Напоминание

Деятельность педагога по усвоению детьми системы универсальных учебных действий на ступени предшкольного образования в ДОУ


Автор: Кошелева Ольга Леонидовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Деятельность педагога по усвоению детьми системы универсальных учебных действий на ступени предшкольного образования в ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Деятельность педагога по усвоению детьми системы универсальных учебных

действий на ступени предшкольного образования в ДОУ

Кошелева Ольга Леонидовна , воспитатель

МБ ДОУ «Детский сад №125», г.Новокузнецк

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование

совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться»,

способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и

активного присвоения нового социального опыта.

Стихийность и зачастую непрогнозируемость результатов развития детей со всей

остротой

ставят

задачу

целенаправленного

управляемого

формирования

системы

универсальных учебных действий, обеспечивающих компетентность «умения учиться».

возрастанием

требований

к

коммуникационному

взаимодействию

и

толерантности членов поликультурного общества, степени ответственности

и свободе личностного выбора, самоактуализации.

Низкий уровень коммуникативной компетентности детей, находящий отражение в

увеличении числа детей с высокой социальной и межличностной тревожностью, явлениях

преследования и отвержения сверстников в школе и детском саду, росте одиночества,

большом

числе

детей

с

низким

социометрическим

статусом,

изолированных

и

отвергаемых в детском коллективе ставит задачу воспитания умения сотрудничать и

работать в группе, быть толерантным к разнообразию точек зрения и мнений, уметь

слушать и слышать партнера, свободно, четко и понятно излагать свою точку зрения на

проблему.

Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов

учебной деятельности, которые включают:

1) познавательные и учебные мотивы,

2) учебную цель,

3) учебную задачу,

4)

учебные действия

и операции

(ориентировка,

преобразование

материала,

контроль и оценка).

Функции универсальных учебных действий включают:

1

обеспечение

возможностей

учащегося

самостоятельно

осуществлять

деятельность

учения,

ставить

учебные

цели,

искать

и

использовать

необходимые

средства

и

способы

их

достижения,

контролировать

и

оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации

на

основе

готовности

к

непрерывному

образованию;

обеспечение

успешного

усвоения

знаний,

умений

и

навыков

и

формирование

компетентностей в любой предметной области.

На

ступени предшкольного образования личностный компонент универсальных

учебных

действий

самоопределения,

смыслообразования

и

нравственно-этического

оценивания определяется прежде всего личностной готовностью ребенка к школьному

обучению. ( схема 1)

Личностная

готовность

предполагает

мотивационную

гото в н о с т ь ,

коммуникативную

готовность,

сформированность

Я-концепции

и

самооценки,

эмоциональную зрелость.

Мотивационная

готовность

определяется

сформированностью

социальных

мотивов

(стремление

к

социально-значимому

статусу,

потребность

в

социальном

2

признании,

мотив

социального

долга)

и

учебных

и

познавательных

мотивов.

Эмоциональная

готовность

выражается

в

освоении

ребенком

социальных

норм

выражения

чувств

и

в

способности

регулировать

свое

поведение

на

основе

эмоционального предвосхищения. Показателем эмоциональной готовности к школьному

обучению является развитие

высших чувств – нравственных переживаний (чувство

гордости, стыда, вины), интеллектуальных чувств («радость познания»), эстетических

чувств (чувство прекрасного).

На ступени предшкольного образования выражением и квинтэссенцией личностной

готовности к школе является сформированность «внутренней позиции школьника», как

готовности ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика, предполагающей

развитие высокой учебно-познавательной мотивации.

Новая

социальная

позиция

должна

быть

принята

ребенком,

т.е.

должна

быть

отражена

в

его

внутренней

позиции

как

мотивационно-потребностной

системе

жизнедеятельности

ребенка

и

обретении

новых

смыслов,

связанных

с

учебной

деятельностью и новой системой школьных отношений.

Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:

1.

положительное

отношение

к

школе,

чувство

необходимости

учения,

т.е.

в

ситуации необязательного посещения школы продолжает стремиться к занятиям

специфически школьного содержания;

2.

проявление

особого

интереса

к

новому,

собственно

школьному

содержанию

занятий, что проявляется, во-первых,

в предпочтении уроков «школьного» типа

урокам «дошкольного» типа; во-вторых, в наличии адекватного содержательного

представления о подготовке к школе;

3.

предпочтение

классных

коллективных

занятий

индивидуальным

занятиям

дома,

положительное

отношение

к

школьной

дисциплине,

направленной

на

поддержание общепринятых норм поведения в школе; предпочтение социального

способа

оценки

своих

знаний

отметки

дошкольным

способам

поощрения

(сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).

Можно

выделить

следующие

этапы

сформированности

внутренней

позиции

школьника на 7-м году жизни:

0. отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.

1.

положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание

школьно-учебной

действительности

(сохранение

дошкольной

ориентации).

Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

3

2.

возникновение

ориентации

на

содержательные

моменты

школьной

действительности

и

образец

«хорошего

ученика»,

но

при

сохранении

приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с

учебными.

3.

сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной

жизни.

Решающее значение для формирования мотивационной готовности к обучению имеет

развитие познавательной потребности, а именно интерес к собственно познавательным

задачам, к овладению новым знаниям и умениям.

Общий перечень мотивов, характерных для перехода от предшкольного к начальному

образованию:

1.

Учебно-познавательные мотивы.

2.

Широкие

социальные

мотивы

(потребность

в

социально-значимой

деятельности, мотив долга)

3.

«Позиционный мотив», вязанный со стремлением занять новое положение в

отношениях с окружающими

4.

«Внешние» мотивы (власть и требования взрослых, утилитарно-прагматическая

мотивация и т.д.)

5.

Игровой мотив.

6.

Мотив получения высокой оценки.

Табл. 1.

Личностные

универсальные учебные

действия и его

личностные результаты

(показатели развития)

Основные критерии оценивания

Типовые

диагностичес

кие задачи

Предшкольна

я ступень

образования

(6,5 -7 лет)

Типовые

диагностическ

ие задачи

Начальное

образование

(10,5 - 11 лет)

1. Самоопределение

Внутренняя позиция

школьника

- положительное отношение к школе;

- чувство необходимости учения,

- предпочтение уроков «школьного»

типа урокам «дошкольного» типа;

-

адекватно е

с од е р ж а т е л ь н о е

представление о школе;

- предпочтение классных коллективных

занятий индивидуальным занятиям

дома,

Беседа о

школе

(модифици-

рованный

вариант)

(Нежнова

Т,А.

Эльконин

Д.Б

4

- предпочтение социального способа

оценки своих знаний – отметки

дошкольным способам поощрения

(сладости, подарки)

Венгер А.Л.)

Самооценка

- когнитивный

компонент –

дифференцированность,

рефлексивность

- регулятивный

компонент

Когнитивный компонент:

- широта диапазона оценок

- обобщенность категорий оценок

- представленность в Я-концепции

социальной роли ученика;

- рефлексивность как

- адекватное осознанное представление

о качествах хорошего ученика;

- осознание своих возможностей в

учении на основе сравнения «Я» и

«хороший ученик»;

- осознание необходимости

самосовершенствования на основе

сравнения «Я» и хороший ученик;

Регулятивный компонент

- способность адекватно судить о

причинах своего успеха/неуспеха в

учении, связывая успех с усилиями,

трудолюбием, старанием

Методика «10

Я» (Кун)

Методика

«Хороший

ученик»

Методика

каузальной

атрибуции

успеха/неуспех

а

2. Смыслообразование

Мотивация учебной

деятельности

- сформированность познавательных

мотивов – интерес к новому;

- интерес к способу решения и общему

способу действия;

- сформированность социальных

мотивов

– стремление выполнять социально-

значимую и социально-оцениваемую

деятельность, быть полезным обществу

- сформированность учебных мотивов

- стремление к самоизменению –

приобретению новых знаний и умений;

- установление связи между учением и

будущей профессиональной

деятельностью.

«Незавершен

ная сказка»

«Беседа о

школе»

(модифици-

рованный

вариант)

(Нежнова

Т,А.

Эльконин

Д.Б

Венгер А.Л.)

Шкала

выраженности

учебно-

познавательног

о интереса (по

Ксензовой

Г.Ю,)

Опросник

мотивации.

Большое

значение

для

морального

развития

ребенка

имеет

общение

и

взаимодействие с другими людьми. Так, в старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая

игра является важнейшей формой познания мира отношений взрослых и социальных

ролей,

норм

поведения,

принятых

в

сообществе.

Поэтому важную роль в моральном

становлении

личности

ребенка

в

дошкольном

и

младшем

школьном

возрасте

играет

фигура взрослого. Позиция взрослого как носителя образца морального действия и оценки

правильности этого действия чрезвычайно важна. Эту роль может выполнять значимый

5

для

ребенка

взрослый:

родитель

или

близкий

родственник,

воспитатель

в

подготовительных группах старшего дошкольного возраста, учитель в школе.

Важное

изменение

в

социальной

ситуации

развития

ребенка

при

переходе

из

дошкольного образовательного учреждения (предшколы) в начальную школу связано с

изменением коммуникативной среды взаимодействия. Обучение в классе предполагает

постоянное взаимодействие со сверстниками, часто невозможность полностью избежать

общения с нежелательными людьми, что в ряде ситуаций приводит к возникновению

моральных

коллизий.

Разнообразие

социальных

межличностных

контактов

и

взаимодействий,

кооперация

со

сверстниками

создают

объективную

необходимость

социальной и нравственной децентрации

ребенка, что и составляет психологическое

новообразование младшего школьного возраста.

Табл.

2.

Типовые

задачи

и

критерии

оценки

действия

нравственно-этического

оценивания

Действие нравственно-

этического оценивания

Основные критерии

оценивания

Задачи для

предшкольной

стадии

Задачи для

начальной школы

1. Выделение морального

содержания ситуации

нарушение/следование

моральной норме

Ориентировка на

моральную норму

(справедливого

распределения,

взаимопомощи,

правдивости)

«Раздели

игрушки»

(норма

справедливого

распределения)

После уроков

(норма

взаимопомощи)

2. Дифференциация

конвенциональных и

моральных норм

Ребенок понимает, что

нарушение моральных

норм оценивается как

более серьезное и

недопустимое, по

сравнению с

конвенциональными

Опросник

Е.Кургановой

3. Решение моральной

дилеммы на основе

децентрации

Учет ребенком

объективных

последствий нарушения

нормы

Учет мотивов субъекта

при нарушении нормы

Учет чувств и эмоций

субъекта при

нарушении норма

Принятие решения на

Разбитая чашка

(модификация

задачи Ж.Пиаже)

(учет мотивов

героев)

«Невымытая

посуда» (учет

чувств героев)

«Булочка»

(модификация

задачи Ж.Пиаже)

(координация трех

норм –

ответственности,

справедливого

распределения,

взаимопомощи) и

учет принципа

6

основе соотнесения

нескольких моральных

норм

компенсации

4.Оценка действий с точки

зрения

нарушения/соблюдения

моральной нормы

Адекватность оценки

действий субъекта с

точки зрения

Все задания

Все задания

5. Умение аргументировать

необходимость выполнения

моральной нормы

Уровень развития

моральных суждений

Все задания

Все задания

Применительно к завершению ступени предшкольного образования можно выделить

следующие показатели сформированности регулятивных универсальных учебных

действий:

умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;

умение сохранять заданную цель,

умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого;

умение контролировать свою деятельность по результату,

умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника..

Можно выделить следующие рекомендации по формированию произвольности у детей на

ступени предшкольного образования:

организация осознания ребенком правил и своих действий, опосредованных

этими правилами повышает уровень произвольности ребенка;

игры

с

правилами

и

продуктивные

виды

деятельности

придают

осмысленность

действиям

по

образцу

и

правилу

и

приводят

к

росту

произвольности у детей;

введение

правил

требует

организации

дополнительной

стимуляции

поведения детей и создания условий для осмысления своих действий в

новом контексте;

для

формирования

произвольности

необходимо

сотрудничество

и

совместная деятельность ребенка со взрослым, который передает ребенку

7

интерес

к

деятельности

и

способствует

осознанию

целей

и

средств

деятельности

В

старшем

дошкольном

возрасте

на

этапе

предшкольного

образования

начинает

складываться самооценка – обобщенное и дифференцированное отношение ребенка к

самому себе (Л.С.Выготский), важная личностная инстанция, опосредующая отношение

ребенка

к

самому

себе.

Источниками

формирования

самооценки

выступают

опыт

деятельности ребенка, степень его успешности и опыт общения и взаимодействия с

другими

людьми.

Самооценка

выступает

важнейшей

личностной

инстанцией,

выполняющей функцию регуляции поведения и деятельности ребенка в соответствии с

социальными нормами.

Недостаточное

усвоение

содержания

нравственных

качеств

личности,

отсутствие

рефлексивности

при

самооценке

ведет

к

ограничению

ее

регулятивных

функций:

появляется конфликтность, настороженность в отношениях со сверстниками.

Нарушения развития самооценки может происходить по следующим вариантам:

1.

формирование

заниженной

самооценки.

Заниженная

самооценка

обнаруживает

себя в следующих симптомах – тревожность и неуверенность ребенка в своих

силах и возможностях, отказ от трудных (объективно и субъективно) заданий,

феномен «выученной беспомощности»

2.

формирование завышенной самооценки обнаруживает себя в таких особенностях

поведения как доминирование, демонстративность, неадекватная реакция на оценку

учителя, игнорирование своих ошибок, агнозия на неуспех. Неадекватно завышенная

самооценка

к

моменту

завершения

начального

образования

обнаруживает

себя

в

феномене

«аффекта

неадекватности»

как

сложном

эмоционально-поведенческом

комплексе.

Важное изменение в социальной ситуации развития ребенка при переход из дошкольного

образовательного учреждения (предшколы) в начальную школу связано с изменением

коммуникативной среды взаимодействия. Обучение в классе предполагает постоянное

взаимодействие со сверстниками, часто невозможность полностью избежать общения с

нежелательными людьми, что в ряде ситуаций приводит к возникновению моральных

коллизий.

Разнообразие

социальных

межличностных

контактов

и

взаимодействий,

кооперация

со

сверстниками

создают

объективную

необходимость

социальной

и

нравственной децентрации ребенка, что и составляет психологическое новообразование

младшего школьного возраста.

Табл.

2.

Типовые

задачи

и

критерии

оценки

действия

нравственно-этического

оценивания

8

Действие нравственно-

этического оценивания

Основные критерии

оценивания

Задачи для

предшкольной

стадии

Задачи для

начальной школы

1. Выделение морального

содержания ситуации

нарушение/следование

моральной норме

Ориентировка на

моральную норму

(справедливого

распределения,

взаимопомощи,

правдивости)

«Раздели

игрушки»

(норма

справедливого

распределения)

После уроков

(норма

взаимопомощи)

2. Дифференциация

конвенциональных и

моральных норм

Ребенок понимает, что

нарушение моральных

норм оценивается как

более серьезное и

недопустимое, по

сравнению с

конвенциональными

Опросник

Е.Кургановой

3. Решение моральной

дилеммы на основе

децентрации

Учет ребенком

объективных

последствий нарушения

нормы

Учет мотивов субъекта

при нарушении нормы

Учет чувств и эмоций

субъекта при

нарушении норма

Принятие решения на

основе соотнесения

нескольких моральных

норм

Разбитая чашка

(модификация

задачи Ж.Пиаже)

(учет мотивов

героев)

«Невымытая

посуда» (учет

чувств героев)

«Булочка»

(модификация

задачи Ж.Пиаже)

(координация трех

норм –

ответственности,

справедливого

распределения,

взаимопомощи) и

учет принципа

компенсации

4.Оценка действий с точки

зрения

нарушения/соблюдения

моральной нормы

Адекватность оценки

действий субъекта с

точки зрения

Все задания

Все задания

5. Умение аргументировать

необходимость выполнения

моральной нормы

Уровень развития

моральных суждений

Все задания

Все задания

Зарождаясь в дошкольном детстве, способность к согласованию усилий интенсивно

развивается

на

протяжении

всего

периода

обучения

ребенка

в

школе.

Так,

на

этапе

предшкольной подготовки от детей, уже способных активно участвовать в коллективном

создании замысла (в игре, на занятиях конструированием и т.д.), правомерно ожидать

лишь простейших форм умения договариваться и находить общее решение - обсуждать и

9

договариваться по поводу конкретной ситуации, вместо того чтобы просто наставать на

своем, навязывая свое мнение или решение либо покорно, но без внутреннего согласия,

подчиняясь авторитету партнера.

Такая готовность является необходимым (хотя и недостаточным) условием для

способности

детей

сохранять доброжелательное отношение друг к другу не только в

случае общей заинтересованности, но и в нередко возникающих на практике ситуациях

конфликта интересов.

На протяжении младшего школьного возраста дети активно включаются в общие

занятия. В этом возрасте интерес к сверстнику становится очень высоким. Хотя учебная

деятельность

по

своему

характеру

(при

традиционном

обучении)

о стается

преимущественно индивидуальной, тем не менее, вокруг нее (например, на переменах, в

групповых играх, спортивных соревнованиях, в домашней обстановке и т.д.) нередко

возникает

настоящее

сотрудничество

школьников:

дети

помогают

друг

другу,

осуществляют взаимоконтроль и т.д.

В этот период также происходит интенсивное установление дружеских контактов.

Приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников и умение

заводить друзей является одной из важнейших задач развития на этом школьном этапе.

Как известно, от навыков конструктивного общения, приобретенных в младшем школьном

возрасте, во многом зависит благополучие личностного развития подростка.

10

ЛИТЕРАТУРА

1.

Андриевская В.В., Балл Г.А., Кисарчук З.Г., Мусатов С.А. Психологические

предпосылки эффективности совместной учебной работы младших школьников //

Вопросы психологии, № 2, 1984.

2.

Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

3.

Выготский Л.С. История развития высших психических функций. Собр. соч. Т. 3. -

М.: Педагогика, 1984.

4.

Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. - М.: ИНТЕРО, 1996.

5.

Зинченко В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические

основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова).

– М.: Гардарики, 2002.

6.

Корепанова М.В., Харлампова Е.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников

в Образовательной системе «Школа 2100». Пособие для педагогов и родителей. - М.,

2005.

7.

Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблемы и стратегия

развития // Дошк. воспитание, № 1-2, 2000.

8.

Сериков В.В. Личностный подход в образовании, концепции и технологии. –

Волгоград: изд-во Волгоградского гос. ун-та, 1994.

9.

Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения:

Практическое пособие / Пер. с нем.; в 4-х томах. Т. 4. – М. : Генезис, 2001.

10.

Цукерман Г.А. Виды общения в обучении. – Томск: изд-во Пеленг, 1996.

11.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды.- М.: Педагогика, 1989.

12.

Якобсон С.Г. Психологические проблемы этического развития детей. М. 1984г.

11

ПРИЛОЖЕНИЕ

12

Приложение 1

Типовые задачи для оценки сформированности

универсальных учебных действий

Личностные универсальные учебные действия

Действия самоопределения и смыслообразования

«Беседа о школе»

(модифицированная методика Т.А.Нежновой, А.Л.Венгера, Д.Б.Эльконина).

Цель: - выявление сформированности внутренней позиции школьника

- выявление мотивации учения

Оцениваемые

УУД:

действия,

направленные

на

определение

своего

отношения

к

поступлению в школу и школьной действительности; действия, устанавливающие смысл

учения.

Возраст: ступень предшколы (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальная беседа с ребенком.

Метод оценивания: беседа

Вопросы беседы:

1а. Ты хочешь пойти в школу?

1б. Тебе нравится в школе?

2. Что тебе в школе больше всего нравится, что для тебя самое интересное?

3.Представь себе, что, что мама тебе говорит – Хочешь, я договорюсь, чтобы ты

пошел в школу не сейчас, а позже, через год? Что ты ответишь маме?

4. Представь себе, что ты встретил малыша из детского сада, который о школе еще

ничего

не

знает.

Он

тебя

спрашивает

кто

такой

«Хороший

ученик»?

Что

ты

ему

ответишь?

5. Представь себе, что тебе предложили учиться так, чтобы не ты каждый день

учился в школе, а чтобы ты дома занимался с мамой и только иногда ходил в школу? Ты

согласишься?

6. Представь, что есть школа А и школа Б. В школе А такое расписание уроков в 1

классе – каждый день чтение, математика, письмо и только иногда рисование, музыка,

физкультура. В школе Б другое расписание – там каждый день физкультура, музыка,

рисование, труд и только иногда чтение, математика, русский язык. В какой школе ты

хотел бы учиться?

13

7. Представь себе, что к вам домой

приехал знакомый родителей. Вы с ним

поздоровались, и он тебя спрашивает…. Отгадай, о чем он тебя спрашивает?

8. Представь, что ты очень хорошо работал на уроке и учительница тебе говорит:

«Саша, (имя ребенка), ты сегодня очень старался, и я хочу тебя наградить за хорошее

учение. Выбери сам, что ты хочешь – шоколадку, игрушку или тебе отметку поставить в

журнал?»

Ключ . Все ответы кодируются буквой А или Б.

А – балл в счет сформированности внутренней позиции школьника,

Б

балл

в

счет

несформированности

внутренней

позиции

школьника

и

предпочтения дошкольного образа жизни.

1. а Да – А., не знаю, нет – Б.

2. А – называет школьные предметы, уроки;

Б – перемены игры, общение с друзьями, школьные атрибуты (ранец, форма и пр.)

3. А – нет, не хочу. Б – хочу или согласен не ходить временно (месяц, полгода)

4. А

указание

на

отметки,

хорошее

поведение,

прилежание,

старательность,

заинтересованность в новых знаниях и умениях;

Б – нет ответа или неадекватное объяснение;

5. А – нет;

Б – согласие, при этом может оговаривать посещение школы (иногда)

6. А – школа А, Б – школа Б

7. А – вопросы о школе (учишься ли в школе, когда пойдешь в школу, какие

отметки, хочешь ли пойти в школу и пр.)

Б

вопросы,

не

связанные

со

школой.

Если

ребенок

не

связывает

вопросы

взрослого со школой, например, говорит, что взрослый спросит его имя, то можно задать

вопрос: «А еще о чем он тебя спросит?)

8. А – выбор отметки, Б – выбор игрушки, шоколадки.

Критерии (показатели) сформированности внутренней позиции школьника:

4. положительное

отношение

к

школе,

чувство

необходимости

учения,

т.е.

в

ситуации

необязательного

посещения

школы

продолжает

стремиться

к

занятиям

специфически школьного содержания;

5.

проявление

особого интереса

к

новому,

собственно

школьному

содержанию

занятий,

что

проявляется

в

предпочтении

уроков

«школьного»

типа

урокам

«дошкольного» типа;

14

6.

предпочтение классных коллективных занятий индивидуальным занятиям дома,

предпочтение социального способа оценки своих знаний – отметки дошкольным

способам поощрения (сладости, подарки) (Д.Б.Эльконин, А.Л.Венгер, 1988).

Уровни сформированности внутренней позиции школьника на 7-м году жизни:

0. отрицательное отношение к школе и поступлению в школу.

4.

положительное отношение к школе при отсутствии ориентации на содержание

школьно-учебной

действительности

(сохранение

дошкольной

ориентации).

Ребенок хочет пойти в школу, но при сохранении дошкольного образа жизни.

5.

возникновение

ориентации

на

содержательные

моменты

школьной

действительности

и

образец

«хорошего

ученика»,

но

при

сохранении

приоритета социальных аспектов школьного образа жизни, по сравнению с

учебными аспектами.

6.

сочетание ориентации на социальные и собственно учебные аспекты школьной

жизни.

0 уровень – обязательно вопрос 1, 3, 5 - Б, в целом преобладание ответов типа Б.

1 уровень - обязательно 1, 3, 5 - А, 2, 6, - Б. В целом равенство или преобладание

ответов А.

2 уровень – 1, 3, 5, 8 – А; в ответах нет явного преобладания направленности на школьное

содержание. Ответы А преобладают.

3 уровень – 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8 – А.

15

Проба на познавательную инициативу

Цель: выявление сформированности познавательных интересов и инициативы.

Возраст: дети 6,5 – 7 лет.

Форма: индивидуальная

Оцениваемые УУД – действие смыслообразования, устанавливающее значимость

познавательной деятельности для ребенка ; коммуникативное действие - умение задать

вопрос.

Метод оценивания - чтение незавершенной сказки.

Описание задания

Ребенку читают незнакомую ему сказку и на кульминационном моменте прекращают

чтение.

Психолог

выдерживает

паузу.

Если

ребенок

молчит

и

не

проявляет

заинтересованности в продолжении чтения сказки, психолог задает ребенку вопрос: «Ты

хочешь у меня что-то спросить?»

Критерии оценивания:

- интерес к сказке и инициатива ребенка, направленная на то, чтобы взрослый продолжил

чтение сказки;

-

адекватность

высказывания

ребенка,

направленного

на

то,

чтобы

инициировать

взрослого продолжить чтение сказки.

Уровни развития познавательных интереса и инициативы

1 низкий – ребенок интереса к чтению сказки не проявляет; вопросов не задает,

2

средний– ребенок проявляет интерес к сказке, сам инициативы не проявляет, после

дополнительного вопроса психолога спрашивает, чем закончилась сказка; с интересом

выслушивает развязку;

3 высокий – ребенок проявляет выраженный интерес к сказке, сам задает вопросы,

настаивает на том, чтобы взрослый дочитал сказку до конца.

16

Учет позиции собеседника (партнера)

(интеллектуальный аспект общения)

«Левая и правая стороны» (Пиаже, 1997).

Оцениваемые

УУД:

действия,

направленные

на

учет

позиции

собеседника

(партнера)

Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка

Метод оценивания: беседа

Описание

задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым,

задают вопросы, на которые он должен ответить как словесно, так и в форме действия.

Материал:

два

хорошо

знакомых

детям

(чтобы

не

привлекать

их

внимание)

предмета, например, монета и карандаш.

Инструкция:

1. «Покажи мне свою правую руку. Левую. Покажи мне правую ногу. Левую».

2. «Покажи мне мою левую руку. Правую. Покажи мне мою левую ногу. Правую.

[Эти вопросы ставятся взрослым, сидящим или стоящим лицом к лицу с ребенком.]»

Вариант: два ребенка ставятся спиной друг к другу. «Не оборачиваясь, покажи

левую руку одноклассника. Правую. Дотронься до его (ее) левой ноги. Правой.

3.

«[На столе перед ребенком монета и карандаш: монета с левой стороны от

карандаша по отношению к ребенку.] Карандаш слева или справа? А монета?»

4. «[Ребенок сидит напротив взрослого, у которого в правой руке монета, а в левой

руке карандаш.] Ты видишь эту монету? Где она у меня, в левой или в правой руке? А

карандаш?»

Критерии оценивания:

понимание возможности различных позиций и точек зрения, ориентация на

позицию других людей, отличную от собственной,

соотнесение характеристик или признаков предметов с особенностями точки

зрения наблюдателя, координация разных пространственных позиций.

17

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень: ребенок отвечает неправильно во всех четырех пробах.

Средний уровень: правильные ответы только в 1-й и 3-й пробах; ребенок правильно

определяет стороны относительно своей позиции, но не учитывает позиции, отличной от

своей.

Высокий

уровень:

на

все

вопросы

во

всех

четырех

пробах

ребенок

отвечает

правильно, т.е. учитывает отличия позиции другого человека.

Коммуникативные действия, направленные

на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)

Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман,)

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий в процессе

организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и

просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция:

«Дети,

перед

Вами

лежат

две

нарисованные

рукавички

и

карандаши.

Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть

одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между

собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую

руку) и по одинаковому набору карандашей.

Критерии оценивания:

продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на

рукавичках;

18

умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать,

аргументировать и т.д.;

взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга

отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

взаимопомощь по ходу рисования,

эмоциональное

отношение

к

совместной

деятельности:

позитивное

(работают

с

удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу

необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не

пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых

деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети

активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа

раскрашивания

рукавичек;

сравнивают

способы

действия

и

координирую

их,

строя

совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.

19



В раздел образования