Автор: Князева Ольга Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: муниципального казенного общеобразовательного учреждения города Искитима Новосибирской области "Коррекционная школа № 7"
Населённый пункт: город Искитим, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование компьютерных технологий на уроках географии в коррекционной школе
Раздел: среднее профессиональное
муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
города Искитима Новосибирской области «Коррекционная школа № 7»
Выступление на методическом объединении учителей старших классов
Тема: «Использование компьютерных технологий на уроках географии
в специальной (коррекционной) школе VIII вида»
Подготовила
учитель географии,
первой квалификационной категории
Князева О.В.
2017 год
Современное
содержание
образования
предполагает
активное
внедрение
компьютерных
технологий
в
общеобразовательные
учреждения.
Согласно
определению
ЮНЕСКО,
компьютерная
технология обучения (компьютерное обучение) - это система образовательно-развивающих процессов в
дидактической компьютерной среде.
Использование технических средств и наглядных пособий занимает особое место при изучении
предметов
научно-естественного
направления.
Общеизвестно,
что
преподавание
этих
дисциплин
невозможно без наглядных средств обучения. Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе
географии, в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, не может наблюдаться
учащимися, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико.
Изучение учебного предмета требует широкого использования таких пособий, как коллекции, гербарии,
географические карты, схемы, таблицы, фотографии, иллюстративный материал учебника, модели,
муляжи, аудио-, кино- и видеоматериалы, которые способствуют актуализации имеющихся знаний,
запоминанию и воспроизведению программного материала. Для облегчения усвоения новых знаний
необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов:
слухового, зрительного и тактильного.
Компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и представления
информации
способен
частично
заменить
некоторые
наглядные
средства
обучения:
печатные
(географические карты, таблицы, схемы, дидактические игры) и экранные (слайды, транспаранты,
фильмы).
Компактность
хранения
информации
позволит
разместить
на
одном
диске
огромное
количество
научных
и
художественных
текстов,
звуковых
фрагментов,
высококачественных
изображений,
эпизодов
видеофильмов
и
телепередач.
Используя
базу
данных,
учитель
может
подготовить
раздаточный
материал
(карточки,
контурные
карты,
карты-схемы,
перфоконверты,
перфокарты, дидактические игры и т.п.), иллюстративный материал (таблицы, схемы, географические
карты, видеофрагменты и т.д.), создать мультимедийную учебную презентацию.
Необходимо отметить, что работу учителя географии коррекционной школы, в этом направлении
значительно осложняет отсутствие специальных электронных пособий, соответствующих современному
уровню
развития
новых
информационных
технологий
и
методических
рекомендаций
к
ним.
Мультимедийные учебные комплексы по географии, рекомендованные Министерством образования РФ
в качестве учебных пособий для общеобразовательных школ, мало приемлемы для обучения детей с
интеллектуальными нарушениями. Карты, схемы, сопроводительные тексты, большинство заданий и
инструкций к ним не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям умственно отсталых
учащихся.
В связи с тем, что современный рынок электронных продуктов не располагает специально
созданными
для
коррекционных
школ
VIII
вида
электронными
программами
по
географии
и
естествознанию, возникает потребность в разработке относительно несложных электронных пособий
(мультимедийных
презентаций).
Мультимедийная
учебная
презентация–электронное
пособие,
разработанное
с
помощью
мультимедийных
технологий,
которое
исполняет
роль
наглядного
представления учебного материала и предъявляется учащимся на мониторе или на специальном экране
посредством компьютера. Для создания таких пособий мной используется электронная программа
PowerPoint.
Прежде, чем начинать создание мультимедийной учебной презентации желательно:
определить цель, время и место использования данного пособия на конкретном уроке;
разработать сценарий, структуру изложения учебного материала;
отобрать и обработать информативный или тестовый материалы так, чтобы не допустить
перегруженности;
продумать простое композиционное решение отдельных слайдов (привлекательное цветовое
решение, расположение иллюстративного и текстового материалов, использование крупного шрифта,
выделение географической и естествоведческой терминологии и основных моментов и т. п.);
заранее составить и записать дикторский текст (он должен быть научным, доступным для
понимания детьми с интеллектуальной недостаточностью, лаконичным и выразительным);
определить место и длительность звучания музыкального сопровождения, звуков живой и
неживой природы;
продумать предшествующую показу и последующую работу учащихся.
Мультимедийная презентация позволяет сочетать в себе элементы разных видов компьютерных
программ (демонстрационные, контролирующие, моделирующие, справочные и программы-тренажеры)
и
целый
ряд
функций.
Учебный
материал,
представленный
в
виде
разнообразных
носителей
информации:
тексты,
иллюстрации,
географические
карты,
видеофрагменты,
дикторский
текст,
музыкальное сопровождение, звуки природы, компьютерная анимация, как показывает опыт работы,
способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету.
Информационная функция презентации заключается в том, что посредством её демонстрации за
короткий промежуток времени передается такой объем сведений, который невозможно представить при
словесном изложении с использованием других средств обучения, имеющихся в распоряжении учителя.
Мультимедийная
презентация
при
объяснении
учителя
выполняет
иллюстративную
функцию.
Использование крупных, красочных изображений, географических карт, фрагментов учебных кино-
видеофильмов
и
телепередач,
адаптированных
с
учетом
познавательных
особенностей
умственно
отсталых детей, окажет положительное влияние на формирование более четких представлений об
изучаемых географических и естествоведческих объектах или явлениях.
Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа учителя
и
учащихся,
при
обобщении
и
закреплении
материала.
Желательно,
чтобы
демонстрация
мультимедийного пособия сочеталась с работой по карте, глобусу, по тексту учебника, выполнением
упражнений в тетрадях на печатной основе, в контурных картах, с гербарными образцами, моделями,
муляжами и т.п.
Управление сменой слайдов мультимедийной презентации осуществляется учителем, поэтому
темп предъявления информации с экрана устанавливается в соответствии с возможностями умственно
отсталых детей. Фрагментарный показ позволяет давать информацию в небольшом количестве, что
способствует лучшему усвоению материала.
Включение
в
презентацию
заданий,
тестов,
вопросов,
дидактических
игр
разного
уровня
сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в
ходе урока сведения, осуществляя индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации
затруднения
есть
возможность
неоднократного
возвращения
к
нужному
слайду,
для
уточнения,
получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного
ответа, будет способствовать выполнению учащимися самопроверки.м
Использование электронного пособия с текстовым материалом позволит учителю отработать с
детьми основные географические понятия и словарные слова. Учащиеся могут переписать их с экрана в
рабочие тетради, а затем придумать с ними словосочетания или предложения. Усваивая и запоминая
специальную терминологию, умственно отсталые школьники пополняют свой словарный запас.
При объяснении нового материала, учитель может не выводить на экран текстовую информацию,
а на этапе закрепления при повторном просмотре всей презентации или её фрагментов предложить
учащимся самим составить небольшие тексты к иллюстрациям, а потом сравнить их с оригиналом.
Разнообразная работа по содержанию мультимедийной презентации может проводиться и после
её просмотра: описание по памяти понравившегося кадра; составление вопросов к отдельным кадрам
или видеофрагментам; ответы на вопросы, поставленные учителем до, во время или после просмотра
электронного пособия, выполнение зарисовок и т.п.
Учащимся при работе с мультимедийной учебной презентацией должна быть отведена активная
роль, которая не сводится только к прослушиванию комментария учителя и к просмотру видеоряда.
Опираясь
на
зрительные
образы
конкретных
географических
или
естествоведческих
объектов
и
явлений,
дети
с
интеллектуальной
недостаточностью
под
руководством
учителя
должны
учиться
сравнивать,
анализировать,
выделять
главное,
делать
обобщения.
Таким
образом,
учитель
сможет
организовать единый процесс развития образного восприятия и мыслительной деятельности умственно
отсталых учащихся.
Опыт работы показывает, что применение мультимедийной презентации на уроках целесообразно
в тех случаях, когда необходимо:
- познакомить учащихся с природными объектами, процессами, явлениями, которые невозможно
наблюдать непосредственно (океаны, моря, горы, айсберги, растительный и животный мир зарубежных
стран, добыча полезных ископаемых, стихийные бедствия и т.д.);
-
продемонстрировать опыты, связанные с угрозой здоровью ребенка (работа со спиртовкой
«Состав почвы», «Кислород и его свойства» «Водные растворы» и др.) или трудоемкостью («Круговорот
воды в природе», «Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении», «Обнаружение в почве
минеральных солей» и пр.);
- показать школьникам скрытые процессы и явления (питание и дыхание растений, движение
крови в организме, влияние курения на внутренние органы и др.);
- познакомить с микро или макрообъектами (планета, материк, клетка и пр.);
- организовать тестовую проверку;
- провести дидактическую игру (коллективное разгадывание кроссвордов, ребусов и др.)
Использование
компьютерных
технологий
в
специальной
(коррекционной)
школе
VIII
вида
позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности преподавания, организации и
проведения внеклассных мероприятий природоведческого характера, а также будет способствовать
росту профессионализма и самообразованию учителей.