Напоминание

"Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования"


Автор: Кузьминых Светлана Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ №3 г.Надыма
Населённый пункт: г. Надым, ЯНАО
Наименование материала: статья
Тема: "Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях внедрения инклюзивного образования"
Раздел: полное образование





Назад




Организация работы с учащимися с ОВЗ в условиях

внедрения инклюзивного образования

учитель математики

МОУ «СОШ №3 г. Надыма»

Кузьминых Светлана Ивановна

высшая категория

С 1 сентября 2016 года все российские школы должны были перейти на

инклюзивный стандарт образования. Другими словами, обучать детей с

инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) по разным

медицинскими показаниям вместе со здоровыми.

Под инклюзивным образованием - мы понимаем - процесс развития

общего образования, который подразумевает доступность образования для

всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что

обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

Курс на то, чтобы дети с ОВЗ могли учиться в любой средней

общеобразовательной школе, был взят еще несколько лет назад. В ст. 79

принятого в 2012 году федерального закона «Об образовании» сказано, что

«образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в

отдельных классах, группах или в отдельных организациях, осуществляющих

образовательную деятельность».

Образовательным организациям нынешнее законодательство дает очень

большую свободу: они могут создать коррекционный класс, ресурсный класс,

малокомплектный класс, а могут, если есть такая возможность, распределить

детей с ограниченными возможностями здоровья по обычным классам. Там,

где есть настойчивое желание родителей повести детей в школу, которая

находится возле дома, директора обязаны будут идти им навстречу.

Коррекционные классы общеобразовательных школ - форма

дифференциации образования, позволяющая решать задачи своевременной

активной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья.

Дистанционное обучение – комплекс образовательных

услуг предоставляемых детям-инвалидам с помощью специализированной

информационно-образовательной среды, базирующейся на средствах обмена

учебной информацией на расстоянии (спутниковое телевидение, радио,

компьютерная связь и т.п.).

Домашнее обучение - вариант обучения детей-инвалидов, при котором

преподаватели образовательного учреждения организованно посещают

ребенка и проводят с ним занятия непосредственно по месту его

проживания. В таком случае, как правило, обучение осуществляется силами

педагогов ближайшего образовательного учреждения. Домашнее обучение

может вестись по общей либо вспомогательной программе, построенной с

учетом возможностей учащегося. По окончании обучения ребенку выдается

аттестат об окончании школы общего образца с указанием программы, по

которой он проходил обучение.

Инклюзивное образование строиться на многих принципах, одним из

которых является принцип развивающей среды.

Восемь принципов инклюзивного образования

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3.

Каждый

человек

имеет

право

на

общение

и

на

то,

чтобы

быть

услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте

реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может произойти

в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие улучшает все стороны жизни человека.

Структура инклюзивного образования:

Пространственно-предметный компонент (доступная безбарьерная среда);

Содержательно-методический компонент (адаптированный

индивидуальный маршрут развития ребенка; вариативность и гибкость

образовательно-воспитательных методик, форм и средств обучения);

Коммуникативно-организационный компонент (личностная и

профессиональная готовность педагогов к работе в смешанной группе

благоприятный психологический климат в коллективе).

Содержательно-методический компонент

Инклюзивное образование предполагает, что для каждого ребенка будет

разрабатываться индивидуальная программа обучения и развития в рамках

класса.

Каждый учитель планирует свою деятельность самостоятельно:

выбирает интересное, доступное, личностно и практико-

ориентированное содержание;

использует различные пособия, технические средства для достижения

целей;

организует разнообразную деятельность детей, в т. ч. творческую,

связанную с различными видами искусства, экскурсии, дидактические

игры и т. п.

В программах по общеобразовательным предметам педагоги учатся

дифференцировать разноуровневые требования к усвоению содержания

учебного материала: базовые и минимально необходимые (сниженные). Это

дает возможность индивидуализировать работу с детьми с особенностями

развития. Учитель прописывает индивидуальные упражнения и задания для

ребенка, т. е. некоторую инструкцию.

Рассмотрим пример программы (файл)

Данная программа для сопровождения учащегося была разработана для

ученика моего класса. Программа разрабатывается на основе ПОЛОЖЕНИЯ

об индивидуальной образовательной программе учащегося МОУ «Средняя

общеобразовательная школа № 3 г. Надыма».

Вариант АООП НОО для обучающегося с ОВЗ определяется на основе

рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), которые

сформулированы по результатам его обследования, а в случае наличия

инвалидности вариант подбирается с учетом индивидуальной программы

реабилитации (ИПР) и мнения родителей, то есть законных представителей.

В дальнейшем, если того захотят родители, возможны переходы с одного

варианта на другой.

Разделы программы:

Общие сведения

Диагностическая модель

Педагогическая диагностика

Индивидуальный учебный план

Коррекционно-развивающий модуль

Итоги работы

Коммуникативно-организационный компонент

Обучение детей с ОВЗ начинается с установления контакта между

педагогом и ребенком. Для детей с ОВЗ требуются особые условия в

организации процесса обучения, особые приемы в работе (в зависимости от

группы детей с ОВЗ). Специальных учебников для таких детей не

существует.

Педагогические технологии, использование которых имеет

положительный ресурс в осуществлении идей инклюзивного образования:

Технология инклюзивного обучения, построенная на основе идей

методики Ривина;

Компьютерные технологии обучения;

Технологии индивидуализированного обучения;

Технологии адаптивного обучения А.С. Границкой;

Обучение на основе индивидуально-ориентированного учебного плана

В.Д. Шдрикова;

Игровые технологии;

Технологии использования метода проектов.

При всем многообразии форм, методов, приемов, средств в

организации учебного процесса в инклюзивном классе есть некоторые

общие требования, благодаря которым становится возможным

одновременное обучение разных детей. К ним относятся:

вариативные программы обучения учащихся одного класса;

минимум учебного времени для общей работы со всем классом,

преобладание индивидуальной работы;

активное применение бланковых методик (раздача детям

индивидуальных заданий различной степени сложности на

бланках);

позитивное подкрепление учебной деятельности;

учет эмоциональных особенностей каждого ребенка.

Работая с детьми с ограниченными возможностями нужно учитывать

состояние их здоровья на данном уроке, так как они быстро утомляются,

реагируют на внешние факторы, которые отражаются на их самочувствии.

Обязательное условие успешного обучения - это уверенность в том, что все у

нас получится, работа на успех ребенка, радость от его достижений. Такое

отношение к ребенку способствует тому, что он стремится не отставать от

своих сверстников.

Инклюзия в образовании — дело достаточно новое. Однако школы,

предоставляющие по-настоящему качественное образование, должны уметь

обучать всех, и делать это не только для конкретного ребенка с ОВЗ, но и с

точки зрения воспитания других учеников. Здоровые дети должны понимать,

что

есть

сверстники,

которым

меньше

повезло,

но

они

нуждаются

в

образовании, развитии и человеческой поддержке. С ними надо дружить и

работать вместе.



В раздел образования