Напоминание

"Приёмы Современных образовательных технологий, применяемые в практике преподавания русского языка и литературы."


Автор: Умнова Елена Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 11"
Населённый пункт: г. Нажневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: "Приёмы Современных образовательных технологий, применяемые в практике преподавания русского языка и литературы."
Раздел: среднее образование





Назад




Слепцова В.Н.

Приёмы Современных образовательных технологий, применяемые в практике

преподавания русского языка и литературы.

Не страшно под пулями мертвыми лечь,

Не горько остаться без крова,-

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесем,

И внуками дадим, и от плена спасем,

Навеки.

А.А.Ахматова

Когда ты хочешь молвить слово,

Мой друг, подумай — не спеши.

Оно бывает то сурово,

То рождено теплом души.

Оно то жаворонком вьётся,

То медью траурной поёт.

Покуда слово сам не взвесишь,

Не выпускай его в полёт.

Им можно радости прибавить,

И радость людям отравить.

Им можно лёд зимой расплавить

И камень в крошку раздробить.

Оно одарит иль ограбит.

Пусть ненароком, пусть шутя.

Подумай, как бы им не ранить

Того, кто слушает тебя.

Я не случайно начала разговор с этого стихотворения, ведь речь сегодня

пойдёт о русском языке и литературе.

Здравствуйте, уважаемые коллеги! Для меня большая честь выступать в столь

высокой аудитории и представлять свой мастер – класс в этот мартовский весенний

день!

Вы никогда не задавались вопросом, почему люди не понимают друг друга и

вообще говорят на разных языках? А ведь на этот счет тоже существует своя

легенда. Может она и покажется немножко сказочной, но вдруг в ней есть крупица

истины, кто знает…

Когда-то все люди земли понимали друг друга, говоря на одном языке: ведь

все

были

потомками

рода

Ноя,

спасшегося

во

время

потопа

и

нашедшего

пристанище возле Араратских гор. Постепенно род увеличивался, обретал новые

Слепцова В.Н.

знания и умения. И задумали люди построить город, а в нем высокую башню до

самых небес, которую можно было увидеть с любого конца земли.

Узнал

об

этом

Господь

и

удивился,

увидев

огромную

башню,

которая

тянулась к небу. Не понравилась Богу эта затея: снова проявилась гордыня и

тщеславие у людей, вздумавших подняться к небу. Не стал он смертью карать

людей, но наказал их иным способом, смешав язык, на котором они говорили.

Выйдя в один прекрасный день к своей башне, взявшись за работу, люди

вдруг перестали понимать речь другого. Никто не понимал, о чем говорят рядом,

люди не могли ничего делать, строительство остановилось. Люди спустились на

землю, но на земле стали ссориться, не понимая, о чем говорят, и что хочет каждый

из них. Видя это, Господь решил помочь людям, для этого заставив покинуть

недостроенный город и разъехаться в разные края. Так и поступил народ, оставив

недостроенную башню и расселившись в разных концах земли. Со временем они

забыли о своем родстве, у них появились новые традиции, образовался свой язык,

обряды и обычаи.

Так появился и русский язык.

Как учебный предмет, русский язык занимает в школе центральное

место. Оно определяется всеми социальными функциями родного языка. Его

особый статус заключается в том, что данный предмет является не только

объектом изучения, но и средством обучения.

Сейчас

русский

язык

занимает

в

мире

четвёртое

место

после

китайского (свыше 1 млрд), английского (750 млн) и испанского. Русский

язык - это один из 6 официальных языков ООН, официальный или рабочий

язык в большинстве авторитетных международных организаций, таких как

МАГАТЭ,

ЮНЕСКО.

В

мире

на

русском

языке

говорят

более

300

млн

человек, в том числе более 140 млн считают его своим родным языком.

Русский

язык

является

языком

общения

более

160

народов

и

национальностей.

На постсоветском пространстве сегодня русский язык пока еще

играет роль языка межнационального общения. Большинство населения этих

стран (около 70 %) еще достаточно свободно им владеет.

Однако ситуация через поколение может резко измениться, поскольку

идет

процесс

разрушения

русскоязычного

пространства,

последствия

которого начинают ощущаться уже сегодня. Это происходит в результате

внедрения

языка

титульных

наций

в

каче стве

ед и н с т ве н н о го

государственного.

Мы

слышим

или

читаем

о

том,

что

русский

язык

запрещается

в

некоторых бывших советских республиках. Например, в Украине. Почему?

Но

те,

кто

это

запрещают,

просто

некомпетентны

в

области

языкознания, они не обладают хотя бы минимальными знаниями в области

языка, не знают геналогической классификации своего языка, хотя на уроках

родного языка этот вопрос освещается.

Слепцова В.Н.

Одна из наиболее крупных языковых семей

- индоевропейская, в

которую

входят

разные

группы,

в

том

числе

славянская.

Совремемнные

славянские

языки

делятся

на

три

группы:

южнославянские

(болгарский,

македонский, сербохорватский, словенский), западнославянские (польский,

лужицкий, чешский, словацкий) и восточнославянские (русский, украинский,

белорусский).

Посмотрите

на

схему,

от

нас

ничего

не

зависит,

это

уже

исторически сложилось, что мы братья, братья по языку, мы относимся к

одной языковой семье. Кстати, получая эти знания, ученики приобретают

знания о месте русского языка среди славянских.

Если бы политики Украины это знали, скорее всего, всё было бы по

другому. Так вот, моя задача, как учителя русского языка, в некотором роде

несёт мировой масштаб, я должна научить детей этим знаниям, уважению к

другим языкам, но и самое главное, прививать любовь к родному языку.

Проблемы, решаемые современной методикой преподавания русского

языка, можно условно разделить на две группы. Первую группу составляют

проблемы

«вечные»,

к

которым,

например,

относится

проблема

формирования орфографических умений и навыков. К проблемам 21 века

следует отнести, во-первых, утверждение коммуникативно-деятельностного

подхода в обучении языку, что нашло отражение в государственном стандарте

по русскому языку (в него включены понятия компетенций), во-вторых, в

школе наблюдается интеграция курсов русского языка и литературы. Моя

задача обеспечить эти уроки содержательно и методически, научить детей

речи,

т.е.

умению

правильно

и

целесообразно

пользоваться

языковыми

средствами.

Каким образом я это осуществляю? На своих уроках я использую

разные

приёмы,

некоторые

из

них

я

бы

хотела

продемонстрировать.

Предлагаю вам побыть в роли учеников!

- Определите автора по его стилю. Это задание формирует умение

связывать услышанную информацию с накопленным литературным опытом.

А) Довольно жить законом,

данным Адамом и Евой.

Клячу истории загоним.

Левой!

Левой!

Левой! (В. Маяковский)

Б) Если крикнет рать святая:

«Кинь ты Русь, живи в раю!»

Я скажу: «Не надо рая,

Дайте родину мою». (С.Есенин)

В) Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, —

ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный

русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что

совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому

народу! (И.С. Тургенев)

Слепцова В.Н.

-

Следующее

задание

помогает

учащимся

характеризовать

роль

старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.

При

изучении

творчества

А.

Блока,

читаю

учащимся

отрывок

из

стихотворения М.Цветаевой, посвящённого поэта.

Имя твое — птица в руке,

Имя твое — льдинка на языке.

Одно-единственное движенье губ.

Имя твое — пять букв.

- Аудитория, почему Цветаева насчитала пять букв, ведь в фамилии Блока

ч е т ы р е

б у к в ы ?

По реформе 1918 года просто решили отказаться от «тяжелого наследия

царского режима»,

исключили букву ер, обозначающую твёрдый знак (Ъ) на

конце слов мужского рода и частей сложных слов, но сохранили в качестве

разделительного знака (подъём, адъютант).

-

Фонетический

анализ

слова

даёт

возможность

ученику

опознавать

основные средства фонетики (звукопись).

- Прочитайте отрывок. Определите, какой приём использует А. Усачёв?

Шуршат осенние кусты,

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш, и дождь шуршит.

И мышь, шурша, в нору спешит.

- Что такое звукопись? (звуковые повторы

одинаковыми или похожими

звуками в целях образного звукоподражания).

- Какой приём использует А. Усачёв? Какой звук повторяется, глухой или

звонкий? А как определить? (показываю)

- Изучение лексики развивает умение указывать принадлежность слова к

активной или пассивной лексике, сферу употребления и стилистическую

окраску слова.

Для этого предлагаю такое задание. Прочитайте отрывок из стихотворения

А.С. Пушкина «Пророк». Назовите архаизмы. Укажите, с какой целью автор

употребил их?

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

- Архаизмы: восстань, виждь, внемли, исполнись, глаголом. Слова

употреблены автором для того, чтобы придать речи торжественный характер,

создать исторический колорит эпохи, усилить воздействие на читателя.

Я не случайно выбрала стихотворение Пушкина, ведь Пушкин – наше всё.

Конечно, несомненно, наибольшая заслуга в деле упорядочения литературного

языка, приведения его в систему принадлежит гениальному учёному и поэту М.В.

Ломоносову.

Но

А.С.

Пушкину

выпала

высокая

честь

называться

подлинным

основоположником современного русского литературного языка.

Слепцова В.Н.

Пушкин навсегда стёр в РЛЯ условные границы между Ломоносовскими

«тремя

штилями».

А.С.

создал

и

установил

многообразие

стилей

в

пределах

единого

национального

языка.

Благодаря

этому

каждый

пишущий

на

русском

литературном языке получил возможность развивать и бесконечно варьировать

свой индивидуально-творческий стиль, оставаясь в пределах единой литературной

нормы.

Мне остаётся добавить лишь одно.

«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние,

переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим

могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.»

И.С.Тургенев



В раздел образования