Напоминание

"Удивительный мир математики"


Автор: Кузьминых Светлана Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ №3 г.Надыма
Населённый пункт: г. Надым, ЯНАО
Наименование материала: учебная программа внеурочной деятельности
Тема: "Удивительный мир математики"
Раздел: среднее образование





Назад




программа внеурочной деятельности

по математике

«Удивительный мир математики»

учитель математики

МОУ «СОШ №3 г. Надыма»

Кузьминых Светлана Ивановна

Пояснительная записка

Программа внеурочной деятельности для 6 – 8 классов по математике

«Удивительный мир математики» разработана в соответствии с требованиями

Федерального государственного образовательного стандарта второго поколе-

ния основного общего образования. Главная цель изучения курса – фор-

мирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, ор-

ганизовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, приме-

нять математические знания в жизни.

Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих

тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов.

Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наи-

более эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее

повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы

решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания,

полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в

процессе самостоятельной работы.

Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проект-

ной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать об-

основанный выбор профиля обучения в старшей школе.

Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъ-

емлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики

как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жиз-

ненной ситуации.

Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентиро-

ваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некото-

рых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач но-

сит практический характер и связан с применением математики в различных

сферах нашей жизни.

Цели изучения программы

формирование всесторонне образованной и инициативной личности;

обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою дея-

тельность, оценить результаты своего труда;

формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих

способностей, познавательных мотивов деятельности;

обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии соб-

ственных действий, самоконтроля результатов своего труда.

развитие математических способностей и логического мышления;

развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому

материалу, полученному по математике в начальной школе;

расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исто-

рической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков

в развитии мировой науки.

Задачи изучения программы

создание условий для реализации математических и коммуникативных

способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками

и взрослыми;

формирование у подростков навыков применения математических зна-

ний для решения различных жизненных задач;

расширение представления подростков о школе, как о месте реализации

собственных замыслов и проектов;

развитие математической культуры школьников при активном примене-

нии математической речи и доказательной риторики;

осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геомет-

рии с жизнью.

Место курса в учебном плане

Данная

программа

описывает

познавательную

внеурочную

деятель-

ность в рамках основной образовательной программы школы. Программа

рассчитана на 34 часа в год, из расчета – 1 учебного часа в неделю.

Предметные результаты

Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих лич-

ностных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты

установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — опре-

деление того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в дан-

ном занятии»;

построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых

принципов поведения;

нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения

моральных норм. Построение планов во временной перспективе.

рефлексивную

самооценку,

умение

анализировать

свои

действия

и

управлять ими.

Метапредметные результаты

понимание математической задачи в конспекте проблемной ситуации из

окружающей жизни;

овладение способами выполнения заданий творческого и поискового

характера;

умение находить в различных источниках информацию, необходимую

для решения математических проблем;

умение понимать и использовать математические средства наглядности

(графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);

умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;

умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на

решение задач исследовательского характера.

Предметные результаты

умение грамотно применять математическую символику, использовать

различные математические языки;

овладение основами логического и алгоритмического мышления, про-

странственного воображения и математической речи

развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;

овладение основными способами представления и анализа статистиче-

ских данных; умение использовать геометрический язык для описания

предметов окружающего мира, приобретение навыков геометрических

построений;

умение применять изученные понятия, результаты, методы для реше-

ния задач практического характера и задач из смежных дисциплин с ис-

пользованием при необходимости справочных материалов, компьютера.

Основное содержание учебного курса

1.

Введение в «Удивительный мир математики»(2 часа)

История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов.

Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические ми-

ниатюры Пифагор и Архимед.

2.

Магия чисел (10 часов)

умножение на 5(50)

деление на 5(50),25(250)

признаки делимости

умножение двузначных чисел на 11

возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5

возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков

способ сложения многозначных чисел

умножение на 9,99,999

умножение на 111, умножение «крестиком»

быстрое сложение и вычитание натуральных чисел

умножение однозначного или двузначного числа на 37

Простые числа. Интересные свойсва чисел. Мир больших чисел (степени).

Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магиче-

ский квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.) Биографические миниатюры

(Блез Паскаль, Пьер Ферма)

.

3.

Математическая логика (6 часов)

Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Решение логиче-

ских задач матричным способом. Решение олимпиадных задач. Логическая

задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика», задачи со спичками.

Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.

4.

Первые шаги в геометрии (10 часов)

Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. Разрезание и склады-

вание фигур. Изготовление многогранников. Искусство оригами . Геометри-

ческие головоломки(танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). Шуточная

геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.

5.

Математические игры (6 часов)

Как играть, чтобы не проиграть?. Задачи – фокусы. Задачи - шутки. Мате-

матическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Ку-

бики». Игра «Математическая Абака». Игра «Математический бой».

Планируемые результаты

Личностные

осознание красоты и значимости изучаемого предмета через познание

интересных и редких математических фактов

знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития ма-

тематики

способность к эмоциональному восприятию математических объектов,

рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;

умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с исполь-

зованием изученной терминологии и символики, понимать смысл по-

ставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на ма-

тематический и наоборот.

Метапредметные

умение планировать свою деятельность при решении учебных матема-

тических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно

выбирать способ решения;

умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы

на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);

умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на

изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и не-

верные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и

факты; опровергать с помощью конкретных примеров неверные утвер-

ждения;

умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, со-

ставлять несложные алгоритмы вычислений и построений;

применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;

умение видеть математическую задачу в несложных практических си-

туациях.

Предметные

владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам со-

держания;

владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновен-

ными и десятичными дробями

умение решать логические задачи

умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя

различные стратегии и способы рассуждения;

усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и про-

странственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение

использовать геометрический язык для описания предметов окружаю-

щего мира;

умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возмож-

ных вариантов.

В результате изучения курса учащиеся научатся:

анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с по-

мощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; кри-

тически оценивать полученный ответ;

решать задачи из реальной практики

применять правила устного счета с двузначными и трехзначными чис-

лами

извлекать необходимую информацию из разных источников и осуще-

ствлять самоконтроль;

строить речевые конструкции;

изображать

геометрические

фигуры

с

помощью

инструментов

и

конструировать их

выполнять вычисления с реальными данными;

выполнять проекты по всем разделам данного курса;

Учебно-методический комплект

1. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы. Москва «Издательство

НЦ ЭНАС 2012.

2.

Беребердина С.П. Игра «Математический бой» как форма внеурочной дея-

тельности: кн. Для учителя / Геленджик: КАДО.

3.

Титов Г.Н., Соколова И.В. Дополнительные занятия по математике в 5-6

классах: Пособие для учителя. - Краснодар: Кубанский государственный уни-

верситет, 2003.

3.

Линия учебно-методических комплектов «Сферы» по математике:

4.

Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.

5.

Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.

6.

Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969

г.

7.

«Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г

№п/

п

Дата

Тема

Оборудова-

ние

Форма прове-

дения

Место прове-

дения

план

факт

1

2

08.09

.2016

15.09

.2016

Введение в «Удивительный мир математи-

ки»

История возникновения математики как науки.

Цифры у разных народов.

Старинные меры, решение задач с их использо-

ванием. Биографические миниатюры Пифагор

и Архимед.

Компьютер,

проектор.

интерактив-

ная доска

Выполняют за-

дания,

предла-

г а е м ы е

у ч и-

телем, участву-

ют

в

бе седе,

делятся извест-

ными

сведени-

ями.

Кабинет

3

22.09

.2016

Магия чисел

Приемы устного счета:

умножение на 5(50)

деление на 5(50),25(250)

Компьютер,

проектор.

интерактив-

ная доска

Беседа

Кабинет

4

5

6

7

8

9

29.09

.2016

06.10

.2016

13.10

.2016

20.10

.2016

27.10

.2016

10.11

.2016

Признаки делимости

умножение двузначных чисел на 11, возведение

в квадрат чисел, оканчивающихся на 5.

Быстрое сложение и вычитание натуральных

чисел умножение однозначного или двузначно-

го

числа

на

37

Биографические

миниатюры

(Блез Паскаль)

Возведение в квадрат чисел пятого и шестого

десятков

Биографические

миниатюры

(Пьер

Ферма) способ сложения многозначных чисел.

Умножение

на

9,99,999.

Умножение

на

111,

умножение «крестиком».

Простые числа. Интересные свойства чисел.

Мир больших чисел (степени).

10

11-

12

17.11

.2016

24.11

.2016

01.12

.2016

Обучение проектной деятельности.

Подготовка

и

защита

проектов.(магический

квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.)

Компьютер,

проектор.

интерактив-

ная доска

Метод

проек-

тов

Кабинет

13

14

15-

16

17

18

08.12

.2016

15.12

.2016

22.01

.2017

12.01

.2017

19.01

.2017

26.01

.2017

Математическая логика.

Логические задачи, решаемые с использовани-

ем таблиц.

Решение логических задач матричным спосо-

бом.

Решение олимпиадных задач.

Логическая задача «Обманутый хозяин», «Воз-

раст и математика»,

Задачи со спичками. Биографические миниатю-

ры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.

Компьютер,

проектор.

интерактив-

ная доска

Лекция, беседа

19

20-

01.02

.2017

08.02

Первые шаги в геометрии

Пространство и плоскость. Геометрические фи-

гуры.

Разрезание и складывание фигур.

Компьютер,

проектор.

интерактив-

ная доска

Беседа, игра

Кабинет

21

22-

23

24-

25

26-

27

28

.2017

15.02

.2017

22.02

.2017

01.03

.2017

15.03

.2017

22.03

.2017

05.04

.2017

12.04

.2017

19.04

.2017

Изготовление многогранников.

Искусство оригами .

Геометрические головоломки (танграм)

Уникурсальные кривые(фигуры).

Шуточная

геометрия.

Геометрические

иллю-

зии. Русские математики.

29

26.04

Математические игры.

Как играть, чтобы не проиграть?. Задачи – фо-

Компьютер,

проектор.

интерактив-

Беседа, игра

Кабинет

30

31-

32

33-

34

.2017

03.05

.2017

10.05

.2017

17.05

.2017

24.05

.2017

31.05

.2017

кусы. Задачи - шутки.

Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Пе-

рекладывание карточек». Игра «Кубики».

Игра «Математическая Абака».

Игра «Математический бой».

ная доска



В раздел образования