Авторы: Филиппова Ольга Владимировна, Логинова Наталья Викторовна
Должность: воспитатели
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 358" г.о.Самара
Населённый пункт: городской округ Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Конспект интегрированного занятия для детей среднего дошкольного возраста "Чудесный мешочек"
Раздел: дошкольное образование
Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим
для детей среднего дошкольного возраста «Чудесный мешочек».
Задачи: продолжать учить детей определять предметы природного и
рукотворного мира;
Закреплять умение группировать предметы по их происхождению и
назначению, обозначать их обобщающим словом;
Учить узнавать предметы на ощупь, перечисляя при этом выявленные
признаки: форму, размер, составные части;
Развивать логическое мышление, внимание, воображение;
Закреплять умение передавать форму овощей, использую разнообразные
приемы лепки: оттягивание, прищипывание, сплющивание, лепка пальцами
для уточнения формы;
Воспитывать умение работать в коллективе, воспитывать аккуратность;
Показать детям, что юный эколог – это ребенок, который любит природу,
заботится о живых существах (растениях и животных ), создает для них
хорошие условия.
Материал к занятию: «чудесный мешочек» с предметами: кукольная посуда
(кастрюля, сковорода, тарелка, вилка, ложка), муляжи овощей (морковь,
огурец, помидор, редис); 2 обруча, карточки – символы «рукотворный мир» и
«природный мир»; мягкая игрушка Зайчик, пластилин, доски для лепки,
салфетки, бубен, модель «Сухое растение», корзинка.
Предварительная работа: дидактические игры: «Определи на ощупь»,
«Определи на вкус», «Узнай по описанию», «Съедобное – не съедобное»,
«Вершки – корешки», «Что растет на грядке?», «Что лишнее?», «Отгадай
предмет», «Найди названный предмет».
Работа в уголке природы, чтение книг о природе, рассматривание
иллюстраций.
Ход занятия:
Вос –ль рассказывает детям о том, что утром по дороге в детский сад она
встретила Зайку, который рассказал ей историю, которая с ним
приключилась: ехал дедушка на базар через лес, вез в мешке покупки для
своей старухи да не заметил, как обронил мешок. Лежит мешок под кустом, а
мимо зайчик скачет. Любопытно Зайчику: что же в мешке? Заглянул в него и
решил: то, что выросло на грядке, возьму себе, а что куплено в посудной
лавке, пусть в мешке останется. Будет дед потерю искать, найдет – бабушке
отвезет. Ей на кухне без этих предметов никак не обойтись.
Вос-ль спрашивает детей, догадались ли они что в мешке? ( овощи и посуда).
Вопросы к детям:
- почему вы так думаете? Откуда взялись овощи на базаре? (они выросли на
грядке и их привезли продавать)
- почему Зайчик решил взять себе только то, что растет на грядке? (это
съедобно)
- как можно назвать предметы, которые человек получает от природы и
которые он своими руками не делает? К какому миру они принадлежат? ( к
природному )
- а почему Зайчику не понадобилась посуда? Кто ее делает? (ее сделали
мастера и привезли продавать)
- как можно назвать предметы, которые человек делает своими руками,
которые не появляются без помощи человека? К какому миру они
принадлежат? ( к рукотворному)
Вос-ль предлагает детям узнать, что в мешочке и поделить предметы так:
предметы природного мира положить на зеленый поднос, а предмеры
рукотворного мира на синий.
Игра «Угадай на ощупь».
Дети поочередно подходят к мешку, опускают в него руки, нащупывают
предмет, перечисляя при этом выявленные признаки, называют его, кладут на
соответствующий поднос, определяя к какому миру относится предмет:
рукотворному или природному.
Вос-ль задает наводящие вопросы:
- какой предмет: мягкий или твердый, длинный или короткий, маленький или
большой?
- какие у него части?
- что этим предметом можно делать? Как его используют?
- как называется предмет?
После того, как все предметы разложены по подносам, воспитатель и дети
подводят итог:- что мы положили на поднос? Как назвать предметы одним
словом? К какому миру они принадлежат? (это овощи, они выросли на
грядке, это природный мир; а это посуда, ее сделал человек , она
принадлежит к рукотворному миру).
Далее вос-ль предлагает детям поиграть.
Игра «Найди свой домик».
Дети выбирают карточки с предметами рукотворного и природного мира. На
полу – 2 обруча, в них карточки – символы природного и рукотворного мира.
Дети танцуют под музыку, по сигналу каждый должен найти свой домик,
обозначенный символом.
Воспитатель спрашивает детей, нужны ли предметам природного мира:
цветам, ягодам, деревьям… заботливые человеческие руки? (да. Человек
должен ухаживать за природой, поливать растения, кормить животных,
оберегать.
Работа с моделью «Сухое растение».
Вос-ль демонстрирует детям картинку высохшего растения и спрашивает,
можно ли ему помочь?
Подумав, дети предлагают растение полить, обрезать сухие листья, полить
удобрением, поставит к свету на окошко, пересадить в большой горшок,
добавить земли…
Вос-ль за каждый ответ прикрепляет новый листик и цветок на растение .
Когда все дети внесут свои предложения, вос-ль обращает их внимание на то,
что растение вновь зазеленело , расцвело от заботы добрых пожеланий ребят.
Сухое растение от заботы и доброты стало счастливым. Вот так и в природе:
цветы, деревья, животные будут хорошо себя чувствовать, если мы к ним
будем проявлять доброту, заботу, ласку, внимание. И они порадуют нас
красотой и здоровьем.
Вос-ль просит детей сложить все овощи и посуду обратно в мешок и отдать
дедушке, а то бабушка рассердится на него, что он все потерял, а Зайчику
приготовить новое угощенье.
Дети садятся за столы и лепят овощи. По окончании занятия, овощи
складывают для Зайки в корзинку.