Напоминание

Реализация требований ФГОС в оснащении предметно – развивающей среды ДОУ


Автор: Образцова Алевтина Николаевна
Должность: старший воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ Школа № 2073
Населённый пункт: г.Москва
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Реализация требований ФГОС в оснащении предметно – развивающей среды ДОУ
Раздел: дошкольное образование





Назад




Реализация требований ФГОС

в оснащении предметно – развивающей среды ДОУ

Старший воспитатель

ГБОУ школа № 2073

Образцова Алевтина Николаевна

Введение

Развивающая

предметная

среда

является

основным

средством

формирования

личности

ребенка

и

является

источником

его

знаний

и

социального опыта.

Понятие предметно-развивающая среда определяется как «система

материальных объектов деятельности ребенка, функционально моделирующая

содержание

его

духовного

и

физического

развития»

(С.

Л.

Новоселова).

Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил

рассматривать

среду

как

условие

оптимального

саморазвития

личности.

Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои

индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в

правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному

развитию личности

р

е

б

е

н

к

а

.

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний

день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального

государственного

образовательного

стандарта

(ФГОС)

к

структуре

основной

о б щ е о б р а з о в а т е л ь н о й

п р о г р а м м ы

д о ш ко л ь н о го

о б р а з о в а н и я .

Как известно, основной формой работы с дошкольниками и ведущим видом

деятельности

для

них

является

игра.

Именно

поэтому

мы

испытываем

повышенный интерес к обновлению предметно-развивающей среды ДОУ.

Современные ученые и педагоги – Короткова, Михайленко и другие –

считают, что при этом насыщение окружающего ребенка пространства должно

претерпевать изменения в соответствии с развитием потребностей и интересов

детей младшего и старшего дошкольного возраста. В такой среде возможно

одновременное

включение

в

активную

коммуникативно-речевую

и

познавательно-творческую деятельность, как отдельных воспитанников, так

и

всех детей группы.

Основная задача педагогических работников состоит в умении моделировать

пространственно-предметную

развивающую

среду,

которая

бы

позволила

ребенку

проявить

творческие

способности,

познавать

способы

образного

воссоздания мира и языка искусств, реализовывать познавательно-эстетические

и культурно-коммуникативные потребности в свободном выборе.

Среда, окружающая детей в детском саду, должна обеспечивать безопасность

их

жизни,

способствовать

укреплению

здоровья

и

закаливанию

организма

каждого из них.

Важно,

что

предметная

среда

имеет

характер

открытой,

незамкнутой

системы, способной к изменению, корректировке и развитию. Иначе говоря,

среда не только развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах

предметный мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять,

приспосабливая к новообразованиям определенного возраста.

В современной дошкольной педагогике на первый план выдвигаются задачи

гуманизации

процесса

воспитания

и

обучения,

охраны

и

укрепления

физического

и

психического

здоровья

детей,

их

полноценного

развития.

Решение

этих

задач

невозможно

без

создания

современной

предметно-

развивающей

среды.

Одна

из

наших

задач

-

создать

для

каждого

ребенка

разностороннюю развивающую среду, чтобы дать ему возможность проявить

себя.

Поэтому

мы,

создавая

развивающую

среду,

стараемся

оформить

групповые

комнаты, учитывая особенности детей, посещающих группу. Это, прежде всего

возраст,

интересы,

склонности,

способности,

гендерную

принадлежность.

У

ребенка дошкольного возраста есть три основные потребности: в движении,

общении, познании. Мы постарались организовать среду так, чтобы у ребенка

был

самостоятельный

выбор:

с

кем,

где,

как,

во

что

играть.

Предметно-

развивающая

среда

должна

быть

яркой,

познавательной,

эстетичной,

поучительной, гармоничной, доступной, с учетом потребностей и интересов

детей.

Цель

воспитателя:

сконструировать

многоуровневую

многофункциональную

предметно

развивающую

среду

для

осуществления

процесса

развития

творческой

личности

воспитанника

на

каждом

из

этапов

его

развития

в

дошкольном учреждении.

Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

Элементы декора должны быть легко сменяемыми. В каждой группе необходимо

предусмотреть место для детской экспериментальной деятельности. Организуя

предметную

среду

в

групповом

помещении

необходимо

учитывать

закономерности

психического

развития,

показатели

их

зд оров ья ,

психофизиологические

и

коммуникативные

особенности,

уровень

общего

и

речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

При создании развивающего пространства в групповом помещении необходимо

учитывать ведущую роль игровой деятельности. Предметно-развивающая среда

группы должна меняться в зависимости от возрастных особенностей детей,

периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы,

способной

к

корректировке

и

развитию.

Иначе

говоря,

среда

не

только

развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный

мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая

к новообразованиям определенного возраста.

Таким

образом,

создавая

предметно-развивающую

среду

любой

возрастной

группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного

взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и

эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические

особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда. Интеграция

образовательных

областей

в

процессе

организации

комплексной

предметно-

развивающей и игровой среды детского сада.

Среда: образовательная

и

предметно-пространственная,

вторая

является

составной частью первой. Они разные, но могут взаимодополнять друг друга.

Требования

ФГОС

к

развивающей

предметно

-

развивающей

среде:

1.

Предметно-развивающая

среда

обеспечивает

максимальную

реализацию

образовательного

потенциала.

2.Доступность среды, что

предполагает:

3. Доступность для воспитанников всех помещений организации,

где

осуществляется образовательный

процесс.

4. Свободный доступ воспитанников к играм, игрушкам, материалам, пособиям,

обеспечивающих все основные виды

деятельности.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом,

чтобы

дать

возможность

наиболее

эффективно

развивать

индивидуальность

каждого

ребёнка

с

учётом

его

склонностей,

интересов,

уровня

активности.

Необходимо обогатить среду элементами, стимулирующими познавательную,

эмоциональную, двигательную деятельность

детей.

Предметно-развивающая среда организуется так, чтобы каждый ребенок имел

возможность свободно заниматься любимым делом. Размещение оборудования

по секторам (центрам развития) позволяет детям объединиться подгруппами по

общим

интересам:

конструирование,

рисование,

ручной

труд,

театрально-

игровая

деятельность,

экспериментирование.

Обязательным

в

оборудовании

являются

материалы,

активизирующие

познавательную

деятельность:

развивающие игры, технические устройства и игрушки, модели, предметы для

опытно-поисковой работы-магниты, увеличительные стекла, пружинки, весы,

мензурки

и

прочее;

большой

выбор

природных

материалов

для

изучения,

экспериментирования, составления

коллекций.

Активный

сектор

(занимает

самую

большую

площадь

в

группе),

включающий в себя:

1. Центр игры

2. Центр двигательной активности

3. Центр конструирования

4. Цент музыкально - театрализованной деятельности

Спокойный сектор:

1. Центр книги

2. Центр отдыха

3. Центр природы

Рабочий сектор: (Рабочий сектор занимает 25-30% всей группы, так как там

предполагается

размещение

оборудования

для

организации

совместной

и

регламентированной деятельности. Все части группового пространства имеют

условные

границы

в

зависимости

от

конкретных

задач

момента,

при

необходимости

можно

вместить

всех

желающих,

так

как

дошкольники

«заражаются» текущими интересами сверстников и присоединяются к ним:

1. Центр познавательной и исследовательской деятельности

2. Центр продуктивной и творческой деятельности

3. Центр правильной речи и моторики

Необходимы материалы учитывающие интересы мальчиков и девочек, как в

труде, так и в игре. Мальчикам нужны инструменты для работы с деревом,

девочкам для работы с рукоделием. Для развития творческого замысла в игре

девочкам

потребуются

предметы

женской

одежды,

украшения,

кружевные

накидки, банты, сумочки, зонтики и т. п. ; мальчикам - детали военной формы,

предметы

обмундирования

и

вооружения

рыцарей,

русских

богатырей,

разнообразные

технические

игрушки.

Важно

иметь

большое

количество

«подручных»

материалов

(веревок,

коробочек,

проволочек,

колес,

ленточек,

которые творчески используются для решения различных игровых проблем. В

группах

старших

дошкольников

необходимы

так

же

различные

материалы,

способствующие

овладению

чтением,

математикой:

печатные

буквы,

слова,

таблицы, книги с крупным шрифтом, пособие с цифрами, настольно-печатные

игры с цифрами и буквами, ребусами, а так же материалами, отражающими

школьную тему: картинки о жизни школьников, школьные принадлежности,

фотографии школьников-старших братьев или сестер, атрибуты для игр в школу.

Необходимыми в оборудовании старших дошкольников являются материалы,

стимулирующие

развитие

широких

социальных

интересов

и

познавательной

активности детей. Это детские энциклопедии, иллюстрированные издания о

животном и растительном мире планеты, о жизни людей разных стран, детские

журналы, альбомы,

проспекты.

Насыщенная

предметно-развивающая

и

образовательная

среда

становится

основой

для

организации

увлекательной,

содержательной

жизни

и

разностороннего

развития

каждого

ребенка.

Развивающая

предметная

среда

является

основным

средством

формирования

личности

ребенка

и

является

источником его знаний и социального

опыта.

Среда,

окружающая

детей

в

группе

обеспечивать

безопасность

их

жизни,

способствовать укреплению здоровья и закаливанию организма каждого из них.

В последнее время используется принцип интеграции образовательных областей

с помощью предметно - развивающей среды групп и детского сада в целом,

способствующий формированию единой предметно - пространственной среды.

Это означает, что для всестороннего развития ребенка организуются несколько

предметно - развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического,

физического развития, которые в зависимости от ситуации могут объединяться в

одну или несколько многофункциональных сред. При этом очень важно, чтобы

предметы и игрушки, которыми будет манипулировать, и действовать ребенок,

на

первом

этапе

освоения

данной

среды

были

не

просто

объектами

его

внимания, а средством общения с взрослыми.

Создавая

предметно-развивающую

среду

необходимо

помнить:

1.Среда должна выполнять образовательную, развивающую, воспитывающую,

стимулирующую,

организованную,

коммуникативную

функции.

Но

самое

главное

она

должна

работать

на

развитие

самостоятельности

и

самодеятельности

ребенка.

2. Необходимо гибкое и вариативное использование пространства. Среда должна

с л уж и т ь

уд о вл е т во р е н и ю

п от р е б н о с т е й

и

и н т е р е с о в

р е б е н к а .

3. Форма и дизайн предметов ориентирована на безопасность и возраст детей.

4. Элементы декора должны быть легко

сменяемыми.

5. В каждой группе необходимо предусмотреть место

для

детской

экспериментальной

деятельности.

6. Организуя предметную среду в групповом помещении необходимо учитывать

закономерности

психического

развития,

показатели

их

зд оров ья ,

психофизиологические

и

коммуникативные

особенности,

уровень

общего

и

речевого развития, а также показатели эмоционально - потребностной сферы.

7. Цветовая палитра должна быть представлена теплыми, пастельными тонами.

8.

При

создании

развивающего

пространства

в

групповом

помещении

н е о бход и м о

у ч и т ы ват ь

в ед у щ у ю

р ол ь

и г р о в о й

д е я т е л ь н о с т и .

9. Предметно-развивающая среда группы должна меняться в зависимости от

возрастных особенностей детей, периода обучения, образовательной программы.

Важно, что предметная среда имеет характер открытой, незамкнутой системы,

способной

к

корректировке

и

развитию.

Иначе

говоря,

среда

не

только

развивающая, но и развивающаяся. При любых обстоятельствах предметный

мир, окружающий ребенка, необходимо пополнять и обновлять, приспосабливая

к новообразованиям определенного

возраста.

Таким

образом,

создавая

предметно-развивающую

среду

любой

возрастной

группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного

взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и

эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические

особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Деятельность педагога:

воспитатель

ориентируется

в

своей

деятельности

на

Федеральный

государственный образовательный стандарт;

воспитатель

реализует

на

практике

требования

ФГОС,

проводит

образовательную деятельность с учётом 5 образовательных областей;

воспитатель использует принципы интеграции как важную составляющую

педагогического

процесса

и

организует

профессиональную

деятельность,

используя интегрированные виды деятельности;

воспитатель в работе использует разнообразные формы работы с детьми в

соответствии

с

программой

«От

рождения

до

школы», игры,

проектную

деятельность,

музыкальная

игровая

деятельность

и

т.д.

и

проектирование

предметно-развивающей среды для самостоятельной деятельности детей;

воспитатель

проектирует

образовательную

деятельность

с

учётом

тематического принципа, что даёт большие возможности для развития детей,

позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать

специфику дошкольного учреждения;

воспитатель,

в

проектировании

предметно-развивающей

среды

должен

обеспечить взаимодействие родителей возрастной группы со специалистами,

направленное

на

непрерывное

образование

воспитывающих

взрослых

и

создание подобных условий в семье;

воспитатель

создаёт

условия

для

всестороннего

развития

ребёнка

с

ограниченными возможностями здоровья в целях обогащения его социального

опыта и гармоничного включения в коллектив сверстников.

Обогащение предметных и социальных условий деятельности ребенка ведет к

обогащению его сознания и психологического содержания деятельности.

В такой среде дошкольник включается в активную познавательную творческую

деятельность,

развиваются

его

любознательность,

творческое

воображение,

умственные и художественные способности, коммуникативные навыки, а самое

главное, происходит развитие личности.

Список литературы

1.Вераксы

Н.Е.

Примерная

общеобразовательная

программа

дошкольного

образования – М.Мозайка-синтез, 2014.-

2.Проект

Федерального

государственного

образовательного

стандарта

дошкольного образования. – М., 2013г.

3.Асмолов А. Г. «Культурный ген связи времён. Растим сообщество почемучек»

(интервью) // «Учительская газета», №29 от 16. 07. 2013г.

4. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда: Методические рекомендации

по проектированию вариативных дизайн – проектов развивающей предметной

среды в детских садах и учебно-воспитательных комплексах Л.Н. Павлова. 2-е

изд. – М.: Айресс Пресс, 2007. - 119 с.

5. Петровский В.А., Кларина Л.М., Смывина Л.А., Стрелкова Л.П. Построение

развивающей среды в дошкольном учреждении. - М., 2003.

6.

Смирнова

Е.О.

Детский

сад.

Оценка

предметно-развивающей

среды.

//Дошкольное воспитание.- №4, 2010.



В раздел образования