Напоминание

"Проектный метод в ДОО"


Автор: Рослякова Лариса Викторовна
Должность: заместитель заведующего по вмр
Учебное заведение: МАДОУ "Детский сад "Ромашка"
Населённый пункт: город Советский, ХМАО - Югра
Наименование материала: методическая разработка
Тема: "Проектный метод в ДОО"
Раздел: дошкольное образование





Назад




Российская Федерация

Ханты-Мансийский автономный округ – Югра

г. Советский

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Ромашка»

Подготовил:

Заместитель заведующего по ВМР

Рослякова Лариса Викторовна

С

введением

ФГОС

в

систему

дошкольного

образования

изменились

требования

к

методам

обучения

и

воспитания

дошкольников.

На

смену

традиционному

образованию

приходит

продуктивное

обучение,

которое

направлено

на

развитие

творческих

способностей,

формирование

у

дошкольников

интереса

и

потребности

к

активной

созидательной

деятельности. Одним из перспективных методов, способствующих решению

этой проблемы, является метод проектной деятельности.

Метод проектной деятельности (метод проекта) – это педагогическая

технология,

способствующая

достижению

дидактической

цели

через

детальную проработку проблемы в ходе самостоятельной деятельности детей:

исследовательской,

познавательной,

продуктивной,

которая

завершается

вполне реальным, практическим результатом.

Основной целью проектного метода в ДОО является развитие свободной

творческой

личности

ребенка,

которое

определяется

задачами

развития

и

задачами поисково-исследовательской деятельности детей.

Поисково - исследовательская деятельность:

способствует

развитию,

как

познавательной

потребности,

так

и

творческой деятельности;

учит самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового;

облегчает овладение методом научного познания в процессе поисковой

деятельности;

способствует

творческому

развитию

личности,

являясь

одним

из

направлений развития детской способности быть исследователем.

Задачи исследовательской деятельности специфичны для каждого возраста.

В дошкольном образовании метод проектов рассматривается как один из

вариантов интеграции (интеграция на основе единого проекта). Использование

метода проектов в обучении дошкольников является подготовительным этапом

для

дальнейшей

его

реализации

на

следующей

ступени

образования.

Особенностью проектной деятельности в дошкольной системе образования

является то, что ребенок еще не может самостоятельно найти противоречия в

окружающем, сформулировать проблему, определить цель (замысел). Поэтому

в

воспитательно-образовательном

процессе

ДОО

проектная

деятельность

носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и педагоги

ДОО, а также вовлекаются родители и другие члены семьи. Родители могут

быть не только источниками информации, реальной помощи и поддержки

ребенку

и

педагогу

в

процессе

работы

над

проектом,

но

и

стать

непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой

педагогический опыт, испытать чувство сопричастности и удовлетворения от

своих успехов и успехов ребенка.

Что же собой представляет проект?

Очень легко запомнить и уяснить, что проект – это 6 «П»:

1. Проблема (выбор темы).

2

2. Проектирование или планирование.

3. Поиск информации.

4. Продукт (практический результат).

5. Презентация.

6.

Портфолио, в котором собраны наработанные материалы (фотографии,

рисунки,

альбомы,

макеты

и

др.),

кроме

того

в

нем

содержится

паспорт

проекта и план проекта.

Выбор темы – это первый шаг воспитателя в работе над проектом.

Второй шаг – это тематическое планирование по выбранной проблеме, где

учитываются

все

виды

детской

деятельности:

игровая,

познавательно-

практическая,

художественно-речевая,

трудовая,

общение

и

т.д.

На

этапе

разработки содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений и других видов

деятельности,

связанных

с

темой

проекта,

воспитатели

особое

внимание

уделяют организации среды в группах, в дошкольном учреждении в целом.

Среда

должна

являться

фоном

к

эвристической,

поисковой

деятельности,

развивать у дошкольника любознательность. Когда подготовлены основные

условия

для

работы

над

проектом

(планирование,

среда),

начинается

совместная работа воспитателя и детей.

I этап разработки проекта – целеполагание: воспитатель выносит проблему

на

обсуждение

детям.

В

результате

совместного

обсуждения

выдвигается

гипотеза,

которую

воспитатель

предлагает

детям

подтвердить

в

процессе

поисковой деятельности.

II этап работы над проектом представляет собой разработку совместного

плана действий по достижению цели (а гипотеза – это и есть цель проекта).

Воспитатель помогает в решении поставленной задачи, используя различные

методы: «Модель трёх вопросов» (Что знаем? Что хотим узнать? Как узнать?).

Сначала проводится общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже

знают об определённом предмете или явлении. Воспитатель фиксирует ответы

на большом листе ватмана, чтобы группа могла их видеть. Для фиксации

ответов лучше использовать условные схематические символы, знакомые и

доступные детям. Затем воспитатель задает второй вопрос: «Что мы хотим

узнать?» Ответы снова фиксируются, причём независимо от того, что они

могут показаться глупыми или нелогичными. Здесь важно, чтобы педагог

проявил терпение, уважение к точке зрения каждого ребенка, тактичность по

отношению к нелепым высказываниям малышей. Когда все дети выскажутся,

воспитатель спрашивает: «Как нам найти ответы на вопросы?» Отвечая на

данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт. Необходимо учитывать

и возрастные особенности воспитанников. Для детей младшего дошкольного

3

возраста воспитатель может использовать подсказку, наводящие вопросы; для

детей

старшего

дошкольного

возраста

необходимо

предоставлять

больше

самостоятельности.

Решением

поставленного

вопроса

могут

выступать

различные мероприятия: чтение книг, энциклопедий, обращение к родителям,

специалистам,

проведение

экспериментов,

тематических

экскурсий.

Поступившие предложения являются дополнениями и изменениями к уже

готовому тематическому плану воспитателя.

Составляется «Паутинка» (виды

деятельности, направленные на реализацию проекта). Важно, чтобы педагог

проявил гибкость в планировании, сумел подчинить свой план интересам и

мнениям детей, включая детские мероприятия в учебный план, пожертвовав

некоторыми

запланированными

формами

работы.

Это

умение

является

показателем

высокого

профессионального

мастерства

воспитателя,

его

готовности отступить от уже имеющихся стереотипов.

Дети объединяются в

рабочие группы, распределяется амплуа.

После составления совместного плана действий начинается III этап

работы

над

проектом

его

практическая

часть.

Дети

исследуют,

экспериментируют,

ищут,

творят.

Для

активизации

детского

мышления

воспитатель предлагает решить проблемные ситуации, головоломки, развивая

тем самым пытливость ума. Необходимо, чтобы педагог умел создавать такую

ситуацию, когда ребёнок должен что-то познать самостоятельно, догадаться,

попробовать,

придумать.

Среда

вокруг

ребёнка

должна

быть

как

бы

незаконченной, незавершённой. Особую роль в данном случае играют уголки

по познавательно-практической деятельности.

Заключительным, IV этапом работы над проектом является

презентация проекта. Презентация может проходить в различных формах в

зависимости от возраста детей и темы проекта: итоговые игры-занятия, игры-

викторины, тематические развлечения, оформление альбомов, фотовыставок,

мини-музеев, творческих газет. Как будет проходить презентация

- решает

группа создателей проекта. Они определяют форму защиты и представления

проекта

(групповая,

индивидуальная,

комбинированная

и

т. д . )

Как оформить проект, из чего он состоит?

Проект состоит из:

1. Описания.

2. Диагностики.

3. Пакета документов, обеспечивающих реализацию проекта.

В описание проекта входит:

- тема;

- проблема;

4

- гипотеза;

- идея;

- тип проекта;

- сроки исполнения проекта (краткосрочный – до 1 дня, среднесрочный –

от 2 дней до нескольких месяцев, долгосрочный – год и более);

- масштаб проекта (внутри учреждения, коллектива, в масштабах города,

края, личный, коллективный, групповой, с родителями, в группе с детьми, в

саду и т.д., кто является участником проекта);

- этапы реализации проекта;

- виды деятельности (методы и приемы);

- социальные связи;

- ресурсы;

- предполагаемый результат.

Диагностика.

Любой проект должен начинаться с диагностики и ею же заканчиваться,

чтобы можно было определить, насколько эффективной оказалась вся

проделанная работа.

Диагностика бывает:

- первоначальной (для установления проблемы или при определении уровня

развития до начала проектной деятельности);

- промежуточной (если проект среднесрочный или долгосрочный), которая

проводится для установления и корректировки используемых методов

работы;

- заключительной (если проект завершен), которая проводится для

определения эффективности проекта.

После проведения диагностики на всех этапах проводится сравнительный

анализ ее результатов, на основании которого делаются выводы.

Далее

оформляется

приложение

к

проекту,

в

которое

входит

полное

теоретическое обеспечение

проекта.

Это

могут

быть

конспекты,

разработки, перспективные планы, анкеты, результаты анкетирования (если

проект завершен) и т.д.

Оформление проекта может отражать его содержание. Например, проект,

оформленный

в

виде

дерева

(где

корни

отражают

первоначальную

диагностику, ствол - проблему, ветви - этапы реализации проекта, листья -

задачи и т.д.). Главное, чтобы в этом проявлялось творчество создателей

проекта.

Любой

проект

предполагает

завершение

работы

в

форме презентации.

5

Типы проектов

(типология проектов определяется по доминирующему виду деятельности).

Исследовательские проекты.

Эти

проекты

по

структуре

совпадают

с

научными

исследованиями,

предполагают

аргументацию

актуальности

взятой

исследовательской

темы,

формулирование проблемы исследования, его предмета, объекта, определение

задач и методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез

решения

проблемы,

разработку

опытных

и

экспериментальных

путей

ее

решения,

обсуждение

полученных

результатов,

выводы,

оформление

результатов

исследования,

обозначение

новых

проблем

для

дальнейшего

развития исследования.

Исследовательские проекты требуют:

- хорошо продуманной структуры;

- обозначенных целей;

- актуальности предмета исследований;

-социальной значимости;

- соответствующих методов, в т.ч. и экспериментальных и опытных работ;

-методов обработки результатов.

Творческие проекты.

Они не имеют детально проработанной структуры, которая только намечается

и

далее

развивается,

подчиняясь

жанру

конечного

результата,

интересам

участников

проекта.

В

этом

случае

следует

договориться

о

планируемых

результатах

и

форме

их

представления

(совместная

газета,

сочинение,

видеофильм, драматизация, спортивная игра, праздник, экспедиция и т.д.),

однако,

оформление

результатов

проекта

требует

четко

продуманной

структуры

в

виде

сценария

видеофильма,

драматизации,

программы

праздника,

плана

сочинения,

статьи,

репортажа,

альбома

и

т. д .

Ролевые, игровые проекты.

В

таких

проектах

структура

тоже

намечается

и

остается

открытой

до

завершения

работы.

Участники

принимают

на

себя

определенные

роли,

обусловленные

характером

и

содержанием

проекта.

Это

могут

быть

литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные

или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуации

6

Ознакомительно-ориентировочные проекты - этот тип проектов направлен

на

сбор

информации

о

каком-либо

объекте,

явлении;

предполагается

ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение

фактов.

Структура такого проекта:

-цель проекта;

-актуальность;

-источники информации (литературные, СМИ, базы данных, интервью,

анкетирование, в т.ч. и зарубежных партнеров, проведение «мозговой атаки» и

др.)

-обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными

фактами, аргументированные выводы);

-результат (статья, реферат, доклад, видео и пр.);

-презентация (обсуждение, конференция и т.д.)

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и

становятся их частью, модулем.

Практико-ориентированные (прикладные) проекты.

Эти

проекты

отличает

четко

обозначенный

с

самого

начала

результат

деятельности его участников, причем этот результат обязательно ориентирован

на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно

продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с

определением

функций

каждого

из

них,

четких

выводов,

т.е.

оформления

результатов

проектной

деятельности

и

участия

каждого

в

оформлении

конечного

продукта.

Здесь

особенно

важна

хорошая

организация

координационной

работы

в

плане

поэтапных

обсуждений,

корректировки

совместных

и

индивидуальных

усилий,

в

организации

презентации

полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а

также систематической внешней оценке проекта.

Проект оценивается следующими критериями:

- актуальность и значимость;

- реалистичность;

- рентабельность (экономичность, требует ли больших затрат);

- эффективность (определяется при анализе диагностических данных);

- воспроизводимость (можно ли использовать в других коллективах, детских

7

садах);

- оригинальность.

Проекты,

вне

зависимости

от

вида,

творческие,

исследовательские,

информационные,

открытые,

игровые,

практико-ориентированные

и

др.,

нуждаются в постоянном внимании, помощи и сопровождении со стороны

взрослых на каждом этапе реализации. Спецификой использования метода

проектов

в

дошкольной

практике

является

то,

что

взрослым

необходимо

«наводить»

ребенка,

помогать

обнаруживать

проблему

или

даже

провоцировать ее возникновение, вызвать к ней интерес и «втягивать» детей в

совместный

проект,

при

этом

не

переусердствовать

с

опекой

и

помощью

родителей.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных

интересов

ребенка.

В

этот

период

происходит

интеграция

между

общими

способами решения образовательных и творческих задач, общими способами

мыслительной,

речевой,

художественной

и

другими

видами

деятельности.

Коллективная работа детей в подгруппах дает им возможность проявить себя в

различных

видах

ролевой

деятельности.

Общее

дело

развивает

коммуникативные и нравственные качества.

Таким образом, рассмотренные выше методологические основы проектной

деятельности

дают

представления

о

высокой

степени

адаптивности

инновационных технологий к специфике ДОО. Метод проектов в работе с

дошкольниками сегодня -

это достаточно оптимальный, инновационный и

перспективный

метод,

который

занимает

свое

достойное

место

в

системе

дошкольного образования.

8

Литература:

1.

Федеральный

государственный

образовательный

стандарт

дошкольного

образования.

Приказ

№1155

от

17

октября

2013г.

Министерства Образования и науки Российской Федерации.

2.Веракса Н. Е., Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников.

Пособие для педагогов дошкольных учреждений. М.: Мозаика-Синтез,

2008. — 112 с.

3.

Бат а лина

Т.С.

Планирование

работы

по

о р г а н и з а ц и и

исследовательской

деятельности

для

детей

старшего

дошкольного

возраста // Дошкольная педагогика. – 2012. – № 1. – С. 13-18.

4

.

Н.А. Виноградова, Е.П. Панкова .Образовательные проекты в детском

саду. Пособие для воспитателей. М.: Айрис-пресс, 2008. – 208 с.

5. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие

для руководителей и практических работников ДОУ / Авт.-сост.: Л.С.

Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 3-е изд. пспр. и

доп. – М.: АРКТИ, 2005. – 96 с.

9



В раздел образования