Автор: Умнова Елена Васильевна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "СШ № 11"
Населённый пункт: г. Нажневартовск
Наименование материала: Статья
Тема: "Приёмы Современных образовательных технологий, применяемые в практике преподавания русского языка и литературы."
Раздел: среднее образование
Слепцова В.Н.
Приёмы Современных образовательных технологий, применяемые в практике
преподавания русского языка и литературы.
Не страшно под пулями мертвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесем,
И внуками дадим, и от плена спасем,
Навеки.
А.А.Ахматова
Когда ты хочешь молвить слово,
Мой друг, подумай — не спеши.
Оно бывает то сурово,
То рождено теплом души.
Оно то жаворонком вьётся,
То медью траурной поёт.
Покуда слово сам не взвесишь,
Не выпускай его в полёт.
Им можно радости прибавить,
И радость людям отравить.
Им можно лёд зимой расплавить
И камень в крошку раздробить.
Оно одарит иль ограбит.
Пусть ненароком, пусть шутя.
Подумай, как бы им не ранить
Того, кто слушает тебя.
Я не случайно начала разговор с этого стихотворения, ведь речь сегодня
пойдёт о русском языке и литературе.
Здравствуйте, уважаемые коллеги! Для меня большая честь выступать в столь
высокой аудитории и представлять свой мастер – класс в этот мартовский весенний
день!
Вы никогда не задавались вопросом, почему люди не понимают друг друга и
вообще говорят на разных языках? А ведь на этот счет тоже существует своя
легенда. Может она и покажется немножко сказочной, но вдруг в ней есть крупица
истины, кто знает…
Когда-то все люди земли понимали друг друга, говоря на одном языке: ведь
все
были
потомками
рода
Ноя,
спасшегося
во
время
потопа
и
нашедшего
пристанище возле Араратских гор. Постепенно род увеличивался, обретал новые
Слепцова В.Н.
знания и умения. И задумали люди построить город, а в нем высокую башню до
самых небес, которую можно было увидеть с любого конца земли.
Узнал
об
этом
Господь
и
удивился,
увидев
огромную
башню,
которая
тянулась к небу. Не понравилась Богу эта затея: снова проявилась гордыня и
тщеславие у людей, вздумавших подняться к небу. Не стал он смертью карать
людей, но наказал их иным способом, смешав язык, на котором они говорили.
Выйдя в один прекрасный день к своей башне, взявшись за работу, люди
вдруг перестали понимать речь другого. Никто не понимал, о чем говорят рядом,
люди не могли ничего делать, строительство остановилось. Люди спустились на
землю, но на земле стали ссориться, не понимая, о чем говорят, и что хочет каждый
из них. Видя это, Господь решил помочь людям, для этого заставив покинуть
недостроенный город и разъехаться в разные края. Так и поступил народ, оставив
недостроенную башню и расселившись в разных концах земли. Со временем они
забыли о своем родстве, у них появились новые традиции, образовался свой язык,
обряды и обычаи.
Так появился и русский язык.
Как учебный предмет, русский язык занимает в школе центральное
место. Оно определяется всеми социальными функциями родного языка. Его
особый статус заключается в том, что данный предмет является не только
объектом изучения, но и средством обучения.
Сейчас
русский
язык
занимает
в
мире
четвёртое
место
после
китайского (свыше 1 млрд), английского (750 млн) и испанского. Русский
язык - это один из 6 официальных языков ООН, официальный или рабочий
язык в большинстве авторитетных международных организаций, таких как
МАГАТЭ,
ЮНЕСКО.
В
мире
на
русском
языке
говорят
более
300
млн
человек, в том числе более 140 млн считают его своим родным языком.
Русский
язык
является
языком
общения
более
160
народов
и
национальностей.
На постсоветском пространстве сегодня русский язык пока еще
играет роль языка межнационального общения. Большинство населения этих
стран (около 70 %) еще достаточно свободно им владеет.
Однако ситуация через поколение может резко измениться, поскольку
идет
процесс
разрушения
русскоязычного
пространства,
последствия
которого начинают ощущаться уже сегодня. Это происходит в результате
внедрения
языка
титульных
наций
в
каче стве
ед и н с т ве н н о го
государственного.
Мы
слышим
или
читаем
о
том,
что
русский
язык
запрещается
в
некоторых бывших советских республиках. Например, в Украине. Почему?
Но
те,
кто
это
запрещают,
просто
некомпетентны
в
области
языкознания, они не обладают хотя бы минимальными знаниями в области
языка, не знают геналогической классификации своего языка, хотя на уроках
родного языка этот вопрос освещается.
Слепцова В.Н.
Одна из наиболее крупных языковых семей
- индоевропейская, в
которую
входят
разные
группы,
в
том
числе
славянская.
Совремемнные
славянские
языки
делятся
на
три
группы:
южнославянские
(болгарский,
македонский, сербохорватский, словенский), западнославянские (польский,
лужицкий, чешский, словацкий) и восточнославянские (русский, украинский,
белорусский).
Посмотрите
на
схему,
от
нас
ничего
не
зависит,
это
уже
исторически сложилось, что мы братья, братья по языку, мы относимся к
одной языковой семье. Кстати, получая эти знания, ученики приобретают
знания о месте русского языка среди славянских.
Если бы политики Украины это знали, скорее всего, всё было бы по
другому. Так вот, моя задача, как учителя русского языка, в некотором роде
несёт мировой масштаб, я должна научить детей этим знаниям, уважению к
другим языкам, но и самое главное, прививать любовь к родному языку.
Проблемы, решаемые современной методикой преподавания русского
языка, можно условно разделить на две группы. Первую группу составляют
проблемы
«вечные»,
к
которым,
например,
относится
проблема
формирования орфографических умений и навыков. К проблемам 21 века
следует отнести, во-первых, утверждение коммуникативно-деятельностного
подхода в обучении языку, что нашло отражение в государственном стандарте
по русскому языку (в него включены понятия компетенций), во-вторых, в
школе наблюдается интеграция курсов русского языка и литературы. Моя
задача обеспечить эти уроки содержательно и методически, научить детей
речи,
т.е.
умению
правильно
и
целесообразно
пользоваться
языковыми
средствами.
Каким образом я это осуществляю? На своих уроках я использую
разные
приёмы,
некоторые
из
них
я
бы
хотела
продемонстрировать.
Предлагаю вам побыть в роли учеников!
- Определите автора по его стилю. Это задание формирует умение
связывать услышанную информацию с накопленным литературным опытом.
А) Довольно жить законом,
данным Адамом и Евой.
Клячу истории загоним.
Левой!
Левой!
Левой! (В. Маяковский)
Б) Если крикнет рать святая:
«Кинь ты Русь, живи в раю!»
Я скажу: «Не надо рая,
Дайте родину мою». (С.Есенин)
В) Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины, —
ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный
русский язык! Не будь тебя — как не впасть в отчаяние при виде всего, что
совершается дома? Но нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому
народу! (И.С. Тургенев)
Слепцова В.Н.
-
Следующее
задание
помогает
учащимся
характеризовать
роль
старославянского (церковнославянского) языка в развитии русского языка.
При
изучении
творчества
А.
Блока,
читаю
учащимся
отрывок
из
стихотворения М.Цветаевой, посвящённого поэта.
Имя твое — птица в руке,
Имя твое — льдинка на языке.
Одно-единственное движенье губ.
Имя твое — пять букв.
- Аудитория, почему Цветаева насчитала пять букв, ведь в фамилии Блока
ч е т ы р е
б у к в ы ?
По реформе 1918 года просто решили отказаться от «тяжелого наследия
царского режима»,
исключили букву ер, обозначающую твёрдый знак (Ъ) на
конце слов мужского рода и частей сложных слов, но сохранили в качестве
разделительного знака (подъём, адъютант).
-
Фонетический
анализ
слова
даёт
возможность
ученику
опознавать
основные средства фонетики (звукопись).
- Прочитайте отрывок. Определите, какой приём использует А. Усачёв?
Шуршат осенние кусты,
Шуршат на дереве листы.
Шуршит камыш, и дождь шуршит.
И мышь, шурша, в нору спешит.
- Что такое звукопись? (звуковые повторы
одинаковыми или похожими
звуками в целях образного звукоподражания).
- Какой приём использует А. Усачёв? Какой звук повторяется, глухой или
звонкий? А как определить? (показываю)
- Изучение лексики развивает умение указывать принадлежность слова к
активной или пассивной лексике, сферу употребления и стилистическую
окраску слова.
Для этого предлагаю такое задание. Прочитайте отрывок из стихотворения
А.С. Пушкина «Пророк». Назовите архаизмы. Укажите, с какой целью автор
употребил их?
Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей.
- Архаизмы: восстань, виждь, внемли, исполнись, глаголом. Слова
употреблены автором для того, чтобы придать речи торжественный характер,
создать исторический колорит эпохи, усилить воздействие на читателя.
Я не случайно выбрала стихотворение Пушкина, ведь Пушкин – наше всё.
Конечно, несомненно, наибольшая заслуга в деле упорядочения литературного
языка, приведения его в систему принадлежит гениальному учёному и поэту М.В.
Ломоносову.
Но
А.С.
Пушкину
выпала
высокая
честь
называться
подлинным
основоположником современного русского литературного языка.
Слепцова В.Н.
Пушкин навсегда стёр в РЛЯ условные границы между Ломоносовскими
«тремя
штилями».
А.С.
создал
и
установил
многообразие
стилей
в
пределах
единого
национального
языка.
Благодаря
этому
каждый
пишущий
на
русском
литературном языке получил возможность развивать и бесконечно варьировать
свой индивидуально-творческий стиль, оставаясь в пределах единой литературной
нормы.
Мне остаётся добавить лишь одно.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык – это клад, это достояние,
переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим
могущественным орудием; в руках умелых оно в состоянии совершать чудеса.»
И.С.Тургенев