Автор: Зимина Людмила Александровна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОАУ № 10 "Россияночка"
Населённый пункт: город Новотроицк, Оренбургская область
Наименование материала: конспект занятия
Тема: "Чудо в паутине"
Раздел: дошкольное образование
Примерный конспект интегрированного занятия по познавательному
развитию и художественному ручному труду
Тема: "Чудо в паутине"
Пояснительная записка
Возрастная группа: дети старшего дошкольного возраста
Актуальность:
В
современном
мире
мало
кто
задумывается
о
пауках,
паутине. Многие люди испытывают неприязнь к паукам из-за их внешнего
вида. Пауки пугают и вызывают чувство брезгливости, поэтому люди их
беспощадно уничтожают, не задумываясь над тем, что это живые существа.
Задачи
приоритетной
образовательной
области. "Познавательное
развитие": расширять и углублять представления о пауках, особенностях
внешнего
вида
и
образа
жизни,
воспитывать
нравственные
качества:
взаимопомощь,
бережное
отношение
к
природе
и
к
ее
обитателям,
формировать навыки сотрудничества.
Образовательные области в интеграции.
Задачи образовательной области "Речевое развитие": развивать связную
речь детей, учить согласовывать существительные с прилагательными.
Задачи образовательной области "Физическое развитие": закреплять ходьбу
на носках, сохраняя равновесие.
Задачи образовательной области "Художественно-эстетическое развитие":
развивать
навыки
моделирования
из
фольги,
развивать
творческие
способности,
воображение,
мелкую
моторику,
координацию
речи
с
движением.
Предпосылки
учебной
деятельности:
формировать
умение
работать
по
правилу, по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Методы и приемы:
Практические: развивающие игры, упражнения, выполнение практической
работы по условиям.
Наглядные: рассматривание, показ способов действий, показ образца.
Словесные: вопросы, пояснения, беседы, включение в игровую ситуацию.
Оборудование и материалы:
Оборудование: видеопроектор, ноутбук, переносной экран, игрушка паучка,
тарелочки индивидуально, фольга, скакалки.
Раздаточный
материал
и
наглядность:
презентация PowerPoint
"Мир
паукообразных" с видеозаписью "Танец паука- павлина", сплетенная паутина,
большие
макеты
деревьев, листья дуба, тополя, рябины, сирени, клена,
березы, канадского клена. Фольга, нарезанная на полоски (четыре полоски
длинные, одна полоска короткая), один большой прямоугольник
Предварительная
подготовка: рассматривание иллюстраций, открыток,
энциклопедии
с
изображением
схемы
пауков;
беседа
о
пауках;
изготовление
игрушки – паука;
беседа
с детьми на тему "Кто такие
пауки", рассматривание иллюстраций "Разновидности пауков". Просмотр
видео
"Жизнь
пауков".
Чтение
произведения
К.И.Чуковского
"Муха
Цокотуха"
Формы организации совместной деятельности:
Игровая деятельность: развивающие игры: игра «С какого дерева лист»;
Двигательная: Физминутка "Паучок"
Продуктивная деятельность :Изготовление поделки паучка из фольги.
Коммуникативная
деятельность:
В к л юч е н и е
д е т е й
в
и с т о р и ю ,
рассказывание
Вопросы и обобщения познавательного характера.
Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие технологии,
элементы интерактивной технологии.
Список использованной литературы:
1. Акимушкин И. И. Мир животных: Насекомые. Пауки. - М.:Мысль, 1990.
2. Бианки В. « Как муравьишка домой спешил». Москва, 2004
3. Воронов Н.П. « Они нуждаются в защите». Чебоксары, 1990.
4. Соломенникова О.А. "Ознакомление с природой в детском саду" .Мозаика
– синтез, 2014.
5. Энциклопедия школьника. 4000 увлекательных фактов. Москва, 2001.
6. Энциклопедия. Вопрос и ответ. Живая природа. «Омега», 2006.
Ход занятия.
Организационный момент:
Воспитатель:
(дети
не
заходя
в
группу,
останавливаются
на
входе)
Минуточку внимания! (Логоритмическая игра)
Ребята, в лес волшебный на прогулку
Приглашаю вас пойти.
Интересней приключенья
Нам, ребята, не найти.
Друг за дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам
По лесу гулять пойдем.
Может быть в лесу волшебном
Мы друзей себе найдем. (Дети подходят к мостику, сделанному из двух
скакалок)
Воспитатель: Ребята, через пруд нам нужно перейти по узенькому мосточку,
поставьте руки в стороны и медленно проходите по мостику, не замочив ноги,
(дети выполняют). Вот мы и пришли на волшебную лесную поляну. (возле
исследовательского центра расставлены деревья с листьями, одно дерево с
прикрепленной
паутиной, на паласе разбросаны листья деревьев; дуба,
клена, тополя, сирени, рябины, карагача, канадского клена)). Ребята, как вы
думаете
на
краю
поляны
лиственный
или
хвойный
лес?
(лиственный).
Почему? (потому что листья лежат вокруг). Почему листья опали? (потому
что осень).Давайте определим с какого дерева лист. (воспитатель показывает
листья, дети называют деревья)
Какие вы молодцы! Но, давайте посмотрим, кто же живет на этой полянке.
Посмотрите глазами влево, вправо, вверх, вниз, посмотрите в левый верхний
угол, опускайте глаза в нижний правый угол, в верхний правый угол, в
нижний левый угол. Мы нашли, это же паучок Жорик. (достается из-за дерева
игрушка
паучка
Жоры).
Ребята,
Жорику
здесь
грустно.
Как
вы
думаете,
почему? Может быть у него что-то случилось? (дети высказывают свои
предположения)
Действительно, паучку грустно, что все его боятся, все хотят уничтожить его
семейку. Но мы с вами совсем не желает ему зла. Ведь так?
Показ презентации ( см. приложение №1)
Слайд №1 «Мир паукообразных»
Ребята, давайте расскажем паучку Жорику, что мы знаем про него.
Слайд №2 «Схема строения паука»
Дети
по
схеме
строения
рассказывают
о
пауках,
если
необходимо
воспитатель задает наводящие вопросы.
Дети: Паук – это не насекомое, он относится к классу паукообразных. Голова
паука соединена с грудкой. Эта часть тела так и называется головогрудь. Она
очень плотная, как панцирь. Большая часть тела паука называется брюшко.
Оно, наоборот, очень мягкое. На голове есть так называемые ногощупальца.
Они нужны пауку для того, чтобы хватать пищу и заталкивать в рот. Это не
ножки . А ножки у паука длинные и находятся они все на грудке.
Воспитатель: Давайте все вместе посчитаем, сколько же ног у паука.
У паука 8 глаз. Поэтому он может видеть все вокруг не поворачивая голову.
Сразу увидит, кого можно поймать в паутину.
Воспитатель: А есть ли уши у паука ?
Дети: А вот ушей у паука нет, они слышат с помощью специальных волосков,
расположенных
на
лапках.
Питается
мухами,
мелкими
насекомыми,
комарами).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, откуда паук берет нить, чтобы плести
свою паутину?
Дети: У паука на брюшке есть специальные бугорки с отверстиями (так
называемые паутинные бородавки). Из них выделяется жидкость, которая на
воздухе сразу становится твердой и превращается в тоненькую нить. Из этой
нити паук и плетет свою паутину – ловушку для насекомых .
Воспитатель: Какие вы молодцы! Жорик, тебе понравился рассказ наших
детей?
Ребята,
пауки
могут
предсказывать
погоду.
Если
ранней
осенью
пойдёшь за грибами - длинная вязкая паутина липнет к лицу, к рукам. Это
значит - надолго установилась ясная, хорошая погода.
Очень разнообразен мир пауков. И сейчас мы с вами в этом убедимся.
Слайд №3 «Разнообразие пауков»
Воспитатель: Паук Волк и паук Птицеед — одиночки. Они блуждают по
своей территории в поисках пищи или живут в норках, окутанных внутри
толстым слоем паутины, покидая их ночью для охоты на насекомых или
других более мелких пауков. Непосредственно в качестве ловушек паутину
эти пауки не плетут.
Слайд №4 «Паук оса и слепой паук»
Воспитатель: Паук Оса назван так за окраску, напоминающую осу. Слепой
паук интересен тем, что он единственный в своем роде, у кого нет глаз. Еще я
хочу вас познакомить с одним пауком, который так и называется Скакун.
Слайд №5 «Паук скакун»
Воспитатель: Он
может
прыгать
на
большие
расстояния,
в
отличии
от
других пауков может карабкаться по стеклу.
Слайд №6 «Паук павлин фото и видео паука»
Воспитатель: Паук
Павлин
имеет
очень
красивую
окраску.
Он
очень
маленький, около 5 мм, но очень хороший прыгун. Давайте посмотрим видео,
как красиво передвигается этот маленький представитель данного класса.
Но есть пауки, укус которых опасен для человека. Какие?
Дети : Ядовитые.
Воспитатель: Совершенно верно.
Слайд №7 «Ядовитые пауки»
Воспитатель: Паук Тарантул и паук Черная вдова. Тарантул
-
ночной
охотник, укус его напоминает укус осы;
паук Черная вдова или каракурт,
размер его около двух сантиметров, в некоторых случаях укус приводит к
гибели человека. Но,
тем не менее,
обижать пауков не следует, нельзя
обрывать
его
паутину.
Ведь
паук
делает
полезное
дело:
уничтожает
насекомых – вредителей.
Ребята, я предлагаю поиграть с паучком. Согласны?
Физкультминутка:
Паучок, паучок, чёрненькие ножки,
Мы с тобою побежим
Прямо по дорожке. (Дети бегут на носках на месте)
Паучок, паучок, чёрненькие лапки,
Будем мы сейчас с тобой
Танцевать вприсядку.
(Руки на пояс, приседают, когда встают, нога на пятку, присели, нога на
другую пятку.)
Паучок, паучок, чёрненькое брюшко,
Будем мы плести с тобой Паутинку мушке.
(Дети плетут паутину: движения, как работает ткач.)
Воспитатель:
Мы так много рассказали о пауках, а теперь
я предлагаю
смастерить нашему паучку Жорику друзей. Надеюсь, Жорик не будет против.
Проходите, пожалуйста к столам, усаживайтесь поудобнее.
И ты, Жора
садись рядышком.
Практическая часть
Воспитатель: Сегодня мы с вами будем использовать необычный материал
для нашего мастерства. Это фольга - особый вид бумаги, которая обладает
волшебными
свойствами.
Какими?
(не
промокает,
не
горит,
легко
моделируется, легко рвется). Перед вами лежат четыре длинные полоски
фольги, одна полоска короткая, один большой прямоугольник. Берем одну
длинную
полоску,
сворачиваем
ее
пополам,
сминаем
ладошкой,
затем
прижимаем пальчиками, моделируем лапку. То же самое делаем еще с тремя
лапками. Молодцы! Теперь берем короткую полоску, делаем то же самое:
сворачиваем пополам, сминаем ладошками, затем прижимаем пальчиками,
моделируем
ногощупальца.
Отлично!
Теперь
вместе
все
пять
жгутиков
складываем
ровно
по
середине,
перекручиваем
два
раза.
Теперь
самое
основное:
делаем
тельце.
Берем
прямоугольник,
сминаем
ладошками,
моделируем
форму
шара,
оставляем
небольшой
кончик.
Кладем
наши
жгутики между шариком и свободным концом фольги, закатываем шарик до
конца. Паучок готов. Осталось расправить ему лапки и щупальца. Вот какие
красавцы
у
нас
получились!
(дети
самостоятельно
выполняют
работу,
в
процессе работы воспитатель помогает детям.)
Заключительная часть
Воспитатель: Жорик, посмотри, каких паучков смастерили для тебя наши
ребятишки. Тебе нравится?
Конечно, теперь у тебя очень много друзей.
Ребята давайте посадим всех паучков на паутинку вокруг нашего паучка,
пусть познакомятся. Ой, посмотрите, Жорик у нас какой (большой), значит он
п а у к ,
а
в а ш и
к а к и е
(маленькие),
значит
они
паучки.
Оставим
наших
паучков
на
полянке,
пусть
играют. А нам с вами пора
возвращаться.
Организационное окончание
Воспитатель:
Д р у г
з а
дружкой становитесь,
Крепко за руки беритесь.
По дорожкам, по тропинкам
Мы домой быстрей пойдем.
Ребята,
аккуратно
проходите
по мостику, не торопитесь, чтобы не замочить ноги. Вот мы и пришли в нашу
группу.
Подведение итогов
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие на волшебную поляну? А
что
интересного
было
для
вас?
Что
нового
вы
сегодня
узнали?
Мне
понравилось, какие вы были молодцы, что помогли паучку найти друзей.
Спасибо вам!