Напоминание

Модель профессионализма старшей вожатой


Автор: Савенкова Оксана Николаевнва
Должность: старшая вожатая
Учебное заведение: КОУ ОО "Крутовская общеобразовательная школа - интернат для обучающихся с ОВЗ"
Населённый пункт: город Ливны,село Крутое,Орловская область
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Модель профессионализма старшей вожатой
Раздел: среднее профессиональное





Назад




«Модель профессионализма старшей вожатой»

Роль взрослых в жизни детского объединения. Роль взрослых не

сводится ни к руководящей, ни к пассивно-наблюдательной. Они являются

равноправными жителями объединения.

С т а р ш и е вожатые

выполняют

роль

советника

в

орг а на х

самоуправления.

Позиция вожатого в детско-подростковых коллективах. В своей

практике вожатый общается с постоянными, временными (например, Совет

дела),

разновозрастными,

профильными,

и

т.д.

детско-подростковыми

коллективами. А так как в основе каждого коллектива – общий интерес,

общие цели, общие дела, сплачивающие ребят постоянно или временно, то

его можно назвать объединением.

В

каждой

школе

постоянно

действует

5

видов

объединений,

диктующие вожатому свои особенности, связи с ними, работы с их членами и

руководителями,

отличающиеся

взаимоотношениями

детей

и

взрослых,

входящих в эти объединения.

Это следующие объединения:

-

классно-урочные –

строго

одновозрастные,

по

классам,

обязательные

для

ребят,

во

главе

их

учителя,

определяющие

место

и

систему

внутри

коллективных

отношений

по

своим

программам,

допускающие помощь со стороны вожатых по мере необходимости;

-

факультативно-кружковые –

возможно

разновозрастные,

создаются на основе свободного выбора учащихся, но в целом зависимы от

взрослых

руководителей,

более

свободны

в

своих

связях

с

вожатым

(особенно кружки), могут выполнять заказы вожатого, а отдельные кружки

могут вести сами вожатые;

-клубные – также разновозрастные, объединяют ребят на основе не

только

свободного

выбора,

но

и

общего

интереса,

часто

диктуемого

взрослыми

организаторами

клуба,

более

приближены

к

общественным;

вожатые могут опираться в своей работе на эти объединения, использовать их

в своих делах, входить в клуб в качестве одного из руководителей или

помощников в его делах или просто рядовым членом;

общественно-организационные –

возможны

как

одна

из

форм

школьного ученического самоуправления, например, школьная республика,

город творцов, ученический совет и т.д. – разновозрастные, с активным

участием взрослых, в основном – педагогов школ, в том числе и вожатых,

выступающих

помощниками,

наставниками

актива

этих

объединений,

несущих

полную

педагогическую

ответственность

за

последствия

деятельности этих объединений; вожатые часто выступают организаторами и

ответственными от педколлектива за работу этих объединений;

свободно

образующиеся –

о б щ е с т ве н н ы е ,

н е за в и с и м ы е

о т

педколлектива образовательного учреждения, представленные в нем старшим

вожатым - координатором, руководителем, организатором или помощником

этих объединений.

Организаторская роль вожатого в школьных объединениях разная, в

зависимости от характера этих объединений. Общее то, что вожатый любому

объединению

помогает

при

составлении

планов

работы,

в

подготовке

и

проведении отдельных дел, в обучении актива.

Ориентиры

для

руководителя

(вожатых). Для

руководителя

нет

более

важных

стимулов

для

улучшения

работы,

чем

личное

знание

персонала. Это дает возможность оценить качество индивидуального труда,

как детей, так и взрослых; оказывать им помощь и содействие в нужный

момент.

Кроме

этого,

знающий

руководитель

будет

иметь

расширенные

возможности

для

общения

с

людьми

разного

характера

и

шанс

предупреждения

проблем.

Такое

взаимодействие

дает

руководителю

возможность делить как радости, так и сложности жизни в лагере.

Существуют

некоторые

принципы,

которые

могут

помочь

руководителю, имеющему небольшой опыт руководства другими людьми:

1. Доверие. Этот фактор является основным в установлении значимых

взаимоотношений с персоналом, как для выполнения им работы, так и для

личного

взаимодействия.

Члену

персонала

необходимо

знать,

что

руководителю можно доверять с тем, чтобы справляться с проблемами и

вести обсуждения объективно и без эмоций. Он должен также знать, что

руководитель

может

решать

задачи,

привлекая

других,

и

рассматривая

различные стороны личных проблем и забот. Член персонала также должен

знать,

что

обсуждение

качества

его

работы

с

руководителем

не

будет

передаваться

по

всему

лагерю

и

останется

конфиденциальным.

Чтобы сохранить такое доверие в отношениях с персоналом, руководителю

следует показать, персоналу, что он ценит и уважает персонал независимо от

качества

работы.

Иногда

для

руководителя

может

оказаться

сложным

сохранение такого отношения, но такое поведение должно проистекать от

внутреннего

уважения

члена

персонала,

которое

помогает

преодолеть

различия или личные конфликты.

2. Сочувствие. Важна способность руководителя быстро устанавливать

связи

и

свободные

отношения

с

персоналом,

который

не

привык

к

руководству или если его утомляют контролирующие рамки. Кроме веры в

способности персонала нужный климат в коллективе может создать истинное

желание

общения

с

разными

людьми

и

навыки

человече ских

взаимоотношений.

3.

Разделение

озабоченностей. Руководитель

должен

культивировать

привычки

разделения

беспокойства

члена

персонала,

индивидуально

или

коллективно,

оценки

выполненной

работы.

Регулярные

похвалы

за

выполненные

работы

также

помогают

подготовить

члена

персонала

к

принятию критики, когда в этом возникает необходимость. Полезно также

руководителю иметь привычку время от времени уделять внимание группам

или

определенным

видам

работы

для

наблюдения

за

их

жизнью

или

реализацией. Если персонал поймет, что это делается из лучших побуждений,

то постепенно он привыкнет к этому и станет менее обеспокоен таким

прямым наблюдением. Поддержка со стороны руководителя и его оценка

могут не ощущаться другими, если это не выразить словами или скрывать

п о д

м а с к о й

б л а г о ж е л а т е л ь н о с т и .

Если ранее не был установлен процесс контроля за персоналом, то элементы

этого процесса следует обсудить совместно с группой во время процесса

обучения. Полезно также высказывать идеи общих ожиданий и критериев,

которые

будут

использоваться

для

оценки

работы.

Если

замечания

в

письменном

виде

с

конференции

руководства

необходимо

подшивать

в

личные дела, то персоналу следует сказать об этом.

Критерии оценки успешности работы вожатого. В процессе работы в

детском лагере вожатый должен проявить знания в области педагогики и

психологии, методов работы с детьми разного возраста, умения применять

теоретические знания на практике.

А д м и н и с т р а ц и я

о ц е н и в а е т

с л е д у ю щ и е

у м е н и я :

*

использовать

на

практике

знания

психологических

и

возрастных

о с о б е н н о с т е й

д е т е й

и

п о д р о с т к о в ,

*

выполнять

требования

охраны

труда

и

техники

безопасности,

*

п р о в о д и т ь

д и а г н о с т и к у ,

* привлекать детей («застенчивых», «одиноких», «закомплексованных» и др.)

к

д о с у г о в о й

д е я т е л ь н о с т и ,

*

р а з р е ш а т ь

н е с т а н д а р т н ы е

с и т у а ц и и ,

*

п о д ч и н я т ь с я

р е ш е н и ю

а д м и н и с т р а ц и и ,

*

п р о я в л я т ь

с в о и

с п о с о б н о с т и

в

о б ъ е д и н е н и и

д е т е й ,

* планировать и реализовывать коллективные, групповые и индивидуальные

ф о р м ы

р а б о т ы

с

д е т ь м и ,

*

п р и н и м а т ь

о т в е т с т в е н н о с т ь

н а

с е б я ,

* проводить самоанализ и самооценку совместной деятельности.



В раздел образования