Автор: Каримова Ирина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №194
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках математики при решении текстовых задач"
Раздел: начальное образование
«
РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА
УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ РЕШЕНИИ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ».
В
настоящее время исследования ученых показали, что возможности
людей,
которых
обычно
называют
талантливыми,
гениальными
-
не
аномалия,
а
норма.
Задача
заключается
лишь
в
том,
чтобы
развить
познавательный интерес ребёнка, использовать те богатейшие возможности,
которые дала ему природа, и о существовании которых многие сейчас не
подозревают.
Поэтому
особо
остро
в
последние
годы
стал
вопрос
о
формировании познавательного интереса в процессе обучения, в том числе и
на уроках математики. Изучением вопроса формирования познавательного
интереса у учащихся занимались ученые Истомина Н.Б., Винокурова Н. К.,
Прихожан
А.М.
и
другие.
Результаты
исследований
показывают,
что
формирование
познавательного
интереса
влияет
на
работоспособность,
умение
мыслить
и
доходить
до
истины
самостоятельно,
планировать
деятельность, любовь и интерес к изучению учебного предмета, желание
учиться и много знать. Все это необходимо для дальнейшей жизни ребенка.
Таким образом, одним из важнейших направлений в решении этой
задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих
формирование познавательного интереса детей, связанное с формированием
устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной
деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в
поисках способов решения задач.
Объект
исследования:
процесс
обучения
математике
младших
школьников
Предмет исследования: методика развития познавательного интереса
младших
школьников
в
процессе
решения
текстовых
задач
на
уроках
математики.
Цель
исследования – выявить влияние решения текстовых задач на
развитие познавательного интереса младших школьников.
Решение
проблемы
развития
познавательного
интереса
младших
школьников является актуальным.
Целью дипломной работы является изучение процесса формирования
познавательного
интереса
в
начальной
школе
посредством
решения
текстовых задач
Задачи:
1.
Раскрыть понятие познавательного интереса и методы его развития
в
педагогике
на
основе
изучения
психолого-педагогической
литературы
2.
Выявить в методико-математической литературе методы и приемы
решения
текстовых
задач
на
уроках
математики
и
методику
обучения младших школьников
3.
Подобрать систему текстовых задач и разобрать методику развития
познавательного интереса младших школьников с их помощью
4.
Выявить в процессе педагогического эксперимента влияние решения
текстовых
задач
на
формирование
и
развитие
познавательного
интереса к математике учащихся младших классов
Гипотеза исследования : правильно организованный процесс решения
текстовых задач будет способствовать повышению уровня познавательного
интереса
у
младших
школьников
на
уроках
математики,
е сли:
-будут использоваться различные формы организации деятельности учащихся
на уроках математики при решении текстовых задач;
-данная работа будет осуществляться систематически.
Для обоснования эффективности выделенных педагогических условий
была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя
констатирующий, формирующий и контрольный этапы.
База
исследования -
МКОУ
для
детей
дошкольного
и
младшего
школьного возраста Прогимназия "Зимородок", 3 класс.
На основании анализа теоретического материала, рассмотренного в
первой главе, были определенны уровни развития познавательного интереса
младших школьников по
методике А. А. Горчинской н а констатирующем
этапе.
На
основе
констатирующего
эксперимента
получили
следующие
результаты:
По
когнитивному
критерию:
у
учащихся
наблюдаются
следующие
показатели:
45% - учащихся обладают высоким уровнем познавательного интереса
на уроках математики при решении текстовых задач;
30% - средним уровнем познавательного интереса на уроках математики
при решении текстовых задач;
25% - низким уровнем познавательного интереса на уроках математики
при решении текстовых задач. Таким образом, у учащихся средний уровень
познавательного интереса на уроках математики при решении текстовых
задач.
Вторым этапом нашего исследования был формирующий эксперимент
(Подробно рассмотрен в главе 2.1.).На нем были разработаны и проведены
разнообразные
задания,
мероприятия,
направленные
на
развитие
познавательного интереса на уроках математики при решении текстовых
задач (см. Приложения). Во всех заданиях и мероприятиях использовались
средства
развитию
познавательного
интереса
на
уроках
математики
при
решении текстовых задач.
Анализ результатов, полученных на завершающем этапе формирующего
эксперимента, показал устойчивую тенденцию к существенному улучшению
познавательного интереса на уроках математики при решении текстовых
задач.
Третьим этапом нашего исследования был контрольный эксперимент.
Эксперимент
проводился
аналогично
констатирующему
эксперименту.
В
результате были получены следующие результаты.
55% - учащихся обладают высоким уровнем познавательного интереса
на уроках математики при решении текстовых задач;
40% - средним уровнем познавательного интереса на уроках математики
при решении текстовых задач;
5% - низким уровнем познавательного интереса на уроках математики
при решении текстовых задач.
Сравнение данных представим на гистограмме (слайд 11)
Это значит, что учащиеся стали активнее работать на уроках, проявлять
интерес к предложенным заданиям, В результате систематической работы по
развитию
познавательного
интереса
учебная
деятельность
учеников
активизировалась, качество их знаний заметно повысилось.
И подведя итог, можно сделать вывод, что использование текстовых
задач
на
уроках
математики
развивает
познавательный
интерес
младших
школьников.
Познавательный
интерес
,
по
словам
Г.
И.
Щукиной
[1],
—
важнейшее
образование
личности,
которое
складывается
в
процессе
жизнедеятельности
человека,
формируется
в
социальных
условиях
его
существования
и
никоим
образом
не
является
имманентно
присущим
человеку от рождения.
Развитие — процесс, направленный на изменение материальных и
духовных объектов с целью их усовершенствования
Математическая
задача
— это
связанный
лаконический
рассказ,
в
котором
введены
значения
некоторых
величин
и
предлагается
отыскать
другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с
ними определенными соотношениями, указанными в условии.
Текстовая
задача
—
есть
описание
некоторой
ситуации
на
естественном
языке
с
требованием
дать
количественную
характеристику
какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие
некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого
отношения.
Решение задач — это работа несколько необычная, а именно умственная
работа. А чтобы научиться какой-либо работе, нужно предварительно хорошо
изучить тот материал, над которым придётся работать, те инструменты, с
помощью которых выполняется эта работа.
Решить задачу – значит раскрыть связи между данными и искомым,
заданные
условием
задачи,
на
основе
чего
выбрать,
а
затем
выполнить
арифметические действия и дать ответ на вопрос задачи.