Напоминание

Байкальская матрица


Автор: Романюк Ирина Дмитриевна
Должность: учитель химии
Учебное заведение: МОУ ИРМО "Ширяевская СОШ"
Населённый пункт: Д. Ширяева, Иркутский район, Иркутская область
Наименование материала: Методическая разработка экологической игры
Тема: Байкальская матрица
Раздел: среднее образование





Назад




Игра «БАЙКАЛЬСКАЯ МАТРИЦА»

Романюк Ирина Дмитриевна,

учитель химии МОУ ИРМО

«Ширяевская СОШ»

Игра

была

апробирована

в

шести

школах

Иркутского

района,

а

так

же

в

экологическом лагере Иркутского района. Игра основана на региональном компоненте. В

игре могут участвовать одновременно от 50 до 250 человек, в возрасте от 9 до 15 лет.

Оптимальный вариант проведения игры на берегу Байкала, но можно провести ее на

большой поляне в лесу, на пришкольном участке, на школьном стадионе или в случае

плохой погоды внутри школы. Игра носит командный характер, и проводится по этапам.

Игру лучше всего проводить на воздухе, во второй половине дня.

Цель игры:

o

Способствовать формированию в сознании учащихся принципов устойчивого развития

o

Формировать в сознании учащихся чувство любви к родному краю, к природе.

o

Развитие интерактивных технологий обучения и воспитания детей.

Задачи игры:

Формирование детского коллектива, формирование командного духа, умения работать в

команде, умения находить своё место в коллективе, определение своей роли в общем

деле, формирование лидерских качеств личности, повышение самооценки учащихся,

воспитание чувства ответственности за порученное дело.

Способствовать формированию в сознании учащихся принципов устойчивого развития.

Формировать в сознании учащихся чувство любви к родному краю, к природе.

Учить

ребят

договариваться

друг

с

другом,

относиться

терпимо

к

чужому

мнению

,

способствовать формированию ответственности за конечный рез

ультат.

Формирование

эмоционально-волевой

сферы

личности

посредством

решения

проблемных ситуаций.

Развитие мышления и речи учащихся путём упражнений в анализе и синтезе, а также

развитие

логического

мышления

путем

осознания

логической

цепочки

символ

действие.

Развивать у учащихся умение выражать себя при помощи художественных средств,

художественное восприятие окружающего мира.

Тренировать навык ориентации в незнакомой ситуации, умение видеть новые качества в

знакомых предметах.

Оборудование

1. Флажки для обозначения этапов.

2. Номера этапов у судей на этапах.

3. Маршрутные листы для каждой команды.

4. Матрицы для каждого из этапов (таблица с номерами вопросов и условными символами)

5. Листы бумаги, карандаши и фломастеры, для изготовления листовок.

В игре участвуют:

а) Команды детей

Команды

могут

быть

как

одновозрастные,

например

команды

по

классам,

так

и

разновозрастные,

например

команды

по

интересам,

а

также

в

команды

могут

быть

составлены

из

ранее

незнакомых

ребят,

что

может

служить

дополнительным

психологическим

тренингом,

т.к.

дети

за

время

игры

должны

познакомиться

и

договориться для совместных действий. При формировании команд из ранее незнакомых

детей, желательно предварительно провести с командами ряд упражнений, нацеленных на

знакомство детей друг с другом, формирование коллектива и сплочение команды)

б) Судьи на этапах

Это

могут

быть

как

взрослые,

так

и

старшие

дети.

Желательно,

чтобы

в

роли

руководителей этапов выступали учащиеся – члены экологического кружка, или учащиеся

изучающие

байкаловедение,

при

этом

повышается

ответственность

и

самооценка

учащихся, они реализуют на практике полученные ими знания, учатся выступать в роли

руководителя)

в) Жюри

Это могут быть взрослые педагоги совместно с представителями детей. Участие детей в

жюри, также повышает их самооценку и ответственность, они учатся быть объективными

и непредвзятыми.

МАТРИЦА (образец)

Что означают символы МАТРИЦЫ

______________________________________________________________________________

Символ «ПРОЛЁТ» – команда «пролетает», т. е. вопрос команде не

задается, а от её очков отнимается один балл (минус 1 балл)

_______________________________________________________

Символ «ЧЕРНАЯ ДЫРА» - команде задается вопрос из любой другой

темы, связанный с экологией (в случае правильного ответа – плюс 2

балла)

___________________________________________________________________________________

Символ «ВОПРОС ПО ТЕМЕ ЭТАПА» (в случае правильного ответа

– плюс 1 балл)

___________________________________________________________

Символ «БЛИЦ» - команде задается 3 вопроса по теме этапа ( в случае

правильного ответа – плюс 3 балла)

_________________________________________________________________________________

Символ «ВОПРОС ПО ТЕМЕ ЭТАПА» (в случае правильного ответа

– плюс 1 балл)

_______________________________________________________

Символ «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ВОПРОС» - команда хором исполняет

песню о природе (если команда , поет дружно – плюс 2 балла, если не

дружно – плюс 1 балл)

___________________________________________________________________________________

Символ «ВОПРОС ПО ТЕМЕ ЭТАПА» (в случае правильного ответа

– плюс 1 балл)

____________________________________________________________

Символ «ПРИЗ» - вопрос команде не задается (плюс 1 балл)

_______________________________________________________

Примечание: для того, чтобы дети не могли подобрать по образцу номер желаемого

символа. Необходимо изменять порядок цифр в матрице для каждого этапа, чтобы номера

соответствующих символов на разных этапах не совпадали.

Подготовка к игре

Этапы располагаются подальше друг от друга, с целью увеличения двигательной

активности учащихся. Каждый этап обозначается флажком и номером этапа на груди у его

руководителей.

1 этап

1

2

3

?

4

5

?

6

7

?

8

Судьями

на

этапах

являются

учащиеся,

имеющие

наибольший

объем

знаний

о

Байкале, обычно это члены экологического кружка. На

каждый этап назначаются два

судьи. Желательно при подготовке к игре предложить юным экологам самим выбрать тему

этапа, за который они будут отвечать, и дать время для повторения материала по данной

теме. Судьи на этапах самостоятельно подбирают вопросы для команд по выбранной теме

этапа и представляют их учителю, для того, чтобы он смог откорректировать материал.

Участники

игры

разбиваются

на

команды

(по

классам,

по

отрядам

или

по

симпатиям), число команд не должно превышать количество этапов. Каждая команда

придумывает себе название, эмблему и девиз на Байкальскую тему и выбирает капитана.

Начало игры

Перед

началом

игры

проводится

общее

построение

команд,

на

котором

они

представляют

свое

название

и

девиз.

Во

время

построения

учащимся

объясняются

правила игры. Особое внимание необходимо обратить на точность выполнения маршрута,

на значение символов матрицы, и на необходимость работать в команде.

Каждой команде вручается маршрутный лист, в котором указываются этапы и баллы,

полученные командами на этапах. Команда должна походить этапы в том порядке, в

котором они указанны в маршрутном

Прохождение маршрута

При

прибытии

команды

на

этап,

Судьи

на

этапах

узнают

название

команды

и

сверяются с маршрутным листом команды.

Команда, прибыв на этап, должна посовещаться и дружно хором выкрикнуть номер

матрицы

Необходимость

коллективного

решения

при

выборе

номера

матрицы

способствует формированию у ребят командного духа, тренирует навык работы в группе,

формирует умение слышать друг друга, договариваться друг с другом, уважать чужое

мнение, и принимать общее решение. (если команда не может сообщить хором номер

выбранной матрицы, то судьи такой ответ не принимают, до тех пор пока не будет получен

коллективный ответ)

После

выбора

номера,

руководитель

этапа

сверяется

со

значком

матрицы

соответствующим данному номеру и сообщает его команде

Команда выполняет выпавшее ей задание (отвечает на вопросы, поет песню и т. д., а

если команде выпал «Пролёт» или «Приз», то команда не отвечает на вопросы, а просто

теряет один балл или получает добавочный балл).

Руководители оценивают ответ команды по пятибалльной системе и заносят оценку

в маршрутный лист.

Ответственность руководителей и участников игры

Взрослые, руководители игры, отвечают за соблюдение техники безопасности при

проведении

массовых

мероприятий,

при

передвижении

групп

детей,

при

работе

с

природным материалом. Отвечают за сохранность жизни и здоровья учащихся во время

игры, за соблюдение морально-этических норм при проведении игры, за уважение чести и

достоинства учащихся и взрослых задействованных в игре, за соблюдение правил игры.

Капитаны команд отвечают за дисциплину в своей команде, Стараются сплотить

свою команду, следят за точностью выполнения маршрута.

Судьи на этапах отвечают за порядок на своем этапе и имеют право штрафовать

команду за грубость и нарушение дисциплины.

По окончанию прохождения маршрута

После

прохождения

всех

этапов,

капитан

сдает

маршрутный

лист

жюри

для

подведения итогов.

Командам на время подсчета результатов предлагаются еще несколько заданий:

1)

Конкурс листовок

(продолжительность 10-15 минут)

Два человека от каждой команды направляются на изготовление листовок в защиты

природы Байкала.

Данное задание развивает мышление учащихся, учит их выражать себя при помощи

художественных

средств,

способствует

формированию

ответственности

за

конечный

результат.

2)

Конкурс картин из природного материала

(продолжительность 10-15 минут, одновременно с конкурсом листовок)

Командам предлагается выбрать себе участок на поляне или на спортивном поле, или

на площадке и создать там картину о Байкале, используя для этого любой подручный

материал, который они найдут. При этом,

можно использовать палочки, камни, песок,

разные бытовой мусор (пластик, бумагу, стекло), но нельзя рвать траву, цветы, ломать

ветки, т. е. трогать живые растения.

Данное

задание

развивает

мышление,

художественное

восприятие

окружающего

мира, учит выражать идею при помощи подручных средств, тренирует навык ориентации

в незнакомой ситуации, умение видеть новые качества в знакомых предметах.

Примечание:

конкурс

листовок

и

конкурс

картин

из

природного

материала

лучше

проводить одновременно, пока два человека рисуют листовку, остальные члены команды

создают картину

3)

Защита листовок и картин.

(3-5 минут на всех для обдумывания, 2 минуты на защиту каждой команде)

Команды в произвольной форме защищают свои работы

Данное задание развивает мышление, речь учащихся, учит их договариваться друг с

другом,

относиться

терпимо

к

чужому

мнению,

способствует

формированию

умения

выступать на публике, доказывать свою точку зрения.

4)

Уборка территории (5 минут)

После подведения итогов конкурса листовок и картин (по десятибалльной системе),

листовки вывешиваются на видном месте, жюри заносит результаты в маршрутные листы.

Учащимся на время подведения окончательных итогов предлагается привести в порядок

место

своего

творчества,

т.

е.

убрать

за

собой

все

картины,

при

этом

команды

предупреждаются, что за некачественную уборку будут сняты баллы. Это предупреждение

настолько стимулирует детей, что через пять минут территория становится чище, чем она

была до проведения конкурса.

Данное задание дает время жюри для подведения итогов и распределения призов. А также

способствует

формированию

у

ребят

чувства

ответственности

за

последствия

своих

поступков, а также формирует командный дух. Обычно за время игры команды настолько

сплачиваются, что даже те дети, которые всегда крайне неохотно принимают участие в

уборке, здесь работают едва ли не лучше всех.

Окончание игры

По окончанию игры всеобщее построение, команды опять громко сообщают своё

название и девиз, жюри подводит итоги игры и награждает команды.

Общее время проведения игры

Начало игры: общее построение, представление команд, объяснение правил – 10 мин.

Прохождение маршрутов – 30 - 35 минут

Конкурс листовок и картин из природного материала – 10-15 минут

Защита листовок и картин – 5 минут обдумывание плюс 15 минут защита команд

Уборка территории – 5 минут

Подведение итогов – 10 минут

Итого: общее время игры – 1 час 30 – 1 час 40 минут

Приложение №1

Маршрутный лист (образец)

Маршрутный лист команды _________________________________

Название команды, класс, отряд.

ЭТАПЫ

Баллы

Штрафы и

замечания

команде

Подпись

судьи

этапа

1 этап

«История открытия и исследования озера

Байкал. Географическое положение. Горные массивы»

2 этап

«Общая характеристика, озера острова, заливы»

3 этап

«Особенности гидрологии озера»

4 этап

«Климатические особенности озера»

5 этап

«Ветра, льды и течения»

6 этап

«Флора и фауна озера.Эндемики Байкала»

7 этап

«Взгляд в будущее – устойчивое развитие на

Байкале»

8 этап

«Охраняемые территории и хозяйственная

деятельность человека на Байкале»

Девиз и эмблема команды

Листовка в защиту Байкала

Картина из природного материала

ВСЕГО

Примечание: маршрутные листы составляются так, чтобы команды не скапливались на

одном этапе, а равномерно распределялись по всему маршруту, т.е. порядок посещения

этапов для каждой из команд свой.



В раздел образования