Автор: Макшева Алла Викторовна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: МБОУ города Керчи Республики Крым "Школа №26"
Населённый пункт: город Керчь, Республика Крым
Наименование материала: статья
Тема: Межпредметные связи географии с физикой
Раздел: полное образование
Межпредметные связи географии с физикой
Чтобы формировать в сознании учащихся целостную картину объективного
мира, использование межпредметных связей является необходимым условием
преподавательской
работы
учителей
предметников.
География
по
своему
содержанию
и
сути
является
наукой
интеграционной.
Без
исторических,
биологических, математических, физических, химических знаний, знаний по
экономике
и
литературе
ученик
не
сможет
объяснить
причинно-
следственные,
функциональные,
родо-видовые,
логично-содержательные,
пространственные
связи
и
закономерности
между
географическими
объектами
и
явлениями,
не
сможет
проанализировать
их
сущность,
сравнивать
признаки,
обобщать
информацию
и
делать
выводы.
Использование
межпредметных
связей
—
одна
из
наиболее
сложных
методических
задач
учителя
географии,
потому
что
требует
знаний
содержания
программ
и
учебников
из
других
предметов.
Реализация
межпредметных связей в практике обучения предполагает сотрудничество
учителя
географии
с
учителями
физики,
биологии,
истории,
экономики,
посещения открытых уроков, совместного планирования уроков, проведение
недели науки, участие учеников в межпредметных научных конференциях и
т. д.
Функции межпредметных связей
Межпредметные
связи
выполняют
во
время
изучения
географии
ряд
функций. Методологическая функция заключается в том, что только на их
основе возможно формирование у учащихся современных представлений о
природе, ее целостность и развитие, а также многогранность и разнообразие
общества и природы.
Образовательная функция межпредметных связей состоит в том, что с их
помощью учитель географии формирует такие качества знаний учащихся, как
системность,
глубина,
осознанность,
гибкость.
Межпредметные
связи
выступают как средство развития географических понятий, способствуют
усвоению
связей
между
ними
и
общими
естественными
и
социально-
гуманитарными понятиями.
Развивающая
функция
межпредметных
связей
определяется
их
ролью
в
развитии системы и творческого мышления учащихся, в формировании их
познавательной
активности,
интереса
к
познанию
природы
и
общества.
Межпредметные
связи
помогают
преодолеть
предметную
инертность
мышления и расширяют кругозор учащихся.
Воспитательная функция межпредметных связей состоит в их содействии
всем направлениям воспитания учащихся в обучении географии. Учитель
географии, опираясь на связи с другими предметами, реализует комплексный
подход к воспитанию.
Конструктивная функция межпредметных связей состоит в том, что с их
помощью
учитель
географии
совершенствует
содержание
учебного
материала, методы и формы обучения. Реализация межпредметных связей
требует совместного планирования учителями предметов производственного
и общественного цикла комплексных форм учебной и внеклассной работы,
которые
предполагают
знания
ими
учебников
и
программ
смежных
предметов.
Виды межпредметных связей
Совокупность
функций
межпредметных
связей
реализуется
в
процессе
обучения тогда, когда учитель географии осуществляет все многообразие их
видов. Различают связи внутрициклические (связь физической географии с
естественными,
а
экономической
и
социальной
—
с
общественными
науками)
и
межциклические
(связи
географии
с
математикой,
трудовым
обучением и др.). Виды межпредметных связей делятся на группы, исходя из
основных
компонентов
процесса
обучения
(содержания,
методов,
форм
организации):
содержательно-информационные
и
организационно-
методические.
Содержательно-информационные
межпредметные
связи
делятся
по
составу
научных
знаний,
отраженных
в
программах
курсов
географии,
на
фактические,
понятийные,
теоретические,
философские.
Межпредметные связи на уровне фактов (фактические) — это установление
сходства
фактов,
использование
общих
фактов,
изучаемых
в
курсах
географии, физики, химии, биологии, истории и т. д., и их все стороннее
развитие с целью обобщения знаний об отдельных явлениях, процессах и
объектах. Так, при изучении географии и физики учителя могут использовать
данные об атмосферном давлении.
Понятийные
межпредметные
связи
—
это
расширение
и
углубление
признаков
предметных.
К
общепредметных
по
-
содержанию
понятий
в
курсах
естественнонаучного
цикла
относятся
понятия
-
понятия
теории
строения веществ — тело, вещество, состав, молекула, строение, свойства, а
также общие понятия — явления, процесс, энергия и др. Эти понятия широко
используются при изучении разнообразных природных явлений и процессов.
При этом они углубляются, конкретизируются на географическом материале
и приобретают обобщенный, общенаучный характер.
Общая
география
5
–
6
класса,
география
материков
7
класса
предусматривают изучение тем, которые основательнее помогли бы понимать
знания из курса физики о строении и плотности веществ, о магнитном поле
Земли,
силе
тяжести
и
атмосферном
давлении.
Но
использование
межпредметных связей географии с физикой осложняется тем, что изучение
курса физики начинается только с 7 класса и о природе явлений, сил и
законов
учитель
географии
объясняет
первым.
Несогласованность
содержания программного материала двух естественных наук — географии и
физики
приводят
к
тому,
что
часть
географических
знаний
учащиеся
вынуждены принимать как догму, не в состоянии понять, например, природу
полярного сияния и почему его не наблюдают жители более южных регионов,
почему над поверхностью воды всегда виднеется лишь 1/10 часть айсберга, а
бутылки
с
письмами
(бутылочная
почта)
могут
плавать
в
безграничных
просторах океана десятки и сотни лет.
При изучении температуры воздуха, тепловых поясов Земли опираемся на
тему
из
курса
физики
«Световые
явления».
Неравномерность
нагрева
различных участков земной поверхности можно объяснить величиной угла
падения
солнечную
-
них
лучей.
Проводя
опыт
с
осветителем,
учитель
наглядно
демонстрирует,
как
с
уменьшением
угла
падения
света
увеличивается
площадь
освещения,
а
значит,
уменьшается
количество
световой
энергии,
попадающей
на
единицу
площади.
Подводя
итог
результата опыта, учащиеся концентрируют внимание на том, что количество
солнечной энергии с уменьшением угла падения лучей не изменяется, она
остается постоянной, а вот площадь освещения увеличивается. Результаты
данного опыта переносятся на зависимость освещенности Земли от угла
солнечных лучей. Используя этот же прием, объясняют расположение поясов
вечного холода в районе Арктики и Антарктиды, с дополнением о высокое
альбедо белого цвета и закон отражения света.
Урок по теме «Атмосферное давление», возможно спланировать и провести
не
только
с
использованием
межпредметных
связей,
а
полноценный
интегрированный урок географии и физики, на котором вокруг одной темы
целесообразно объединить сведения различных учебных предметов. На таком
уроке можно позволить провести этап ознакомления с новыми знаниями
учителю физики, что значительно повысит мотивационные моменты урока.
Вспомнив и объяснив опыт Е. Торричелли, ученикам предлагается побыть в
роли
исследователей
и
доказать
самим
существование
атмосферного
давления,
проведя
ряд
опытов
с
переворачиванием
стакана,
доверху
наполненного
водой,
заполнения
шприца,
пипетки
и
стеклянной
трубки
водой. Юные исследователи не только проводят опыты перед классом, а еще
и пытаются понять сами и объяснить товарищам результаты экспериментов.
Зависимость атмосферного давления от высоты и температуры учитель тоже
может объяснить на основе знаний о плотности теплого и холодного воздуха.
А вот о распределении по земной поверхности поясов высокого и низкого
давления может рассказать ученикам учитель географии. Важно подчеркнуть,
что
их
образование
связано
с
нагревом
и
перемещением
воздуха,
его
восходящими
и
нисходящими
движениями,
которые
поддерживают
постоянный
баланс
давления
на
планете.
Объяснение
учебника
по
установлению над экватором области низкого давления, а в районе тропиков
и полярных широт — областей высокого давления вполне соответствует
уровню
умственных
возможностей
учащихся
6
класса,
а
вот
почему
в
умеренных
широтах
образуется
область
низкого
давления,
объяснения
отсутствуют. Это можно объяснить нагревом воздуха, который стекает с
полярных широт в умеренные, прогревается и образует восходящие потоки.
А можно и опытом с пластиковой бутылочкой, доверху заполненной водой.
На боковой поверхности бутылки делают небольшое отверстие. На момент
заполнения
водой
отверстие
бутылки
необходимо
закрыть.
Бутылку,
наполненную
водой,
кладут
на
горизонтальную
поверхность
отверстием
вверх.
Вода
не
выливается.
Надавливания
ниже
и
выше
отверстий
одновременно
пальцами
обеих
рук
на
бутылку
приводит
к
увеличению
давления на краях бутылки и вода начинает выливаться из отверстия, а это
значит, что в центральной части бутылки давление уменьшается. Охрана
атмосферы, физика (8 класс).
Тепловой
баланс.
Количество
теплоты.
Явление
парникового
эффекта
Результат
несбалансированности
теплового
баланса
может
привести
к
глобальному потеплению или похолоданию, которые известны учащимся из
истории развития Земли. На сегодня более вероятна тенденция потепления
климата,
связанная
с
загрязнением
окружающей
среды,
поэтому
целесообразно
теоретические
знания
подкрепить
решением
физических
задач, которые иллюстрируют масштабы загрязнения атмосферы.
Тему свойства вод Мирового океана связываем с курсом физики 7 класс.
Плотность
веществ
Физические
свойства
пресной
и
соленой
воды:
в
частности,
температура
замерзания
и
кипения
отличаются
на
несколько
градусов
за
наличие
в
океанической
воде
различных
солей,
которые
увеличивают ее плотность.
«Течения Мирового океана» - связь с физикой архимедова сила. Учеников
всегда интересуют вопросы, связанные с бутылочной почтой, ведь еще и
сегодня находят в бутылках записки с просьбой о помощи, отправленные
десятки, а то и сотни лет назад людьми, которые оказались с океаном один на
один. Объяснение этому факту простое: закупоренная бутылка держится на
поверхности воды благодаря силе выталкивания, которая действует на часть
бутылки, что находится под водой. Тело плавает на поверхности воды тогда,
когда выталкивающая сила равна силе тяжести.
Ледники - Сила тяжести, архимедова сила, сила трения, условия плавания
тел. Ледники способны двигаться — течь. Их движение трудно заметить,
потому
что
скорость
движения
—
несколько
метров
в
сутки.
Явление
сползания ледников с горных вершин можно объяснить действием на них
силы
тяжести,
а
медленность
их
продвижения
—
силой
трения.
Края
покровных
ледников
Антарктиды
и
Арктики,
спускаясь
в
океан,
отламывается большими глыбами. Глыбы сползают в воду, превращаются в
айсберги. Айсберги разных размеров плавают годами у берегов Гренландии и
Антарктиды. Независимо от размеров, над поверхностью воды поднимается
только 1/10 айсберга. Этот факт объясняет тема «Условия плавания тел»
плотность воды 1 г/см3, льда 0,9 г/см3, то есть плотность льда на 0,1 г/см3
меньше плотности воды.
Подземные
воды
–
сообщающиеся
сосуды.
Фонтанирующие
поднятия
артезианских вод возможно в случае, когда водоупорные пласты залегают
чашеобразно, а водоносный слой между ними полностью заполнен водой.
Межпластовые воды находятся под давлением и если пробурить скважину в
самом низком месте, то вода под напором поднимется и будет бить фонтаном.
Это
естественное
явление
учащиеся
6
класса
поймут,
если
им
продемонстрировать физический опыт со связующими сосудами.