Автор: Сыпко Анастасия Владимировна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ Средняя общеобразовательная школа №2
Населённый пункт: г. Псков
Наименование материала: Статья
Тема: Рекомендации по работе с учащимися, испытывающими затруднения в межличностном общении
Раздел: полное образование
Рекомендации по работе с учащимися, испытывающими
трудности в межличностном общении
Данные проведённого эмпирического исследования показывают, что
наличие
барьеров
в
общении
обусловлено
личностными
особенностями
юношей
и
девушек.
Следовательно,
программа
работы
с
юношами
и
девушками, испытывающими сложности в коммуникативной сфере, должна
базироваться не на самих специфических затруднениях, а на тех личностных
особенностях, которые служат предпосылками к их возникновению.
Стоит так же отметить, что трудности в общении юношей и девушек
не
имеют
специфических
гендерных
различий,
потому
группа
работы
с
барьерами может состоять одновременно из юношей и девушек.
При
разработке
курса
преодоления
барьеров
в
общении,
следует
учитывать,
что
возникновение
трудностей
в
общении
может
быть
обусловлено
различными
личностными
особенностями,
потому,
первым
этапом работы с юношами и девушки должна быть диагностика личностных
характеристик.
На основании диагностики, старшеклассники могут быть разделены
на три группы, соответственно личностным особенностям:
Группа 1: Практичные, самодовольные с негативными базовыми
убеждениями.
Данная
группа
не
требует
работы
по
формированию
позитивного
образа «Я». Основной фактор возникновения трудностей в общении здесь –
негативные
базовые
убеждения.
Следовательно,
работа
с
данным
контингентом
должна
быть
направлена,
прежде
всего,
на
формирование
позитивных
представлений
о
мире
и
окружающих
людях.
Хорошим
инструментом такой работы может стать как положительный пример, так и
работа с позитивностью мышления. Такие юноши и девушки нуждаются в
положительном
опыте,
а
значит,
самые
простые
тренинги
общения
с
применением
игровых
форм,
в
благоприятной,
дружеской
атмосфере
позволит
повысить
вероятность
преодоления
негативизма
в
общении
со
сверстниками.
Группа 2: Застенчивые интроверты с низким волевым контролем.
Основная
личностная
доминанта
данной
группы
–
высокая
эмоциональная чувствительность и низкий волевой контроль. Кроме того,
старшеклассники этой группы склонны глубоко воспринимать и запоминать
негативный опыт общения.
Потому,
работу
с
данной
группой
учащихся
необходимо
строить,
прежде
всего,
на
основании
методик
и
технологий,
обучающих
саморегуляции
эмоционально-волевой
сферы.
Обязательным
элементом
занятия с этой группой учащихся должны стать приёмы нервно-мышечной
релаксации, аутогенные тренировки. Необходимо так же помочь учащимся
овладеть техниками эмоциональной разрядки и самоконтроля. Кроме того,
необходимо предоставить им позитивный опыт общения, т.е. организовать
тренинги общения, где учащиеся смогут получить широкий, разнообразный
опыт позитивной коммуникации.
На
основании
вышеизложенного,
курс
поддержки
для
учащихся
данной группы должен включать в себя как теоретические сведения, так и
практические занятия. Стоит заметить, что данная группа, помимо прочего,
характеризуется так же склонностью к обособленности, потому такие группы
необходимо
«разбавлять»
учащимися
с
высокими
лидерскими
способностями.
Группа 3: Неуверенные в себе, негативно настроенные юноши и
девушки.
Основная
личностная
доминанта
данной
группы
–
негативные
базовые
убеждения
об
образе
«Я»
и
собственной
успешности.
Такие
учащиеся склонны ожидать о себя неудач, и потому зачастую в поведении
скованны, не уверенны в себе.
Работа педагога-психолога с такими учащимися должна строиться,
прежде
всего,
на
формировании
адекватной
самооценки.
Благотворно
повлияют
на
коммуникативную
сферу
как
теоретические
занятия,
стимулирующие интерес к самопознанию, так и практические, тренинговые
занятия.
На
практических
занятиях
каждый
старшеклассник
должен
оказаться
в
ситуации
успеха,
получить
возможность
проявить
лидерские
способности. Однако, стоит заметить, что нежелательно включать в подобные
группу юношей и девушек с доминирующими стилями поведения, т.к. один
слишком активный участник тренинга позволит остальным занять пассивные
позиции, подчиниться его руководству.
Таким
образом,
учащиеся,
испытывающие
затруднения
в
межличностном
общении,
требуют
предельного
внимания
со
стороны
педагога-психолога.
Для
проведения
коррекционной
работы
необходимо
организовывать тренинговые группы, работа в которых должна строиться на
основании результатов диагностического исследования.
Важно
понимать,
что
факторы,
способствующие
образованию
барьеров
в
общении
различны,
а
потому
коррекционная
работа
со
старшеклассниками должна вестись на основании диагностики. Каждый из
учащихся
нуждается
в
упражнениях,
направленных
на
развитие
навыков
групповой работы, однако, большой ошибкой станет формирование таких
групп на основании принадлежности к одному классу и т.п.
Кластерный анализ эмпирических данных показал, что обусловленные
разными личностными особенностями психологические барьеры должны и
преодолеваться разными путями.
Активные, склонные к доминированию учащиеся группы 1 не оставят
шанса проявить себя учащимся группы 3, потому необходимо работать с
каждой из групп в отдельности.
Кроме
того,
на
основании
вышеизложенного,
можно
дать
рекомендации
и
относительно
профилактики
возникающих
затруднений.
Предупредительные меры должны включать в себя:
1)
Формирование адекватной самооценки.
2)
Формирование позитивных базовых убеждений как о себе, так и б
окружающем мире.
3)
Формирование навыков саморегуляции и самоконтроля.
4)
Создание
ситуаций
успеха
для
каждого
учащегося,
а
так
же
формирование позитивного опыта общения.
Следует
отметить,
что
необходимость
данной
профилактической
работы
возникает
уже
в
среднем
звене,
в
подростковом
возрасте,
следовательно, работу по профилактике возникновения барьеров в общении
можно начинать уже с учащимися 6-7 классов. Особенно значимыми для них
станут техники и приёмы саморегуляции, способные оказать значительную
поддержку в сложный период перестройки всех чувств.