Автор: Кузьминых Светлана Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МОУ СОШ №3 г.Надыма
Населённый пункт: г. Надым, ЯНАО
Наименование материала: учебная программа внеурочной деятельности
Тема: "Удивительный мир математики"
Раздел: среднее образование
программа внеурочной деятельности
по математике
«Удивительный мир математики»
учитель математики
МОУ «СОШ №3 г. Надыма»
Кузьминых Светлана Ивановна
Пояснительная записка
Программа внеурочной деятельности для 6 – 8 классов по математике
«Удивительный мир математики» разработана в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта второго поколе-
ния основного общего образования. Главная цель изучения курса – фор-
мирование всесторонне образованной личности, умеющей ставить цели, ор-
ганизовывать свою деятельность, оценивать результаты своего труда, приме-
нять математические знания в жизни.
Содержание построено таким образом, что изучение всех последующих
тем обеспечивается знаниями по ранее изученным темам базовых курсов.
Предполагаемая методика изучения и структура программы позволяют наи-
более эффективно организовать учебный процесс, в том числе и обобщающее
повторение учебного материала. В процессе занятий вводятся новые методы
решения, но вместе с тем повторяются, углубляются и закрепляются знания,
полученные ранее, развиваются умения применять эти знания на практике в
процессе самостоятельной работы.
Программа позволяет учащимся осуществлять различные виды проект-
ной деятельности, оценивать свои потребности и возможности и сделать об-
основанный выбор профиля обучения в старшей школе.
Внеурочная познавательная деятельность школьников является неотъ-
емлемой частью образовательного процесса в школе. Изучение математики
как возможность познавать, изучать и применять знания в конкретной жиз-
ненной ситуации.
Изучение данной программы позволит учащимся лучше ориентиро-
ваться в различных ситуациях. Данный курс рассчитан на освоение некото-
рых тем по математике на повышенном уровне, причем содержание задач но-
сит практический характер и связан с применением математики в различных
сферах нашей жизни.
Цели изучения программы
формирование всесторонне образованной и инициативной личности;
обучение деятельности — умение ставить цели, организовать свою дея-
тельность, оценить результаты своего труда;
формирование личностных качеств: воли, чувств, эмоций, творческих
способностей, познавательных мотивов деятельности;
обогащение регуляторного и коммуникативного опыта: рефлексии соб-
ственных действий, самоконтроля результатов своего труда.
развитие математических способностей и логического мышления;
развитие и закрепление знаний, умений и навыков по геометрическому
материалу, полученному по математике в начальной школе;
расширение и углубление представлений учащихся о культурно- исто-
рической ценности математики, о роли ведущих ученых – математиков
в развитии мировой науки.
Задачи изучения программы
создание условий для реализации математических и коммуникативных
способностей подростков в совместной деятельности со сверстниками
и взрослыми;
формирование у подростков навыков применения математических зна-
ний для решения различных жизненных задач;
расширение представления подростков о школе, как о месте реализации
собственных замыслов и проектов;
развитие математической культуры школьников при активном примене-
нии математической речи и доказательной риторики;
осознание учащимися важности предмета, через примеры связи геомет-
рии с жизнью.
Место курса в учебном плане
Данная
программа
описывает
познавательную
внеурочную
деятель-
ность в рамках основной образовательной программы школы. Программа
рассчитана на 34 часа в год, из расчета – 1 учебного часа в неделю.
Предметные результаты
Программа обеспечивает достижение обучающимися следующих лич-
ностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
установление связи целью учебной деятельности и ее мотивом — опре-
деление того, - «какое значение, смысл имеет для меня участие в дан-
ном занятии»;
построение системы нравственных ценностей, выделение допустимых
принципов поведения;
нравственно-этическое оценивание событий и действий с точки зрения
моральных норм. Построение планов во временной перспективе.
рефлексивную
самооценку,
умение
анализировать
свои
действия
и
управлять ими.
Метапредметные результаты
понимание математической задачи в конспекте проблемной ситуации из
окружающей жизни;
овладение способами выполнения заданий творческого и поискового
характера;
умение находить в различных источниках информацию, необходимую
для решения математических проблем;
умение понимать и использовать математические средства наглядности
(графики, диаграммы, таблицы, схемы и др.);
умение применять индуктивные и дедуктивные способы рассуждений;
умение планировать и осуществлять деятельность, направленную на
решение задач исследовательского характера.
Предметные результаты
умение грамотно применять математическую символику, использовать
различные математические языки;
овладение основами логического и алгоритмического мышления, про-
странственного воображения и математической речи
развитие направлений о числе, овладение навыками устного счета;
овладение основными способами представления и анализа статистиче-
ских данных; умение использовать геометрический язык для описания
предметов окружающего мира, приобретение навыков геометрических
построений;
умение применять изученные понятия, результаты, методы для реше-
ния задач практического характера и задач из смежных дисциплин с ис-
пользованием при необходимости справочных материалов, компьютера.
Основное содержание учебного курса
1.
Введение в «Удивительный мир математики»(2 часа)
История возникновения математики как науки. Цифры у разных народов.
Старинные меры, решение задач с их использованием. Биографические ми-
ниатюры Пифагор и Архимед.
2.
Магия чисел (10 часов)
умножение на 5(50)
деление на 5(50),25(250)
признаки делимости
умножение двузначных чисел на 11
возведение в квадрат чисел, оканчивающихся на 5
возведение в квадрат чисел пятого и шестого десятков
способ сложения многозначных чисел
умножение на 9,99,999
умножение на 111, умножение «крестиком»
быстрое сложение и вычитание натуральных чисел
умножение однозначного или двузначного числа на 37
Простые числа. Интересные свойсва чисел. Мир больших чисел (степени).
Обучение проектной деятельности. Подготовка и защита проектов.(магиче-
ский квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.) Биографические миниатюры
(Блез Паскаль, Пьер Ферма)
.
3.
Математическая логика (6 часов)
Логические задачи, решаемые с использованием таблиц. Решение логиче-
ских задач матричным способом. Решение олимпиадных задач. Логическая
задача «Обманутый хозяин», «Возраст и математика», задачи со спичками.
Биографические миниатюры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.
4.
Первые шаги в геометрии (10 часов)
Пространство и плоскость. Геометрические фигуры. Разрезание и склады-
вание фигур. Изготовление многогранников. Искусство оригами . Геометри-
ческие головоломки(танграм) Уникурсальные кривые(фигуры). Шуточная
геометрия. Геометрические иллюзии. Русские математики.
5.
Математические игры (6 часов)
Как играть, чтобы не проиграть?. Задачи – фокусы. Задачи - шутки. Мате-
матическая игра «Не собьюсь». Игра «Перекладывание карточек». Игра «Ку-
бики». Игра «Математическая Абака». Игра «Математический бой».
Планируемые результаты
Личностные
осознание красоты и значимости изучаемого предмета через познание
интересных и редких математических фактов
знакомство с фактами, иллюстрирующими важные этапы развития ма-
тематики
способность к эмоциональному восприятию математических объектов,
рассуждений, решений задач, рассматриваемых проблем;
умение строить речевые конструкции (устные и письменные) с исполь-
зованием изученной терминологии и символики, понимать смысл по-
ставленной задачи. Осуществлять перевод с естественного языка на ма-
тематический и наоборот.
Метапредметные
умение планировать свою деятельность при решении учебных матема-
тических задач, видеть различные стратегии решения задач, осознанно
выбирать способ решения;
умение работать с учебным математическим текстом (находить ответы
на поставленные вопросы, выделять смысловые фрагменты);
умение проводить несложные доказательные рассуждения, опираясь на
изученные определения, свойства, признаки; распознавать верные и не-
верные утверждения; иллюстрировать примерами изученные понятия и
факты; опровергать с помощью конкретных примеров неверные утвер-
ждения;
умение действовать в соответствии с предложенным алгоритмом, со-
ставлять несложные алгоритмы вычислений и построений;
применение приёмов самоконтроля при решении учебных задач;
умение видеть математическую задачу в несложных практических си-
туациях.
Предметные
владение базовым понятийным аппаратом по основным разделам со-
держания;
владение навыками вычислений с натуральными числами, обыкновен-
ными и десятичными дробями
умение решать логические задачи
умение решать текстовые задачи арифметическим способом, используя
различные стратегии и способы рассуждения;
усвоение на наглядном уровне знаний о свойствах плоских и про-
странственных фигур; приобретение навыков их изображения; умение
использовать геометрический язык для описания предметов окружаю-
щего мира;
умение решать простейшие комбинаторные задачи перебором возмож-
ных вариантов.
В результате изучения курса учащиеся научатся:
анализировать и осмысливать текст задачи; моделировать условие с по-
мощью схем, рисунков; строить логическую цепочку рассуждений; кри-
тически оценивать полученный ответ;
решать задачи из реальной практики
применять правила устного счета с двузначными и трехзначными чис-
лами
извлекать необходимую информацию из разных источников и осуще-
ствлять самоконтроль;
строить речевые конструкции;
изображать
геометрические
фигуры
с
помощью
инструментов
и
конструировать их
выполнять вычисления с реальными данными;
выполнять проекты по всем разделам данного курса;
Учебно-методический комплект
1. Математика. Занятия школьного кружка 5-6 классы. Москва «Издательство
НЦ ЭНАС 2012.
2.
Беребердина С.П. Игра «Математический бой» как форма внеурочной дея-
тельности: кн. Для учителя / Геленджик: КАДО.
3.
Титов Г.Н., Соколова И.В. Дополнительные занятия по математике в 5-6
классах: Пособие для учителя. - Краснодар: Кубанский государственный уни-
верситет, 2003.
3.
Линия учебно-методических комплектов «Сферы» по математике:
4.
Б.П.Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
5.
Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.
6.
Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике, 5-11 классы», М., 1969
г.
7.
«Ума палата» - игры, головоломки, загадки, лабиринты. М., 1996г
№п/
п
Дата
Тема
Оборудова-
ние
Форма прове-
дения
Место прове-
дения
план
факт
1
2
08.09
.2016
15.09
.2016
Введение в «Удивительный мир математи-
ки»
История возникновения математики как науки.
Цифры у разных народов.
Старинные меры, решение задач с их использо-
ванием. Биографические миниатюры Пифагор
и Архимед.
Компьютер,
проектор.
интерактив-
ная доска
Выполняют за-
дания,
предла-
г а е м ы е
у ч и-
телем, участву-
ют
в
бе седе,
делятся извест-
ными
сведени-
ями.
Кабинет
3
22.09
.2016
Магия чисел
Приемы устного счета:
умножение на 5(50)
деление на 5(50),25(250)
Компьютер,
проектор.
интерактив-
ная доска
Беседа
Кабинет
4
5
6
7
8
9
29.09
.2016
06.10
.2016
13.10
.2016
20.10
.2016
27.10
.2016
10.11
.2016
Признаки делимости
умножение двузначных чисел на 11, возведение
в квадрат чисел, оканчивающихся на 5.
Быстрое сложение и вычитание натуральных
чисел умножение однозначного или двузначно-
го
числа
на
37
Биографические
миниатюры
(Блез Паскаль)
Возведение в квадрат чисел пятого и шестого
десятков
Биографические
миниатюры
(Пьер
Ферма) способ сложения многозначных чисел.
Умножение
на
9,99,999.
Умножение
на
111,
умножение «крестиком».
Простые числа. Интересные свойства чисел.
Мир больших чисел (степени).
10
11-
12
17.11
.2016
24.11
.2016
01.12
.2016
Обучение проектной деятельности.
Подготовка
и
защита
проектов.(магический
квадрат, число Шехерезады, число п и т.д.)
Компьютер,
проектор.
интерактив-
ная доска
Метод
проек-
тов
Кабинет
13
14
15-
16
17
18
08.12
.2016
15.12
.2016
22.01
.2017
12.01
.2017
19.01
.2017
26.01
.2017
Математическая логика.
Логические задачи, решаемые с использовани-
ем таблиц.
Решение логических задач матричным спосо-
бом.
Решение олимпиадных задач.
Логическая задача «Обманутый хозяин», «Воз-
раст и математика»,
Задачи со спичками. Биографические миниатю-
ры Карл Гаусс, Леонард Эйлер.
Компьютер,
проектор.
интерактив-
ная доска
Лекция, беседа
19
20-
01.02
.2017
08.02
Первые шаги в геометрии
Пространство и плоскость. Геометрические фи-
гуры.
Разрезание и складывание фигур.
Компьютер,
проектор.
интерактив-
ная доска
Беседа, игра
Кабинет
21
22-
23
24-
25
26-
27
28
.2017
15.02
.2017
22.02
.2017
01.03
.2017
15.03
.2017
22.03
.2017
05.04
.2017
12.04
.2017
19.04
.2017
Изготовление многогранников.
Искусство оригами .
Геометрические головоломки (танграм)
Уникурсальные кривые(фигуры).
Шуточная
геометрия.
Геометрические
иллю-
зии. Русские математики.
29
26.04
Математические игры.
Как играть, чтобы не проиграть?. Задачи – фо-
Компьютер,
проектор.
интерактив-
Беседа, игра
Кабинет
30
31-
32
33-
34
.2017
03.05
.2017
10.05
.2017
17.05
.2017
24.05
.2017
31.05
.2017
кусы. Задачи - шутки.
Математическая игра «Не собьюсь». Игра «Пе-
рекладывание карточек». Игра «Кубики».
Игра «Математическая Абака».
Игра «Математический бой».
ная доска