Автор: Епанчинцева Татьяна Анатольевна Должность: учитель изобразительного искусства Учебное заведение: МБОУСОШ № 1 Населённый пункт: с.Черниговка Черниговский район Приморский край Наименование материала: Методическая разработка Тема: Рабочая программа по ИЗО 5-8 класс Раздел: среднее образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1
с.Черниговка Черниговского района
РАССМОТРЕНО
РМО учителей
изобразительного
искусства
Протокол №____
от_____________________
СОГЛАСОВАНО
Замдиректора по УВР
_________М.Л.Серебрякова
«___» __________20___ г.
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБОУСОШ №1
_________Т.М.Кравченко
«___» ________20___ г.
Рабочая программа
предмета
«Изобразительное искусство»
5-8 класс
Составитель: Епанчинцева Татьяна Анатольевна,
учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
2016 год
Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету
«Изобразительное искусство»
для 5-8 классов
составлена на основе
ФГОС ООО (Приказ МОН РФ №1897 от 17.12.2010 г.),
ОП ООО МБОУСОШ №1 с. Черниговка,
Примерной программы ФГОС ООО по предмету «Изобразительное искусство»
(Примерная ООП ООО (из реестра), протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15) ,
с учётом авторской программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б. М.
Неменского. 5—8 классы : учеб. пособие для общеобразовательных организаций /
[Б.
М.
Неменский,
Л.
А.
Неменская,
Н.
А.
Горяева,
А.
С.
Питерских]-
М.
Просвещение, 2015г.
Цель изучения предмета
«Изобразительное
искусство»: развитие визуально-
пространственного
мышления
учащихся
как
формы
эмоционально-ценностного,
эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном
и нравственном пространстве культуры
Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных
искусств
–
живописи,
графики,
скульптуры,
дизайна,
архитектуры,
народного
и
декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства.
Предмет «Изобразительное искусство» изучается на уровне основного общего
образования
в
качестве
обязательного
предмета
в
5–8
классах
в
общем
объеме
140
учебных часов. В 5-8 классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.
Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией
Б. М. Неменского издательства «Просвещение», 2015 г.
1.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные,
метапредметные
и
предметные
результаты
освоения
учебного
предмета на уровне основного общего образования
Рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов
освоения ООП ООО МБОУСОШ №1, включающей в себя личностные, метапредметные,
предметные
результаты.
В
том
числе
на
формирование
планируемых
результатов
по
формированию
универсальных
учебных
действий,
смыслового
чтения,
ИКТ-
компетентности,
основ
проектно-исследовательской
деятельности
у
обучающихся
основного общего образования.
Личностные результаты
воспитание
российской
гражданской
идентичности:
патриотизма,
любви
и
уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее
многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности,
знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов
России
и
человечества;
усвоение
гуманистических,
традиционных
ценностей
многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности
обучающихся
к
саморазвитию
и
самообразованию
на
основе
мотивации
к
обучению и познанию;
формирование
целостного
мировоззрения,
учитывающего
культурное,
языковое
духовное многообразие современного мира;
формирование
осознанного,
уважительного
и
доброжелательного
отношения
к
другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности
вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на
основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного
поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со
сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;
осознание
значения
семьи
в
жизни
человека
и
общества,
принятие
ценности
семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
развитие
эстетического
сознания
через
освоение
художественного
наследия
народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать
для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и
интересы своей познавательной деятельности;
умение
самостоятельно
планировать
пути
достижения
целей,
в
том
числе
альтернативные,
осознанно
выбирать
наиболее
эффективные
способы
решения
учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять
контроль
своей
деятельности
в
процессе
достижения
результата,
определять
способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать
свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение
оценивать
правильность
выполнения
учебной
задачи,
собственные
возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления
осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение
организовать
учебное
сотрудничество
и
совместную
деятельность
с
учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее
решение
и
разрешать
конфликты
на
основе
согласования
позиций
и
учета
интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты изучения предмета «Изобразительное искусство»
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их
общей
духовной культуры,
как особого способа познания жизни и средства организации
общения;
развитие
эстетического,
эмоционально-ценностного
видения
окружающего
мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти,
ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;
2)
развитие
визуально-пространственного
мышления
как
формы
эмоционально-
ценностного
освоения
мира,
самовыражения
и
ориентации
в
художественном
и
нравственном пространстве культуры;
3) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей
как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных
формах
(фольклорное
художественное
творчество
разных
народов,
классические
произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
4)
воспитание
уважения
к
истории
культуры
своего
Отечества,
выраженной
в
архитектуре,
изобразительном
искусстве,
в
национальных
образах
предметно-
материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
5)
приобретение
опыта
создания
художественного
образа
в
разных
видах
и
жанрах
визуально-пространственных
искусств:
изобразительных
(живопись,
графика,
скульптура),
декоративно-прикладных,
в
архитектуре
и
дизайне;
приобретение
опыта
работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных
техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических
формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая
фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация);
7)
развитие
потребности
в
общении
с
произведениями
изобразительного
искусства,
освоение
практических
умений
и
навыков
восприятия,
интерпретации
и
оценки
произведений
искусства;
формирование
активного
отношения
к
традициям
художественной культуры как смысловой,
эстетической и личностно-значимой ценности.
Планируемые результаты изучения предмета «Изобразительное искусство» в 5-8
классах
5 класс. Обучающийся научится:
характеризовать
особенности
уникального
народного
искусства,
семантическое
значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки);
создавать декоративные изображения на основе русских образов;
раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном
искусстве и в современной жизни;
создавать эскизы декоративного убранства русской избы;
создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;
определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
создавать
самостоятельные
варианты
орнаментального
построения
вышивки
с
опорой на народные традиции;
создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в
цветовом решении;
умело
пользоваться
языком
декоративно-прикладного
искусства,
принципами
декоративного
обобщения,
уметь
передавать
единство
формы
и
декора
(на
доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного
искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на
основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета,
формы,
объема,
пространства
в
процессе
создания
в
конкретном
материале
плоскостных или объемных декоративных композиций;
распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов;
осуществлять
собственный
художественный
замысел,
связанный
с
созданием
выразительной
формы
игрушки
и
украшением
ее
декоративной
росписью
в
традиции одного из промыслов;
характеризовать
основы
народного
орнамента;
создавать
орнаменты
на
основе
народных традиций;
различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;
различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других
народов России;
находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных
декоративных
изобразительных
элементов
в
произведениях
народных
и
современных промыслов;
различать
и
характеризовать
несколько
народных
художественных
промыслов
России.
5 класс. Обучающийся получит возможность научиться:
активно
использовать
язык
изобразительного
искусства
и
различные
художественные
материалы
для
освоения
содержания
различных
учебных
предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.);
владеть
диалогической
формой
коммуникации,
уметь
аргументировать
свою
точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства;
характеризовать
крупнейшие
художественные
музеи
прикладного
искусства
России;
использовать
навыки
коллективной
работы
над
плоскостной
и
объемно-
пространственной композицией;
создавать разнообразные творческие работы.
6 класс. Обучающийся научится:
называть
пространственные
и
временные
виды
искусства
и
объяснять,
в
чем
состоит различие временных и пространственных видов искусства;
классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение
для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;
объяснять
разницу
между
предметом
изображения,
сюжетом
и
содержанием
изображения;
композиционным
навыкам
работы,
чувству
ритма,
работе
с
различными
художественными материалами;
создавать
образы,
используя
все
выразительные
возможности
художественных
материалов;
простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;
навыку
плоскостного
силуэтного
изображения
обычных,
простых
предметов
(кухонная утварь);
изображать
сложную
форму
предмета
(силуэт)
как
соотношение
простых
геометрических фигур, соблюдая их пропорции;
создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из
геометрических тел;
строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;
характеризовать
освещение
как
важнейшее
выразительное
средство
изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины
пространства;
передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в
композиции натюрморта;
творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками
на картоне;
выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;
рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве
как выражении различных мировоззренческих смыслов;
применять перспективу в практической творческой работе;
навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;
навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной
и воздушной перспективы;
видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и
настроения в природе;
навыкам создания пейзажных зарисовок;
различать
и
характеризовать
понятия:
пространство,
ракурс,
воздушная
перспектива;
пользоваться правилами работы на пленэре;
использовать
цвет
как
инструмент
передачи
своих
чувств
и
представлений
о
красоте;
осознавать,
что
колорит
является
средством
эмоциональной
выразительности живописного произведения;
навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации
плоскости изображения;
различать основные средства художественной выразительности в изобразительном
искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);
определять
композицию
как
целостный
и
образный
строй
произведения,
роль
формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и
детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами
(карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные
техники;
различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж,
пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;
различать и характеризовать виды портрета;
понимать и характеризовать основы изображения головы человека;
пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций,
характер
освещения,
цветовые
отношения
при
изображении
с
натуры,
по
представлению, по памяти;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского
и объемного изображения предмета и группы предметов;
использовать графические материалы в работе над портретом;
использовать образные возможности освещения в портрете;
пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;
называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и
определять их произведения;
6 класс. Обучающийся получит возможность научиться:
называть имена великих русских живописцев XVIII – XIX веков;
называть и характеризовать произведения изобразительного искусства русских
художников XVIII – XIX веков;
называть
имена
выдающихся
русских
художников-ваятелей
XVIII
века
и
определять скульптурные памятники;
называть
имена
выдающихся
русских
художников-пейзажистов
XIX
века
и
определять произведения пейзажной живописи
называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины
XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;
создавать разнообразные творческие работы в материале
получать
представления
об
особенностях
художественных
коллекций
крупнейших музеев России.
7 класс. Обучающийся научится:
навыкам
передачи
в
плоскостном
изображении
простых
движений
фигуры
человека;
навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;
навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;
рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров
изобразительного
искусства)
об
изменчивости
образа
человека
в
истории
искусства;
приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками
фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;
характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный
образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;
объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой
живописи;
изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;
узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;
перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;
характеризовать
исторический
жанр
как
идейное
и
образное
выражение
значительных
событий
в
истории
обще ства,
как
воплощение
е го
мировоззренческих позиций и идеалов;
узнавать
и
характеризовать
несколько
классических
произведений
и
называть
имена великих русских мастеров исторической картины;
характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской
культуры;
рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа
народа,
в
становлении
национального
самосознания
и
образа
национальной
истории;
называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и
их наиболее известные произведения;
творческому
опыту
по
разработке
и
созданию
изобразительного
образа
на
выбранный исторический сюжет;
творческому
опыту
по
разработке
художественного
проекта
–разработки
композиции на историческую тему;
творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;
представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии,
об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;
называть
имена
великих
европейских
и
русских
художников,
творивших
на
библейские темы;
узнавать
и
характеризовать
произведения
великих
европейских
и
русских
художников на библейские темы;
характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;
рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы
Великой Отечественной войны;
описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли,
посвященные Великой Отечественной войне;
творческому
опыту
лепки
памятника,
посвященного
значимому
историческому
событию или историческому герою;
анализировать
художественно-выразительные
средства
произведений
изобразительного искусства XX века;
культуре зрительского восприятия;
характеризовать временные и пространственные искусства;
понимать разницу между реальностью и художественным образом;
представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов
книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;
опыту
художественного
иллюстрирования
и
навыкам
работы
графическими
материалами;
собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев,
характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);
представлениям
об
анималистическом
жанре
изобразительного
искусства
и
творчестве художников-анималистов;
опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;
понимать специфику изображения в полиграфии;
различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и
др.);
различать
и
характеризовать
типы
изображения
в
полиграфии
(графическое,
живописное, компьютерное, фотографическое);
проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;
создавать художественную композицию макета книги, журнала;
7 класс. Обучающийся получит возможность научиться:
различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер,
эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
осознавать
общечеловеческие
ценности,
выраженные
в
главных
темах
искусства;
называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и
определять их произведения живописи;
понимать
особенности
исторического
жанра,
определять
произведения
исторической живописи;
характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;
получать
представления
об
особенностях
художественных
коллекций
крупнейших музеев мира;
8 класс. Обучающийся научится:
систематизировать
и
характеризовать
основные
этапы
развития
и
истории
архитектуры и дизайна;
иметь
общее
представление
и
рассказывать
об
особенностях
архитектурно-
художественных стилей разных эпох;
понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;
характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве
городской среды;
применять
навыки
формообразования,
использования
объемов
в
дизайне
и
архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);
создавать
композиционные
макеты
объектов
на
предметной
плоскости
и
в
пространстве;
создавать практические творческие композиции в технике коллажа.
получать
представления
о
влиянии
цвета
на
восприятие
формы
объектов
архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в
пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;
приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;
характеризовать основные школы садово-паркового искусства;
понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;
характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов
дизайна одежды;
использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными
материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;
использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе
создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;
узнавать
и
характеризовать
памятники
архитектуры
Древнего
Киева.
София
Киевская. Фрески. Мозаики;
различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля.
Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского
Кремля;
различать
и
характеризовать
особенности
древнерусской
иконописи.
Понимать
значение
иконы
«Троица»
Андрея
Рублева
в
общественной,
духовной
и
художественной жизни Руси;
узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;
характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма
Покрова-на-Рву;
раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по
характерным особенностям икону и парсуну;
работать
над
проектом
(индивидуальным
или
коллективным),
создавая
разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;
различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
создавать
с
натуры
и
по
воображению
архитектурные
образы
графическими
материалами и др.;
работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись,
монументальная
скульптура);
использовать
выразительный
язык
при
моделировании архитектурного пространства;
сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;
понимать основы сценографии как вида художественного творчества;
понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;
называть
имена
российских
художников(А.Я.
Головин,
А.Н.
Бенуа,
М.В.
Добужинский);
различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план,
ракурс, свет, ритм и др.);
понимать изобразительную природу экранных искусств;
характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;
различать понятия: игровой и документальный фильм;
называть
имена
мастеров
российского
кинематографа.
С.М.
Эйзенштейн.
А.А.
Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;
понимать основы искусства телевидения;
понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;
применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного
спектакля;
использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять
выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных
средств фотографии;
пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных
недочетов и случайностей;
8 класс. Обучающийся получит возможность научиться:
определять
«Русский
стиль»
в
архитектуре
модерна,
называть
памятники
архитектуры модерна;
использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре
(макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты
объектов на предметной плоскости и в пространстве;
узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;
применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания
композиции на определенную тему;
характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;
создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими
материалами и др.;
2.
Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»
5 класс (35 часов)
Практических работ-27, итоговая работа - 1
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты
Древние корни народного творчества
Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер).
Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора.
Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры.
Орнамент
как
основа
декоративного
украшения.
Праздничный
народный
костюм
–
целостный
художественный
образ.
Обрядовые
действия
народного
праздника,
их
символическое
значение.
Орнамент
Различие
национальных
особенностей
русского
орнамента и орнаментов других народов России. Связь времен в народном искусстве.
Народные промыслы. Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка,
Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях
народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись
по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте).
Декор — человек, общество, время .
Символика
и
орнаментальность
украшений.
Роль
декоративного
искусства
в
жизни
древнего
общества
(
Древний
Египет).
Одежда
как
искусство,
символ
положения
и
роли
человека в обществе. Многообразие форм и декора в одежде народов Древнего Египта,
Китая и
Западной Европы XVII века (эпоха барокко).
Декоративность,
орнаментальность,
изобразительная
условность
искусства
геральдики.
Г
ербы и эмблемы.
Символы и эмблемы в современном обществе.
Герб Приморского края и
Черниговского района. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире
Современное
выставочное
искусство.
Ты
сам
—
мастер
декоративно-прикладного
искусства. Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной
работы в материале. Художественно-творческие проекты.
6 класс (35 часов)
Практических работ-25, итоговая работа - 1
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном
искусстве.
Выразительные
возможности
изобразительного
искусства.
Язык
и
смысл.
Рисунок
–
основа
изобразительного
творчества.
Художественный
образ.
Стилевое
единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт.
Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие
форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень.
Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы.
Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи
художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на
пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы
человека
в
пространстве.
Портрет
в
скульптуре.
Графический
портретный
рисунок.
Образные
возможности
освещения
в
портрете.
Роль
цвета
в
портрете.
Великие
портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет
в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Стили,
направления
виды
и
жанры
в
русском
изобразительном
искусстве
и
архитектуре XVIII - XIX вв.
Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов,
Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский).
Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский).
Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин,
И.И. Левитан, В.Д. Поленов).
Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М.
Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея).
Художественно-творческие проекты.
7 класс (35 часов)
Практических работ-24, итоговая работа - 1
Понимание смысла деятельности художника
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в
истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции
и
строение
фигуры
человека.
Лепка
фигуры
человека.
Набросок
фигуры
человека
с
натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска
человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной.
Библейские
сюжеты
в
мировом
изобразительном
искусстве
(Леонардо
да
Винчи,
Рембрандт,
Микеланджело
Буанаротти,
Рафаэль
Санти).
Мифологические
темы
в
зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная
живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в
русском
искусстве
XIX
века
(К.П.
Брюллов).
Историческая
живопись
художников
объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические
картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в
изобразительном
искусстве
(бытовой
жанр).
Тема
Великой
Отечественной
войны
в
монументальном
искусстве
и
в
живописи.
Мемориальные
ансамбли.
Место
и
роль
картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н.
Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский).
Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных
предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги,
журналы,
плакаты,
афиши,
открытки,
буклеты).
Типы
изображения
в
полиграфии
(графическое,
живописное,
компьютерное
фотографическое).
Искусство
шрифта.
Композиционные
основы
макетирования
в
графическом
дизайне.
Проектирование
обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили,
направления
виды
и
жанры
в
русском
изобразительном
искусстве
и
архитектуре XVIII - XIX вв.
Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов).
«Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи).
Исторический
жанр
(В.И.
Суриков).
«Русский
стиль»
в
архитектуре
модерна
(Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт -
Петербурге).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская
галерея). Художественно-творческие проекты.
8 класс (35 часов)
Практических работ-25, итоговая работа - 1
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации
предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к
объемному
макету.
Здание
как
сочетание
различных
объемов.
Понятие
модуля.
Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ
времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет
в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье).
Тенденции
и
перспективы
развития
современной
архитектуры.
Жилое
пространство
города
(город,
микрорайон,
улица).
Природа
и
архитектура.
Ландшафтный
дизайн.
Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX
веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды.
Дизайн
моего
сада.
История
костюма.
Композиционно
-
конструктивные
принципы
дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к
внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие
архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный
мир
древнерусской
живописи
(Андрей
Рублев,
Феофан
Грек,
Дионисий).
Соборы
Московского
Кремля.
Шатровая
архитектура
(церковь
Вознесения
Христова
в
селе
Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века»
(парсуна). Московское барокко.
Изображение
в
синтетических
и
экранных
видах
искусства
и
художественная
фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник.
Сценография
–
особый
вид
художественного
творчества.
Костюм,
грим
и
маска.
Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский).
Опыт
художественно-творческой
деятельности.
Создание
художественного
образа
в
искусстве
фотографии.
Особенности
художественной
фотографии.
Выразительные
средства
фотографии
(композиция,
план,
ракурс,
свет,
ритм
и
др.).
Изображение
в
фотографии
и
в
живописи.
Изобразительная
природа
экранных
искусств.
Специфика
киноизображения:
кадр
и
монтаж.
Кинокомпозиция
и
средства
эмоциональной
выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и
анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер,
оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф.
Бондарчук,
А.А.
Тарковский,
Н.С.
Михалков).
Телевизионное
изображение,
его
особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие
проекты.
Стили,
направления
виды
и
жанры
в
русском
изобразительном
искусстве
и
архитектуре XVIII - XIX вв.
Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А.
Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард,
сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной
архитектуре (А. Гауди). Художественно-творческие проекты.
3.
Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых
на освоение каждой темы
5 класс
№ Раздел программы
(темы)
Содержание
К-во
часов
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник
самобытной красоты
1.
Древние корни народного
искусства
Древние образы в народном творчестве.
Солярные знаки. Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы. Конструкция и
декор предметов народного быта и труда. Русская
народная вышивка. Орнамент как основа
декоративного украшения
Народный праздничный костюм. Народные
праздничные обряды, их символическое
значение.
8
Народные праздничные обряды. Народные
праздники в Приморье и Черниговском районе.
2.
Связь времён в народном
искусстве. Народные
промыслы.
Древние образы в современных народных
игрушках.
Искусство Гжели. Городецкая роспись.
Хохлома. Элементы росписи. Роспись посуды
Жостово. Роспись по металлу.
Щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и
резьба по бересте. Роль народных
художественных промыслов в современной
жизни.
8
3.
Декор - человек,
общество, время.
Зачем
людям
украшения.
Символика
и
о р н а м е н т а л ь н о с т ь
у к р а ш е н и й .
Р о л ь
декоративного
искусства
в
жизни
древнего
общества
(Древний
Египет).
Одежда
как
искусство, символ положения и роли человека в
обществе. Многообразие форм и декора в одежде
народов Древнего Египта, Китая.
Многообразие форм и декора в одежде народов
Западной
Европы
XVII
века.
Выполнение
коллективной работы «Бал во дворце».
О чем рассказывают нам гербы. Декоративность,
орнаментальность,
изобразительная
условность
искусства геральдики. Герб Приморского края и
Черниговского района. О чем рассказывают нам
эмблемы. Символы и эмблемы в современном
обществ.
Роль
декоративного
искусства
в
классовом обществе.
Античная вазопись. Роль
декоративного
искусства
в
жизни
человека
и
общества.
10
4.
Декоративное искусство в
современном мире.
Современное выставочное искусство (керамика,
художественное стекло, метал, батик, гобелен).
Ты сам — мастер. Лоскутная аппликация или
коллаж. Декоративные игрушки из мочала.
Витраж в оформлении интерьера школы.
Нарядные
декоративные
вазы.
Декоративные
куклы.
Эскиз росписи стены для школьного интерьера.
Многообразие материалов и техник
современного декоративно-прикладного
искусства.
Итоговая творческая работа
8
5.
Резерв
1
Итого:
35
6 класс
№ Раздел программы
(темы)
Содержание
К-во
часов
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
1.
Виды изобразительного
Изобразительное искусство. Семья
8
искусства и основы
образного языка
пространственных искусств. Художественные
материалы. Рисунок — основа изобразительного
творчества. Линия и ее выразительные
возможности. Ритм линий. Пятно как средство
выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы
цветоведения. Цвет в произведениях живописи.
Объемные изображения в скульптуре. Основы
языка изображения.
2.
Мир наших вещей.
Натюрморт.
Реальность и фантазия в творчестве художника.
Изображение предметного мира - натюрморт.
Понятие формы. Многообразие форм
окружающего мира. Изображение объема на
плоскости и линейная перспектива. Освещение.
Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в
натюрморте. Выразительные возможности
натюрморта.
8
Понимание смысла деятельности художника
3.
Вглядываясь в человека.
Портрет
Образ человека — главная тема искусства.
Конструкция головы человека и ее основные
пропорции. Изображение головы человека в
пространстве. Портрет в скульптуре.
Графический портретный рисунок.Сатирические
образы человека. Образные возможности
освещения в портрете. Роль цвета в портрете.
Великие портретисты прошлого.
Портрет в изобразительном искусстве XX века.
10
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
4.
Человека и пространство
в изобразительном
искусстве
Жанры в изобразительном искусстве.
Изображение пространства. Правила построения
перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж –
большой мир. Пейзаж в живописи художников-
импрессионистов.
Пейзаж настроения. Природа и художник.
Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике.
Городской пейзаж. Выразительные возможности
изобразительного искусства.
Итоговая творческая работа
8
5.
Резерв
1
Итого:
35
7 класс
№ Раздел программы
(темы)
Содержание
К-во
часов
Понимание смысла деятельности художника
1.
Изображение фигуры
человека и образ человека
Изображение фигуры человека и образ человека.
Изображение
фигуры
человека
в
истории
искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело
Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение
фигуры
человека.
Лепка
фигуры
человека.
Набросок
фигуры
человека
с
натуры.
Основы
представлений о выражении в образах искусства
8
нравственного
поиска
человечества
(В.М.
Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
2.
Поэзия повседневности
И с т о р и ч е с к а я
ж и в о п и с ь
х уд о ж н и к о в
объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е.
Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из
жизни
моего
города
(исторический
жанр).
Исторический жанр (В.И. Суриков). Праздники
и повседневность в изобразительном искусстве
(бытовой
жанр).
Жанровая
живопись
в
произведениях
русских
художников
XIX
века
( П . А .
Ф е д о т о в ) .
« Т о в а р и щ е с т в о
передвижников»
(И.Н.
Крамской,
В.Г.
Перов,
А.И. Куинджи).
Тема
Великой
Отечественной
войны
в
монументальном
искусстве
и
в
живописи.
Мемориальные
ансамбли.
Место
и
роль
картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов,
Ф.П.
Решетников,
В.Н.
Бакшеев,
Т. Н .
Яблонская).
8
3.
Великие темы жизни
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы
над тематической картиной. Библейские
сюжеты в мировом изобразительном искусстве
(Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело
Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические
темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли,
Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская
религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов,
И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая
картина в русском искусстве XIX века (К.П.
Брюллов). Крупнейшие художественные музеи
мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр,
Дрезденская галерея). Художественно-
творческие проекты.
10
4.
Реальность жизни и
художественный образ
Искусство
иллюстрации
(И.Я.
Билибин,
В.А.
М и л а ш е в с к и й ,
В . А .
Ф а в о р с к и й ) .
Анималистический
жанр
(В.А.
Ватагин,
Е.И.
Чарушин).
Образы
животных
в
современных
предметах
декоративно-прикладного
искусства.
Стилизация изображения животных.
Искусство полиграфии.
Специфика изображения в полиграфии. Формы
полиграфической
продукции
(книги,
журналы,
плакаты,
афиши,
открытки,
буклеты).
Типы
изображения
в
полиграфии
(графическое,
живописное, компьютерное фотографическое).
Итоговая творческая работа
8
5.
Резерв
1
Итого:
35
8 класс
№ Раздел программы
(темы)
Содержание
К-во
часов
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
1.
Дизайн и
архитектура-
конструктивные
искусства.
Художественный язык конструктивных искусств.
Роль
искусства
в
организации
предметно
–
пространственной
среды
жизни
человека.
От
плоскостного
изображения
к
объемному
макету.
Здание как сочетание различных объемов. Понятие
модуля.
Важнейшие
архитектурные
элементы
здания. Вещь как сочетание объемов и как образ
в р е м е н и .
Е д и н с т в о
худ ож е с т в е н н о го
и
функционального в вещи. Форма и материал. Цвет
в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как
понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Взаимосвязь
истории
искусства
и
истории
человечества.
Традиции
и
новаторство
в
изобразительном
искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм).
Модерн
в
русской
архитектуре
(Ф.
Шехтель).
Стиль
модерн
в
зарубежной
архитектуре
(А.
Гауди). Художественно-творческие проекты.
8
2.
Город и человек.
Социальное
значение дизайна и
архитектуры как
среды жизни
человека.
Тенденции
и
перспективы
развития
современной
архитектуры. Жилое пространство города (город,
микрорайон,
улица).
Природа
и
архитектура.
Ландшафтный
дизайн.
Основные
школы
садово-
паркового искусства. Русская усадебная культура
XVIII
-
XIX
веков.
Искусство
флористики.
Проектирование
пространственной
и
предметной
среды.
Дизайн
моего
сада.
История
костюма.
Композиционно
-
конструктивные
принципы
дизайна одежды.
10
3
Изобразительное
и с к у с с т в о
и
архитектура
России
XI –XVII вв.
Художественная
культура
и
искусство
Древней
Руси,
ее
символичность,
обращенность
к
внутреннему
миру
человека.
Архитектура
Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие
архитектуры
Владимиро-Суздальской
Руси.
Архитектура Великого Новгорода. Образный мир
древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан
Грек,
Дионисий).
Соборы
Московского
Кремля.
Шатровая
архитектура
(церковь
Вознесения
Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на
Рву).
Изобразительное
искусство
«бунташного
века» (парсуна). Московское барокко.
Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-
Петербурге
(В.В.
Растрелли,
А.
Ринальди).
Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов,
М.Ф. Казаков).
6
4
Изображение в
синтетических и
экранных видах
искусства и
художественная
фотография
Роль
изображения
в
синтетических
искусствах.
Театральное искусство и художник. Сценография –
особый вид художественного творчества. Костюм,
грим и маска. Театральные художники начала XX
в е к а
( А . Я .
Го л о в и н ,
А . Н .
Б е н у а ,
М . В .
Добужинский).
Опыт
художественно-творческой
10
деятельности. Создание художественного образа в
и с к у с с т в е
ф о т о г р а ф и и .
О с о б е н н о с т и
художественной
фотографии.
Выразительные
средства
фотографии
(композиция,
план,
ракурс,
свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в
живописи.
Изобразительная
природа
экранных
искусств.
Специфика
киноизображения:
кадр
и
м о н т а ж .
К и н о к о м п о з и ц и я
и
с р е д с т в а
эмоциональной выразительности в фильме (ритм,
свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой
и анимационный фильмы. Коллективный процесс
творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор,
худож ник,
акт ер).
М аст ера
р о с с и й с ко г о
кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук,
А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное
изображение,
его
особенности
и
возможности
(видеосюжет,
репортаж
и
др.).
Художественно-
творческие проекты.
Итоговая творческая работа
5.
Резерв
1
Итого:
35