Напоминание

Использование компьютерных технологий на уроках географии в коррекционной школе


Автор: Князева Ольга Владимировна
Должность: учитель географии
Учебное заведение: муниципального казенного общеобразовательного учреждения города Искитима Новосибирской области "Коррекционная школа № 7"
Населённый пункт: город Искитим, Новосибирская область
Наименование материала: статья
Тема: Использование компьютерных технологий на уроках географии в коррекционной школе
Раздел: среднее профессиональное





Назад




муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

города Искитима Новосибирской области «Коррекционная школа № 7»

Выступление на методическом объединении учителей старших классов

Тема: «Использование компьютерных технологий на уроках географии

в специальной (коррекционной) школе VIII вида»

Подготовила

учитель географии,

первой квалификационной категории

Князева О.В.

2017 год

Современное

содержание

образования

предполагает

активное

внедрение

компьютерных

технологий

в

общеобразовательные

учреждения.

Согласно

определению

ЮНЕСКО,

компьютерная

технология обучения (компьютерное обучение) - это система образовательно-развивающих процессов в

дидактической компьютерной среде.

Использование технических средств и наглядных пособий занимает особое место при изучении

предметов

научно-естественного

направления.

Общеизвестно,

что

преподавание

этих

дисциплин

невозможно без наглядных средств обучения. Большинство объектов, изучаемых в школьном курсе

географии, в силу их удаленности, больших или малых размеров, редкости, не может наблюдаться

учащимися, поэтому значение наглядности для формирования представлений и понятий очень велико.

Изучение учебного предмета требует широкого использования таких пособий, как коллекции, гербарии,

географические карты, схемы, таблицы, фотографии, иллюстративный материал учебника, модели,

муляжи, аудио-, кино- и видеоматериалы, которые способствуют актуализации имеющихся знаний,

запоминанию и воспроизведению программного материала. Для облегчения усвоения новых знаний

необходимо использование методических приемов, которые требуют работы различных анализаторов:

слухового, зрительного и тактильного.

Компьютер как универсальное средство сбора, хранения, обработки, обмена и представления

информации

способен

частично

заменить

некоторые

наглядные

средства

обучения:

печатные

(географические карты, таблицы, схемы, дидактические игры) и экранные (слайды, транспаранты,

фильмы).

Компактность

хранения

информации

позволит

разместить

на

одном

диске

огромное

количество

научных

и

художественных

текстов,

звуковых

фрагментов,

высококачественных

изображений,

эпизодов

видеофильмов

и

телепередач.

Используя

базу

данных,

учитель

может

подготовить

раздаточный

материал

(карточки,

контурные

карты,

карты-схемы,

перфоконверты,

перфокарты, дидактические игры и т.п.), иллюстративный материал (таблицы, схемы, географические

карты, видеофрагменты и т.д.), создать мультимедийную учебную презентацию.

Необходимо отметить, что работу учителя географии коррекционной школы, в этом направлении

значительно осложняет отсутствие специальных электронных пособий, соответствующих современному

уровню

развития

новых

информационных

технологий

и

методических

рекомендаций

к

ним.

Мультимедийные учебные комплексы по географии, рекомендованные Министерством образования РФ

в качестве учебных пособий для общеобразовательных школ, мало приемлемы для обучения детей с

интеллектуальными нарушениями. Карты, схемы, сопроводительные тексты, большинство заданий и

инструкций к ним не соответствуют интеллектуальным и речевым возможностям умственно отсталых

учащихся.

В связи с тем, что современный рынок электронных продуктов не располагает специально

созданными

для

коррекционных

школ

VIII

вида

электронными

программами

по

географии

и

естествознанию, возникает потребность в разработке относительно несложных электронных пособий

(мультимедийных

презентаций).

Мультимедийная

учебная

презентация–электронное

пособие,

разработанное

с

помощью

мультимедийных

технологий,

которое

исполняет

роль

наглядного

представления учебного материала и предъявляется учащимся на мониторе или на специальном экране

посредством компьютера. Для создания таких пособий мной используется электронная программа

PowerPoint.

Прежде, чем начинать создание мультимедийной учебной презентации желательно:

определить цель, время и место использования данного пособия на конкретном уроке;

разработать сценарий, структуру изложения учебного материала;

отобрать и обработать информативный или тестовый материалы так, чтобы не допустить

перегруженности;

продумать простое композиционное решение отдельных слайдов (привлекательное цветовое

решение, расположение иллюстративного и текстового материалов, использование крупного шрифта,

выделение географической и естествоведческой терминологии и основных моментов и т. п.);

заранее составить и записать дикторский текст (он должен быть научным, доступным для

понимания детьми с интеллектуальной недостаточностью, лаконичным и выразительным);

определить место и длительность звучания музыкального сопровождения, звуков живой и

неживой природы;

продумать предшествующую показу и последующую работу учащихся.

Мультимедийная презентация позволяет сочетать в себе элементы разных видов компьютерных

программ (демонстрационные, контролирующие, моделирующие, справочные и программы-тренажеры)

и

целый

ряд

функций.

Учебный

материал,

представленный

в

виде

разнообразных

носителей

информации:

тексты,

иллюстрации,

географические

карты,

видеофрагменты,

дикторский

текст,

музыкальное сопровождение, звуки природы, компьютерная анимация, как показывает опыт работы,

способствует активизации учебной деятельности, воспитанию интереса к изучаемому предмету.

Информационная функция презентации заключается в том, что посредством её демонстрации за

короткий промежуток времени передается такой объем сведений, который невозможно представить при

словесном изложении с использованием других средств обучения, имеющихся в распоряжении учителя.

Мультимедийная

презентация

при

объяснении

учителя

выполняет

иллюстративную

функцию.

Использование крупных, красочных изображений, географических карт, фрагментов учебных кино-

видеофильмов

и

телепередач,

адаптированных

с

учетом

познавательных

особенностей

умственно

отсталых детей, окажет положительное влияние на формирование более четких представлений об

изучаемых географических и естествоведческих объектах или явлениях.

Презентация может использоваться в различных учебных ситуациях: в процессе рассказа учителя

и

учащихся,

при

обобщении

и

закреплении

материала.

Желательно,

чтобы

демонстрация

мультимедийного пособия сочеталась с работой по карте, глобусу, по тексту учебника, выполнением

упражнений в тетрадях на печатной основе, в контурных картах, с гербарными образцами, моделями,

муляжами и т.п.

Управление сменой слайдов мультимедийной презентации осуществляется учителем, поэтому

темп предъявления информации с экрана устанавливается в соответствии с возможностями умственно

отсталых детей. Фрагментарный показ позволяет давать информацию в небольшом количестве, что

способствует лучшему усвоению материала.

Включение

в

презентацию

заданий,

тестов,

вопросов,

дидактических

игр

разного

уровня

сложности позволит актуализировать имеющиеся у детей знания, закрепить и обобщить полученные в

ходе урока сведения, осуществляя индивидуальный подход к учащимся. При возникновении ситуации

затруднения

есть

возможность

неоднократного

возвращения

к

нужному

слайду,

для

уточнения,

получения подсказки в виде разъяснения или выбора варианта ответа. Показ на экране правильного

ответа, будет способствовать выполнению учащимися самопроверки.м

Использование электронного пособия с текстовым материалом позволит учителю отработать с

детьми основные географические понятия и словарные слова. Учащиеся могут переписать их с экрана в

рабочие тетради, а затем придумать с ними словосочетания или предложения. Усваивая и запоминая

специальную терминологию, умственно отсталые школьники пополняют свой словарный запас.

При объяснении нового материала, учитель может не выводить на экран текстовую информацию,

а на этапе закрепления при повторном просмотре всей презентации или её фрагментов предложить

учащимся самим составить небольшие тексты к иллюстрациям, а потом сравнить их с оригиналом.

Разнообразная работа по содержанию мультимедийной презентации может проводиться и после

её просмотра: описание по памяти понравившегося кадра; составление вопросов к отдельным кадрам

или видеофрагментам; ответы на вопросы, поставленные учителем до, во время или после просмотра

электронного пособия, выполнение зарисовок и т.п.

Учащимся при работе с мультимедийной учебной презентацией должна быть отведена активная

роль, которая не сводится только к прослушиванию комментария учителя и к просмотру видеоряда.

Опираясь

на

зрительные

образы

конкретных

географических

или

естествоведческих

объектов

и

явлений,

дети

с

интеллектуальной

недостаточностью

под

руководством

учителя

должны

учиться

сравнивать,

анализировать,

выделять

главное,

делать

обобщения.

Таким

образом,

учитель

сможет

организовать единый процесс развития образного восприятия и мыслительной деятельности умственно

отсталых учащихся.

Опыт работы показывает, что применение мультимедийной презентации на уроках целесообразно

в тех случаях, когда необходимо:

- познакомить учащихся с природными объектами, процессами, явлениями, которые невозможно

наблюдать непосредственно (океаны, моря, горы, айсберги, растительный и животный мир зарубежных

стран, добыча полезных ископаемых, стихийные бедствия и т.д.);

-

продемонстрировать опыты, связанные с угрозой здоровью ребенка (работа со спиртовкой

«Состав почвы», «Кислород и его свойства» «Водные растворы» и др.) или трудоемкостью («Круговорот

воды в природе», «Расширение воды при нагревании и сжатие при охлаждении», «Обнаружение в почве

минеральных солей» и пр.);

- показать школьникам скрытые процессы и явления (питание и дыхание растений, движение

крови в организме, влияние курения на внутренние органы и др.);

- познакомить с микро или макрообъектами (планета, материк, клетка и пр.);

- организовать тестовую проверку;

- провести дидактическую игру (коллективное разгадывание кроссвордов, ребусов и др.)

Использование

компьютерных

технологий

в

специальной

(коррекционной)

школе

VIII

вида

позволит создать оптимальные условия для повышения эффективности преподавания, организации и

проведения внеклассных мероприятий природоведческого характера, а также будет способствовать

росту профессионализма и самообразованию учителей.



В раздел образования