Автор: Белогривцева Ольга Ивановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ школа № 1155 Дошкольное отделение № 2
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Проект
Тема: "Познавательно-исследовательская деятельность детей старшего дошкольного возраста."
Раздел: дошкольное образование
ГБОУ ШКОЛА 1155
Дошкольное отделение 2
ПОЗНАВАТЕЛЬНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО
ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.
Воспитатель : Белогривцева Ольга Ивановна
«Ребенок
-это не сосуд, который нужно
заполнить, а огонь, который
нужно зажечь»
Мое педагогическое кредо –
слово восточного мудреца:
Актуальность - создание
условий для детского
экспериментирования
позволяет каждому ребенку
найти дело по своим силам,
интересам и способностям.
Цели и задачи моей работы
Цели: Развитие познавательной активности детей
в процессе экспериментирования;
- Создание условий для формирования основного
целостного
мировидения
ребенка
средствами
эксперимента;
-
Развитие
наблюдательности,
умение
сравнивать,
а н а л и з и р о в а т ь ,
о б о б щ а т ь ;
р а з в и т и е
познавательного интереса детей в процессе
экспериментирования,
установление
причинно-
следственной связи.
Ресурсы
Методический и раздаточный материал для работы в
центре экспериментирования и проведения
исследований и наблюдений;
Природный материал для изучения объектов неживой
природы;
Атрибуты для проведения опытов и экспериментов;
Энциклопедии и серии книг «Я познаю мир», «Опыты
и эксперименты для детей»;
Настольно-печатные игр;
Различные виды материалов для работы в
художественной мастерской
Литература
Вводный мониторинг.
Проводится по методике «Выбор деятельности» Л.Н.
Прохорова.
Методика исследует предпочитаемый вид деятельности,
выявляет место детского экспериментирования в предпочтениях
детей.
Ребенку демонстрируются картинки, на которых изображены
дети, занимающиеся разными видами деятельности:
1 – игровая;
2 – чтение книг;
3 – изобразительная;
4 – детское экспериментирование;
5 – труд в уголке природы;
6 – конструирование.
Затем ребенку предлагается выбрать ситуацию, в которой он
хотел бы оказаться. Последовательно делается три выбора. Все
три выбора фиксируются в протоколе. За первый выбор
засчитывается 3 балла, за второй – 2 балла, за третий – 1 балл.
Результаты оформляются в таблицу:
И
г
р
о
в
а
я
Ч
т
е
н
и
е
х
у
д
.
л
и
т
е
р
а
т
у
р
ы
И
з
о
б
р
а
з
и
т
е
л
ь
н
а
я
Э
к
с
п
е
р
и
м
е
н
т
и
р
о
в
а
н
и
е
Т
р
у
д
в
у
г
о
л
к
е
п
р
и
р
о
д
ы
К
о
н
с
т
р
у
и
р
о
в
а
н
и
е
0
5
10
15
20
25
30
35
40
45
Вывод по старшей группе № 11: На первом
месте у детей преобладает изобразительная
деятельность (42 балла), на втором месте
игровая деятельность (29 баллов), на третьем
месте конструирование и чтение
художественной литературы (25 баллов), на
четвертом месте экспериментирование (15
баллов), на пятом месте находится труд в уголке
природы (14 баллов). Из анкеты видно, что
экспериментирование находится на
предпоследней ступени таблицы. Это послужило
огромным толчком для развития у детей
склонности к экспериментальной деятельности и
создание в группе своей копилки опытов и
экспериментов, а также включение родителей в
эту проблему.
Беседы с детьми
«Почему вода меняет цвет?»;
Зачем растениям вода?;
«Нужен ли свет для растений?;
«Бесформенная вода»;
«Хитрые семена»
Ззначение воды для человека»;
«Как определить температуру воздуха»;
«Свойства микроскопа»;
Что мы знаем о мире полиэтилена»;
«Почему зажигается фонарик»;
«Как образуются облака»
«Какая земля нужна для роста растений»
«Волшебный мир живой и неживой природы» и др.
Игровые ситуации
«В лаборатории волшебника»;
«Великие химики»;
«Отправляемся на поиски воздуха»
«Поднимаем уровень воды»;
«Если бы я был растением …»
«Беги к дереву»:
«Такой листок –лети ко мне» и др.
Дидактические и настольные
игры
«Опиши и отгадай;
«Четвёртый лишний»
«Что, где растёт»
«Живое – не живое»;
«Из какого опыта»
«Дерево, кустарник, цветок» и др.
Наши опыты ,эксперименты и исследования .
Опыты с водой
Цветная вода.
Поглотители воды.
Поднимаем уровень воды.
Опыт «Краснокочанная химия»
Опыт «Дождевые облака
Волшебное стёклышко
Опыты с магнитом
Опыт «Времена года»
Почему зажигается фонарик?
Экспериментируем со своим телом – что
умеют глаза?
Исследуем мир природы – «Растёт – подрастает».
Тематические прогулки
Практическая деятельность – что растёт на
деревьях
Растёт-подрастает – «Огород на подоконнике
«Сравниваем кору».
Изучаем природу с помощью дидактических
и настольных игр
«Наблюдаем и исследуем».
Фотовыставка «Юные исследователи».
Заключение
Экспериментирование
является
наиболее
успешным
путём
ознакомления
детей
с
миром
окружающей
их
живой
и
неживой
природы.
В
процессе
экспериментирования
д о ш кол ь н и к
п ол у ч а е т
в о з м о ж н о с т ь
у д о в л е т в о р и т ь
п р и с у щ у ю
е м у
любознательность,
почувствовать
себя
учёным, исследователем, первооткрывателем.