Народные подвижные игры и методика их использования
Автор: Гончарова Татьяна Борисовна Должность: воспитатель Учебное заведение: ГБОУ ШКОЛА № 2103 Населённый пункт: Москва Наименование материала: статья Тема: Народные подвижные игры и методика их использования Раздел: дошкольное образование
Народные подвижные игры и методика их использования
Игры являются важным средством всестороннего развития и воспитания
детей. Особое значение имеют народные подвижные игры, формирующие
основные двигательные навыки, положительно влияющие на складывание
личности подрастающего человека.
Знакомство детей с народными подвижными играми можно начинать со
средней группы. Впервые, изучая с детьми ту или иную игру, мы
рассказываем им, каким народом она была создана, знакомим с традициями и
историей этих народов.
Знакомство с народными играми расширяет кругозор детей, обогащает их
словарь. Дети начинают активно употреблять такие слова водящий, ведущий,
считалка, скороговорка, особенно при распределении ролей и разделении на
команды.
Народные подвижные игры мы выбираем в соответствии с теми задачами
по физическому воспитанию, над которыми работаем в данный момент и
теми двигательными навыками, которыми дети уже овладели, а также в
соответствии с рекомендациями программы по которой работаем («От
рождения до школы»).
Интерес к народным играм формируется постепенно, поэтому
целесообразно использовать самые разнообразные формы и приемы обучения
им детей. Например, с удмуртской народной игрой «Горелки» детей
познакомили после того, как они овладели аналогичной русской игрой.
Удмуртские «Горелки» чуть сложнее русских, ибо они сопровождаются
непременным атрибутом-расписным платочком. Такой, казалось бы, не очень
значительный элемент новизны позволил довольно долго сохранить интерес
детей к «Горелкам».
Знакомство с русской народной игрой «Бабки» начали с рассматривания
атрибутов, рассказали об истории этой игры и ее содержания. Предложили
детям самим подобрать косточки необходимого размера и раскрасить их. Все
это вызвало интерес к игре и желание побыстрей овладеть ее правилами,
усвоив которые дети играли в «Бабки» в свободное время. Изучение же
аналогичной киргизской народной игры «Ордо» значительно
усовершенствовало умение детей применять бабки, регулировать
направление и силу броска и в других игровых ситуациях.
Также мы проводим конкурсы на лучшую считалку к игре, которая
наиболее точно соответствует ее сюжету, характеру персонажей,
национальному своеобразию. Такие конкурсы позволяют обогащать знания
детей о народных играх, воспитывают вкус, фантазию, развивают чувство
ритма, столь необходимое в народных подвижных играх. Желая отличиться,
дети просили родителей, воспитателей познакомить их с новыми считалками.
Совместно воспитателями, детьми и родителями был оформлен альбом и
создана компьютерная презентация с самыми интересными и любимыми
считалками.
Большое внимание мы уделяем использованию в народных играх
естественных материалов: камешков, палочек, веточек, шишек, которые дети
собирают на прогулке в детском саду, а также вместе с родителями на
прогулке в выходной день.
Очень нравятся детям вечера подвижных игр. В их подготовке, разработке
сценариев участвуют дети и родители. Обсуждается, какие игры надо
включить, какие приготовить атрибуты и костюмы. Все вместе оформляем
помещение, рисуем афишу-приглашение, пригласительные билеты. Но в
вечера подвижных игр обязательно включаем и сюрпризы для детей, что
способствует поддержанию высокого эмоционального интереса у детей.
Активное использование подвижных народных игр способствует
углублению знаний детей о разных народах, их традициях, быте. Дети с
большим интересом начинают относиться к истории своей страны, у них
появляется желание узнать больше о людях других национальностей.
Участие в народных играх воспитывает у детей толерантность так как в
современном мире проблема проявления толерантности стоит очень остро,
поскольку мы живем в многонациональном обществе, в век глобализации и
интеграции.