Напоминание

"Работа над воплощением художественного образа фортепианного произведения (2 класс)"


Автор: Зорина Елена Николаевна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ "Берёзка"
Населённый пункт: посёлок Биорки, Коломенский городской округ, Московская область
Наименование материала: открытый урок
Тема: "Работа над воплощением художественного образа фортепианного произведения (2 класс)"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств «Берёзка»

Открытый урок по фортепиано

Тема: «Работа над воплощением художественного образа фортепианного

произведения (2 класс)»

Преподаватель Зорина Елена Николаевна

Московская область, Коломенский район, п.Биорки

01.02.2017г.

Цель урока:

Формирование представлений о музыкальном образе, языке музыки,

средствах

музыкальной

выразительности

для

дальнейшего

развития

творческой самостоятельности.

Задачи урока:

Образовательные:

Формировать

пианистические

умения

и

навыки

с

помощью

интегрирования образных впечатлений;

Продолжить освоение приемов звукоизвлечения (стаккато, нон легато,

легато), обучение выразительному исполнению;

Формировать

умение

выполнять

анализ

и

синтез

музыкального

произведения.

Развивающие:

Развивать познавательный интерес к изучению классической музыки;

расширять общий кругозор учащейся.

Воспитательные:

Воспитывать

эстетический

вкус

на

доступных

для

осмысления

образцах классической музыки;

Воспитывать

положительное

отношение

к

решению

творческих

и

технических задач при работе над музыкальным произведением.

Тип урока: традиционный

Вид урока: урок обобщения и систематизации изученного.

Форма урока: индивидуальная

Методы:

Словесный

Наглядный

Практический

Метод показа

Реализуемые технологии:

Развивающего обучения

Информационно-компьютерная

Здоровьесберегающая

Оборудование:

Фортепиано

Стул

Сборник нот

Ноутбук

Метроном

Ожидаемые результаты:

Ученица

умеет

анализировать

и

синтезировать

музыкальное

произведение;

У неё сформирован музыкальный образ исполняемых произведений;

Ученица свободно и правильно владеет штрихами и динамическими

оттенками.

Формируется навык слухового контроля

Закрепление терминов Allegro, Andante

План урока:

1.

Начало урока:

-организационный момент;

- сообщение темы и постановка задач;

2.

Основной этап:

-

теоретическая

часть:

обсуждение

музыкального

образа

и

поиск

средств выразительности;

- практическая часть: работа над произведением;

3.

Заключение:

- рефлексия;

- оценивание;

- домашнее задание.

п/п

Этап урока

Содержание этапа

1

Начало урока

Организационный момент:

-

Здравствуй,

Маша.

Приготовь

ноты,

дневник, присаживайся.

Сообщение темы и постановка задач:

-

Сегодня

на

уроке

мы

будем

учиться

с о з д а в а т ь

о б р а з

п р и

п о м о щ и

выразительных средств музыки.

Приветствие.

Настрой на работу.

2

Основной этап

Теоретическая часть:

Педагог: Прежде, чем мы начнем сегодня

работать

над

произведениями,

давай

поговорим, что такое музыкальный образ ?

Беседа

с

ученицей:

Э т о

т о ,

о

ч е м

рассказывает

композитор

в

музыке,

или

настроение, или картина чего-то.

Беседа

о

менуэте

как

танце

17-19

века,

зародившемся во Франции как народный

танец

и

ставшем

«танцем

королей

и

королём

танцев»:

неспешного

характера,

танец маленьких шажков, изящных поз и

реверансов, когда партнер ведет партнершу

т о л ь ко

з а

ко н ч и к и

п а л ь ц е в ,

т . к .

притрагиваться

к

партнёрше

считалось

неприличным.

Педагог:

что

ты

представляешь,

когда

звучит менуэт? (Беседа)

Развитие познавательного

интереса.

Закрепление знаний,

полученных ранее, развитие

памяти.

Проверка эмоционального

восприятия произведения

ученицей.

Расширение кругозора,

развитие познавательного

интереса.

Воспитание эстетического

вкуса, умения слушать и

слышать классическую

музыку.

Формирование навыка

самостоятельности в

обучении.

Развитие воображения.

Предлагаю

посмотреть,

как

танцевали

менуэт. (Просмотр видео)

Педагог: Какой характер у этого танца?

С

помощью

каких

музыкальных

средств

передан характер?

Ученица: Неторопливый,

с п о ко й н ы й .

Изящный, грациозный. Темп, штрих легато

на первых двух долях, а третья доля нон

легато. Динамика не очень громко, музыка

радостная – в мажоре.

Педагог: Запомним

итальянский

термин

andante. Вспомним меццо форте. Вот мы

коснулись почти всех средств музыкальной

палитры,

т.е.

средств

музыкальной

выразительности. А теперь ты попробуешь

донести,

как

исполнительница,

как

маленькая

пианистка

в

своей

игре

этот

образ изящного, галантного танца

Практическая часть:

Педагог:А теперь приготовься сыграть нам

Менуэт Сперонтеса. В какой тональности

написан Менуэт?

Ученица: Соль мажор.

Педагог:

сыграй

гамму

л.р.

в

ритме

и

штрихами первого такта менуэта.

Ученица: (исполняет гамму Соль мажор).

Педагог: а теперь исполни Менуэт.

Ученица: (исполняет).

Педагог: Спасибо.

Давай обратимся к нотам. Форма пьесы

двухчастная. Что ты можешь о ней сказать?

Ученица: Вторая часть повторяет первую.

Но имеет другое окончание.

Педагог: Менуэт – это танец маленьких

шажков. С помощью чего это композитор

передал?

Ученица: Мелодия движется без скачков,

ровными

длительностями,

шаги

хорошо

слышны в левой руке.

Педагог: штрих и ритм первых двух долей

такта передаёт скользяще движение ножки

танцующих. Добейся этого при игре.

Ученица: играет ещё раз.

Педагог:

Хорошо!

Под

эту

музыку

Повторение ранее

изученного материала.

Постановка цели для

изучения нового материала.

Развитие речи,

воображения.

Формирование понятия

«музыкальный образ».

Формирование знаний о

средствах музыкальной

выразительности.

Формирование правильного

туше.

Закрепление пройденного,

межпредметная связь

с сольфеджио.

Расширение представлений

учащейся о возможностях

фактуры и средств

музыкальной

выразительности.

Преодоление технических

неудобств.

Работа над ритмической

точностью.

Воспитание прилежания в

освоении исполнительского

приема.

Эмоциональное раскрытие

образа для выявления

общей кульминации

произведения.

Первичная проверка

усвоения нового материала.

Развитие внутреннего слуха.

танцевали?

В

каком

темпе

удобнее

это

делать?

Просчитай.

И

сыграем

под

метроном =80. А если =90? Пробуем.

Педагог:

Молодец!

Дома

от р а б от а й

ровность

игры

под

метроном.

Сейчас

я

играю,

ты

смотришь

слайды,

их

переключаешь по щелчку мыши на начале

предложения.

Теперь

давай

перейдем

к

другому

произведению

композитора

Самуила

Майкапара «В садике». Эта пьеса входит в

его сборник «Бирюльки». Ты знаешь, что

значит это слово?

Ученица: нет.

Педагог: Когда-то, давным- давно, это была

л ю б и м а я

и г р а

д е т в о р ы .

Н а

с т о л

высыпались

кучкой

очень

маленькие

игрушечные

вещички

бирюльки.

Чаще

всего

это

были

вырезанные

из

дерева

чашечки,

кувшинчики,

половнички

и

другие

кухонные

предметы, лесенок,

шляпок,

палочек

и

так

далее.

Бирюльки

нужно было достать маленьким крючком,

о д н у

з а

о д н о й ,

н е

п о ш е в е л и в

остальные. Маленькие

пьески

Майкапара

напоминают

те

самые

бирюльки

из

старинной игры. Бирюльки, цикл пьес для

детей, соч.28 (1900)

1. В садике

2. Сиротка

3. Пастушок

4. Осень

5. Вальс

6. Тревожная минута

7. Полька

8. Мимолётное видение

9. Маленький командир

10. Сказочка

11. Менуэт

12. Мотылёк

13.Музыкальная шкатулочка

14.Марш

15.Колыбельная

16.Песня моряков

17.Легенда

18.Прелюдия и фугетта

19.Эхо в горах

20.Гавот

21.Весною

22.Семимильные сапоги

23.На катке (Токкатина)

24.Облака плывут

25.Романс

Пьеса, которую ты играешь, открывает этот

сборник

.

Что ты представляешь, исполняя

эту музыку?

Ученица: (отвечает).

Педагог:

Представь,

что

ты

художник-

мультипликатор

и

создаешь

мультфильм

под

эту

музыку.

Что

нарисуем

в

1

предложении?

Во

втором?

А

во

второй

части?

Ученица:

( с ко р е е

в с е го

п р е д л о ж и т

подвижные игры детей и летнюю природу).

Педагог: Отлично! Сыграй нам это!

Ученица: исполняет пьесу.

Педагог: Все у тебя получилось, как ты

хотела? (анализ исполненного).

Педагог:

Мы

сегодня

много

говорили

о

выразительных средствах, давай подробнее

рассмотрим,

какой

штрих

использует

композитор

чтобы

передать

ве сёлое

настроение детей и их игру?

Ученица: стаккато.

Педагог:

Здесь

важно

поработать

над

штрихом

стаккато:

чтобы

было

очень

сухим,

упругим,

собранным.

Для

этого

кончик

пальца

должен

быть

активным,

к и с т ь

с

п руж и н я щ и м

д в и ж е н и е м .

И с п о л н я е т с я

э т о

оч е н ь

бл и з ко

к

клавиатуре.

При

этом

важно,

чтобы

движения

были

синхронные.

Надо

настроиться

на

широкое

дыхание,

не

теряться в мелочах и не увлекаться игрой

отдельных

мотивов.

В

этом

п л а н е

динамические оттенки опять приходят на

помощь.

Ученица: играет отрывок.

Педагог: А окончание фраз легато, мягко,

как будто приседание. Вспомни сравнение

с тягучей карамелькой.

Ученица: (исполняет).

Педагог: Молодец! Ты многое запомнила с

предыдущих уроков.

Педагог: Если посмотреть на мелодию, по

каким интервалам она движется?

Ученица: по секундам. Без скачков.

Педагог:

Что

хот е л

пе ред ат ь

э т и м

композитор?

Ученица: Игру маленьких детей, поэтому и

интервалы маленькие..

Педагог: Посмотри

на

клавиатуру.

Какие

регистры задействованы и для чего?

Ученица: средний

регистр,

потому

что

играют дети и день солнечный.

Педагог: А как помогает динамика?

Ученица: пиано

даёт

легкость,

а

форте

звучит, когда дети бегут вдогонячки.

Педагог: Вот видишь, ты сама смогла все

увидеть

и

понять.

Хорошо,

ты

играешь

достаточно

ловко,

но

пока

нет

в

игре

с в о б од ы ,

с и н х р о н н о с т и

в

р у к а х .

Поработаем так: я играю, ты выполняешь

упражнения:

1.

Вначале со счетом простучим ритм

кончиками пальцев друг об друга;

2.

По столу.

Ученица: выполняет упражнения. И играет

пьесу.

Педагог: А теперь я тебе сыграю пьесу, а

ты будешь смотреть слайды, переключая по

щелчку в начале каждой фразы. (Слайдшоу

в ноутбуке)

3

Заключение

Рефлексия:

Вопросы к ученице:над чем мы поработали

сегодня?

Что

нового

ты

узнала?

С

чем

познакомилась? Чему научилась?

Ученица:

Оценивание:

ты хорошо поработала на уроке, подумала

Подведение итогов урока.

Закрепление знаний.

Формирование умения

делать выводы,

обобщения.

Постановка

перспективных целей для

дальнейшей работы.

над

образами

каждого

из

произведений,

вс п ом н и л а

с р ед с т ва

м у з ы к а л ь н о й

выразительности,

разобралась

с

текстом,

п о у п р а ж н я л а с ь

н а д

о т д е л ь н ы м и

элементами произведений. Сегодня за урок

я тебе ставлю пятёрку!

Домашнее задание:

1.

Гаммы

Соль

мажор,

До

мажор

активными пальцами.

2.

Менуэт – с движением, с метрономом

=90, выразительно.

3.

«В

садике»

-

добивайся

в

нужных

местах

синхронной

игры

стаккато

двумя

руками.

Мягче,

деликатнее

окончания фраз. Метроном =100

До

свидания,

на

следующем

уроке

нас

также ждёт интересная работа!

Комментарии педагога к

работе ученицы,

обоснование оценки.

Постановка задач для

отработки приемов,

рассмотренных на уроке.

Иллюстративный материал (показ слайдов на компьютере)

Сперонтес. Менуэт.

С. Майкапар. «В садике».



В раздел образования