Напоминание

"Почему у ребенка речь формируется с задержкой"


Автор: Сидоренко Анна Владимировна
Должность: учитель-логопед, воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ № 25 " Светлячок" ст. Отрадной
Населённый пункт: ст. Отрадная Тихорецкий район
Наименование материала: статья
Тема: "Почему у ребенка речь формируется с задержкой"
Раздел: дошкольное образование





Назад




ПОЧЕМУ У РЕБЕНКА

РЕЧЬ ФОРМИРУЕТСЯ С ЗАДЕРЖКОЙ?

Признаки благополучного развития речи у ребенка

Физическое развитие ребенка соответствует возрасту.

У ребенка нет никаких неврологических заболеваний.

Ребенок активно общается со знакомыми и родными и стесняется

разговаривать с незнакомыми людьми.

Ребенок охотно повторяет за вами все, что слышит.

Ребенок активно решает свои проблемы с помощью речи.

Ребенок вслушивается в свою речь и старается исправить свои ошиб-

ки сам.

Признаки неблагополучного развития речи у ребенка

Ребенок развивается с задержкой.

Ребенок перенес тяжелые заболевания.

У ребенка есть неврологические заболевания.

Ребенок неохотно повторяет за вами слова и предложения, которые

он слышит.

Когда ребенок слышит просьбу "Повтори" или "Скажи это еще раз",

он молчит, стиснув зубы, или уходит, как будто вас не слышал.

Он предпочитает решать свои проблемы самостоятельно, не обраща-

ясь к вам за помощью ("самостоятельный" ребенок).

Ребенок одинаково активно общается со знакомыми и незнакомыми

людьми.

Ребенку безразлично, понимает ли его кто-то. Он говорит на одному

ему понятном языке. На замечания "Скажи еще раз лучше" не реагирует.

Речь

ребенка

значительно

отстает

от

уровня

развития

речи

его

сверстников.

Если вы обнаружили хотя бы один признак неблагополучного развития

речи ребенка, значит вашему ребенку необходима помощь!

Младенец, появившись на свет, не обладает врожденным знанием зако-

нов языка, на котором он будет говорить. У него есть способность в опреде-

ленный период своего развития усвоить нормы и правила языка, на котором

разговаривают окружающие его люди. Это так называемая языковая способ-

ность, которая реализуется в ходе общения со взрослыми через имитацию ре-

бенком слышимой им речью. При этом большую роль играет речемыслитель-

ная деятельность ребенка, которая обеспечивает формирование неосознанных

языковых обобщений. В результате он осваивает основные единицы языка и

законы их функционирования. Речь ребенка оказывается не простым повторе-

нием образцов, которые он слышит от взрослых, а творчеством, в котором

речь рождается как средство общения, средство познания и средство регуля-

ции деятельности своей и окружающих.

Если в силу каких-либо причин имитационная или речемыслительная

деятельности не формируются вовремя, то в дальнейшем у ребенка отмечает-

ся недоразвитие речи той или иной степени тяжести.

В современной логопедии выделяется две группы факторов, обусловли-

вающих задержку в темпах формирования речи:

а) несовершенство социальных условий воспитания и педагогические

ошибки;

б) недостаточность сенсомоторной или неврологической базы ребенка.

К первой группе можно отнести неправильные методы воспитания в

семье или детском учреждении, заключающиеся в недостаточном внимании к

ребенку со стороны взрослых, либо, наоборот, в гиперопеке. И в том, и в дру-

гом случае у ребенка не формируется мотивация речевого общения. В первом

случае не к кому обращаться, во втором - незачем, все и так будет сделано во-

время. В рамках клинической классификации подобное нарушение рассмат-

ривается как задержка темпов речевого развития функционального характера.

Часто проявления недоразвития усугубляются личностными особенностями

ребенка, склонного к упрямству, своеволию, истерическим реакциям.

Задержка темпов речевого развития, обусловленная снижением мотива-

ции общения, при своевременно начатой работе и при изменении условий

воспитания обнаруживает тенденцию к быстрой и полной коррекции.

Если

же

у

ребенка

отмечается

несформированность

или

недоста-

точность сенсомоторной сферы (фонематического восприятия, моторики ар-

тикуляционного аппарата, зрительного гнозиса) или неврологические заболе-

вания, то такое недоразвитие требует не только изменений условий воспита-

ния, но и помощи специалиста в форме консультаций или регулярных заня-

тий. Коррекция этой формы речевой патологии занимает более продолжи-

тельное время и требует больших сил и внимания.

При задержке речевого развития наиболее эффективной оказывается

ранняя коррекция, т.е. в возрасте до трех лет. Однако это не значит, что при

выявлении речевого недоразвития в 6 или 7 лет нужно опустить руки. В лю-

бом случае специальные занятия окажут положительное влияние на речь и

личность ребенка, если будут носить систематический характер. Успешность

развития ребенка во многом зависит от активной позиции родителей, которые

под руководством специалистов могут организовать правильное общение с

ребенком.

Словарь для справок

Фонематическое восприятие – способность и умение слухового воспри-

ятия и различения звуков речи (фонем). Формируется у ребенка в дошколь-

ном возрасте и является базой для понимания звучащей речи и обучения

письму и чтению.

Моторика

артикуляционного

аппарата

возможности

осуществлять

движения органов артикуляции (губ, языка, мягкого неба и др.) в полном

объеме, с достаточной силой, точностью и скоростью.

Зрительный гнозис – возможность воспринимать и опознавать окружа-

ющий мир с помощью зрения.

Если у ребенка отмечаются проблемы с развитием речи (см. признаки

неблагополучия), а родители постоянно просят его: "Скажи", "Повтори", то

картина недоразвития речи, как правило, усугубляется наличием у ребенка

стойкого речевого негативизма. Речевой негативизм, или отказ от речи, может

выражаться активно и пассивно, но в любом случае ребенок отказывается го-

ворить не только по приказу родителей, но и в любых ситуациях. Родители

часто описывают такое положение дел, когда ребенок единожды произносит

какое-либо слово, как бы пробует его "на вкус", и больше его не повторяет в

течение месяцев. Иногда дело доходит чуть ли не до драки. Родители сначала

просят повторить за ними слово, потом умоляют, потом требуют, в конце кон-

цов, ребенка наказывают - ставят в угол. Но это приводит только к одному: со

временем все задания, требующие от ребенка словесных реакций, активно им

игнорируются или отвергаются.

Ребенок молчит или отворачивается в ответ на любой вопрос, напри-

мер: "Как тебя зовут?", "Сколько тебе лет?", "Какая игрушка у тебя в руках?"

и пр. Он мычит и показывает пальцем, если просит что-либо, а чаще старает -

ся сам удовлетворить собственные потребности. Такая "самостоятельность"

ребенка, когда он без посторонней помощи, сам достает нужную вещь со

шкафа, включает телевизор и пр., радует родителей, хотя свидетельствует

чаще о несформированности навыков речевой коммуникации и о наличии

стойкого речевого негативизма.

Если вы хотите помочь своему ребенку, забудьте слова "скажи" и "по-

втори" хотя бы на первое время!



В раздел образования