Автор: Кожевникова Ирина Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ "Детский сад № 264" г.о.Самара
Населённый пункт: городской округ Самара
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Перспективное планирование "Формирование основ безопасного поведения детей в быту, социуме, природе" старшая группа
Раздел: дошкольное образование
МБДОУ «Детский сад №264» г. о. Самара
Перспективное планирование
Формирование основ безопасного поведения детей
в быту, социуме, природе
старшая группа
воспитатель: Кожевникова И.Г.
Задачи:
формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в
них;
приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;
передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного
средства;
формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира
природы ситуациям
месяц
неделя
Тема
Цель
Виды деятельности
сентябрь
1
«Знаешь ли ты свой адрес, телефон, и
можешь ли объяснить, где живешь»
« К кому можно обратиться если ты
потерялся на улице»
Отработать с детьми запоминание и
твердое знание своего адреса; умение
называть ориентиры. Которые помогут
найти его место жительства
Помочь детям усвоить, что если они
потерялись то обращаться за помощью
можно не к любому взрослому, а только к
полицейскому, военному, продавцу.
Прослушивание стихов из цикла
С. Михалкова « Товарищи дети» (шел малыш
по улице)
Беседа «Для чего надо знать свой адрес»
Игровые ситуации« Как кукла потерялась»
2
«Значение цветов в дорожном
движении»
«Знакомство с улицей»
«Ориентация на местности»
Напомнить значение цветов в дорожном
движении, активизировать знания о
работе светофора.
Уточнять и расширять представления
детей об улице.
Развивать целенаправленное внимание.
Закрепить умение ориентироваться на
местности
Беседа «Безопасность на улице»
по материалам книги
Н. Авдеевой «Безопасность на улицах и
дорогах»
Беседа: Два светофора
Д/ игра «Дорога в Изумрудный город»
Игровые ситуации: «Мы идем по улице»
3.
« Я здоровым быть хочу»
Знакомить детей с тем, как устроено тело
человека.
Расширять представления о здоровье и
здоровом образе жизни.
Воспитывать стремление вести
здоровый образ жизни.
Расширять знания детей в области
гигиены, здоровья и его сохранения.
Беседа «Наши верные друзья»
Составление коллажа «Я вырасту здоровым»
4
«Огонь — друг и враг человека»
«Пожароопасные предметы»
Познакомить с полезными свойствами
огня.
Объяснять что огонь может нанести
большой вред.
Формировать представление детей о
пожароопасных предметах,которыми
нельзя самостоятельно пользоваться.
Сформировать чувство опасности огня.
Просмотр мультфильма «Кошкин дом»
Просмотр фотографий «Что может
натворить огонь»
Заучивание наизусть телефона пожарной
охраны.
Рисование на тему «Огонь друг-огонь враг»
Разгадывание загадок на противопожарную
тему.
Закреплять понятия можно, нельзя»,»опасно.
октябрь
1
«Городской общественный транспорт»
«Правила поведения в общественном
транспорте»
Закреплять понятие транспортное
средство, водитель, проезжая часть,
общественный транспорт, пассажир.
Учить называть и различать виды
общественного транспорта; автобус,
троллейбус, трамвай, такси.
Формировать основы культуры
поведения в общественном транспорте.
Познакомить с дорожными знаками,
означающие остановка и общественного
транспорта.
Рассматривание картинок «Общественный
транспорт»
Д./игра «Красный-зеленый»
Чтение стихотворения С.Михалкова
« Шел трамвай десятый номер»
Игровые ситуации «В автобус вошла бабушка»,
«Малыш требует место у окна»:
2
«Внешность человека может быть
обманчива»
Опасные ситуации:
«Контакты с незнакомыми людьми»
Объяснять ребенку, что приятная
внешность незнакомого человека не
всегда обозначает его добрые намерения
и наоборот, неприятная или уродливая
внешность не всегда обозначает дурные
намерения.
Рассмотреть и обсудить с детьми
опасные ситуации, которые могут
возникнуть при контакте с незнакомыми
людьми дома. Как правильно вести себя
в таких ситуациях
Объяснить, как вызвать полицию.
Чтение стихотворения С. Михалкова « Дядя
из кино»
Чтение сказок «Волк и семеро козлят» «Кот
Лиса и Петух»
Беседа «Внешность может быть обманчива»
Беседа; «Что делать, если к тебе подошел
незнакомый человек»
Рассматривание иллюстраций
« Как избежать опасностей»
Заучивание наизусть телефона полиции.
3
«Будем беречь, и охранять природу»
«Съедобные и несъедобные грибы»
Воспитывать бережное отношение к
природе,
Формировать знания о деятельности по
защите природы
Учить отличать детей съедобные и
несъедобные грибы.
Формировать навыки безопасного
поведения детей в природе.
Обсуждение сказок «Пожар в лесу» «Золотое
сердечко»
Рисование правил поведения в лесу.
Разгадывание загадок про грибы.
Просматривание картинок съедобные
несъедобные грибы
Д/игра. «Разложи по группам»
4
« Конфликты между детьми»
Научить детей самостоятельно разрешать
межличностные конфликты. Учить по
возможности избегать их, учитывая
при этом состояние и настроение другого
человека
Беседа «Какие конфликтные ситуации
возникают в группе»
Обсуждение стихов Акима. «Жадина» и др.
Разыгрывание различных конфликтных
ситуаций и обсуждение как можно
поступить, чтобы не было конфликта.
ноябрь
1
«Транспортный мир»
«Правила поведения пешеходов».
Познакомить детей с понятием
транспортный мир, с великим
многообразием этого мира.
Расширить знания связанные с
объектами транспортного мира.
Расширять у детей знания о правилах
поведения пешеходов.
Воспитывать ответственность.
Беседа «Правила и безопасность дорожного
движения»
Чтение стихов:
А.Северный «Светофор»,
С.Михалков «Скверная история»
И.Шумов «Посмотрите, я на мостовой»»
2
«Контакты с животными»
Формировать навыки безопасного
поведения при общении с животными.
Объяснять, что иногда контакты с
животными могут быть опасными
Беседа «Чем отличаются домашние
животные от диких»
Просмотр мультфильма «Кошка, которая
гуляла сама по себе»
Беседа: «Не все домашние животные
безопасны»
Составление правила вежливости с кошками и
собаками
3
«Кто с закалкой дружит, никогда не
тужит».
Формировать и расширять
представления о здоровье и способах
сохранения здоровья.
Воспитывать стремление вести
здоровый образ жизни.
Расширять знания детей в области
гигиены, здоровья и его сохранения.
Беседа «Для чего нужно закаляться»
Опыт « Как нужно полоскать горло»
4
«Пожар» «Причины его
возникновения»
Разобрать ситуации возникновения
пожара, углубить и систематизировать
знания о причинах пожара.
Познакомить детей с номером «01» по
которому необходимо звонить в случае
пожара.
Научить вызывать пожарных по
телефону, вести диалог, правильно
описывать ситуацию, называть
домашний адрес.
Познакомить с профессией пожарный,
учить, как предотвратить возникновение
пожара в жилище.
Обсуждение стихотворений
«Как сгорел один дом» «Пожар»
Беседа «Что приводит к возникновению
пожара».
игровой тренинг « Эвакуация во время
пожара»
игровое моделирование «Вызови пожарных»
декабрь
1
«Правила поведения на железной
дороге».
Расширить знания о видах транспорта.
Познакомить со знаками,
сопутствующими железной дороге;
Объяснить правила поведения на
железной дороге.
Чтение книги Кривицкой «Мчит по рельсам
электричка»;
Рассматривание карточек–знаков
«Железнодорожный переезд со шлагбаумом»
«Железнодорожный переезд без шлагбаума
2
«Дружная семья»
«Родственники»
Формировать дифференцированные
представления об особенностях
поведения и взаимоотношений людей
разного пола и возраста в семье.
Способствовать появлению интереса к
сфере взаимоотношений людей разного
пола и возраста, семейным делам,
совместному обсуждению семейных
проблем.
Формировать навыки бесконфликтного
поведения в семье
Рассматривание картинок «Быт семьи»
«Семья за общим столом»
Беседа « Я и мои родственники»
Чтение отрывков из произведений А.Толстого
«Детство Никиты»,
М.Горького. «Детство»
Рисование «Моя семья»
3
«Мы встречаем новый год»
Занятие №1
Формировать навыки безопасного
поведения в местах больших скоплениях
людей.
Повторение и закрепление знаний о
действиях в ситуациях, когда
потерялись.
Д/и «Верно неверно»
Игровое моделирование (драматизация)
«Игрушки на празднике потерялись»
4.
«Мы встречаем новый год»
Занятие №2
Закрепление знаний детей о
пожароопасных предметах, которыми
нельзя самостоятельно пользоваться.
Познакомить с возможными
источниками опасности: хлопушками,
салютами, бенгальскими огнями.
Беседа «Почему нельзя самостоятельно, без
взрослых пользоваться бенгальскими огнями,
хлопушками»
Просмотр и обсуждение видеороликов
«Причины пожара на Новый год»
Составление памятки для взрослых «как
безопасно запускать салют»
Январь.
1.
«Зимние забавы»
Продолжать формировать и расширять
представления о здоровье и способах
сохранения здоровья.
Воспитывать стремление вести здоровый
образ жизни.
Закреплять правила безопасного
поведения во время прогулок и игр в
зимнее время.
Беседа; «Зимние игры и забавы»
Игры на улице.
Экскурсия в зимний парк.
2.
«Этикет, его история»
Уточнять представления об
исторической сущности норм и правил
поведения.
Формировать осознанное отношение к
выполнению норм и правил поведения.
Рассматривание и обсуждение картинок
изображающих различные проявления
этикета.
Обыгрывание ситуаций этикета.
3.
«Знаки, предупреждающие водителя и
пешехода об опасности на дороге»
Познакомить детей с некоторыми
предупреждающими знаками.
Рассматривание дорожных знаков.
Просмотр обучающих видеороликов
4.
«Здоровье и болезнь»
«Отношение к больному человеку»
Формировать навыки бережного
отношения к своему здоровью,
заботиться о нем, избегать ситуаций,
приносящих вред здоровью.
Формировать навыки поведения, если
дома кто-то заболел.
Воспитывать чувство сострадания,
участия к инвалидам,
больным,немощным, пожилым людям.
Обсуждение рассказа «Гриша заболел»
Игровое моделирование« Папа болеет»
Рассматривание и обсуждение слайдов
« Люди с ограниченными возможностями»,
«Пожилые»
февраль
1
«Легковые, грузовые и специальные
транспортные средства»
«Труд водителя»
Расширить знания детей о городском
транспорте.
Уточнять представление детям об
одностороннем, двустороннем движении,
о видах транспорта; воздушном, водном,
наземном. Углублять знания о труде
водителя. Уточнять знания о дорожных
знаках и их назначении. Развивать
умение дифференцировать сигналы
светофора (транспортного, пешеходного)
Работа с иллюстрациями;
« Воздушный, водный, наземный транспорт»
Д/игра «Дорожные знаки»
Игра занятие « Час пик»
2
«Как развивается человек»
Уточнять представления о
последовательности этапов жизни
человека.
Закреплять информацию о деятельности
человека в каждом этапе его жизни.
Работа по картинкам изображающие разные
этапы жизни человека.
Беседа «Всему свое время»
3
«Использование и хранение опасных
предметов»
Рассказать детям, что существует много
предметов, которыми надо уметь
пользоваться, и что они должны
храниться в специально отведенных
местах.
Обсуждение стихотворения
«Бабушкин порядок»
Отгадывание загадок по теме опасные
предметы.
Д/и «Разложи по местам»
4
«Настоящий мужчина»
Формировать первоначальные
представления о проявлении достойного
поведения мужчины;
Способствовать стремление мальчиков
быть похожими на настоящих мужчин
Чтение и Обсуждение стихотворения
С. Михалкова «Рассказ о неизвестном герое»
Беседа « Настоящий мужчина, - какой он»
Рассказ о выдающихся людях А. Суворове,
Александре Невском, Дмитрии Донском
Рассматривание портретов Суворова,
Александра Невского, Дмитрия Донского
март
1
«Регулировщик и его работа»
«О чем разговаривает улица»
Познакомить с работой инспектора
дорожного движения (регулировщика);
Научить показывать сигналы
«Остановись», «Внимание», « Путь
свободен» и действовать в соответствии
с ними.
Уточнять представление о специальных
световых сигналах; мигающие огни,
фары. Углублять знания детей о
дорожных знаках; предупреждающие,
запрещающие, указательные, знаки
сервиса
Беседа» Работа регулировщика»
Д/и «час пик»
Игра: «Цветные автомобили»
2
« Настоящая женщина»
Формировать первоначальные
представления о проявлении достойного
поведения женщины;
Способствовать стремление девочек
быть похожими на настоящих женщин.
Чтение сказки «Снежная королева»
Беседа: «Вот какая мама, золотая прямо»
Рассматривание женских портретов.
Рисование «Моя мама»
3
«Балкон, открытое окно и другие
бытовые опасности»
Расширятьпредставление детей об
источниках опасности в доме, особенно
таких, как открытое окно и балкон.
Обратить внимание детей на то, что они
не должны оставаться одни в комнате с
открытым окном, балконом, выходить
без взрослого на балкон или подходить к
открытому окну; устраивать игры и
шутки на балконе или у открытого окна.
Д/И « Правильно не правильно»
Рассматривание картинок «Как избежать
неприятностей»
Составление правил поведения у открытого
окна, на балконе.
4.
«Одежда и здоровье»
Закрепить знания о назначении одежды,
видах одежды
Беседы: «Одежда ее назначение»
« Как одеваться весной»
апрель
1
«Дорожная разметка»
«Улица большого города»
Уточнять представление детей об улице
и ее особенностях. Дать понять, как
дают названия улицам.
Познакомить с видами дорожной
разметки и многополосным движением
Лото «Найди пару знаку»
Беседа «Как перейти улицу»
Просмотр образовательных программ
Чтение Д.Денисова «Как перейти дорогу»
2.
«Ребенок и его старшие приятели»
Научить детей говорить «нет», если
старший приятель пытается вовлечь его
в опасную ситуацию.
Беседа по содержанию стихотворения
« Старший друг»
Д/и «Скажем нет»
3
«Безопасное поведение на улице».
Научить детей правилам поведения на
улице, где можно и нельзя играть.
Беседа «Где можно играть»
Рассматривание картинок «Как избежать
неприятностей».
Д/игра: «Правильно, не правильно.
4
«Велосипед на улицах города»
Способствовать формированию культуры
поведения на дорогах.
Учить различать дорожные знаки.
Учить определять места для игр и
катания на велосипеде.
Познакомить с дорожными знаками,
регламентирующими передвижение
велосипедистов.
Рассматривание картинок: «Дорожные
происшествия»
Д//и « Узнай знак»
Практическое занятие на площадке детского
сада :« Я катаюсь на самокате»
1
«Микробы и вирусы»
Рассказать детям об инфекционных
болезнях, и их возбудителях.
Беседа: «Какой вред приносят человеку
микробы и вирусы»
Просмотр мультфильма «Пин код» (микробы)
2
Занятие развлечение
«Поиски клада»
Активизировать и проверить знания о
правилах безопасного
3
«На воде и на солнце»
Дать детям представление, что купаться,
плавать, загорать полезно только в том
случае, если соблюдать определенные
правила.
Беседа: «Лето красное придет, что нам лето
принесет»
4
Игра развлечение
« Страна ПДДейка»
Активизировать и проверить знания о
видах транспорта и назначении
некоторых дорожных знаков, развивать
стремление к изучению ПДД
Список использованной литературы
М. А. Фисенко «ОБЖ разработки занятий Подготовительная групп 1,2 часть»
Е.А. Хабибулина«Дорожная азбука в детском саду»
Т.А. Шорыгина «Беседы о здоровье» методическое пособие
Т.И.Данилова «Программа «Светофор
Л.В. Коломийченко «Занятия для детей 5-6 лет по социально- коммуникативному развитию»