Автор: Архипцева Лариса Станиславовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной деятельности в практике работы ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста в рамках проектной
деятельности в практике работы ДОУ
Архипцева Лариса Станиславовна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 125»,гНовокузнецк
Детская потребность в исследовательском поиске обусловлена биологически,
ребёнок рождается исследователем. Именно это внутреннее стремление к исследованию
порождает соответствующее поведение и создаёт условия для того, чтобы психическое
развитие
ребёнка
изначально
разворачивалось
как
процесс
саморазвития.
Даже
дошкольник может осуществить самостоятельную проектную деятельность – в форме
некоторых видов игр (ролевой, режиссёрской и т. д.).
Одним из перспективных методов, способствующих решению этой проблемы,
является метод проектной деятельности. (рисунок 1 )
Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, он
развивает познавательный интерес, любознательность к различным областям знаний,
1
формирует навыки сотрудничества, практические умения.
Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в
различных
видах
ролевой
деятельности.
Общее
дело
развивает
любознательность,
коммуникативные и нравственные качества дошкольников.
Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы
предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов,
средств
обучения,
а
с
другой,
предполагает
необходимость
интегрирования
знаний,
умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих
областей.
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта:
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее педагогу необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно
исследовать
в
рамках
намеченной
тематики.
Сами
же
проблемы
выдвигаются
воспитанниками
с подачи педагога (наводящие вопросы, ситуации, способствующие
определению проблем, видеоряд с той же целью, т. д.). Здесь уместна «мозговая атака» с
последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска
информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым
исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на занятиях, в групповой
работе в библиотеке, пр.).
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
В
процессе
проекта
усилия
воспитателей
и
детей
направлены
на
формирование
способностей к переносу знаний и умений в новую ситуацию, способности к комбинации
известных способов деятельности с целью получения нового способа. Важно и то, что
весь этот процесс окрашен положительными эмоциями, поскольку целиком отвечает
потребностям активной детской натуры.
При
отборе
содержания
проекта
воспитатель
опирается
на
имеющиеся
у
детей
потребности и интересы, особое внимание уделяется созданию условий для превращения
детей
в
субъектов
своей
деятельности.
Педагог
продумывает
мотивацию,
заранее
моделирует
проблемные
ситуации,
дети
участвуют
в
выдвижении
ближайших
и
перспективных
целей
своей
деятельности,
предлагая
различные
варианты
решения
проблем, действуют преимущественно не по инструкции, данной воспитателем, а на
2
основе самостоятельно принятого решения
Система работы в дошкольном учреждении по работе с проектами включает в себя
следующие блоки:
Первый
блок
предполагает
педагогическое
сопровождение
ребенка
в
деятельности по освоению окружающего мира.
Второй блок способствует актуализации знаний, умений, навыков ребенка, их
практическому применению.
Третий
блок
стимулирует
потребность
ребенка
в
самореализации,
самовыражении, в творческой деятельности.
В
постановке
задачи,
подготовке
проекта,
планировании
его
основная
роль
принадлежит воспитателю и детям. В практической реализации проекта принимают
участие дети, родители, а также все сотрудники детского сада.
Доминирующие методы, используемые в работе над проектом могут быть игровые,
творческие, познавательные и др. Также педагоги разрабатывают различную тематику
проектов.
Тематика проектов в ДОУ
Игровые
проекты
Творческие
проекты
Познавательные
проекты
«Игра-
п у т е ш е с т в и е
в
подводное царство»;
«Театр»
(сюжетно-ролевая
игра);
«Строим город
будущего» (игра);
«Путешествие в
древний мир»;
«Строим
сказочный
снежный
городок
осенний,
в е с е н н и й ,
з и м н и й
вернисаж (т. е. от времени
года);
музыкальная
сказка (по выбору детей);
настольный
театр
(придумывание
сказки,
изготовление персонажей,
д е к о р а ц и й
и
п о к а з
спектакля
малышам
и
родителям);
«Веселая ярмарка»
(изготовление
пособий,
открыток,
атрибутов
и
др.);
создание
фильмотеки
рисованных
диафильмов.
ф е с т и в а л ь
и с к у с с т в
«Весенняя капель»;
ж урн а л
« П оч е м у ч к а »
(вопросы о природе, ОБЖ
и др.);
«Путешествие
в
Царство
Математики»; КВН;
к о н к у р с
« М о я
родословная»;
музей народной культуры;
( и с т о р и я
ч а е п и т и я ,
история
кол ы бе л ь н ы х
песен, история одежды и
др.);
« К р а с н а я
К н и г а »
( с о з д а н и е
к н и г и
и з
р и с у н к о в
р е д к и х
и
и с ч е з а ю щ и х
в и д о в
р а с т е н и й ,
ж и в о т н ы х ,
птиц).
По продолжительности проекты в детском саду могут быть краткосрочными (от 1
занятия
до
1
дня)
и
длительными
(от
1
недели
до
3
месяцев),
но
чаще
педагоги
3
используют длительные.
Работа педагога над проектом, включает составление обоснованного плана действий,
который формируется и уточняется на протяжении всего периода и проходит в несколько
этапов:
1) постановка цели;
2) поиск формы реализации проекта;
3) разработка содержания всего учебно-воспитательного процесса на основе тематики
проекта;
4) организация развивающей, познавательной, предметной среды;
5) определение направлений поисковой и практической деятельности;
6) организация совместной творческой, поисковой и практической деятельности с
педагогами, родителями и детьми;
7) работа над частями проекта, его коррекция;
8) коллективная реализация проекта, его демонстрация.
Педагоги ДОУ в основном используют метод проектов с детьми среднего и старшего
дошкольного
возраста.
Проект
–
это
продукт
сотрудничества
и
сотворчества
воспитателей, детей, родителей порой и всего персонала детского сада. Поэтому тема
проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно.
На этапе разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и
других видов деятельности, связанных с темой проекта, педагоги уделяют внимание и
продумывают организацию среды в ДОУ, таким образом, чтобы она являлась фоном к
эвристической и поисковой деятельности, развивала у дошкольника любознательность..
Например, работая над проектом организации экологического музея, в книжном уголке
можно
поставить
яркие
книги,
энциклопедии
для
детей,
альбомы
с
изображением
растений,
животных,
птиц,
«Красную
Книгу»
природы.
В
игровом
уголке
можно
систематизировать и поставить игры на эмпирическую тему. В групповой комнате можно
организовывать «фитобар», а на коробочках с фиточаем наклеить изображение данного
растения. «Официанты», подавая чай, могут рассказывать о его целебных свойствах,
побуждая детей узнавать новые рецепты. На стене в групповой комнаты и в приемной
можно повесить плакаты экологического содержания, выполненные детьми.
К организации поисковой и творческой деятельности детей должны быть подключены
родители и родственники, так как один ребенок с этой деятельностью не справится. По
теме проекта воспитатель предлагает детям задания (приготовить макет лесной полянки,
альбом с рисунками диких растений, плакат в защиту животных, гербарий полевых
цветов, фотографии местных зимующих птиц и т. д.). Ребята вместе с родителями на свое
4
усмотрение выбирают задание, и прежде чем раздать задания, воспитатель тщательно
продумывает, так как важно, чтобы они были не слишком трудоемкими и выполнялись с
желанием и радостью, а в случае необходимости воспитатель предоставляет справочный,
практический материал или рекомендует, где его можно найти.
Последний этап проекта – защита. Это всегда самый зрелищный момент. На защиту
приглашают гостей, родителей, малышей. Именно на этот момент приходится наивысшая
точка эмоционального накала и ее необходимо усилить социальной значимостью проекта.
Следует объяснить, для кого и для чего он создавался и зачем он нужен. Форма защиты
проекта
проходит
ярко,
интересно
и
продумана
так,
чтобы
высветить
и
продемонстрировать вклад каждого ребенка, родителя, педагога.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает
связать
обучение
с
жизнью,
формирует
навыки
исследовательской
деятельности,
развивает
познавательную
активность,
самостоятельность,
творчество,
умение
планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению
детей в школе.
Литература
1. Амонашвили Ш. А. В школу – с шести лет. – М, 1986.
2. Бодрова Е. В., Юдина Е. Г. Проблема творческого мышления в обучении дошкольников //
Особенности обучения и воспитания детей дошкольного возраста. – М., 1987.
3. Воронова В. Я. Творческие игры старших дошкольников. – М.: Просвещение, 1981.
4. Голуб Г. Б., Чуракова О. В. Метод проектов как технология формирования ключевых
компетентностей учащихся. – Самара: Изд-во «Профи», ЦПО, 2003.
5.
Киселёва
Л.
С.,
Данилина
Т.
А.,
Зуйкова
М.
Б.
Проектный
метод
в
деятельности
дошкольного учреждения. – М.: АРКТИ, 2003.
6. Никитин Б. П. Развивающие игры. – М., 1985.
7. Эльконин Д. Б. Детская психология. – М.: Учпедкиз, 1960.
8. Якиманская И. С. Технология личностно-ориентированного образования. – М.: Сентябрь,
2000.
5
ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
6
Проект «Невидимка, который нужен всем»
(старшая группа, долгосрочный, информационно-исследовательский)
Тип проекта: Информационно-исследовательский.
Длительность: 6 месяцев, сентябрь-февраль.
Участники проекта: Воспитатель ,родители, дети старшей группы (возраст 5-6 лет).
Образовательная область: Познавательное развитие
Проблема: Что такое воздух? Какими свойствами обладает?
Гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет», «Мы не можем потрогать воздух,
потому что он не предмет».
Цель: С
помощью
экспериментов
(опытов)
выявить
уровень
сформированности
представлений о воздухе у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
1. Обучать детей исследовательской (поисковой) деятельности, развивать познавательный
интерес
и
любознательность
в
процессе
наблюдений
за
реальными
природными
объектами и к практическому экспериментированию с ними.
2. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.
3.
Учить
объяснять
наблюдаемое
и
фиксировать
результаты
доступными
методами,
принимать и ставить перед собой цель эксперимента, отбирать средства и материалы для
самостоятельной деятельности.
4.
Расширять
представления
о
значимости
воздуха
в
жизни
человека,
сформировать
представления детей о кислороде и углекислом газе. Развивать экологическое сознание.
Планируемые результаты:
После завершения проекта дошкольники смогут:
проявлять интерес к миру природы, самостоятельно формулировать вопросы и
искать на них ответы (самостоятельно и совместно с взрослыми).
осуществлять поиск информации (самостоятельно и совместно с взрослыми).
собирать,
обобщать
и
оценивать
факты,
формулировать
и
представлять
собственную точку зрения (самостоятельно и совместно с взрослыми).
проявлять элементарные навыки рационального природопользования.
Краткое содержание проекта:
Предлагаемый проект проводится в рамках экологического воспитания детей старшего
дошкольного
возраста.
В
результате
самостоятельных
элементарных
опытов
и
7
исследований, направленных на изучение воздуха, его значения в жизни человека, у детей
формируются естественнонаучные представления об объектах неживой природы.
В
ходе
работы
над
проектом
дети
также
ответят
на
вопросы:
«Как
организовать
эффективный поиск информации? Что для этого можно использовать?»
Этапы реализации проекта:
1 этап: подготовительный.
Создание технической базы для детского экспериментирования (оборудование, природные
материалы). Основное оборудование лаборатории: приборы – «помощники»: лабораторная
посуда, весы, ёмкости для игр с водой разного объёма и формы; природный материал:
камешки,
глина,
песок,
ракушки,
птичьи
перья,
листья
деревьев,
семена
и
т.д.;
утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки; разные виды
бумаги; красители: гуашь, акварельные краски; медицинские материалы: пипетки, колбы,
мерные
ложки,
резиновые
груши,
шприцы
(без
игл);
прочие
материалы:
зеркала,
воздушные шары, сито, свечи.
Обобщение и уточнение представлений детей о функциях и свойствах воздуха. (Чтение
художественной литературы, рассматривание картин с природными явлениями).
Анкетирование родителей по данной проблеме.
Диагностика знаний детей на начало проекта.
2 этап: основной.
Организация работы над проектом.
Теоретическая часть: составление перспективно-тематического плана работы с детьми,
разработка конспектов и описание проведения опытов; создание фильма «Ветер «добрый»
и «злой», консультирование родителей по теме « Эксперимент в детском саду и дома».
Практическая часть:
1. Занятия по экологическому воспитанию (в рамках программы ДОУ)
2. Игры-эксперименты по данной проблеме.
3.
Связь
с
другими
видами
деятельности:
игровая,
продуктивная,
познавательно-
исследовательская
(самостоятельные
опыты),
беседы,
чтение
художественной
литературы).
3 этап: заключительный. «Презентация проекта».
Представление результатов проекта в МБ ДОУ в виде:
Творческая презентация с участием детей «Эксперименты с воздухом».
Конспекта итогового занятия с детьми «Что мы знаем о воздухе».
Сравнительная диагностика знаний детей по данной проблеме на начало и конец проекта.
Оформление информационно-исследовательского проекта «Невидимка»
8
Краткое описание проекта:
Описание методов оценивания.
В начале проектной деятельности (сентябрь) педагогом уточняются
представления дошкольников о свойствах воздуха,
проводится оценка первоначальных представлений детей старшего дошкольного
возраста (диагностика).
Обсуждаются вопросы, на которые дети хотели бы получить ответ,
составляется план проведения проекта, который предусматривает активное участие
взрослых и детей,
разрабатывается перспективно-тематический план по данной проблеме.
После завершения работы над проектом проводится его презентация, на которой
демонстрируются результаты исследований по изученной теме.
Оценивание
результативности
данного
метода
работы
с
детьми
старшего
дошкольного
возраста
(февраль
-
сравнительная
диагностика).
Оценивается
уровень сформированности представлений у детей о воздухе.
Планирование работы по проекту ( таблица 1).
9
месяц
неделя
содержание деятельности
Сентябрь
1 неделя
Проект начинается с обобщения и уточнения представление детей о функциях и свойствах воздуха (диагностика на
начало проекта). Заложить в детях представления о том, что людям необходим воздух для жизни.
2 неделя
Проведение анкетирования для родителей по теме «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми в детском
саду» и обобщение результатов.
3 неделя
Воспитатель проводит консультацию для родителей «Эксперимент в детском саду и дома», где уточняет важность
проектной деятельности в работе с дошкольниками.
4 неделя
Знакомство с материалом и оборудованием для исследовательской деятельности. Поддержать и развить интерес у
ребёнка к исследованиям, опытам, открытиям
Октябрь
1 неделя
Расширить представление детей о свойствах воздуха: невидим, не имеет запаха, не имеет веса .На первоначальном
этапе работа начинается с того, что воспитатель ставит перед детьми задачу обнаружить воздух в окружающем
пространстве и выявить его свойства - невидимость. Дети проводят опыт и делают вывод.Для чего нам нужен воздух?
Воспитатель предлагает детям сделать глубокий вдох, и затем выдох. Воздух нам нужен, чтобы дышать. Мы вдыхаем и
выдыхаем воздух. Имеет ли свой запах воздух? Дидактическая игра «Узнай по запаху». Дети проводят игру и делают
соответствующие выводы, что если в помещении ели апельсин, использовали духи или что-то еще, то воздух имеет
запах этого вещества или продукта. Имеет ли свой запах воздух? (Нет.)
2 неделя
Закрепить умение самостоятельно пользоваться чашечными весами. Предложить детям взвесить воздух и как это
можно сделать при помощи весов. Воспитатель рассказывает детям, что воздух можно взвесить и другим методом.
Дети проверяют это на практике и делают вывод, что воздушные шарики без воздуха весят одинаково, так же, как и
надутые.
3 неделя
Детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? Отвечая на этот вопрос и проводя опыт, было
установлено, что мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может
лопнуть. Рассказ воспитателя «Первый воздушный шар». Первый воздушный шар построили братья Жозеф и Жак
Монгольфье. Это было очень давно, в 1983 году. Шар был сделан из льняной ткани и бумаги. Братья наполнили его
10
горячим воздухом, потому что горячий воздух легче холодного. Первыми пассажирами стали овца, утка и петух. Их
полет продолжался восемь минут. После стали летать и люди, - первый человек летал двадцать пять минут. Теперь
шары стали наполнять газами, так как они легче воздуха. Эти полеты стали популярным видом спорта. Воспитатель
предлагает надуть шарик с помощью насоса.
4 неделя
Воспитатель интересуется у детей, в какой хорошо знакомой им игрушке много воздуха. Эта игрушка круглая, может
прыгать, катиться, её можно бросать. А вот если в ней появится дырочка, даже очень маленькая, то воздух выйдет из
неё и, она не сможет прыгать. Все ответы обобщаются и совместно с детьми делается вывод.
Ноябрь
1 неделя
Взрослый помогает детям обнаружить воздух в предметах. После провидения опыта дети обсуждают, что это (воздух);
откуда он взялся (вода вытеснила воздух). Рассматривают, что изменилось в предметах (намокли, стали тяжелее и
пр.).Предложить детям самостоятельно с помощью предметов доказать, что вокруг нас есть воздух. Дети выбирают
любые предметы, показывают опыт самостоятельно. Делают вывод.
2 неделя
Предложить детям в помещении обнаружить атмосферное давление. Воспитатель показывает опыт, дети повторяют и
делают вывод: вокруг нас воздух, и он давит на все предметы (это атмосферное давление).
3 неделя
Обнаружить, что воздух при сжатии занимает меньше места. Сжатый воздух обладает силой, может двигать предметы.
Воспитатель предлагает детям объяснить результаты опыта, рассказать о своих ощущениях при выполнении действий.
С помощью опытов закрепить у детей представление о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда,
воздушные шары и т.д.)
4 неделя
Обобщаются результаты исследований. Проводиться самостоятельная работа в уголке – лаборатории
Декабрь
1 неделя
Познакомить детей с причинами возникновения ветра - движением воздушных масс; уточнить представления детей о
свойствах воздуха: горячий поднимается вверх – он легкий, холодный опускается вниз – он тяжелый. Опытным путем
доказать, что ветер- это движение воздуха.
Летит без крыльев и поет,
Прохожих задирает.
Одним прохода не дает,
11
Других он подгоняет. (Ветер)
Как вы догадались, что это ветер? Что такое ветер? Почему он дует? Дети делают опыт с помощью воспитателя и
обобщают.
2 неделя
Как мы можем определить, есть ли на улице ветер? (По деревьям, с помощью вертушки, ленточки, флюгера на
дому.)Какой бывает ветер? (Сильный, слабый, ураган, южный, северный.)Дети на улице проводят опыт и делают
соответствующие выводы. Дети предварительно на занятии по конструированию изготавливали вертушки.
3 неделя
Ветер- это движение воздуха. Для этого опыта используются веера, сделанные заранее ребятами. Дети машут веером
над водой. Почему появились волны? Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться.
Вывод: ветер - это движение воздуха.
4 неделя
Обобщаются результаты исследований. Открытое мини-занятие по экологии для родителей на тему «Ветер»
Январь
2 неделя
Предложить ребятам познакомиться с молнией, вернее, с ее родственницей. Опыт проводится в темной комнате.
Шарики
натирают
шерстяной
варежкой.
Постепенно
приближают
один
шарик
к
другому,
оставляя
небольшой
промежуток. Между ними проскакивают искры (опыт выполняется в темной комнате совместно со взрослыми).
3 неделя
Познакомить детей с таким явлением как цунами, рассказать что это, и чем цунами опасен для человека. Предложить
детям опытным путем доказать это.Познакомить детей с природным явлением «Песчаная буря». Для проведения этого
опыта
воспитатель
показывает
иллюстрацию
песчаной
пустыни,
на
которой
изображены
барханы,
предлагает
рассмотреть её перед началом работы. Вопросы детям: Как вы думаете, откуда в пустыне появляются такие песчаные
горки? (Ответы выслушиваются, но не комментируются, дети сами ответят на этот вопрос ещё раз после окончания
опыта).
4 неделя
Показ фильма «Ветер - «добрый и злой».
1 неделя
Сравнить с детьми свойства воды и воздуха. С помощью опытов найти сходство и различия. (Сходства – прозрачны, не
имеют вкуса и запаха, принимают форму сосуда и т.д. Различия – вода тяжелее, льется, в ней растворяются некоторые
вещества и застывают, принимая форму сосуда; воздух – невидим, невесом и т.д.)
12
Февраль
2 неделя
Обнаружить с детьми, что воздух легче воды; выяснить, как воздух вытесняет воду, как воздух выходит из воды. Дети
проводят опыт и в конце делают выводы: стакан постепенно заполняется водой, пузыри воздуха выходят из него;
воздух легче воды – попадая в стакан через трубочку, он вытесняет воду из-под стакана и поднимается вверх,
выталкивая из воды стакан. Воспитатель предлагает детям самостоятельно провести опыт с игрушками наполненными
воздухом и еще раз доказать, что воздух легче воды.
3 неделя
Выявить с детьми, что воздух легче воды, имеет силу. Воспитатель проводит опыт и определяет, что легче, что
тяжелее, и предлагает детям сделать опыт самостоятельно.
4 неделя
Обобщаются результаты исследований.
Презентация проекта «Невидимка, который нужен всем».
Итоговое занятие с детьми « Что мы знаем о воздухе».
13
Практическая значимость проекта:
После проведения всех опытов, бесед и презентаций, посвященных изучения воздуха, у
детей стойко сформировалось представление о понятие воздух, его свойствах, причинах
возникновения
ветра,
что
такое
холодный
сжатый
и
теплый
расширенный
воздух.
Многочисленные опыты вызвали у детей познавательную активность, любознательность и
стремление к самостоятельному познанию и размышлению.
В результате проведённой совместно с детьми деятельности по проекту были:
опровергнуты две гипотезы: «Воздух невидим потому, что его нет» и «Мы не
можем потрогать воздух, потому что он не предмет»;
подтверждены следующие высказанные детьми гипотезы: «Воздух можно поймать,
он может двигать предметы, может быть холодным и теплым». Дети уяснили и
закрепили для себя, что все пространство вокруг заполнено воздухом и что без него
не будет жизни на Земле, воздух есть жизнь.
14