Автор: Гошкиева Ирина Сергеевна
Должность: учитель изобразительного искусства
Учебное заведение: МОУ "Ломоносовская гимназия"
Населённый пункт: г. Петрозаводск, Республика Карелия
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование мотивации учащихся как одно из условий повышения качества преподавания предметов художественно-эстетического цикла в современном образовании".
Раздел: среднее образование
«Формирование мотивации учащихся как одно из условий повышения
качества преподавания предметов художественно-эстетического цикла в
современном образовании».
Одной из основных и, наверное, самой сложной задачей в школе является
повышение мотивации учащихся к учению и получению знаний. Каждый
учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием
занимались на уроках. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но
подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать:
«не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих
случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности
в знаниях, нет интереса к учению.
«Формула мотивации»
А вы знали, что мотивацию можно рассчитать, это такой же показатель как,
например, показатель конверсии или среднее арифметическое.
Радислав Гандапас - автор оригинальных тренингов, семинаров и учебных
фильмов по ораторскому искусству. Был дважды удостоен звания "Самый
популярный тренер года в России ", по образованию учитель русского языка
и литературы, вывел формулу, по которой можно рас читать мотивационный
потенциал работы. Я использовала данную формулу в подготовке к своим
урокам и получила хорошие результаты. Учащиеся стали с большим
интересом заниматься на уроке, результаты творческой деятельности
улучшились, качество обученности стало выше. Учащиеся стали активнее
принимать участие в конкурсах рисунков, олимпиадах по искусству и
занимать призовые места. Многие выпускники гимназии выбирают
художественное направление в профессиональном самоопределении.
Я считаю, что каждый учитель может применить данную формулу в
подготовке к своим урокам, исходя из возможностей и особенностей своего
предмета. Хочу поделиться, как я использовала формулу для повышения
мотивации и качества обучения на уроках изобразительного искусства.
Программа, по которой я работаю - «Изобразительное искусство и
художественный труд» под ред. Б.М.Неменского.
Мотивационный потенциал работы (МПР)
МПР = (ЗР + РР + ОР) : 3 * АР * ОС
Каждый показатель оценивается от 1 до 10. Ноль не используется.
Максимальный размер мотивации – 1000, т.е., когда все показатели десятки
(10 + 10 + 10)/3 * 10 * 10.
1.Значимость работы (ЗР). На сколько выполняемая работа на уроке важна,
что произойдет, если ее сделать или не делать.
Чем выше для ребенка значимость его деятельности на уроке, тем лучше
результат.
Возможности, которые предоставляются учащемуся на уроке
изобразительного искусства, помогают ему осознать важность и значимость
его работы. Например:
- возможность создать своими руками сувенир, открытку, поделку, картину и
далее использовать ее в качестве подарка, украшения для интерьера и т.д. ;
- возможность освоить новый прием, технику рисования и далее
использовать полученные знания в своем творчестве;
- возможность принять участие в конкурсе рисунков на школьном,
муниципальном, Республиканском, Всероссийском уровне;
- возможность принять участие в выставке творческих работ в гимназии;
- возможность самовыражения (через творчество);
- возможность получить новые знания;
- возможность познать свои возможности, через творческую деятельность;
- возможность получить хорошую оценку на уроке.
2.Разнообразие работы (РР). Сколько разных операций деятельности
применяет в своей работе учащийся на уроке.
Ели на уроке ребенок выполняет монотонную работу, то не удивительно, что
потенциал его работы будет не высоким. Нельзя строить урок по принципу
«готового знания». Готовое знание ученик не добывает, не находит, не
открывает, а только воспринимает. Традиционная модель организации
образовательного процесса перестает отвечать потребностям развития
детской и подростковой одаренности, поскольку репродуктивное освоение
учебного материала, на которое она ориентирована, приводит к
затормаживанию и деградации как творческих, так и общих способностей
учащихся, соответственно, и их одаренности.
Использование разнообразных форм и методов работы, разнообразных
материалов, приемов в работе позволяют разнообразить виды деятельности
ребенка на уроке и сделать урок более увлекательным. Например
использование различных форм урока:
урок-путешествие; урок-
исследование; урок-инсценировка; урок-экскурсия; мультимедиа - урок;
проблемный урок, комбинированный урок. Уроки в форме соревнований и
игр: КВН, викторина. Использование интерактивных методов обучения, при
которых ученики взаимодействуют не только с учителем, но и друг с другом.
Вектор: учитель = ученик = ученик. Использование нетрадиционных техник
рисования: рисование губкой, ватными палочками, брызгами и т.д.
Использование разнообразных художественных материалов и их сочетание в
творческой деятельности. Краски, восковые мелки, гелевые ручки,
фломастеры, пластилин, цветная бумага и т.д.
3.Отождествляемость работы с конкретным результатом (ОР).
Виден ли конкретный результат в работе на уроке.
- на каждом уроке ребенок имеет возможность увидеть результат своего
труда (рисунок, поделка, аппликация, макет и т.д.);
- на каждом уроке ребенок имеет возможность сравнить результат своего
творчества с работами одноклассников;
- на каждом уроке ребенок имеет возможность проанализировать, что
удалось в работе лучше всего, а над чем еще нужно поработать.
4.Автономность работы (АВ). Насколько, во время урока, учащемуся
предоставляется возможность самому выстраивать индивидуальную
образовательную траекторию с учетом его личностных особенностей и
предпочтений. Роль педагога заключается в том, чтобы направить, дать
алгоритм индивидуальной деятельности учащегося, вооружить его
соответствующими способами деятельности, поиском средств работы. У
каждого ребенка индивидуальный темп, скорость продвижения в обучении.
Так же каждый ребенок имеет индивидуально-типологические особенности
(темперамент, характер, особенности эмоционально-волевой сферы и др.).
Поэтому на уроке «Изобразительного искусства» ученику предоставляется
как автономность в выполнении задания, так и вариативность в выборе с
учетом его личностных возможностей, предпочтений.
- учащийся сам выбирает вид работы (из вариантов предложенных)
- учащийся сам выбирает объем работы (по сложности, исходя из личных
предпочтений)
- учащийся сам выбирает художественные материалы для работы, наиболее
подходящие для реализации замысла.
- учащийся сам планирует этапы выполнения работы (сколько времени он
отведет на каждый этап выполнения задания и их последовательность)
- учащийся сам определяет, какую часть работы он сможет выполнить
самостоятельно, а в чем ему понадобится помощь учителя.
5.Обратная связь (ОС). Для ребенка очень важно как его работу оценивают
окружающие: одноклассники, учителя, родители.
После самооценки и оценки создаются условия для коррекции и
планирования дальнейшей индивидуальной деятельности.
На уроке это будет оценка учителя. Важно, что бы ученик заранее знал
критерии оценивания. Критерии оценивания должны обсуждаться вместе с
детьми.
Для начала важно узнать, как ребенок сам оценивает свою работу. В чем он
испытал трудности, если они были. Сравнивать результат не с другими
учениками в классе, а личностным ростом, личностными достижениями,
ребенка. Чему он научился на уроке, что стало получаться лучше, какие
навыки освоил.
При оценивании работы учителем, важно похвалить ученика! Акцентировать
внимание, на том, что ему лучше всего удалось. Хвалить ученика обязательно
при всем классе!
Говорить о недочетах нужно ребенку лично, с глазу на глаз. Если и есть в
работе ошибки, то обязательно рассказать, как их можно исправить и
улучшить результат.
В конце урока ребенок может продемонстрировать результаты своей работы
(повесить на магнитную доску в классе). Дети всегда хвалят понравившиеся
им работы, говорят автору, какой он молодец. Для ребенка очень важно
услышать похвалу от сверстников. Часто слова одобрения одноклассников
для ребенка более важны, чем похвала от учителя. Это помогает ребенку,
самоутвердится в коллективе.
Так же важно при всем классе вручать дипломы, благодарственные письма
участникам конкурсов рисунков и олимпиад по предмету.
Каждый показатель оценивается от 1 до 10. Ноль не выбираем.
Максимальный размер мотивации – 1000, т.е., когда все показатели десятки
(10 + 10 + 10)/3 * 10 * 10.
Например, я хочу рассчитать, каким будет мотивационный потенциал работы у учащегося на
традиционном уроке в 6 классе, тема: пейзаж «Золотая осень», и личностно-ориентированном
уроке по той же теме.
МПР
Традиционный урок
Личностно ориентированный
урок
1.Значимость работы (ЗР).
Мотивация – оценка (5)
Личностный рост (8)
2.Разнообразие работы (РР).
Анализ картин художника
Левитана
Демонстрация
композиции,
выполненная учителем
на доске
Техника – акварель (4)
Анализ картин художника
Левитана
Вариативность техник: (по
сырому, рисование губкой,
рисование ватными палочками,
рисование осенними листьями
– оттиск, оттиск – отражение в
воде осеннего пейзажа,
рисование с использованием
воска и акварели) (10)
3.Отождествляемость
работы с конкретным
результатом (ОР).
Конкретный результат –
нарисовать как
художник?
Конкретный результат
ребенку неясен (3)
Демонстрация работ
сверстников.
Демонстрация результатов с
использованием различных
техник рисования.
Ребенок выбирает сам, исходя
из своих возможностей и
предпочтений (9)
4.Автономность работы (АВ).
Выполнение работы по
заданному образцу (4)
Автономность работы (10)
5.Обратная связь (ОС).
Критерии оценивания
ребенку не ясны (5)
Самоанализ
Критерии оценивания
обсуждаются вместе с
детьми(8)
МПР = (ЗР + РР + ОР): 3 X АР
X ОС
(5 + 4 + 3):3 X 4 X 5 =80
(8 + 10 + 9):3 X 10 X 8 =720
Учитывая, что максимальный бал 1000, чтобы повысить мотивационный
потенциал работы, надо повышать такие показатели как значимость работы,
применять разнообразные виды деятельности на уроке, повышать
отождествляемость работы с конкретным результатом, автономность работы
и обратную связь. Тогда результаты творческой деятельности на уроке
значительно улучшатся, качество обученности станет выше, дети с интересом
и желанием будут заниматься на уроке.