Автор: Строкова Татьяна Анатольевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА №1155, д/о 2
Населённый пункт: Москва
Наименование материала: Консультация для родителей
Тема: Рекомендации по повышению уровня готовности к школе
Раздел: дошкольное образование
Рекомендации по повышению уровня готовности к школе
-Кто должен осуществлять подготовку ребёнка к школе?
Родители дошкольников, посещающих детские сады, часто рассчитывают на то, что дети
будут подготовлены к школе силами воспитателей.
Действительно, специально организованные занятия помогают детям подготовиться к
школе, но без помощи родителей такая подготовка не будет качественной.
Опыт показывает, что никакое самое хорошее детское учреждение-ни детский сад, ни
начальная школа – не могут полностью заменить семью, семейное воспитание. В
дошкольном учреждении детям прививают многие полезные навыки, учат рисованию,
счёту, письму и чтению. Но если занятиями ребёнка не интересуются в семье, не придают
им должного значения, не поощряют усердия и прилежания, ребёнок тоже начинает
относиться к ним пренебрежительно, не стремиться работать лучше, исправлять свои
ошибки, преодолевать трудности в работе. Некоторых детей такое невнимание родителей
глубоко обижает, они перестают быть искренними и откровенными. Наоборот, интерес
родителей к делам дошкольника и первоклассника придаёт особое значение всем
достижениям ребёнка. Помощь в преодолении трудностей, возникающих при
выполнении любого рода занятий, принимается всегда с благодарностью и способствует
близости родителей и детей.
Правила создания позитивной обстановки в обучении:
1.Дошкольник учится в игре, где активно и равноправно учувствуют родители.
2.Обучение требует систематичности: 10-15 минут каждый день дадут больший результат,
чем час-два в выходные дни.
3. Необходимо учитывать принцип «от простого к сложному», то есть нельзя сразу научить
ребёнка всему, что вы знаете и умеете, каждый новый элемент добавляется постепенно,
когда предыдущие знания, умения уже усвоены. Если ребёнок отвечает неуверенно, то
вернитесь к простым заданиям, играм, изменяя их содержание, но оставляя цель.
4. Не забывайте оценивать успехи, а при неудачах одобряйте действия ребёнка словами:
« Если бы ты сделал так ( показ, объяснение), то было бы ещё лучше.
5. Старайтесь не создавать у ребёнка впечатления, что занятия и игры с ним являются
смыслом вашей жизни, поэтому играйте с ребёнком, например, во время приготовления
ужина на кухне ( «Чего не стало?», «Что изменилось?»), по дороге в детский сад, в
машине , в автобусе ( «Слова - города» и др).
6. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если взрослому не хочется играть в какую-то
игру или он плохо себя чувствует, то лучше отложить занятие. С плохим настроением,
через силу не играйте с ребёнком. Пользы это не принесёт. Игровое общение должно
быть интересным и для ребёнка, и для взрослого. В этом случае создаётся
положительная атмосфера для усвоения и развития.
Не опережающее изучение программы 1 класса, а всестороннее развитие ребёнка
должно стать содержанием умственной подготовки будущих первоклассников.
Постарайтесь создать в семье атмосферу радостного ожидания первого школьного дня.
Можно смело сказать: первостепенную роль в готовности ребёнка к обучению играет
запас знаний, который он с помощью взрослых и самостоятельно приобрёл за первые 6-7
лет своей жизни.
Каждому первокласснику необходимо знания о жизни страны, о родном городе, о труде
взрослых членов семьи, о природе родного края. В процессе приобретения этих знаний и
формируется столь необходимая первокласснику интеллектуальная активность,
рождается радость познания.
Развивается наблюдательность. Наблюдения обогащают ребенка верными, яркими
образами окружающей действительности, служат основой формирования представлений
и понятий. Наблюдение является основой мышления школьников. В процессе наблюдения
и отчёта о наблюдениях развивается речь детей.
Как организовать подготовку ребёнка в школе?
Подготовку к школе нужно организовать как непродолжительные принятые для ребенка
занятия.
- Разнообразные игры, рисования, лепка, конструирование, прослушивание и пересказ,
проигрывание сказок, пение- все это прекрасная подготовка к школе. Можно вводить
непродолжительные занятия по книгам (сейчас в продаже большой выбор пособий для
детей), но, занимаясь, побуждайте ребёнка думать, объясняя свои выводы.
- Никогда не ругайте ребенка во время занятий. Если у ребёнка что-то не получается или
он чего-то не понимает, поставьте задачу, решая которую, ребенок усвоит материал.
Искусство и трудность для взрослого –не словами объяснять ребёнку материал, а
придумывать такие задания, выполняя которые, ребёнок понимал бы, что к чему. Если
ребенок не понимает что-то чаще всего-это ошибки взрослого (неправильное объяснение
материала).
- Помнит, ребенок 5-6лет не может работать долго,15-20 мин – вот предел, а потом он
должен отвлечься. Играя с ребёнком, выполняя упражнения не слишком утомляйте его.
Следите за его реакцией и либо меняйте ход занятий, либо дайте ребенку отдохнуть.
- Проявляйте положительный интерес к занятиям ребёнка, расспрашиваете его, что он
делал, что узнал, как узнал, что ему понравилось.
- Важно привить ребенку веру в свои силы. Хвалить его, ни в коем случае не ругайте его за
допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат,
поощряйте поиск решений.
- Стимулируйте интерес ребёнка к окружающему миру. Задавайте ребёнку вопросы,
приучайте его рассказывать о своих впечатлениях, об увиденном.
- Организовывайте коллективные игры детей, в которых есть активное речевое общение.
- Не старайтесь <натренировать> ребёнка на выполнении заданий, а организовывайте
работу так, чтобы ребёнок понял способ решения задания. Работайте над пониманием
материала, а не только над его запоминанием, скоростью ответов, действий.
- Развивайте образные представления ребёнка. Этому способствует конструирование,
изобретательная деятельность, слушание и пересказ сказок, сочинение сказок.
- Для развития крупных движений, координации, движений организовывайте подвижные
игры, спортивные упражнения, но не соревнования, так как неудачи могут отпугнуть
ребёнка, понизить его самооценку. Родителям рекомендуется почаще играть с ребенком в
мяч, волейбол, вместе кататься на лыжах, плавать и т.п.
- Следует увеличить объем даваемых ребёнку пропедевтических, то есть вводных
систематизированных знаний, особенно по математике. При этом не торопитесь с
выработкой навыков, работать надо над пониманием материала, а не над скоростью,
точность и безошибочностью ответов на вопрос или выполнения каких-либо действий.