Автор: Яговкина Асия Абзалтиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФКДОУ Детский сад № 42 "Сказка"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: "Роль семьи в полоролевом воспитании детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование
РОЛЬ СЕМЬИ В ПОЛОРОЛЕВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО
ВОЗРАСТА.
(Выступление на педагогическом совете)
Подготовил: воспитатель Яговкина Асия Абзалтиновна
В последние годы специалисты обращают внимание на то, что воспитание,
обучение и лечение детей без учета их пола чревато многими погрешностями,
сказывающимися
не
только
на
непосредственном
состоянии
мальчика
или
девочки, но и нередко на всей их дальнейшей жизни.
Полагаться на то, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми
общественно одобряемыми качествами мужественности, а девочка с возрастом
приобретет
все
необходимые
качества
женственности,
было
бы
серьезным
заблуждением.
Эти
качества
сами
по
себе
не
возникают.
Мужчинами
и
женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате
целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с
дошкольного возраста.
Безусловно, важным фактором в процессе формирования психического пола
ребенка
является
семья
и,
в
частности,
пример
поведения
родителей,
их
взаимоотношений и трудового сотрудничества друг с другом и с детьми, и в
особенности
мальчиков
с
отцами
и
дедушками,
а
девочек
-
с
матерями
и
бабушками.
Существенным негативным фактором является повсеместная феминизация -
приобретение мужчинами женских черт, проявляющихся в одежде, образе жизни.
Тенденция уравнивания мужчин и женщин в Европе и Америке получила
широкое
развитие
и
в
семейных
отношениях,
так
как
в
современном
мире
большинство женщин работают и вне дома, отобрав у мужчины преимущество
кормильца. Престиж женщины в семье повсеместно повышается, а нередко она
становится
её
главой.
Вместе
с
тем,
как
показывает
ряд
исследований
современных авторов, во многих семьях, где отцы любой вид домашней работы
считают женским и для себя зазорным, катастрофически падает их авторитет.
Бесполость
воспитания
способствовала
и
способствует
тому,
что
немало
молодых людей в силу отсутствия у них качеств мужественности испытывают
дополнительные
трудности
во
время
службы
в
армии,
вступая
в
брак,
оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу в доме и
часто
перекладывают
на
плечи
женщины
ответственность
за
всю
семью
и
воспитание детей. Это порождает многие семейные конфликты.
У представительниц женского пола, с другой стороны, не формируется
терпеливость, умение «тушить» конфликты, поддерживать тепло семейного очага,
создавать
положительный
настрой
мужу
и
детям,
рационально
и
умело
организовывать домашнее хозяйство. С каждым годом растет число деловых
женщин,
для
которых
семья
и
дети
не
являются
важной
ценностью
в
жизни.
Большую
роль
в
процессе
формирования
психического
пола
играет
окружение
ребенка,
точнее,
наличие
тех
моделей
полоролевого
поведения,
которые послужат образцом для подражания или противопоставления.
Семья – важнейший институт полоролевой социализации детей. В семье
формируются присущие полу качества, как бы внешне неуловимые они ни были.
Но для этого необходимо наличие обоих родителей и их активное участие в жизни
семьи.
Ученые указывают на важную роль отца в воспитании детей разного пола и
его особое влияние как на сыновей, так и на дочерей. При отсутствии отца
формирование
качеств
мужественности
у
мальчиков
замедляется,
они
растут
эмоционально
неустойчивыми,
несамостоятельными,
нерешительными,
не
способными
взять
на
себя
ответственность.
Матери
не
приемлют
риск
в
поведении ребенка и пресекают поступки, которые бы допустил отец, при этом
ничуть не меньше заботясь о его безопасности. Материнская тревожность – частая
причина неврозов у мальчиков. Не менее велико влияние отца на дочь, поскольку
у
девочки
качества
женственности
развиваются
не
только
путем
подражания
материнскому поведению, но и путем противопоставления отцовскому.
Положительным
фактором
полоролевой
социализации
являются
оптимально построенные семейные взаимоотношения и семенные роли.
Для
восточной
семьи,
где
традиционно
женщине
отводится
роль
домохозяйки
и
матери,
а
мужчине
-
кормильца,
защитника
и
покровителя,
оптимальными будут традиционные взаимоотношения.
Мать в такой семье:
подчеркивает роль труда отца в жизни семьи;
подробно рассказывает ему о достижениях детей;
оперирует к его мнению как к высшей инстанции и др.
Отец:
внимательно и с уважением выслушивает после работы семейные новости;
обсуждает нужды детей и жены;
заботится об удобствах каждого и др.
Европейская семья характеризуется более гибким распределением семейных
обязанностей
по
принципу взаимодополнения.
Например,
при
стирке,
приготовлении пищи отец берет на себя работу с техникой, мать, в свою очередь,
стремится прийти на помощь, когда требуется тщательность и скрупулезность.
Забота мужчины состоит в том, чтобы, оградить жену, дочь от тяжелой работы,
забота женщины в том, чтобы создать уют, покой, особый эмоциональный климат,
благоприятный для каждого члена семьи.
Важными для успешной полоролевой социализации являются отношения
родителей
к
детям,
а
также
взаимоотношения
со
старшими
или
младшими
братьями и сестрами.
По
данным
зарубежных
психологов гендерные
стереотипы родителей
влияют на:
виды деятельности, в которые родители вовлекают своих детей;
значение,
которое
родители
придают
приобретению
детьми
различных
навыков и знаний;
советы,
которые
дают
по
поводу
приобретения
различных
навыков
и
знаний;
эмоциональные реакции родителей успехи детей в разных областях знаний
и др.
Все перечисленное может оказать влияние на:
уверенность детей в своих способностях;
заинтересованность в приобретении различных навыков и знаний;
эмоциональные
реакции
(чувства)
при
участии
в
различных
видах
активности;
суммарное
количество
времени
и
сил,
которые
дети
будут
посвящать
освоению и демонстрации различных навыков и знаний.
Например,
способы
родительской
помощи
мальчикам
и
девочкам
в
выполнении заданий различны. В ходе исследований выяснилось, что девочкам
родители склоны оказывать специфическую помощь в виде готового решения или
прямой инструкции, тогда как мальчикам - неспецифическую. Родители верят в
его успех, поддерживают и ориентируют на самостоятельное выполнение задания.
Как следствие у мальчиков уровень мотивации достижения выше, чем у девочек.
Таким
образом,
важнейшим
общественным
институтом
гендерной
социализации
ребенка
является
семья.
Огромное
влияние
на
его
гендерную
социализацию, индивидуальный жизненный путь и возможности самореализации
оказывают
гендерные
ожидания,
установки,
представления
и
стереотипы
родителей.
От того, насколько успешно проходит процесс полоролевой социализации,
включающий формирование представлений о содержании типичного для пола
поведения и стремления повторить эти представления в собственном поведении, а
также возникновение предпочтений и интересов, специфичных для пола, многое
зависит в формировании личности, а именно:
уверенность в себе,
определенность личностных установок,
эффективность общения с людьми;
благополучие отношений в семье.