Автор: Наумова Оксана Николаевна
Должность: учитель биологии
Учебное заведение: КОГОБУ СШ с УИОП пгт Пижанка
Населённый пункт: Кировская область
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитательная работа с классом"
Раздел: среднее образование
Воспитательная работа с классным коллективом
В условиях постоянно меняющегося мира, развивающееся общество
нуждается в людях современно образованных, нравственных, способных
самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способных к
сотрудничеству, отличающихся мобильностью и конструктивностью.
Моя цель как классного руководителя, выполнить заказ государства и
общества и создать условия для формирования личности максимально
адаптированной к современным условиям, готовой к активной.
Инициативной и творческой деятельности, конкурентноспособной и
ориентированной на успех.
В современных условиях, когда формула «делай как все» утрачивает своё
значение, наиболее актуальными являются активные формы работы с
подростками. С введением ФГОС воспитательный компонент впервые в
истории отечественной системы образования включён в государственный
стандарт.
В стандарте появился новый документ «Концепция духовно-
нравственного развития» задающая нам духовные ориентиры, базовые
моральные, нравственные, общечеловеческие ценности.
Как научить? – первый и самый главный вопрос каждого учителя.
Как воспитывать? – этот вопрос задают себе гораздо реже и далеко не все. Но
именно он волнует меня как классного руководителя, воспитателя. Уверена,
что этот вопрос волнует и вас.
Приглашаю Вас к откровенному разговору о вопросах воспитания
современных детей (детей 21 века) по теме «Активные формы
воспитательной работы с подростками или через тернии к звёздам».
Воспитывать- значит организовывать деятельность детей.
Ребёнок развивается, формирует свои навыки, модели поведения,
ценности, чувства в процессе деятельности с одноклассниками и в ходе
общения с ними. Для достижения воспитательных целей нужно уметь создать
необходимые условия и организовать практику разнообразной интересной
деятельности детей.
Успех реализации воспитательной программы достигается через основные
направления деятельности.
Одно из направлений «Культура общения» . Оно включает в себя культуру
общения в семье, с другими людьми, со сверстниками (одноклассниками)
Для детей, особенно подросткового возраста, бывает сложно первым начать
общение, познакомится. Игра «Знакомство» (по методике Н. П. Нечаевой)
позволяет избежать неловкости на первом этапе знакомства, при переходе в
среднее звено или при знакомстве с новым учеником.
Тренинг «Ругательство» - ребята становятся в пары и кидая друг другу мяч
произносят любое ругательство( название предмета, цветка и т.п) без
ннннннн лексики, а второй ученик отвечает, улыбаясь «ты мне тоже очень
симпатичен».
В своей работе использую приём, который назвала « Волшебная
шкатулка».
Она стоит на самом видном месте в классе. Любой ученик, анонимно может
положить записку с вопросом его волнующим, или предложить тему для
разговора. Таким образом каждый может получить ответ на свой вопрос.
И сегодня она тоже со мной. Я попросила вас коллеги написать свои мысли
о системе образования и положить в шкатулку, мы ещё к ним вернёмся.
Особо сложным и оттого наиболее значимым направлением работы считаю
привлечение родителей к воспитательному процессу. В своей практике
использую потенциал родительских собраний для просвещения родителей.
Задавая себе вопрос: Как сделать родителей участниками воспитательного
процесса? Пришла к выводу, что помочь в этом могут нетрадиционные
формы общения с родителями: совместные вечера, весёлые страты,
педагогическая гостиная, родительский клуб, консультационный центр
«Поиск».
Умение классного руководителя строить диалог с детьми, открывает
тропинку к детскому сердцу.
В нашем общении с детьми всегда должен присутствовать неподдельный
интерес к личности ребёнка, и он должен это ощущать. Уважая ребёнка, его
интересы, мы учим его уважать учителя, родителей, всех тех, кто его
окружает, т.е. воспитываем в нём не только культуру общения, культуру
образования, но и культуру досуга.
Считаю, что классный руководитель должен заниматься воспитанием
своего класса не только в урочное время, но и быть в курсе внеурочной
деятельности. Я поддерживаю тесную связь с руководителями кружков и
секций. Ребята с удовольствием приглашают меня на ответственные
соревнования, отчётные концерты, спектакли. И я очень рада, что общение
вне школы продолжается и делает нас ещё ближе. Занятость во внеурочное
время составляет 100%. Ребята любят спорт, ведут здоровый образ жизни.
В своей работе большое внимание уделяю формированию экологической
культуры обучающихся, ведь любовь к Родине, начинает развиваться с любви
к природе.
Игра «Ассоциация»
На слайде вы видите иллюстрации, отражающие экологические проблемы.
Что вы думаете, чувствуете по отношению к проблеме?
Продолжите фразу: Проблема экологии ассоциируется у меня …..
Потому что….
По образованию я биолог –географ и тема экологии мне очень близка
Я очень люблю свой посёлок. Пижанка- чистейший и красивейший
посёлок, весной утопающий в зелени. Хочется, чтобы он становился ещё
краше и сохранился для будущих поколений. Понимая, что практическая
деятельность, позволит у учащихся сформировать более прочные знания, я
использую в своей деятельности метод проектов.
Являясь организатором экологической работы школы, стараюсь ребят
своего класса вовлекать в природоохранную практическую деятельность.
Ребята экологического клуба «Эдельвейс» принимали участие в
районных акций « Скажи мусору – нет» и « Чистое село, чистая планета».
На базе школы во время летнего оздоровительного лагеря наш
экологический отряд реализовал проекты «Зимний сад в школе» (2 место) ,
«Наша школа краше всех» ( 1 место) , данные проекты заняли призовые
места на уровне области. На территории школы ребятами эко-клуба с
помощью инициативной группы родителей была создана экологическая тропа
под названием « С чего начинается Родина?». Проект по созданию
экологической тропы занял второе место в районе.
С ребятами отряда проводим много исследовательских работ. Одну из
них под названием «Вода, вода, кругом вода» мы представляли в областном
биолого - экологическом центре.
Для ребят подобная деятельность не является новой. Многие из них
участвуют совместно с родителями в конкурсах, которые проводятся в
посёлке: « Пижанка город-сад», «Лучший цветник», «Лучший подъезд»,
«Лучшая площадка у дома». И прежде чем принять участие в конкурсе
всегда создают проект.
В следующем году мы хотим привлечь к подобной деятельности
предпринимателей и объявить конкурс « Лучшая площадь у магазина».
Наводя чистоту в своём доме, в школе, в посёлке человек становится чище
душой ( очищает свою душу и свои помыслы от лишнего мусора) учится
любить свою малую родину, свою страну.
Вот старинные часы.
Какие ассоциации они у вас вызывают?
О чём они могут сказать?
Да, время быстротечно. Время – это история.
Уверена, что вы со мной согласитесь, что человек становится настоящим
человеком, когда помнит свои корни, историю своей страны, своей малой
родины. В предверии 70-летия Победы была проведена огромная поисковая
работа. Был собран материал для книги памяти, была проведена серия
классных часов «Война в жизни моей семьи». А для того чтобы вызвать
эмоциональный отклик у ребят, я использовала каску времён войны.
Что вы можете сказать об этом предмете?
Предположите кому она принадлежала?
Что произошло с этим бойцом?
Ребята приняли участие в Параде Победы, в акции «Бессмертный полк».
История Пижанского района – часть истории России. Ребята знакомятся со
знаменитыми людьми (герои ВОВ, почётные граждане Пижанского района),
собирают материал о природных памятниках ( Лежнинское озеро) и
исторических местах (парк Победы – памятник у ДК). Все эти мероприятия
реализуются в рамках направления « Россия – моя страна». Они позволяют
воспитывать духовно-нравственную личность, патриота своей страны.
Шкатулка. Дневник
Ну что ж давайте откроем волшебную шкатулку. (Зачитала)
Мы можем бесконечно говорить, что всё плохо, жизнь не удалась. Но как
говорил Пифагор «Вместо того, чтобы считать свои неудачи, заведите
дневник и записывайте в него свои успехи. Это будет ваш дневник успешного
человека»
Знания, приобретённые через эмоциональные убеждения, переплетаются с
личностными убеждениями, приобщают человека к шшшшш отношений с
миром природы и обществом. Не нужно стараться преподнести ребёнку
готовые истины, это превращает ребёнка в засушливый цветок. И чтобы
этого не произошло , нельзя усвоение знаний отрывать от духовной жизни
обучающихся.
И сегодня хочется вспомнить слова В.А. Сухомлинского «Что самое главное
было в моей жизни? Без раздумий отвечаю: любовь к детям»
И задача классного руководителя сохранить эту любовь, пронеся её через все
преграды и непонимания. Пройти через тернии к звёздам. И сегодня я хочу
подарить вам цветок Эдельвейса – как символ любви, мужества и счастья. И
пусть в ваших сердцах всегда горит звезда надежды, что наш труд не
напрасен.