Напоминание

"Роль семьи в полоролевом воспитании детей дошкольного возраста"


Автор: Яговкина Асия Абзалтиновна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: ФКДОУ Детский сад № 42 "Сказка"
Населённый пункт: г. Улан-Удэ
Наименование материала: выступление на педагогическом совете
Тема: "Роль семьи в полоролевом воспитании детей дошкольного возраста"
Раздел: дошкольное образование





Назад




РОЛЬ СЕМЬИ В ПОЛОРОЛЕВОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА.

(Выступление на педагогическом совете)

Подготовил: воспитатель Яговкина Асия Абзалтиновна

В последние годы специалисты обращают внимание на то, что воспитание,

обучение и лечение детей без учета их пола чревато многими погрешностями,

сказывающимися

не

только

на

непосредственном

состоянии

мальчика

или

девочки, но и нередко на всей их дальнейшей жизни.

Полагаться на то, что мальчик вырастет настоящим мужчиной со всеми

общественно одобряемыми качествами мужественности, а девочка с возрастом

приобретет

все

необходимые

качества

женственности,

было

бы

серьезным

заблуждением.

Эти

качества

сами

по

себе

не

возникают.

Мужчинами

и

женщинами в социальном смысле не рождаются. Ими становятся в результате

целенаправленного воспитания, которое важно начинать как можно раньше, уже с

дошкольного возраста.

Безусловно, важным фактором в процессе формирования психического пола

ребенка

является

семья

и,

в

частности,

пример

поведения

родителей,

их

взаимоотношений и трудового сотрудничества друг с другом и с детьми, и в

особенности

мальчиков

с

отцами

и

дедушками,

а

девочек

-

с

матерями

и

бабушками.

Существенным негативным фактором является повсеместная феминизация -

приобретение мужчинами женских черт, проявляющихся в одежде, образе жизни.

Тенденция уравнивания мужчин и женщин в Европе и Америке получила

широкое

развитие

и

в

семейных

отношениях,

так

как

в

современном

мире

большинство женщин работают и вне дома, отобрав у мужчины преимущество

кормильца. Престиж женщины в семье повсеместно повышается, а нередко она

становится

её

главой.

Вместе

с

тем,

как

показывает

ряд

исследований

современных авторов, во многих семьях, где отцы любой вид домашней работы

считают женским и для себя зазорным, катастрофически падает их авторитет.

Бесполость

воспитания

способствовала

и

способствует

тому,

что

немало

молодых людей в силу отсутствия у них качеств мужественности испытывают

дополнительные

трудности

во

время

службы

в

армии,

вступая

в

брак,

оказываются неспособными выполнять элементарную мужскую работу в доме и

часто

перекладывают

на

плечи

женщины

ответственность

за

всю

семью

и

воспитание детей. Это порождает многие семейные конфликты.

У представительниц женского пола, с другой стороны, не формируется

терпеливость, умение «тушить» конфликты, поддерживать тепло семейного очага,

создавать

положительный

настрой

мужу

и

детям,

рационально

и

умело

организовывать домашнее хозяйство. С каждым годом растет число деловых

женщин,

для

которых

семья

и

дети

не

являются

важной

ценностью

в

жизни.

Большую

роль

в

процессе

формирования

психического

пола

играет

окружение

ребенка,

точнее,

наличие

тех

моделей

полоролевого

поведения,

которые послужат образцом для подражания или противопоставления.

Семья – важнейший институт полоролевой социализации детей. В семье

формируются присущие полу качества, как бы внешне неуловимые они ни были.

Но для этого необходимо наличие обоих родителей и их активное участие в жизни

семьи.

Ученые указывают на важную роль отца в воспитании детей разного пола и

его особое влияние как на сыновей, так и на дочерей. При отсутствии отца

формирование

качеств

мужественности

у

мальчиков

замедляется,

они

растут

эмоционально

неустойчивыми,

несамостоятельными,

нерешительными,

не

способными

взять

на

себя

ответственность.

Матери

не

приемлют

риск

в

поведении ребенка и пресекают поступки, которые бы допустил отец, при этом

ничуть не меньше заботясь о его безопасности. Материнская тревожность – частая

причина неврозов у мальчиков. Не менее велико влияние отца на дочь, поскольку

у

девочки

качества

женственности

развиваются

не

только

путем

подражания

материнскому поведению, но и путем противопоставления отцовскому.

Положительным

фактором

полоролевой

социализации

являются

оптимально построенные семейные взаимоотношения и семенные роли.

Для

восточной

семьи,

где

традиционно

женщине

отводится

роль

домохозяйки

и

матери,

а

мужчине

-

кормильца,

защитника

и

покровителя,

оптимальными будут традиционные взаимоотношения.

Мать в такой семье:

подчеркивает роль труда отца в жизни семьи;

подробно рассказывает ему о достижениях детей;

оперирует к его мнению как к высшей инстанции и др.

Отец:

внимательно и с уважением выслушивает после работы семейные новости;

обсуждает нужды детей и жены;

заботится об удобствах каждого и др.

Европейская семья характеризуется более гибким распределением семейных

обязанностей

по

принципу взаимодополнения.

Например,

при

стирке,

приготовлении пищи отец берет на себя работу с техникой, мать, в свою очередь,

стремится прийти на помощь, когда требуется тщательность и скрупулезность.

Забота мужчины состоит в том, чтобы, оградить жену, дочь от тяжелой работы,

забота женщины в том, чтобы создать уют, покой, особый эмоциональный климат,

благоприятный для каждого члена семьи.

Важными для успешной полоролевой социализации являются отношения

родителей

к

детям,

а

также

взаимоотношения

со

старшими

или

младшими

братьями и сестрами.

По

данным

зарубежных

психологов гендерные

стереотипы родителей

влияют на:

виды деятельности, в которые родители вовлекают своих детей;

значение,

которое

родители

придают

приобретению

детьми

различных

навыков и знаний;

советы,

которые

дают

по

поводу

приобретения

различных

навыков

и

знаний;

эмоциональные реакции родителей успехи детей в разных областях знаний

и др.

Все перечисленное может оказать влияние на:

уверенность детей в своих способностях;

заинтересованность в приобретении различных навыков и знаний;

эмоциональные

реакции

(чувства)

при

участии

в

различных

видах

активности;

суммарное

количество

времени

и

сил,

которые

дети

будут

посвящать

освоению и демонстрации различных навыков и знаний.

Например,

способы

родительской

помощи

мальчикам

и

девочкам

в

выполнении заданий различны. В ходе исследований выяснилось, что девочкам

родители склоны оказывать специфическую помощь в виде готового решения или

прямой инструкции, тогда как мальчикам - неспецифическую. Родители верят в

его успех, поддерживают и ориентируют на самостоятельное выполнение задания.

Как следствие у мальчиков уровень мотивации достижения выше, чем у девочек.

Таким

образом,

важнейшим

общественным

институтом

гендерной

социализации

ребенка

является

семья.

Огромное

влияние

на

его

гендерную

социализацию, индивидуальный жизненный путь и возможности самореализации

оказывают

гендерные

ожидания,

установки,

представления

и

стереотипы

родителей.

От того, насколько успешно проходит процесс полоролевой социализации,

включающий формирование представлений о содержании типичного для пола

поведения и стремления повторить эти представления в собственном поведении, а

также возникновение предпочтений и интересов, специфичных для пола, многое

зависит в формировании личности, а именно:

уверенность в себе,

определенность личностных установок,

эффективность общения с людьми;

благополучие отношений в семье.



В раздел образования