Напоминание

Конспект урока литературного чтения по теме: В.Д. Берестов " Хитрые грибы", "Грибы" (из энциклопедии)


Автор: Мартынова Людмила Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: город Сасово Рязанская область
Наименование материала: конспект урока
Тема: Конспект урока литературного чтения по теме: В.Д. Берестов " Хитрые грибы", "Грибы" (из энциклопедии)
Раздел: начальное образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа N1»

Конспект урока литературного чтения

по теме:

В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)

2 клас

Подготовила

учитель начальных классов

Мартынова Людмила Николаевна

г. Сасово

2017 г.

Тема: В.Д. Берестов « Хитрые грибы», «Грибы» (из энциклопедии)

Тип урока: урок открытия нового знания

Цели педагога:

- познакомить учащихся со стихотворением В. Берестова «Хитрые грибы» и научной статьёй о грибах, создать условия

для развития памяти, речи, внимания, способствовать воспитанию бережного отношения к природе, к своему здоровью.

Цели для учащихся:

- учиться работать с научной статьёй, находить в ней для себя новое, интересное, познавательное;

- учиться различать стихотворный художественный и прозаический научный текст;

- отрабатывать навыки выразительного чтения;

- расширить знания о грибах;

- учится самостоятельно работать со словарями и другой справочной литературой;

- развивать память, речь, внимание;

- воспитывать бережное отношение к природе, к своему здоровью.

Познавательные УУД:

- умение извлекать нужную информацию из текста, иллюстраций, дополнительных источников;

- умение ориентироваться в учебнике;

- умение находить вопросы в тексте;

- умение сравнивать, классифицировать, делать выводы;

Коммуникативные УУД:

- умение слушать и понимать других;

- умение правильно оформлять свои мысли;

- умение грамотно строить речевые высказывания;

- умение работать в паре;

Регулятивные УУД:

-умение прогнозировать работу;

-умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

Личностные УУД:

- умение высказывать своё отношение к событиям и героям;

-умение выражать эмоции.

Планируемые

результаты: учащиеся

должны

уметь

читать

стихотворения,

передавая

с

помощью

интонации

настроение поэта; различать стихотворный и прозаический текст; наблюдать за жизнью слов в художественном тексте,

объяснять интересные выражения в лирическом тексте.

Оборудование:

магнитная доска, портрет В.Д. Берестова, картины на тему осени, иллюстрации грибов, корзина,

карточки со словами, знаки для самооценки, энциклопедии, толковый словарь, учебник «Литературное чтение» 2класс

под редакцией Л.Ф. Климановой, В.Г. Горецкого.

Ход

урока.

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организац

ионный

момент

(положительная

мотивация)

- Прозвенел звонок весёлый,

Он позвал ребят всех в класс.

Скажем дружно: «Здравствуй, школа!

Урок чтения у нас!

Подготовка класса к работе.

Слушают,

настраиваются

на

работу.

2.

Самоопределение

к деятельности

-Произведения какого раздела учебника мы читаем ? -

Какие произведения мы читали?

- Некоторые ребята попробовали себя в роли поэтов и

сейчас

прочитают

нам

свои

стихотворения,

делясь

своим

наблюдениями

за

этим

прекрасным

временем

года.

(

2-3

человека)

-Огромное спасибо. Нам было интересно вас слушать,

мы поняли, что вам очень нравится это время года.

Ответы учеников:

-

Л ю б л ю

п р и р о д у

русскую.Осень.

- Д е т и

в с п о м и н а ю т

произведение

изученных

писателей

(Ф. Тютчев, К. Бальмонт, А.Фет)

-

Слушание

и

оценивание

( в ы р а з и т е л ь н о с т и ,

т е м п ,

правильность

произношения

слов,

в ы д е л е н и е

о с о б ы х

м е с т

в

стихотворениях)

2.1Речевая

разминка.

Сейчас мы ещё раз попробуем быть поэтами, дополним

текст стихотворения недостающими словами

-

Какие

мы

должны

вставить

слова?

(такие,

чтобы

получилась рифма)

Жёлтое солнце на землю глядит.

Жёлтый подсолнух за солнцем …. .

Работа в парах.

Текст на интерактивной доске и

перед учениками на карточках.

Жёлтые груши на ветках …. .

Жёлтые листья с деревьев … .

(следит,висят,летят)

-Прочитаем медленно (хором)

- 1 ряд читает тихо

- 2 ряд читает с увеличением громкости

- 3 ряд читает с ускорением

- Кто запомнил стихотворение? Прочитайте наизусть.

3.

Формулирование

т е м ы ,

ц е л и ,

постановка

учебно-

познавательных

задач урока.

- Один листочек упал с дерева ко мне.

-

А

на

нём

вопрос:

«О

каком

осеннем

явлении

природы говорится в последней строке стихотворения?

- Чем ещё хороша осень?

- А тут ещё загадка для нас:

И на горке, и под горкой,

Под березой и под елкой,

Хороводами и в ряд

В шапках молодцы стоят.

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь сегодня на уроке?

- Как считаете, с чем познакомимся сегодня на уроке и

чему будем учиться на уроке чтения?

Давайте

постараемся,

чтобы

урок

наш

получился

интересным и познавательным.

Предположительные

ответы

детей.

-Листопад.

- Созревают овощи, фрукты, в

лесу много грибов.

- Грибы

-Речь на уроке пойдет на уроке

о грибах.

-Читать произведения о грибах,

рассуждать,

думать,

отвечать

на

вопросы, делать выводы.

4. Открытие

Работа с текстом «Грибы», с.77

Учащиеся

высказывают

свои

«нового знания»

- Скажите, а грибы- это растение или нет?

- Чтобы ответить на этот вопрос, прочитаем текст в

учебнике на с. 77

Беседа

– Нашли ли мы в тексте ответ на наш вопрос?

– Так что же такое грибы?

– Отправляемся в лес за грибами.

мнения.

Первичное чтение,(с.77)

Читает подготовленный ученик

Выборочное чтение.

- Грибы – это не растения и не

животные.

Это

особое

царство

природы,

которое так и называется грибы.

5.

Физкультминутка

Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап!

Где сучок давно засох,

Вырос серый мох, мох, мох!

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб!

Кто нашел его, друзья?

(Это я, это я, это я!

Дети поочередно то поднимают,

то

опускают

руки

перед

собой

ладонями

вверх

Дети

медленно

п р и с е д а ю т

с

о п у щ е н н ы м и ,

прижатыми к корпусу руками. Кисти

рук

слегка

отведены

в

стороны,

ладонями «смотрят» вниз.

Дети

медленно

поднимаются,

держась

руками

за

голову,

как

за

шляпку

Дети

стоят

прямо,

пожимая

плечами

6.

Продолжение

открытия

«нового

знания»

Повторное чтение текста вслух (по цепочке)

-

Прочитаем

текст

ещё

раз

по

цепочке.

Читайте

внимательно, чтобы потом ответить на мои вопросы.

– О каких грибах говорится в этом тексте?

– Дети, а кто является автором этого текста?

Ответы детей.

- В

т е к с т е

г о в о р и т с я

о

подберезовиках,

подо синовиках,

белом грибе, мухоморе -Автора

– Кто знает, что такое энциклопедия?

- Какие бывают энциклопедии?

ЭНЦИКЛОПЕДИЯ в переводе с французского языка

означает «свод знаний».

– Таким образом, вы сейчас работали со статьей из

энциклопедии, в которой излагаются научные сведения о

грибах.

-

Какая

маленькая

энциклопедия

помогает

нам

готовиться к уроку окружающего мира?

-

Некоторые

ребята

уже

поработали

дома

с

энциклопедией

и

приготовили

небольшие

сообщения

о

грибах.

нет.

Написано,

что

текст

взят

из

энциклопедии.

- Энциклопедия – это научное

справочное

издание,

содержащее

систематизированный

свод

знаний.

Материал в этой книге располагается

в алфавитном порядке.

Э т о

« Б о л ь ш а я

д е т с к а я

энциклопедия»,

энциклопедии

«Все

обо всем», «Я познаю мир» и другие.

Е с т ь

э н ц и к л о п е д и и ,

содержащие сведения об одной какой-

либо

отрасли

науки

«География»,

«История», « Техника», «Живой мир»

и другие.

- Атлас-определитель.

Сообщения

учащихся

(заранее

подготовленные дома).

7.

Продолжение

«открытия»

нового знания.

Работа

над

произведением

В.Берестова

«Хитрые

грибы».

1. Подготовка к восприятию.

- Кто из вас любит собирать грибы?

-

А знаете ли вы, как правильно нужно собирать

грибы?

–А

сейчас

мы

узнаем,

какой

случай

произошел

с

писателем

Валентином

Дмитриевичем

Берестовым

,

отправившимся в лес за грибами .

- Вам знакомо имя этого автора?

Ответы

детей

на

вопросы

учителя.

Е с л и

д е т и

з а т р уд н я ю т с я

ответить на этот вопрос, рассказывает

учитель.

( Поэт родился в 1928 г. в городе Мещовка Калужской

области.

Свою

любовь

к

детской

литературе

будущий

писатель и поэт принес из раннего детства, в 4 года он уже

научился хорошо читать. Свои стихи начал писать с детства )

-Прочтите

название

стихотворения

В.

Берестова

,

которое мы будем читать.

-Как

вы

думаете,

о

чем

пойдет

речь

в

этом

стихотворении, почему автор называет грибы « хитрыми »?

Первичное восприятие текста - читает учитель.

Беседа.

- Верны ли были ваши предположения? Почему автор

назвал грибы « хитрыми »?

-Какое настроение вызвало у вас это стихотворение?

4.Чтение стихотворение про себя.

-Прочитайте

стихотворение

про

себя,

научитесь

правильно читать все слова, обратите внимание на знаки

препинания,

найдите

слова,

значение

которых

вам

непонятно.

подготовьтесь

отвечать

на

вопросы

по

содержанию.

(Учитель подходит к слабым детям при чтении)

5. Чтение вслух

-

Прочитайте

стихотворение

вслух,

как

научились

читать

6. Словарная работа

Лукошко- небольшая корзинка для грибов из прутьев

-Подберите синоним к этому слову

Кочка

-бугорок

на

сырой

или заболоченной

земле.

(картинка)

(Карточки со словами выставляются на доске)

Ищут ответы в тексте.

7.Беседа по содержанию в сочетании с выборочным

чтением.

-Прочтите строки, в которых говорится, где искал автор

грибы.

-Прочтите строки, которые вызвали у вас улыбку.

-Нравятся

ли

автору

«хитрые

грибы»?

Докажите

словами из текста.

-Как

вы

думаете,

мог

ли

автор

на

самом

деле

перепугать грибы большой корзиной?

8 .

Ра б о т а

н а д

в ы р а з и т ел ь н ы м

ч т е н и ем

стихотворения.

- Будем учиться читать стихотворение выразительно.

-Найдите в тексте восклицательное предложение.

Давайте прочитаем его с правильной интонацией.(2-3

человека)

-Прочтите вопросительное предложение.

-Какое слово надо выделить голосом?

-Прочтите выразительно это предложение.

Работа с учебником.

8. Включение

«нового знания» в

систему

знаний

и

повторений

Сейчас вы услышите новую информацию о грибах.

Будьте внимательны.

Определите, какая информация, по

вашему мнению, просто интересная, а какая –важная (её

необходимо запомнить, важная- показать «!», интересная –

«+»).

- Сбор грибов в народе называют «тихая охота»

- Из ста тысяч грибов только сто видов относится к

съедобным грибам.

-Грибы

срезают

ножом,

чтобы

не

повредить

грибницу(иначе на этом месте они уже не вырастут).

Ребята работают с карточками.

-Незнакомые грибы брать нельзя, они могут оказаться

несъедобными, ядовитыми.

-

Незнакомые

грибы

не

надо

сбивать

ногами

(ими

могут лечиться животные)

8.1

Работа

в

парах

А давайте мы сейчас посмотрим, насколько хорошо вы

разбираетесь в грибах.

- Все ли грибы мы можем положить себе в корзинку?

- На какие две группы можно разделить грибы?

Учитель загадывает загадки.

1.

Серые шляпки.

Рябые ножки.

Под березою растут.

Как их зовут? (Подберезовик)

2.

А этот красавец на белой ножке,

Он в красной шляпке,

На шляпке горошки. (Мухомор)

-

А

почему

мухомор

получил

такое

название?

(Настоем этого гриба раньше морили мух.)

- А можно ли его сбить ногой, раз он ядовитый? (Нет,

он служит лекарством для животных)

3. После дождика подружки

Поселились на опушке.

Шляпы разноцветные

Самые заметные. (Сыроежки).

- Почему их так назвали? (Они любят сырые места,

сухости не переносят.)

Ответы учеников

- Съедобные и несъедобные

Дети

отгадывают

загадку

и

находят нужный гриб.

-

Давайте сразу договоримся: сырыми есть их не

будем!

4.

На пеньке сидят братишки.

Все

-

в

веснушках

шалунишки.

Эти дружные ребята называются ... (опята)

5. Средь молодых сосенок

В блестящей темной шапочке

Растет грибок... (Масленок)

- Почему его так назвали? (В сырую погоду шляпки

блестят, будто смазанные маслом.)

6. В белой шляпе

Красивая дама.

Смотрит свысока-

Ручки в бока,

Богата и важна,

Да никому не нужна! (Поганка)

7. В белой кепке

Белый крепыш.

Плечи расправил,

Ножки расставил,

В землю врос:

Кто б увидал-

С собой унёс (Боровик)

8 Ходят в рыженьких беретах,

о с е н ь

в

л е с

п р и н о с я т

л е т о м .

Очень дружные сестрички – золотистые ... (лисички)

9. Я в красной шапочке расту среди корней осиновых.

Меня увидишь за версту - зовусь я – ... (подосиновик)

10.

В

платьях

тонких

на

опушке

водят

хоровод

подружки.

В день осенний на опушке как красивы, вы ... (волнушки)

11.Грозный, стройный пан-

Владыка всем грибам.

Ему не знакома грусть,

Его называют …. (груздь)

- Назовите съдобные грибы.

- Назовите несъедобные грибы.

Придумайте рекламу о грибах.

Дети придумывают рекламу.

9.

Гимнастика

для

глаз.

Какой орган нашего организма помогает нам найти

грибы в лесу?

- Немного отдохнем и сделаем гимнастику для глаз.

Ведь глаза – это очень важный орган в нашем организме. С

помощью глаз мы видим яркое солнышко, голубое небо,

буквы в наших учебных книгах, грибы на лесной полянке, а

значит, глаза играют очень большую роль в жизни человека и

их надо беречь:

1)

Вращение

в р а щ а й т е

глазами

сначала

10

раз

по

часовой

стрелке,

а

потом

против

часовой

стрелки;

2) Вертикали-горизонтали – не

поворачивая

головы,

интенсивно

двигайте глазами:

вверх-вниз (10 раз);

вправо-влево (10 раз);

3)

Косые

глаза

поднесите

палец

к

переносице,

посмотрите

на

него; теперь медленно отводите палец

вдаль,

продолжая

следить

за

ним

глазами;

4)

расслабление

плотно

закройте

глаза,

расслабьте

лоб

и

подумайте о чем-нибудь приятном.

10.

Включение

«нового знания» в

систему

знаний

и

повторений

Сравнение художественного текста и научного.

– Сравните два текста, которые мы сегодня изучали.

- Какой из этих текстов написал учёный, а какой-поэт?

– Можно сказать, что у них есть что-то общее?

– А чем они отличаются?

– Как вы думаете, чем еще отличается стихотворение

от статьи?

– Да, поэты видят красоту природы в любое время

года, и они передают свои впечатления, чувства, настроение

с помощью слов. Мы – читатели – эти чувства ощущаем. В

стихотворении

есть

созвучные

строки

рифмы,

которые

делают речь музыкальной и ритмичной.

А

в

статье

ученый

на

конкретных

примерах

объясняет,

что

происходит

вокруг,

описывает

факты,

события, научные сведения.

Вывод:

Статья

«

Грибы

»-это

научный

текст,

написанный ученым.

Стихотворение « Хитрые грибы »-художественный

текст, написанный поэтом.

На доске выставляются таблички:

В .

Б е р е с т о в « Х и т р ы е

г р и б ы »

«Грибы» (энциклопедии)

с т и х о т в о р е н и е

( е с т ь

р и ф м а )

проза

х у д о ж е с т в е н н о е

п р о и з в е д е н и е

Ответы

детей

по

вопросам

учителя.

-Да, у них одна тема – грибы.

- О д н о

п р о и з в е д е н и е

стихотворение,

а

другое

–проза,

научная

статья.

Стихотворение

написал поэт, а статью – ученый.

Когда мы слушали стихи, то мы

чувствовали радость или печаль, нам

было смешно или грустно, перед нами

оживали

описываемые

картины

природы,

мы

представляли,

как

прячутся

от

большой

кор зины

“хитрые” грибы.

Когда

мы

слушали

научную

статью о грибах, то мы просто узнали,

что такое грибы и какие есть грибы.

научный текст

поэт

учёный

ч у в с т в а ,

н а с т р о е н и е

факты, события

11.

Рефлексия,

домашнее задание.

- Чему был посвящён наш урок?

- Какую цель ставили на уроке?

-Достигли мы ее?

- А сейчас

каждый проанализирует свою работу на

уроке и выскажется, продолжив фразу:

-Сегодня на уроке я узнал….

-Я похвалил бы себя за….

-Сегодня я сумел….

-Где в жизни вам могут пригодиться полученные на

уроке знания?

-Оцените свою работу на уроке и своё отношение к

материалу урока

-

Наши

грибочки

мы

поместим

в

корзинку

и

посмотрим , какой урожай грибов набрали.

- Я бы тоже оценила вашу работу высоко ( показывает

смайлик), молодцы . Особенно активно работали:

- Урок окончен. Спасибо за работу.

Д о м а ш н е е

з а д а н и е Прочитать

выразительно

стихотворение и статью на с.76-77.

По желанию – нарисовать съедобные и несъедобные

грибы.

Осознание

учащимися

своей

учебной деятельности.

Д е т и

в ы б и р а ю т

г р и б о к

определённого

цвета:

жёлтый

-

у

меня

всё

получилось

на

уроке,

я

хорошо читал, думал, был активен;

зелёный - я не совсем понял

м ат е р и а л ,

и н о гд а

и с п ы т ы в а л

трудности, читал не очень хорошо;

красный-

у

меня

ничего

не

получилось, было трудно.

- дети складывают в корзину

свои грибки



В раздел образования