Автор: Чеснокова Елена Викторовна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: ГБДОУ НАО "Детский сад с.Ома"
Населённый пункт: село Ома НАО
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Знаете ли Вы права детей"
Раздел: дошкольное образование
Круглый стол для родителей на тему: «Знаете ли Вы права детей»
Цель: Повышение родительской грамотности в вопросах защиты прав ребенка на основе
«Декларации прав ребенка».
Задачи: 1. познакомить родителей с нормативными документами о вопросах защиты прав
ребенка;
2. способствовать формированию у родителей представлений, о правах детей обозначенных в
Декларации прав ребенка;
3.
содействовать
развитию
коммуникативных
навыков
и
эмоциональной
отзывчивости
родителей;
Материалы: ромашка, поднос, листы бумаги, карандаши, ножницы, магниты, магнитная
доска, сундук, яблоко, дом, кукла, фонендоскоп, свидетельство о рождении, весы, сердце, книга,
цифра 1.
Ход
1.
Вводная часть.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Рада приветствовать вас за нашим круглым столом.
Для того чтобы узнать тему и цель нашей встречи, я приглашаю вас выйти ко мне и встать в
круг.
Отгадайте загадку: «В каком слове семь раз встречается буква Я». Правильно «семья».
У меня в руках ромашка и это не случайно, так как именно этот цветок является символом
семьи. И сейчас я предлагаю вам узнать, что для каждого из вас означает это слово-семья.
Упражнение «Продолжи предложение»
Что вы понимаете под словом «семья»? (передавая цветок по кругу продолжи: семья - это…
(забота , дружба, любовь, взаимопонимание, уважение, место, где тебя всегда ждут, примут таким
какой ты есть..)
Согласно толковому словарю С.И.Ожегова «Семья — группа живущих вместе родственников;
объединение людей, сплоченных общими интересами.
Ценность семьи как важнейшего института воспитания и социализации детей никогда не
вызывала сомнений. Истинные духовные ценности человека, возможно, сохранить только в семье,
а передать их, только через детей.
Дети – это будущее нашей страны. Каким станет будущее России и будущее наших детей
зависит от многих причин и в первую очередь от того, какое воспитание, образование и развитие
получат наши дети, как они будут подготовлены к жизни в этом мире.
И, конечно же, наша встреча посвящена детям, точнее их правам. Сегодня нам с вами
предстоит кому-то, возможно, вспомнить, кому-то познакомиться с Декларацией прав ребенка.
Присаживайтесь, пожалуйста.
2. Основная часть.
Ещё с древних времён человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие
философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей.
В настоящее время права и достоинство ребёнка нашей страны защищает международное и
российское законодательство.
Детский фонд организации объединенных наций (ЮНИСЕФ) ,
о с у щ е с т в л я ю щ и й
международную защиту прав ребёнка, разработал следующие документы:
Декларация прав ребёнка (1959).
Конвенция
ООН
о
правах
ребёнка
(1989) (даёт
определение
понятия
«жестокое
обращение» и определяет меры защиты и признание прав каждого ребёнка.)
Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).
Российской Федерацией принят целый ряд законодательных актов:
Уголовный
кодекс
РФ предусматривает
ответственность
за
совершение
насилия
в
отношении несовершеннолетних граждан.
Семейный кодекс РФ (1996) оговаривает, что родители не вправе причинять вред
физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию и применяет меру:
«лишение родительских прав».
Федеральный
Закон
«Об
основных
гарантиях
прав
ребёнка
в
РФ» специально
выделяет особую категорию детей, которые нуждаются в защите со стороны государства. Наряду с
детьми-инвалидами и жертвами вооружённых конфликтов, к этой категории относятся дети с
отклонениями в поведении. Закон конкретизирует понятие о механизмах соблюдения этих прав.
Закон РФ «Об образовании» утверждает право ребёнка на доступное обучение и
уважение его человеческого достоинства.
Закон РФ «О защите прав детей» гласит: «Жестокое обращение с детьми, физическое
и психологическое насилие над ними запрещены».
Как уже было сказано сегодня мы будем говорить о Декларации прав ребенка. На ваших
столах имеется текст данной Декларации, она включает в себя 10 принципов защиты прав детей.
Согласно
этим
принципам,
ребенок
имеет
право
на:
Равенство.
Семью.
Образование.
Государственную заботу и защиту, если ее нет (постоянно либо временно) от родителей. Свободу
выражения мыслей. Собственное мнение. Гражданство и имя. Защиту от жестокого обращения и
насилия.
Медицинское
обслуживание.
Досуг
и
отдых.
Дополнительную
государственную
поддержку при наличии особых потребностей.
И сейчас я предлагаю вам познакомиться с правами детей указанными в Декларации в детских
стихах. Посмотрите, на столе перед вами поднос, желающие вытягиваю листок, и зачитывают нам
стих.
1. Только ты на свет родился, право первое твое:
Получи, чтоб им гордится
Имя личное свое.
2.Очень трудно самому, жить на свете одному.
Правом с Мамой жить и с Папой
Пользуйтесь везде ребята.
3.Есть еще такое право – помнить, думать и творить,
И другим свои раздумья
Если хочешь подарить.
4.Я росточком не доволен, и пока не так силен
Но не смей мне делать больно
Есть у нас такой закон.
5. Если жар, все тело ломит, и совсем не до игры
То позвать врача на помощь –
Тоже право детворы.
6. Чтоб с наукой подружиться, с книжкой в маленькой руке.
Правом пользуюсь учиться –
На родном я языке.
7. Подросла, взяла я книжки, и пошла я в первый класс.
В школу ходят все детишки –
Это право есть у нас.
8. Я могу свой детский праздник, как и взрослый отмечать.
Если я проголодаюсь –
Пищу в праве получать.
9. Будь ты слабым или сильным, белым черным, все равно.
Ты родился быть счастливым.
Это право всем дано!
Ну, вот мы обозначили основные пункты Декларации прав ребенка.
А сейчас мы проведем викторину.
Викторина будет по русским народным сказкам.
1. Какое право было нарушено ведьмой в сказке «Сестрица Аленушка и братец Иванушка?»
(право на жизнь)
2. Какое право было нарушено в сказке «Заюшкина избушка?» (право на неприкосновенность
жилища)
3. Какие преступления совершили гуси-лебеди в одноименной сказке? (похищение детей)
4. В какой сказке нарушено право на личную неприкосновенность, жизнь, свободу? («Серая
шейка», «Красная шапочка», «Дюймовочка», «Сказка о рыбаке и рыбке»).
5. Героиня какой сказки воспользовалась правом свободного передвижения и выбора места
жительства? («Лягушка-путешественница»).
6. Героине, какой сказки пришлось искать и находить в других странах убежище и защиту от
преследований? («Дюймовочка» Г.Х.Андерсен).
7. Какое право нарушили жители птичьего двора по отношению к утенку в сказке «Гадкий
утенок»? (равенство).
8.
Героиню
какой
сказки
лишили
права
жить
в
семье
и
родительской
любви,
увезя
на
трескучий мороз. («Морозко»).
Молодцы,хорошо ориентируетесь в сказках.
А я предлагаю продолжить
Игра «Волшебный сундучок»
У меня есть сундук. Из него по очереди я буду доставать предметы символизирующие
знакомые всем права ребенка.
Свидетельство о рождении - Что за документ? О каком праве он напоминает? (О праве
на имя). (Принцип 3)
Сердечко - Какое право может обозначать сердце? (О праве на заботу и любовь).
(Принцип 6)
Домик - Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (О праве на
имущество). (Принцип 4)
Книга - О каком праве напомнила вам книга? (О праве на образование). (принцип 7)
Игрушечные зайчиха и зайчик - О чём напоминают эти игрушки? (О праве ребёнка
быть вместе с мамой). (принцип 6)
Куклу.- о каком праве может говорить кукла-о праве на игру и развлечение. (Принцип
4)
Яблоко - о праве на пищу. (Принцип 4)
Фонендоскоп - право на медицинское обслуживание (принцип 4)
Весы – равенство детей не зависимо от расы национальности места жительства и
социального статуса. (принцип 1)
Цифра 1- Ребенок должен при всех обстоятельствах быть среди тех, кто первым
получает защиту и помощь (принцип 8)
А
сейчас
я
предлагаю
вам
заняться
творчеством.
Так
как
на
нашей
с
вами
встрече
присутствуют и педагоги, то их я тоже попрошу принять участие в этом конкурсе. Перед вами
лежат листы бумаги, карандаши и ножницы. Я предлагаю вам нарисовать свою ладошку и
вырезать ее.
Посмотрите, у меня есть круг с надписью «счастливый ребенок». Давайте сейчас мы с вами
все наши ладошки присоединим к этому центру. (родители присоединяют ладошки к центру при
помощи магнитов)
Что у нас получилось? Правильно, солнце.
Посмотрите, какое теплое солнышко у нас получилось - а ведь это наши с вами руки теплые
добрые светлые, и от нас с вами - родителей и педагогов многое зависит в становлении и развитии
наших детей. И наша задача объединиться как лучи этого солнца и помочь каждому ребенку
прожить счастливо уникальный период детства.
Ну, вот наша с вами встреча подходит к концу, я надеюсь, мы достигли с вами поставленной
нами
цели.
Повысили
свои
знания
о
правах
детей,
теперь
мы
знаем,
что,
казалось
бы,
элементарные понятия о правах детей не просто красивые слова, а содержание нормативного
документа.
3. Заключение.
В заключении я прошу вас снова выйти и встать в круг.
Рефлексия «Я сегодня…»
Сейчас мы возьмем снова наш цветок и на этот раз продолжим фразу: «Я (мне) сегодня …».
Помните, уважаемые родители,
«Если ребенок смеется - значит, мы все «сделали правильно».
Спасибо за внимание!