Напоминание

Юбилей композиторов (330 лет) Г.Ф.Генделя и И.С. Баха


Автор: Кондакова Елена Михайловна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств"
Населённый пункт: Г. Агрыз (Республика Татарстан
Наименование материала: Лекция-концерт
Тема: Юбилей композиторов (330 лет) Г.Ф.Генделя и И.С. Баха
Раздел: дополнительное образование





Назад




Георг Фридрих Гендель

В

этом

году

музыкальный

мир

отмечает

330

лет

со

дня

рождения

двух

великих немецких композиторов Г.Ф.Генделя и И.С.Баха.

1.

«Пассакалья»-Савастьянова Даяна

Эти два величайших мастера были ровесниками и соотечественниками, их

пути часто пересекались. Но они никогда не встречались, не переписывались

и мало что знали друг о друге. Жизнь их сложилась по разному. Биография

Баха небогата внешними событиями. Гендель прожил жизнь очень бурную,

изведав и блестящие победы и катастрофические срывы.

Уже при жизни Гендель добился всеобщего признания, был на виду у всей

Европы, тогда как творчество Баха было мало известно его современникам.

Бах

почти

всю

свою

жизнь

служил

при

церкви,

огромную

часть

музыки

написал для церкви, сам был набожным человеком, прекрасно знающим

Священное

писание.

Гендель

же

больше

был

светским

композитором,

сочинявшим прежде всего для театра и концертной эстрады.

Г.Ф. Гендель родился 23 февраля 1685 года в Галле. Отец его был цирюльник

и хирург, имел титул лейбхирурга князя Саксонского. Мать его была дочерью

приходского священника.

Музыкальное дарование Генделя сказалось очень рано, но встретило в лице

его

отца

противодействие,

так

как

профессия

музыканта

считалась

не

серьёзной, а развлекательной. Лишь тогда, когда в дело вмешался герцог

Саксонский,

поражённый

игрой

8-летнего

мальчика

на

органе,

отец

примирился с призванием сына. С тех пор Гендель стал учиться музыке у

органиста Цахау. В течении 3 лет

обучения он совершенствовал игру на

органе, научился сочинять, а также играть на скрипке, гобое и клавесине.

Отец Генделя мечтал, чтобы его сын стал юристом, и, повинуясь желанию

отца, Гендель начал учиться юриспруденции. В 1697 году его отец умер, и

Георг

из

почтения

памяти

отца

заканчивает

юридический

факультет

Галльского

университета,

но

юриспруденцией

не

занимался

ни

дня.

Он

выбирает путь профессионального музыканта.

2.

«Гавот» Галеева Карина

Георг уезжает в Гамбург- самый музыкальный город тогдашней Германии. Он

устраивается

городским органистом, а затем в оперный театр в качестве

второго скрипача(вскоре он стал первым скрипачом).Он учится у Рейнхарда

Кейзера

стилю

оперных

композиций,

искусству

управления

оркестром.

С

этого

момента

Гендель

выбирает

поприще

светского

музыканта,

а

опера

становится основой его творчества на долгие годы. В Гамбурге он пишет свою

первую оперу «Альмира», а через 6 недель после неё- оперу «Нерон». Писал

Гендель необыкновенно быстро, безо всякого обдумывания- музыка лилась

из него, как из открытого крана.

3.

«Прелюдия»-Газизова

Вскоре Гендель понимает, что Гамбург стал ему тесен. Накопив немного денег

уроками и сочинениями, Гендель в 1707 году неожиданно для всех уехал в

Италию.

Итальянские

специалисты,

особенно

в

области

оперы,

задавали

тогда

тон

всей

Европе.

Осенью

1708

года

Гендель

впервые

добивается

публичного успеха как композитор. Ставит свою первую итальянскую оперу

«Родриго». Он выступает на публичных состязаниях с лучшими из лучших в

Риме. Доменико Скарлатти признаёт его победу.

Оперу «Агриппина», написанную в Неаполе в 1709г. Итальянцы приняли с

присущей им горячностью и воодушевлением, и воздали должное молодому

немецкому композитору. Италия оказала радушный приём Генделю. Однако

композитор вряд ли мог рассчитывать на прочное положение в «империи

Музыки.

4.

«Ария»-Гатауллина Аливия

Гендель

уехал

в

Ганновер

и

поступил

на

службу

придворным

капельмейстером герцога Георга Людвига. Но и здесь он пробыл недолго.

Испросив у герцога разрешения на отпуск, он отправляется в Лондон, где

пишет для лондонских театров одну оперу за другой.

Успех у публики и блеск огромного города очаровал композитора. Он решает

осесть

в

Лондоне.

Но

решение

это

не

было

согласованно

с

герцогом

ганноверским.

Гендель

всячески

хитрил,

пренебрегая

службой.

Герцог

злился, а Гендель из Лондона не возвращался. Так продолжалось до 1714 г.,

когда

умерла

английская

королева

Анна,

благосклонно

относившаяся

к

Генделю и почитавшая его талант. Ближайшим её наследником по иронии

судьбы был тот самый ганноверский герцог Георг Людвиг, который и стал

королём

Англии

с

именем

Георга

I.

Гендель

чувствовал

себя

более

,чем

неловко, и искал, как примириться с королём. От крутых мер Генделя спасало

то, что на монарха навалилось много государственных дел, и ему было не до

беглеца.

Но

король

любил

музыку,

и

Гендель

всё-таки

ублажил

его-

организовал грандиозное представление на Темзе, посадив на три баржи по

оркестру, и исполнив 3 сюиты под окнами королевского дворца. Это была

знаменитая «Музыка на воде». Король растрогался, и опальный композитор

был прощён.

5.

«Музыка на воде»-видео

Жизнь

в

Англии

была

чрезвычайно

напряжённой-,

что

он

даже

остался

холостяком,

некогда

было

жениться.

Он

много

сочинял,

но

не

меньше

занимался тем, что мы сегодня назвали бы « продюссированием». Очень

популярной была в Лондоне итальянская опера. Гендель противопоставил ей

свой

оперный

проект.

Ко

всему

прочему

он

был

весьма

практическим

человеком- его счета в английском банке свидетельствуют об интересе к

финансовой сфере. Гендель играет на бирже, при этом он то разоряется, то

опять

обогащается,

воюет

с

итальянцами,

ругается

с

принцем

Уэльским,

опять мирится с ним, получает английское гражданство, становится учителем

музыки

наследника

престола,

ссорится

со

своими

либреттистами

и

музыкантами, находит новых авторов и исполнителей- и неустанно пишет

музыку. Среди его лучших опер «Флавио», «Юлий Цезарь», «Тамерлан». В

этот же период появляются его первые оратории «Эсфирь», «Аталия».

Многолетняя работа над оперой не помешала Генделю написать множество

инструментальных сочинений. В 1720 году для своей ученицы принцессы

Анны он создал сборник сюит для клавесина. Каждая из его 19 сюит очень

индивидуальна. Количество частей колеблется от трёх до семи. Классическая

последовательность танцев встречается редко. Чаще всего сюита открывается

Аллемандой.

6.«Аллеманда»-Закирова Эльвира

В

числе

инструментальных

произведений-

его

органная

музыка.

Гендель

впервые

вывел

орган

из

культовых

рамок,

широко

и

многообразно использовал его в

светском плане, сохранив все его

свойства массового воздействия.

7.«Сарабанда»- Самарина Ралина

Судьба

была

несправедлива.

Вкусы

англичан

переменились,

итальянские конкуренты взяли над Генделем верх, его оперы стали

непопулярны. Его покровитель Георг I умер, а молодой король Георг II,

принц Уэльский, ненавидел Генделя, любимца отца, строил ему козни,

приглашая новых итальянцев, натравливал на него врагов. Публика

перестала

ходить

на

оперы

Генделя.

В

такой

обстановке

Гендель

упрямо продолжал писать оперы- его упорство напоминало безумие.

Каждый раз он терпел поражение, каждый раз он наблюдал одну и ту

же картину- молчаливый, невнимательный, пустующий зал.

В конце концов Гендель разорился, его разбил паралич. Друзья дали ему

денег и отправили на курорт в Аахен. Поразительно,- Гендель, собрав свою

волю в кулак- выздоровел от этой болезни, которую и сейчас- то трудно

излечить, а в те времена подавно.

От болезней и его последних неудач Гендель, по словам его друзей и коллег,

сделался каким-то сосредоточенным. Он стал писать оратории на библейские

сюжеты- всё с такой же необыкновенной быстротой.

Весь «Ветхий завет» оказался охвачен музыкой Генделя- «Иосиф», «Израиль в

Египте»,

«Юдифь»,

«Иуда

Маккавей»

и

ещё

множество

грандиозных

музыкальных полотен- вот следствие тяжёлой болезни и жизненных неудач

Георга

Фридриха.

Поистине

он

был

невероятным

тружеником.

Такое

творческое и профессиональное напряжение привело к кризису. В 1741 г.

Вдруг иссякает источник его музыки, из крана перестала течь вода. Гендель

впал в уныние. Около года продолжалось это печальное состояние, но так же

внезапно

и

закончилось.

За

3

недели

в

конце

лета

1742

г.,

почти

не

прерываясь

на

еду

и

сон,

Гендель

написал

самое

знаменитое

своё

произведение-ораторию «Мессия» на тексты Ветхого и Нового Заветов. В

благодарность Богу, вернувшему ему творческий дар, Гендель дал обет, что

все

средства

от

исполнения

«Мессии»,

где

бы

и

когда

бы

оратория

не

исполнялась, будут использованы на помощь нуждающимся.

8. «Dignare»- Салахеева Г.Н.- Наудина А.А.

Выздоровевший Гендель опять включается в свою бурную композиторскую,

исполнительскую и продюсерскую жизнь.

В 1749 г.по случаю заключения Аахенского мира Гендель пишет грандиозную

«Музыку Фейерверка»- сочинение,

исполнявшееся на открытом воздухе

сотнями музыкантов в сопровождении разных пиротехнических эффектов.

9. «Музыка Фейерверка»- видео

В 1751г.Георга Фридриха постигает новая трагедия- он слепнет. Операция на

глаза оказалась неудачной. Слепота была особенно тяжела Генделю, т.к. из-за

неё остановилось его творчество. Он замыкается в себе, ещё играет на

органе, но уже ни дирижировать, ни организовывать свои проекты он не

может. В одиночестве жил он последние годы в своём доме. Гендель

предчувствовал приближение смерти. Распорядившись всем своим

имуществом, весной 1759 г., он простился с близкими и друзьями, попросил

оставить его одного и не беспокоить, потому что, говорил он, в Страстную

Пятницу я умру, чтобы в день Пасхи узреть своего Бога и Спасителя. Так и

получилось: умер Гендель в ночь с Великой Пятницы на Великую Субботу

1759 г. Похоронили его как выдающегося гражданина Англии в

Вестминстерском аббатстве. Через 111 лет рядом с ним был похоронен

Чарльз Диккенс.

Иоганн Себастьян Бах

И.С. Бах родился 31 марта 1685 г. в Эйзенахе, в маленьком захолустном

городке Тюрингии, в местах издавна связанных с музыкой. И.С. Бах всегда

гордился тем, что принадлежал знаменитому музыкальному роду.

Музыкантами были его дед, прадед, отец, братья . Выдающимися

музыкантами стали впоследствии его сыновья. В течении 17-18 веков по

Тюрингии расселилось такое множество музыкантов из семейства Бахов, что

само слово «Бах» было едва ли не синонимом слова «музыкант». От

поколения к поколению передавались навыки, мастерство, крепли

творческие связи и, наконец, в великом представителе этой династии

Иоганне Себастьяне достигли наивысшего расцвета.

К

профессии

музыканта,

уже

традиционной

для

мужской

линии

Бахов,

Иоганна готовили с ранних лет. Первым учителем музыки мальчика был его

отец- скрипач, городской музыкант в Эйзенахе. В школе И.С. пел в хоре,

составляющемся

обычно

из

беднейших

учеников

младших

классов.

За

небольшую плату они выступали на различных праздниках, на похоронах,

свадьбах пели духовные песнопения.

9 лет И.С. остался круглым сиротой и был взят на воспитание старшим братом

Иоганном Кристофом, который в своё время ученик немецкого композитора

Пахельбеля, занимал должность органиста и школьного учителя в Ордруфе.

Под

его

руководством

проходило

дальнейшее

обучение

Иоганна.

Он

оказался

сухим

нечутким

музыкантом.

Для

пытливого,

музыкально

одарённого

мальчика

его

уроки

мучительны.

Поэтому

ещё

10

–летним

ребёнком он стремился к самообразованию. Узнав, что у брата в шкафу

хранится тетрадь с произведениями прославленных композиторов, мальчик

тайком по ночам доставал эту тетрадь и переписывал ноты при лунном свете.

Шесть

месяцев

длилась

эта

утомительная

работа,

она

сильно

повредила

зрение будущего композитора. И каково же было огорчение ребёнка, когда

брат застал его однажды за этим занятием и отобрал уже переписанные

ноты. Здесь-то и проявились впервые сильные стороны характера Иоганна:

настойчивость, целеустремлённость, упорство в труде.

1.«Бурре» - Рашитова Гульназ

Раннее стремление к личной свободе побудило 15-летнего юношу оставить

дом брата и искать средства для независимого существования. В 1700 г. И.С.

переселился в г. Люнебург. Там он поступил в хор «избранных певчих», где

получал

небольшое

жалованье.

Здесь

же

Бах

окончил

школу

и

получил

диплом, дававший право на поступление в университет. Но воспользоваться

этим

правом

ему

не

удалось.

Поставленный

перед

необходимостью

обеспечивать свою жизнь, Бах должен был направить всё внимание и силы

на

совершенствование

композиторского

и

исполнительского

мастерства-

единственного для него реального источника существования.

В обширной библиотеке люнебургской школы хранилось много рукописных

сочинений старинных немецких и итальянских музыкантов, и Бах погрузился

в их изучение. Неоднократно отправлялся он из Люнебурга в Гамбург, чтобы

слушая, учиться у знаменитого органиста Рейнкена. В атмосфере богатых и

живых традиций постигал Бах искусство и мастерство.

2.«Прелюдия» e-moll- Удалова Лиана

В 1704 году Бах принял приглашение на должность органиста Новой церкви в

город

Арнштадт.

Служба

органиста

Новой

церкви

была

несложной:

требовалось умение прелюдировать на органе, разучивать с хором культовые

произведения

и

аккомпанировать

хору

во

время

богослужения.

В

эти

скромные обязанности, с которыми мог бы справиться любой музыкант-

ремесленник,

Бах

вносил

молодое

рвение,

творческий

пыл

и

фантазию,

непривычные

для

служебных

норм

протестанской

церкви.

Смелость

музыкальных

исканий

служили

причиной

столкновения

композитора

с

начальством. В Арнштадте Баху впервые пришлось иметь дело с косными

церковными

чиновниками.

Жизнь

его

в

этом

городе

сразу

осложнилась

мелочной отвратительной войной, поднятой мещанством против дерзкого

гения. Росло взаимное недовольство, а с ним и охлаждение Баха к своей

работе.

Воспользовавшись

предоставленным

отпуском,

осенью

1705

года

И.С. отправляется пешком, за неимением средств на карету, в город Любек,

где давал концерты на органе знаменитый немецкий композитор Дитрих

Букстехуде.

Его

творчество,

высокое

мастерство

исполнителя

потрясли

молодого музыканта. Увлечённый виртуозным искусством мастера органной

музыки, Бах забыл о своей официальной службе , и вместо положенного 28-

дневного отпуска пробыл в Любеке 4 месяца. В Арнштадте возвращение Баха

было встречено далеко нелюбезно. Церковное начальство подвергло своего

органиста

унизительному

допросу,

учинило

над

ним

форменный

суд

с

предъявлением

длинного

перечня

проступков.

Пребывание

Баха

в

Арнштадте стало нестерпимым. В 1708 году Бах переезжает в Веймар.

3.«Ария»- Яппарова Рената

В Веймаре Бах в течении 10 лет находился на светской службе гофорганиста

и

придворного

музыканта

герцога

Веймарского.

Здесь

впервые

представилась возможность эксперементировать в ранее малодоступной ему

области светских музыкальных жанров.

В Веймарский период Бах как органный композитор достигает творческих

вершин. Орган для Баха был сравним с оркестром, способный выдержать

грандиозный

размах

баховских

импровизаций

и

передать

поэзию

его

лирики. Лучшее из того, что создал Бах для этого инструмента написано в

Веймаре.

Одно

из

таких

произведений-4.«Токката

и

фуга»

d-moll. Это

произведение,

в

котором

сочетается

глубокая

философская

мысль

с

патетикой и трагизмом, лирическое начало с драматизмом. Бах раскрывает

трагизм человеческой жизни и оплакивает его.

Видео

5.«Маленькая прелюдия» C-dur-Ханафиев Алмаз

Ещё

юношей

Бах

зарекомендовал

себя

первоклассным

виртуозом-

органистом и клавессинистом. Известно его выступление в Галле и Касселе в

1713 году, где он исполнил соло на педали, вызвавшее изумление и восторг.

Феноменальный импровизаторский дар Баха почти исключал возможность

соперничества.

В

1717

году

Бах

был

вызван

в

Дрезден,

где

ему

было

предложено

принять

участие

в

состязании

с

известным

французским

клавессинистом Луи Маршаном. Накануне назначенного дня произошла их

встреча и предварительное знакомство. В одном из дворцовых концертов

оба играли на клавире ,и в ту же ночь Маршан, опасаясь провала, тайно

покинул Дрезден, тем самым признав победу Баха.

В 1717 году Бах с женой и детьми переехал в Кетен. Кетенский период

относительно

спокойный

в

жизни

композитора.

Обязанности

«директора

камерной музыки» при маленьком захудалом дворе принца Кетенского не

отнимали много времени. Любимый инструмент орган здесь отсутствовал.

Бах

пишет

в

этот

период

инструментальную

и

клавирную

музыку-

«Маленькие прелюдии и фуги»,инвенции, английские и французские сюиты,

а также первый том ХТК, состоящий из 24 прелюдий и фуг. Создавая ХТК, бах

ставил перед собой цель- ознакомить играющих со всеми 24 мажорными и

минорными тональностями, т.к. многие тональности с большим количеством

знаков

в

то

время

не

употреблялись.

Прелюдия

выполняла

роль

импровизационного вступления к чему- то более значительному (в данном

случае

к

фуге),

ей

несвойственна

строго

определённая

форма.

Фуга

же

построена по строгим правилам и законам полифонии.

6.«Прелюдия и фуга» E-dur- Аитова Аделя

Почти

через

100

лет

после

смерти

композитора

известным

немецким

музыкантом

Гриперкелем

был

составлен

сборник

с

целью

объединить

в

одном

томе

наиболее

яркие

сочинения

Баха,

в

который

вошли

«12

маленьких прелюдий», «6 маленьких прелюдий», а также 2-голосные и 3-

голосные фуги.

7.«Прелюдия» d moll – Латыпова Азалия

Бах разъяснял своим ученикам суть полифонической музыки как беседы

голосов персонажей. Бах- великий оратор в музыке. Его музыкальная речь

полна

разнообразных

оттенков.

Можно

услышать

восклицательные

интонации,

передающие

и

драматизм,

и

величие,

и

ликование.

И

вопросительные

с

разными

оттенками

чувств

или

настроений

человека-

горечь,

отчаяние,

недоумение,

досада

и.

т.

д.

В

каждой

фразе

можно

услышать

смысловой

подтекст,

соответствующий

душевному

состоянию

человека.

8.«Прелюдия» F- dur- Крылова Полина

В Кетене у Баха умирает жена ,и в1721году композитор вновь женится на

Анне Магдалине Викельн. Музыкально одарённая, обладавшая хорошим,

сильным голосом, наделённая мягким и благородным характером, Анна

Магдалена сделалась верным другом и помощником великого музыканта.

Она не знала музыкальной грамоты и , чтобы обучить её игре на клавесине,

Бах специально для неё составляет сборник, который так и называется

«Нотная тетрадь А.М.Бах». В этот своеобразный музыкальный альбом семьи

Баха вошли вокальные и инструментальные сочинения самого различного

характера, как собственные сочинения Баха, так и сочинения его сыновей и

других композиторов. Во то время самым распространённым танцем был

менуэт. Его танцевали и в домашней обстановке и на весёлых вечеринках.

Характер этого танца, однако, был изменчив. В «Нотной тетради» Бах записал

самые разнообразные по настроению менуэты. Менуэт d-moll отличается

неторопливым движением, певучестью, плавностью голосоведения.

9.«Менуэт» d-moll – Гараева Диляра

Другой менуэт- G- dur рисует веселье народного праздника. Этот менуэт

деревенский , немного тяжеловесный и неуклюжий, полный юмора и

энергии.

10.«Менуэт» G- dur – Садыкова Диляра

Бах в педагогических целях для занятий со своими сыновьями написал 2-

голосные и 3-голосные инвенции. Для Баха это были упражнения, игра

которых развивала полифонический слух. Но каждая инвенция- это

совершенное художественное произведение с определёнными образными

ассоциациями, написанная с большим мастерством.

12.«Инвенция» С- dur – Камалдинова Азалия

В Кетенский период Бахом написано 6 английских и 6 французских сюит, где 4

основные танца – это как 4 главных действующих лица, 4 психологических

портрета- масок.

13 «Аллеманда» из фр. Сюиты си минор Яппарова Азалия

14.«Куранта» из французской сюиты c- moll- Виноградов Кирилл

В мае 1723 года Бах со всей своей семьёй переезжает в Лейпциг, где работает

кантором в церкви св. Фомы.

Кантор певческой церкви был обязан обслуживать силами школы главные

церкви города, нести ответственность за состояние и качество церковной

музыки. Но когда Бах приступил к своей должности, школа находилась в

состоянии полного развала. Попытки улучшить положение не находили

поддержки у церковного начальства. Преодолеть скупость и косность

лейпцигских заправил Бах был не в силах. Решают, что кантор неисправим, и

в наказание снижают ему жалованье.

Тяжесть положения Баха скрашивалась артистическими успехами. Он

выступает в качестве дирижёра и исполнителя в публичных концертах. Для

выступлений Бах написал огромное количество разнообразной музыки-

оркестровой, вокальной. Так как работа в Лейпциге связана с хором, Бах

особенно много пишет вокальной музыки.

К «Арии» современный поэт сочинил слова , и вы услышите её в исполнении

ансамбля преподавателей.

11 Песня

Наиболее значительными произведениями лейпцигского периода являются

«Страсти по Матфею» и «Страсти по Иоанну». « Страсти по Матфею»

написано для смешанного хора, солистов, оркестра и органа. Поэтической

основой послужили главы из Евангелия о последних днях Иисуса перед

казнью, о его страданиях и смерти.

14. «Ария альта»- это сцена раскаяния Петра. В музыке слышится мольба,

боль, отчаяние, рыдание, страх.

В последние годы жизнь Баха омрачилась серьёзной болезнью глаз.

(Заметим, то же самое произошло с Генделем, один и тот же врач делал

операцию на глаза). После неудачной операции Бах ослеп. Но и тогда он

продолжал сочинять, и его жена А.М. под его диктовку записывала нотами.

Смерть Баха 28 июля 1750 года осталась незамеченной. Печально сложилась

судьба жены и младшей дочери Регины. А. М. через 10 лет умерла в доме

призрения для бедных. Дочь Регина влачила нищенское существование. В

последние годы жизни ей помог Бетховен.

Творчество Баха надолго было предано забвению. Прошло около 100 лет

после его смерти, прежде, чем оценили наследие, оставленное величайшим

композитором.



В раздел образования