Напоминание

Рабочая программа по ИЗО 5-8 класс


Автор: Епанчинцева Татьяна Анатольевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МБОУСОШ № 1
Населённый пункт: с.Черниговка Черниговский район Приморский край
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа по ИЗО 5-8 класс
Раздел: среднее образование





Назад




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №1 с.Черниговка Черниговского района РАССМОТРЕНО РМО учителей
изобразительного

искусства
Протокол №____ от_____________________ СОГЛАСОВАНО Замдиректора по УВР _________М.Л.Серебрякова «___» __________20___ г. УТВЕРЖДАЮ Директор МБОУСОШ №1 _________Т.М.Кравченко «___» ________20___ г.
Рабочая программа

предмета

«Изобразительное искусство»

5-8 класс







Составитель: Епанчинцева Татьяна Анатольевна,
учитель изобразительного искусства высшей квалификационной категории 2016 год

Пояснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 5-8 классов составлена на основе  ФГОС ООО (Приказ МОН РФ №1897 от 17.12.2010 г.),  ОП ООО МБОУСОШ №1 с. Черниговка,  Примерной программы ФГОС ООО по предмету «Изобразительное искусство» (Примерная ООП ООО (из реестра), протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15)
,
с учётом авторской программы «Изобразительное искусство» под редакцией Б. М. Неменского. 5—8 классы : учеб. пособие для общеобразовательных организаций / [Б. М. Неменский, Л. А. Неменская, Н. А. Горяева, А. С. Питерских]- М. Просвещение, 2015г. Цель изучения предмета «Изобразительное искусство»: развитие визуально- пространственного мышления учащихся как формы эмоционально-ценностного, эстетического освоения мира, как формы самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры Программа включает в себя основы разных видов визуально-пространственных искусств – живописи, графики, скульптуры, дизайна, архитектуры, народного и декоративно-прикладного искусства, театра, фото- и киноискусства. Предмет «Изобразительное искусство» изучается на уровне основного общего образования в качестве обязательного предмета в 5–8 классах в общем объеме 140 учебных часов. В 5-8 классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю. Рабочая программа ориентирована на предметную линию учебников под редакцией Б. М. Неменского издательства «Просвещение», 2015 г.
1.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Личностные,

метапредметные

и

предметные

результаты

освоения

учебного

предмета на уровне основного общего образования
Рабочая программа направлена на достижение системы планируемых результатов освоения ООП ООО МБОУСОШ №1, включающей в себя личностные, метапредметные, предметные результаты. В том числе на формирование планируемых результатов по формированию универсальных учебных действий, смыслового чтения, ИКТ- компетентности, основ проектно-исследовательской деятельности у обучающихся основного общего образования.
Личностные результаты
 воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувство гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;  формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;  формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое духовное многообразие современного мира;  формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, многообразию, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;  развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
 формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образовательной, творческой деятельности;  осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;  развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.
Метапредметные результаты
 умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;  умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;  умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;  умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;  владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;  умение организовать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты изучения предмета «Изобразительное искусство»
1) формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения; 2) развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально- ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры; 3) освоение художественной культуры во всём многообразии её видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощённых в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности); 4) воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно- материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека; 5) приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино); 6) приобретение опыта работы различными художественными материалами и в разных техниках в различных видах визуально-пространственных искусств, в специфических формах художественной деятельности, в том числе базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, компьютерная графика, мультипликация и анимация); 7) развитие потребности в общении с произведениями изобразительного искусства, освоение практических умений и навыков восприятия, интерпретации и оценки
произведений искусства; формирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности.
Планируемые результаты изучения предмета «Изобразительное искусство» в 5-8

классах

5 класс. Обучающийся научится:
 характеризовать особенности уникального народного искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, птица, солярные знаки); создавать декоративные изображения на основе русских образов;  раскрывать смысл народных праздников и обрядов и их отражение в народном искусстве и в современной жизни;  создавать эскизы декоративного убранства русской избы;  создавать цветовую композицию внутреннего убранства избы;  определять специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;  создавать самостоятельные варианты орнаментального построения вышивки с опорой на народные традиции;  создавать эскизы народного праздничного костюма, его отдельных элементов в цветовом решении;  умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);  выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;  владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;  распознавать и называть игрушки ведущих народных художественных промыслов; осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием выразительной формы игрушки и украшением ее декоративной росписью в традиции одного из промыслов;  характеризовать основы народного орнамента; создавать орнаменты на основе народных традиций;  различать виды и материалы декоративно-прикладного искусства;  различать национальные особенности русского орнамента и орнаментов других народов России;  находить общие черты в единстве материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных и современных промыслов;  различать и характеризовать несколько народных художественных промыслов России.
5 класс. Обучающийся получит возможность научиться:
активно использовать язык изобразительного искусства и различные художественные материалы для освоения содержания различных учебных предметов (литературы, окружающего мира, технологии и др.); владеть диалогической формой коммуникации, уметь аргументировать свою точку зрения в процессе изучения изобразительного искусства; характеризовать крупнейшие художественные музеи прикладного искусства России;
использовать навыки коллективной работы над плоскостной и объемно- пространственной композицией; создавать разнообразные творческие работы.
6 класс. Обучающийся научится:
 называть пространственные и временные виды искусства и объяснять, в чем состоит различие временных и пространственных видов искусства;  классифицировать жанровую систему в изобразительном искусстве и ее значение для анализа развития искусства и понимания изменений видения мира;  объяснять разницу между предметом изображения, сюжетом и содержанием изображения;  композиционным навыкам работы, чувству ритма, работе с различными художественными материалами;  создавать образы, используя все выразительные возможности художественных материалов;  простым навыкам изображения с помощью пятна и тональных отношений;  навыку плоскостного силуэтного изображения обычных, простых предметов (кухонная утварь);  изображать сложную форму предмета (силуэт) как соотношение простых геометрических фигур, соблюдая их пропорции;  создавать линейные изображения геометрических тел и натюрморт с натуры из геометрических тел;  строить изображения простых предметов по правилам линейной перспективы;  характеризовать освещение как важнейшее выразительное средство изобразительного искусства, как средство построения объема предметов и глубины пространства;  передавать с помощью света характер формы и эмоциональное напряжение в композиции натюрморта;  творческому опыту выполнения графического натюрморта и гравюры наклейками на картоне;  выражать цветом в натюрморте собственное настроение и переживания;  рассуждать о разных способах передачи перспективы в изобразительном искусстве как выражении различных мировоззренческих смыслов;  применять перспективу в практической творческой работе;  навыкам изображения перспективных сокращений в зарисовках наблюдаемого;  навыкам изображения уходящего вдаль пространства, применяя правила линейной и воздушной перспективы;  видеть, наблюдать и эстетически переживать изменчивость цветового состояния и настроения в природе;  навыкам создания пейзажных зарисовок;  различать и характеризовать понятия: пространство, ракурс, воздушная перспектива;  пользоваться правилами работы на пленэре;  использовать цвет как инструмент передачи своих чувств и представлений о красоте; осознавать, что колорит является средством эмоциональной выразительности живописного произведения;  навыкам композиции, наблюдательной перспективы и ритмической организации плоскости изображения;  различать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива и др.);  определять композицию как целостный и образный строй произведения, роль формата, выразительное значение размера произведения, соотношение целого и детали, значение каждого фрагмента в его метафорическом смысле;
 пользоваться красками (гуашь, акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, использовать коллажные техники;  различать и характеризовать понятия: эпический пейзаж, романтический пейзаж, пейзаж настроения, пленэр, импрессионизм;  различать и характеризовать виды портрета;  понимать и характеризовать основы изображения головы человека;  пользоваться навыками работы с доступными скульптурными материалами;  видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению, по памяти;  видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображения предмета и группы предметов;  использовать графические материалы в работе над портретом;  использовать образные возможности освещения в портрете;  пользоваться правилами схематического построения головы человека в рисунке;  называть имена выдающихся русских и зарубежных художников - портретистов и определять их произведения;
6 класс. Обучающийся получит возможность научиться:
 называть имена великих русских живописцев XVIII – XIX веков;  называть и характеризовать произведения изобразительного искусства русских художников XVIII – XIX веков;  называть имена выдающихся русских художников-ваятелей XVIII века и определять скульптурные памятники;  называть имена выдающихся русских художников-пейзажистов XIX века и определять произведения пейзажной живописи  называть имена выдающихся русских художников-ваятелей второй половины XIX века и определять памятники монументальной скульптуры;  создавать разнообразные творческие работы в материале  получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев России.
7 класс. Обучающийся научится:
 навыкам передачи в плоскостном изображении простых движений фигуры человека;  навыкам понимания особенностей восприятия скульптурного образа;  навыкам лепки и работы с пластилином или глиной;  рассуждать (с опорой на восприятие художественных произведений - шедевров изобразительного искусства) об изменчивости образа человека в истории искусства;  приемам выразительности при работе с натуры над набросками и зарисовками фигуры человека, используя разнообразные графические материалы;  характеризовать сюжетно-тематическую картину как обобщенный и целостный образ, как результат наблюдений и размышлений художника над жизнью;  объяснять понятия «тема», «содержание», «сюжет» в произведениях станковой живописи;  изобразительным и композиционным навыкам в процессе работы над эскизом;  узнавать и объяснять понятия «тематическая картина», «станковая живопись»;  перечислять и характеризовать основные жанры сюжетно- тематической картины;  характеризовать исторический жанр как идейное и образное выражение значительных событий в истории обще ства, как воплощение е го мировоззренческих позиций и идеалов;
 узнавать и характеризовать несколько классических произведений и называть имена великих русских мастеров исторической картины;  характеризовать значение тематической картины XIX века в развитии русской культуры;  рассуждать о значении творчества великих русских художников в создании образа народа, в становлении национального самосознания и образа национальной истории;  называть имена нескольких известных художников объединения «Мир искусства» и их наиболее известные произведения;  творческому опыту по разработке и созданию изобразительного образа на выбранный исторический сюжет;  творческому опыту по разработке художественного проекта –разработки композиции на историческую тему;  творческому опыту создания композиции на основе библейских сюжетов;  представлениям о великих, вечных темах в искусстве на основе сюжетов из Библии, об их мировоззренческом и нравственном значении в культуре;  называть имена великих европейских и русских художников, творивших на библейские темы;  узнавать и характеризовать произведения великих европейских и русских художников на библейские темы;  характеризовать роль монументальных памятников в жизни общества;  рассуждать об особенностях художественного образа советского народа в годы Великой Отечественной войны;  описывать и характеризовать выдающиеся монументальные памятники и ансамбли, посвященные Великой Отечественной войне;  творческому опыту лепки памятника, посвященного значимому историческому событию или историческому герою;  анализировать художественно-выразительные средства произведений изобразительного искусства XX века;  культуре зрительского восприятия;  характеризовать временные и пространственные искусства;  понимать разницу между реальностью и художественным образом;  представлениям об искусстве иллюстрации и творчестве известных иллюстраторов книг. И.Я. Билибин. В.А. Милашевский. В.А. Фаворский;  опыту художественного иллюстрирования и навыкам работы графическими материалами;  собирать необходимый материал для иллюстрирования (характер одежды героев, характер построек и помещений, характерные детали быта и т.д.);  представлениям об анималистическом жанре изобразительного искусства и творчестве художников-анималистов;  опыту художественного творчества по созданию стилизованных образов животных;  понимать специфику изображения в полиграфии;  различать формы полиграфической продукции: книги, журналы, плакаты, афиши и др.);  различать и характеризовать типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное, фотографическое);  проектировать обложку книги, рекламы открытки, визитки и др.;  создавать художественную композицию макета книги, журнала;
7 класс. Обучающийся получит возможность научиться:
 различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношение к природе, человеку, обществу;
осознавать общечеловеческие ценности, выраженные в главных темах искусства;  называть имена выдающихся художников «Товарищества передвижников» и определять их произведения живописи;  понимать особенности исторического жанра, определять произведения исторической живописи;  характеризовать крупнейшие художественные музеи мира и России;  получать представления об особенностях художественных коллекций крупнейших музеев мира;
8 класс. Обучающийся научится:
 систематизировать и характеризовать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна;  иметь общее представление и рассказывать об особенностях архитектурно- художественных стилей разных эпох;  понимать тенденции и перспективы развития современной архитектуры;  характеризовать и различать малые формы архитектуры и дизайна в пространстве городской среды;  применять навыки формообразования, использования объемов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);  создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;  создавать практические творческие композиции в технике коллажа.  получать представления о влиянии цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна, а также о том, какое значение имеет расположение цвета в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта;  приобретать общее представление о традициях ландшафтно-парковой архитектуры;  характеризовать основные школы садово-паркового искусства;  понимать основы краткой истории русской усадебной культуры XVIII – XIX веков;  характеризовать и раскрывать смысл композиционно-конструктивных принципов дизайна одежды;  использовать старые и осваивать новые приемы работы с бумагой, природными материалами в процессе макетирования архитектурно-ландшафтных объектов;  использовать графические навыки и технологии выполнения коллажа в процессе создания эскизов молодежных и исторических комплектов одежды;  узнавать и характеризовать памятники архитектуры Древнего Киева. София Киевская. Фрески. Мозаики;  различать итальянские и русские традиции в архитектуре Московского Кремля. Характеризовать и описывать архитектурные особенности соборов Московского Кремля;  различать и характеризовать особенности древнерусской иконописи. Понимать значение иконы «Троица» Андрея Рублева в общественной, духовной и художественной жизни Руси;  узнавать и описывать памятники шатрового зодчества;  характеризовать особенности церкви Вознесения в селе Коломенском и храма Покрова-на-Рву;  раскрывать особенности новых иконописных традиций в XVII веке. Отличать по характерным особенностям икону и парсуну;  работать над проектом (индивидуальным или коллективным), создавая разнообразные творческие композиции в материалах по различным темам;  различать стилевые особенности разных школ архитектуры Древней Руси;
 создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;  работать над эскизом монументального произведения (витраж, мозаика, роспись, монументальная скульптура); использовать выразительный язык при моделировании архитектурного пространства;  сравнивать, сопоставлять и анализировать произведения живописи Древней Руси;  понимать основы сценографии как вида художественного творчества;  понимать роль костюма, маски и грима в искусстве актерского перевоплощения;  называть имена российских художников(А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский);  различать выразительные средства художественной фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.);  понимать изобразительную природу экранных искусств;  характеризовать принципы киномонтажа в создании художественного образа;  различать понятия: игровой и документальный фильм;  называть имена мастеров российского кинематографа. С.М. Эйзенштейн. А.А. Тарковский. С.Ф. Бондарчук. Н.С. Михалков;  понимать основы искусства телевидения;  понимать различия в творческой работе художника-живописца и сценографа;  применять полученные знания о типах оформления сцены при создании школьного спектакля;  использовать элементарные навыки основ фотосъемки, осознанно осуществлять выбор объекта и точки съемки, ракурса, плана как художественно-выразительных средств фотографии;  пользоваться компьютерной обработкой фотоснимка при исправлении отдельных недочетов и случайностей;
8 класс. Обучающийся получит возможность научиться:
 определять «Русский стиль» в архитектуре модерна, называть памятники архитектуры модерна;  использовать навыки формообразования, использования объемов в архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина); создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскости и в пространстве;  узнавать основные художественные направления в искусстве XIX и XX веков;  применять творческий опыт разработки художественного проекта – создания композиции на определенную тему;  характеризовать стиль модерн в архитектуре. Ф.О. Шехтель. А. Гауди;  создавать с натуры и по воображению архитектурные образы графическими материалами и др.;
2.

Содержание учебного предмета «Изобразительное искусство»

5 класс (35 часов)
Практических работ-27, итоговая работа - 1
Народное художественное творчество – неиссякаемый источник самобытной красоты

Древние корни народного творчества


Солярные знаки (декоративное изображение и их условно-символический характер). Древние образы в народном творчестве. Русская изба: единство конструкции и декора. Крестьянский дом как отражение уклада крестьянской жизни и памятник архитектуры. Орнамент как основа декоративного украшения. Праздничный народный костюм – целостный художественный образ. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Орнамент Различие национальных особенностей русского
орнамента и орнаментов других народов России.
Связь времен в народном искусстве.

Народные промыслы.
Древние образы в народных игрушках (Дымковская игрушка, Филимоновская игрушка). Композиционное, стилевое и цветовое единство в изделиях народных промыслов (искусство Гжели, Городецкая роспись, Хохлома, Жостово, роспись по металлу, щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте).
Декор — человек, общество, время .
Символика и орнаментальность украшений. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества ( Древний Египет). Одежда как искусство, символ положения и роли человека в обществе. Многообразие форм и декора в одежде народов Древнего Египта, Китая и Западной Европы XVII века (эпоха барокко). Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Г ербы и эмблемы. Символы и эмблемы в современном обществе. Герб Приморского края и Черниговского района. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Декоративное искусство в современном мире
Современное выставочное искусство. Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства. Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале. Художественно-творческие проекты.
6 класс (35 часов)
Практических работ-25, итоговая работа - 1
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
Пространственные искусства. Художественные материалы. Жанры в изобразительном искусстве. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл. Рисунок – основа изобразительного творчества. Художественный образ. Стилевое единство. Линия, пятно. Ритм. Цвет. Основы цветоведения. Композиция. Натюрморт. Понятие формы. Геометрические тела: куб, шар, цилиндр, конус, призма. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Пейзаж. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в живописи художников – импрессионистов (К. Моне, А. Сислей). Пейзаж в графике. Работа на пленэре.
Понимание смысла деятельности художника
Портрет. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого (В.А. Тропинин, И.Е. Репин, И.Н. Крамской, В.А. Серов). Портрет в изобразительном искусстве XX века (К.С. Петров-Водкин, П.Д. Корин).
Стили,

направления

виды

и

жанры

в

русском

изобразительном

искусстве

и

архитектуре XVIII - XIX вв.


Классицизм в русской портретной живописи XVIII века (И.П. Аргунов, Ф.С. Рокотов, Д.Г. Левицкий, В.Л. Боровиковский). Русская классическая скульптура XVIII века (Ф.И. Шубин, М.И. Козловский). Тема русского раздолья в пейзажной живописи XIX века (А.К. Саврасов, И.И. Шишкин, И.И. Левитан, В.Д. Поленов). Монументальная скульптура второй половины XIX века (М.О. Микешин, А.М. Опекушин, М.М. Антокольский).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Российские художественные музеи (Русский музей, Эрмитаж, Третьяковская галерея). Художественно-творческие проекты.
7 класс (35 часов)
Практических работ-24, итоговая работа - 1

Понимание смысла деятельности художника
Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Историческая живопись художников объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т.Н. Яблонская). Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. Милашевский, В.А. Фаворский). Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных.
Искусство полиграфии
Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Искусство шрифта. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. Проектирование обложки книги, рекламы, открытки, визитной карточки и др.
Стили,

направления

виды

и

жанры

в

русском

изобразительном

искусстве

и

архитектуре XVIII - XIX вв.
Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века (П.А. Федотов). «Товарищество передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Исторический жанр (В.И. Суриков). «Русский стиль» в архитектуре модерна (Исторический музей в Москве, Храм Воскресения Христова (Спас на Крови) в г. Санкт - Петербурге).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Художественно-творческие проекты.
8 класс (35 часов)
Практических работ-25, итоговая работа - 1
Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ времени. Единство художественного и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье). Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово-паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды.
Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды.
Изобразительное искусство и архитектура России XI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко.
Изображение

в

синтетических

и

экранных

видах

искусства

и

художественная

фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX века (А.Я. Головин, А.Н. Бенуа, М.В. Добужинский). Опыт художественно-творческой деятельности. Создание художественного образа в искусстве фотографии. Особенности художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и монтаж. Кинокомпозиция и средства эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, художник, актер). Мастера российского кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно-творческие проекты.
Стили,

направления

виды

и

жанры

в

русском

изобразительном

искусстве

и

архитектуре XVIII - XIX вв.
Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт-Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков).
Взаимосвязь истории искусства и истории человечества
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Художественно-творческие проекты.
3.

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых

на освоение каждой темы

5 класс

№ Раздел программы

(темы)

Содержание

К-во

часов

Народное художественное творчество – неиссякаемый источник

самобытной красоты
1. Древние корни народного искусства Древние образы в народном творчестве. Солярные знаки. Убранство русской избы. Внутренний мир русской избы. Конструкция и декор предметов народного быта и труда. Русская народная вышивка. Орнамент как основа декоративного украшения Народный праздничный костюм. Народные праздничные обряды, их символическое значение. 8
Народные праздничные обряды. Народные праздники в Приморье и Черниговском районе. 2. Связь времён в народном искусстве. Народные промыслы. Древние образы в современных народных игрушках. Искусство Гжели. Городецкая роспись. Хохлома. Элементы росписи. Роспись посуды Жостово. Роспись по металлу. Щепа, роспись по лубу и дереву, тиснение и резьба по бересте. Роль народных художественных промыслов в современной жизни. 8 3. Декор - человек, общество, время. Зачем людям украшения. Символика и о р н а м е н т а л ь н о с т ь у к р а ш е н и й . Р о л ь декоративного искусства в жизни древнего общества (Древний Египет). Одежда как искусство, символ положения и роли человека в обществе. Многообразие форм и декора в одежде народов Древнего Египта, Китая. Многообразие форм и декора в одежде народов Западной Европы XVII века. Выполнение коллективной работы «Бал во дворце». О чем рассказывают нам гербы. Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб Приморского края и Черниговского района. О чем рассказывают нам эмблемы. Символы и эмблемы в современном обществ. Роль декоративного искусства в классовом обществе. Античная вазопись. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества. 10 4. Декоративное искусство в современном мире. Современное выставочное искусство (керамика, художественное стекло, метал, батик, гобелен). Ты сам — мастер. Лоскутная аппликация или коллаж. Декоративные игрушки из мочала. Витраж в оформлении интерьера школы. Нарядные декоративные вазы. Декоративные куклы. Эскиз росписи стены для школьного интерьера. Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства. Итоговая творческая работа 8 5. Резерв 1 Итого: 35
6 класс

№ Раздел программы

(темы)

Содержание

К-во

часов

Виды изобразительного искусства и основы образного языка
1. Виды изобразительного Изобразительное искусство. Семья 8
искусства и основы образного языка пространственных искусств. Художественные материалы. Рисунок — основа изобразительного творчества. Линия и ее выразительные возможности. Ритм линий. Пятно как средство выражения. Ритм пятен. Цвет. Основы цветоведения. Цвет в произведениях живописи. Объемные изображения в скульптуре. Основы языка изображения. 2. Мир наших вещей. Натюрморт. Реальность и фантазия в творчестве художника. Изображение предметного мира - натюрморт. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива. Освещение. Свет и тень. Натюрморт в графике. Цвет в натюрморте. Выразительные возможности натюрморта. 8
Понимание смысла деятельности художника
3. Вглядываясь в человека. Портрет Образ человека — главная тема искусства. Конструкция головы человека и ее основные пропорции. Изображение головы человека в пространстве. Портрет в скульптуре. Графический портретный рисунок.Сатирические образы человека. Образные возможности освещения в портрете. Роль цвета в портрете. Великие портретисты прошлого. Портрет в изобразительном искусстве XX века. 10
Виды изобразительного искусства и основы образного языка
4. Человека и пространство в изобразительном искусстве Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства. Правила построения перспективы. Воздушная перспектива. Пейзаж – большой мир. Пейзаж в живописи художников- импрессионистов. Пейзаж настроения. Природа и художник. Пейзаж в русской живописи. Пейзаж в графике. Городской пейзаж. Выразительные возможности изобразительного искусства. Итоговая творческая работа 8 5. Резерв 1 Итого: 35
7 класс

№ Раздел программы

(темы)

Содержание

К-во

часов

Понимание смысла деятельности художника
1. Изображение фигуры человека и образ человека Изображение фигуры человека и образ человека. Изображение фигуры человека в истории искусства (Леонардо да Винчи, Микеланджело Буанаротти, О. Роден). Пропорции и строение фигуры человека. Лепка фигуры человека. Набросок фигуры человека с натуры. Основы представлений о выражении в образах искусства 8
нравственного поиска человечества (В.М. Васнецов, М.В. Нестеров).
Вечные темы и великие исторические события в искусстве
2. Поэзия повседневности И с т о р и ч е с к а я ж и в о п и с ь х уд о ж н и к о в объединения «Мир искусства» (А.Н. Бенуа, Е.Е. Лансере, Н.К. Рерих). Исторические картины из жизни моего города (исторический жанр). Исторический жанр (В.И. Суриков). Праздники и повседневность в изобразительном искусстве (бытовой жанр). Жанровая живопись в произведениях русских художников XIX века ( П . А . Ф е д о т о в ) . « Т о в а р и щ е с т в о передвижников» (И.Н. Крамской, В.Г. Перов, А.И. Куинджи). Тема Великой Отечественной войны в монументальном искусстве и в живописи. Мемориальные ансамбли. Место и роль картины в искусстве XX века (Ю.И. Пименов, Ф.П. Решетников, В.Н. Бакшеев, Т. Н . Яблонская). 8 3. Великие темы жизни Сюжет и содержание в картине. Процесс работы над тематической картиной. Библейские сюжеты в мировом изобразительном искусстве (Леонардо да Винчи, Рембрандт, Микеланджело Буанаротти, Рафаэль Санти). Мифологические темы в зарубежном искусстве (С. Боттичелли, Джорджоне, Рафаэль Санти). Русская религиозная живопись XIX века (А.А. Иванов, И.Н. Крамской, В.Д. Поленов). Тематическая картина в русском искусстве XIX века (К.П. Брюллов). Крупнейшие художественные музеи мира и их роль в культуре (Прадо, Лувр, Дрезденская галерея). Художественно- творческие проекты. 10 4. Реальность жизни и художественный образ Искусство иллюстрации (И.Я. Билибин, В.А. М и л а ш е в с к и й , В . А . Ф а в о р с к и й ) . Анималистический жанр (В.А. Ватагин, Е.И. Чарушин). Образы животных в современных предметах декоративно-прикладного искусства. Стилизация изображения животных. Искусство полиграфии. Специфика изображения в полиграфии. Формы полиграфической продукции (книги, журналы, плакаты, афиши, открытки, буклеты). Типы изображения в полиграфии (графическое, живописное, компьютерное фотографическое). Итоговая творческая работа 8 5. Резерв 1 Итого: 35
8 класс


№ Раздел программы

(темы)

Содержание

К-во

часов

Конструктивное искусство: архитектура и дизайн
1. Дизайн и архитектура- конструктивные искусства. Художественный язык конструктивных искусств. Роль искусства в организации предметно – пространственной среды жизни человека. От плоскостного изображения к объемному макету. Здание как сочетание различных объемов. Понятие модуля. Важнейшие архитектурные элементы здания. Вещь как сочетание объемов и как образ в р е м е н и . Е д и н с т в о худ ож е с т в е н н о го и функционального в вещи. Форма и материал. Цвет в архитектуре и дизайне. Архитектурный образ как понятие эпохи (Ш.Э. ле Корбюзье).
Взаимосвязь

истории

искусства

и

истории

человечества.
Традиции и новаторство в изобразительном искусстве XX века (модерн, авангард, сюрреализм). Модерн в русской архитектуре (Ф. Шехтель). Стиль модерн в зарубежной архитектуре (А. Гауди). Художественно-творческие проекты. 8 2. Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры как среды жизни человека. Тенденции и перспективы развития современной архитектуры. Жилое пространство города (город, микрорайон, улица). Природа и архитектура. Ландшафтный дизайн. Основные школы садово- паркового искусства. Русская усадебная культура XVIII - XIX веков. Искусство флористики. Проектирование пространственной и предметной среды. Дизайн моего сада. История костюма. Композиционно - конструктивные принципы дизайна одежды. 10 3
Изобразительное

и с к у с с т в о

и

архитектура

России

XI –XVII вв.
Художественная культура и искусство Древней Руси, ее символичность, обращенность к внутреннему миру человека. Архитектура Киевской Руси. Мозаика. Красота и своеобразие архитектуры Владимиро-Суздальской Руси. Архитектура Великого Новгорода. Образный мир древнерусской живописи (Андрей Рублев, Феофан Грек, Дионисий). Соборы Московского Кремля. Шатровая архитектура (церковь Вознесения Христова в селе Коломенском, Храм Покрова на Рву). Изобразительное искусство «бунташного века» (парсуна). Московское барокко. Архитектурные шедевры стиля барокко в Санкт- Петербурге (В.В. Растрелли, А. Ринальди). Классицизм в русской архитектуре (В.И. Баженов, М.Ф. Казаков). 6 4
Изображение в

синтетических и

экранных видах

искусства и

художественная

фотография
Роль изображения в синтетических искусствах. Театральное искусство и художник. Сценография – особый вид художественного творчества. Костюм, грим и маска. Театральные художники начала XX в е к а ( А . Я . Го л о в и н , А . Н . Б е н у а , М . В . Добужинский). Опыт художественно-творческой 10
деятельности. Создание художественного образа в и с к у с с т в е ф о т о г р а ф и и . О с о б е н н о с т и художественной фотографии. Выразительные средства фотографии (композиция, план, ракурс, свет, ритм и др.). Изображение в фотографии и в живописи. Изобразительная природа экранных искусств. Специфика киноизображения: кадр и м о н т а ж . К и н о к о м п о з и ц и я и с р е д с т в а эмоциональной выразительности в фильме (ритм, свет, цвет, музыка, звук). Документальный, игровой и анимационный фильмы. Коллективный процесс творчества в кино (сценарист, режиссер, оператор, худож ник, акт ер). М аст ера р о с с и й с ко г о кинематографа (С.М. Эйзенштейн, С.Ф. Бондарчук, А.А. Тарковский, Н.С. Михалков). Телевизионное изображение, его особенности и возможности (видеосюжет, репортаж и др.). Художественно- творческие проекты. Итоговая творческая работа 5. Резерв 1 Итого: 35


В раздел образования