их
можно
проводить
в
форме
лектория для молодых родителей, чтобы дать молодым папам и мамам не
только теоретические знания, но и научить их применять эти знания на
практике. Темы таких лекториев могут быть самые разнообразные, например:
«Как успокоить ребёнка, если он капризничает?», «Как и чем накормить
ребёнка, как приготовить вкусную и богатую витаминами пищу?», «Как
привить
малышу
культурно-гигиенические
навыки?».
Здесь
могут
также
проводиться конкурсы, выставки, лекции и т.д. Можно привлечь к участию и
7
бабушек,
которые
иногда
большую
часть
времени
проводят
со
своими
внуками и в то же время остаются за рамками совместной работы детского
сада и семьи.
Одной
из
форм
работы
с
родителями
на
современном
этапе
является
проведение
различных
конкурсов
—
вечеров
вопросов
и
ответов.
Такие
формы работы позволяют родителям уточнить свои педагогические знания,
применить их на практике, узнать о чём-либо новом, обменяться знаниями
друг с другом, обсудить некоторые проблемы развития детей.
Пожалуй, ничто другое так не сближает педагогов и родителей, как
Совместный
досуг
детей
и
родителей,
где
последние
выступают
полноправными участниками.
При
их
подготовке
родители
задействованы
практически
во
всех
мероприятиях:
обмен идеями, практическими советами по поводу предстоящего праздника;
помощь в разработке сценария;
разучивание стихов, песен, танцев, работе над ролью;
помощь в оформлении помещения;
пошив праздничных костюмов;
подготовка отдельных номеров;
изготовление сюрпризов и подарков;
подготовка праздничного стола.
Такой подход побуждает к творческому сотрудничеству родителей, детей и
воспитателей, устраняет отчуждённость между ними, вселяет уверенность в
успехе
совместной
работы,
решает
многие
проблемы.
Ещё
праздники
8
позволяют
взрослым
поиграть,
дают
им
возможность
стать
«равными»
ребёнку
в
игре.
У
нас
в
ДОУ
были
проведены
совместные
праздники,
посвящённые «Дню матери», «8 Марта», «Дню защитника Отечества», и т.д.
Родители
приняли
самое
непосредственное
участие.
Были
проведены
конкурсы, игры. Все остались очень довольны!
Семьи с удовольствием участвуют в экскурсиях, походах выходного дня.
Общение родителей между собой сплачивает и детей, помогает общению.
Образуется
общее
поле
интересов,
действий
детско-родительского
сообщества в детском саду и дома. Наряду с этим устанавливается более
тесная связь дошкольных учреждений и семьи, что положительно влияет на
воспитательную и оздоровительную работу с детьми. Участие родителей в
соревнованиях способствует сближению членов семьи, формирует интерес к
физической культуре, а через неё — к здоровому образу жизни.
Так же я использую ещё одну форму работы с родителями - это почтовый
ящик. Это коробка, в которую родители могут класть записки со своими
идеями
и
предложениями,
обращаться
с
вопросами
к
специалистам,
заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских
собраниях.
Такая
форма
работы
позволяет
родителям
делиться
своими
мыслями
с
воспитателем
и
эффективна,
когда
нехватка
времени
мешает
педагогу встретиться с родителями лично.
Так же о жизни группы родителям расскажет информационный стенд. Там
отражаются
наиболее
важные
события
–
праздники
и
развлечения,
дни
рождения детей, походы и экскурсии, встречи гостей, интересные занятия,
конкурсы, продукты коллективного детского творчества, сочинения детей.
При необходимости эти стенды легко превращаются в тематические: «Что
такое безопасность?», «Еще раз о правах ребенка» и т. п.
9
Еще один вид сотрудничества – акция.
К примеру, в ходе акции «Зимняя сказка» родители получили возможность
оказать помощь в строительстве зимнего городка, общения друг с другом,
увидеть своего ребёнка в общении со сверстниками.
«Домик для скворца» - изготовление скворечников.
«Поможем птицам зимой» - изготовление кормушек.
Родителям как участникам, предоставляется возможность показать личный
пример ребёнку положительного отношения к природе. Такая форма работы
завоевала успех, родители охотно стали откликаться на разные проблемы.
Проводили
совместно
с
инспектором
познавательное
игру-занятие,
направленное
на
формирование
основ
безопасности
жизнедеятельности
дошкольников,
изучение
правил
безопасного
поведения
на
улице
и
пропаганду Правил дорожного движения.
Все эти формы взаимодействия с родителями, используемые мною в работе
укрепляют сотрудничество между семьей и детским садом. По итогам таких
мероприятий также выпускаются газеты, листовки, альбомы с фотографиями,
информацию можно увидеть на сайте ДОУ.
Таким образом, в лице родителей, я хочу найти активных и заинтересованных
участников и помощников.
Детский сад играет важную роль в развитии ребёнка. Здесь он получает
знания,
приобретает
умения
взаимодействовать
с
другими
детьми
и
взрослыми,
организовывать
собственную
деятельность.
Однако
насколько
ребёнок эффективно будет овладевать этими навыками, зависит от отношения
семьи к дошкольному учреждению. Гармоничное развитие дошкольников без
активного
участия
его
родителей
в
образовательном
процессе
вряд
ли
возможно.
10
Опыт
работы
с
родителями
показал,
что
в
результате
применения
современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой.
Теперь они активные участники в жизни своего ребёнка. Такие изменения
позволяют
мне
говорить
об
эффективности
использования
современных
форм в работе с родителями.
На сегодняшний день можно сказать, что у меня сложилась система в работе
с
родителями.
Использование
разнообразных
форм
работы
дало
определённые результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали
активными
участниками
встреч
и
помощниками
воспитателя,
создана
атмосфера взаимоуважения.
Анализ
моего
опыта
социального
взаимодействия
с
родителями
дошкольников показал следующее:
- у родителей появился интерес к содержанию образовательного процесса с
детьми,
- родители стали стремиться к индивидуальным контактам с воспитателями,
- повысилась активность родителей при анализе педагогических ситуаций,
возникают
дискуссии
по
инициативе
родителей,
также
родители
стали
размышлять
о
правильности
использования
тех
или
иных
методов
воспитания,
-
родители
стали
проявлять
больше
участия
в
совместной
творческой
деятельности с детьми.
Таким
образом,
использование
нетрадиционных
форм
взаимодействия
дошкольного учреждения с семьей способствует укреплению партнерских
взаимоотношений между ними.
Ни одна, даже самая лучшая, педагогическая система не может быть в полной
мере
эффективной,
если
в
ней
нет
места
семье!
Ребёнок
не
может
11
существовать вне семейной системы. Если дошкольное учреждение и семья
закрыты друг для друга, ребенок оказывается между двух не сообщающихся
систем.
Отсюда
конфликты,
непонимание,
неуверенность.
Во
избежание
этого мы – педагоги дошкольного образования стараемся, чтобы эти две
системы стали открытыми друг для друга, для взаимодействия. Главными
нашими
задачами
являются-создание
атмосферы
добра,
доверия
и
взаимопонимания.
12
Список используемой литературы:
Агавелян М.Г., Данилова Е.Ю., Чечулина О.Г. Взаимодействие педагогов
ДОУ с родителями. 2009 год.
Доронова
Т.Н.
и
др.
Вместе
с
семьей:
пособие
по
взаимодействию
дошкольного образовательного учреждения и родителей-
М. Просвещение 2005 год.
Башлакова-Ласминская Л.Н., Брыскина С.А. Сотрудничество детского сада и
семьи
в
условиях
открытой
образовательной
системы.
Методические
рекомендации. 2001 год.
Родительские собрания в ДОО. Выпуск 1. Методическое пособие.
Т. Н. Зенина 2016год.
Родительские собрания в детском саду, С. В. Чиркова, 2011 год.
Примерная основная образовательная программа дошкольного образования.
«От рождения до школы» под редакцией Н.Е Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.
Васильевой. 2015 год.
13