Напоминание

"Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках математики при решении текстовых задач"


Автор: Каримова Ирина Геннадьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №194
Населённый пункт: город Новосибирск, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие познавательного интереса младших школьников на уроках математики при решении текстовых задач"
Раздел: начальное образование





Назад




«

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА

УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ПРИ РЕШЕНИИ ТЕКСТОВЫХ ЗАДАЧ».

В

настоящее время исследования ученых показали, что возможности

людей,

которых

обычно

называют

талантливыми,

гениальными

-

не

аномалия,

а

норма.

Задача

заключается

лишь

в

том,

чтобы

развить

познавательный интерес ребёнка, использовать те богатейшие возможности,

которые дала ему природа, и о существовании которых многие сейчас не

подозревают.

Поэтому

особо

остро

в

последние

годы

стал

вопрос

о

формировании познавательного интереса в процессе обучения, в том числе и

на уроках математики. Изучением вопроса формирования познавательного

интереса у учащихся занимались ученые Истомина Н.Б., Винокурова Н. К.,

Прихожан

А.М.

и

другие.

Результаты

исследований

показывают,

что

формирование

познавательного

интереса

влияет

на

работоспособность,

умение

мыслить

и

доходить

до

истины

самостоятельно,

планировать

деятельность, любовь и интерес к изучению учебного предмета, желание

учиться и много знать. Все это необходимо для дальнейшей жизни ребенка.

Таким образом, одним из важнейших направлений в решении этой

задачи выступает создание в начальных классах условий, обеспечивающих

формирование познавательного интереса детей, связанное с формированием

устойчивых познавательных интересов, умений и навыков мыслительной

деятельности, качеств ума, творческой инициативы и самостоятельности в

поисках способов решения задач.

Объект

исследования:

процесс

обучения

математике

младших

школьников

Предмет исследования: методика развития познавательного интереса

младших

школьников

в

процессе

решения

текстовых

задач

на

уроках

математики.

Цель

исследования – выявить влияние решения текстовых задач на

развитие познавательного интереса младших школьников.

Решение

проблемы

развития

познавательного

интереса

младших

школьников является актуальным.

Целью дипломной работы является изучение процесса формирования

познавательного

интереса

в

начальной

школе

посредством

решения

текстовых задач

Задачи:

1.

Раскрыть понятие познавательного интереса и методы его развития

в

педагогике

на

основе

изучения

психолого-педагогической

литературы

2.

Выявить в методико-математической литературе методы и приемы

решения

текстовых

задач

на

уроках

математики

и

методику

обучения младших школьников

3.

Подобрать систему текстовых задач и разобрать методику развития

познавательного интереса младших школьников с их помощью

4.

Выявить в процессе педагогического эксперимента влияние решения

текстовых

задач

на

формирование

и

развитие

познавательного

интереса к математике учащихся младших классов

Гипотеза исследования : правильно организованный процесс решения

текстовых задач будет способствовать повышению уровня познавательного

интереса

у

младших

школьников

на

уроках

математики,

е сли:

-будут использоваться различные формы организации деятельности учащихся

на уроках математики при решении текстовых задач;

-данная работа будет осуществляться систематически.

Для обоснования эффективности выделенных педагогических условий

была проведена опытно-экспериментальная работа, которая включала в себя

констатирующий, формирующий и контрольный этапы.

База

исследования -

МКОУ

для

детей

дошкольного

и

младшего

школьного возраста Прогимназия "Зимородок", 3 класс.

На основании анализа теоретического материала, рассмотренного в

первой главе, были определенны уровни развития познавательного интереса

младших школьников по

методике А. А. Горчинской н а констатирующем

этапе.

На

основе

констатирующего

эксперимента

получили

следующие

результаты:

По

когнитивному

критерию:

у

учащихся

наблюдаются

следующие

показатели:

45% - учащихся обладают высоким уровнем познавательного интереса

на уроках математики при решении текстовых задач;

30% - средним уровнем познавательного интереса на уроках математики

при решении текстовых задач;

25% - низким уровнем познавательного интереса на уроках математики

при решении текстовых задач. Таким образом, у учащихся средний уровень

познавательного интереса на уроках математики при решении текстовых

задач.

Вторым этапом нашего исследования был формирующий эксперимент

(Подробно рассмотрен в главе 2.1.).На нем были разработаны и проведены

разнообразные

задания,

мероприятия,

направленные

на

развитие

познавательного интереса на уроках математики при решении текстовых

задач (см. Приложения). Во всех заданиях и мероприятиях использовались

средства

развитию

познавательного

интереса

на

уроках

математики

при

решении текстовых задач.

Анализ результатов, полученных на завершающем этапе формирующего

эксперимента, показал устойчивую тенденцию к существенному улучшению

познавательного интереса на уроках математики при решении текстовых

задач.

Третьим этапом нашего исследования был контрольный эксперимент.

Эксперимент

проводился

аналогично

констатирующему

эксперименту.

В

результате были получены следующие результаты.

55% - учащихся обладают высоким уровнем познавательного интереса

на уроках математики при решении текстовых задач;

40% - средним уровнем познавательного интереса на уроках математики

при решении текстовых задач;

5% - низким уровнем познавательного интереса на уроках математики

при решении текстовых задач.

Сравнение данных представим на гистограмме (слайд 11)

Это значит, что учащиеся стали активнее работать на уроках, проявлять

интерес к предложенным заданиям, В результате систематической работы по

развитию

познавательного

интереса

учебная

деятельность

учеников

активизировалась, качество их знаний заметно повысилось.

И подведя итог, можно сделать вывод, что использование текстовых

задач

на

уроках

математики

развивает

познавательный

интерес

младших

школьников.

Познавательный

интерес

,

по

словам

Г.

И.

Щукиной

[1],

важнейшее

образование

личности,

которое

складывается

в

процессе

жизнедеятельности

человека,

формируется

в

социальных

условиях

его

существования

и

никоим

образом

не

является

имманентно

присущим

человеку от рождения.

Развитие — процесс, направленный на изменение материальных и

духовных объектов с целью их усовершенствования

Математическая

задача

— это

связанный

лаконический

рассказ,

в

котором

введены

значения

некоторых

величин

и

предлагается

отыскать

другие неизвестные значения величин, зависимые от данных и связанные с

ними определенными соотношениями, указанными в условии.

Текстовая

задача

есть

описание

некоторой

ситуации

на

естественном

языке

с

требованием

дать

количественную

характеристику

какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие

некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого

отношения.

Решение задач — это работа несколько необычная, а именно умственная

работа. А чтобы научиться какой-либо работе, нужно предварительно хорошо

изучить тот материал, над которым придётся работать, те инструменты, с

помощью которых выполняется эта работа.

Решить задачу – значит раскрыть связи между данными и искомым,

заданные

условием

задачи,

на

основе

чего

выбрать,

а

затем

выполнить

арифметические действия и дать ответ на вопрос задачи.



В раздел образования