Автор: Рудковская Татьяна Витальевна Должность: учитель английского языка Учебное заведение: МБОУ "СШ №40" Населённый пункт: г. Нижневартовск, Ханты-Мансийский АО-Югра Наименование материала: статья Тема: Отклонения и противоречия подросткового возраста Раздел: полное образование
Отклонения и противоречия подросткового возраста
МБОУ, «СШ №40»,
г. Нижневартовск,
Ханты-Мансийский АО-Югра,
учитель: Рудковская Т.В.,
2016 г.
Многие родители озадачены резкими изменениями в подростковом возрасте. Они
перестают узнавать своих детей, которые парируют колкими ответами на любое предложение
или заданный вопрос. Язвительные подколы по любому поводу в сторону действий
родителей. Хлопанье дверью, выкрики, эмоциональные взрывы становятся неотъемлемой
частью жизни подростков. Многие дети принимают в штыки обычные родительские
требования. Они по-разному ведут себя со сверстниками и взрослыми. Им хочется быстрее
повзрослеть и самостоятельно решать свои проблемы. Эти явления относятся к сложному
переходному периоду подросткового возраста, когда дети перестали быть маленькими, им
нравится иметь своё собственное мнение и взгляды на окружающий их мир. Они готовы
любой ценой отстаивать своё мировоззрение, в одно мгновение изменить свой внутренний
мир и приблизить его к мечте.
Но жизнь диктует свои правила. Всё течёт, меняется. Нужно время для осознания
происходящего. Нужны новые знания, осмысление быстро протекающих изменений
организма. На обдумывание не достаёт времени. Новые увлечения, переоценка ценностей.
Подросток быстро растёт. Стремительный рост у девочек отмечается с 11 лет. У мальчиков
определяется к 14 годам. Неуклюжесть движений, стремление многое познать, недостаток
опыта отношений вызывает у многих подростков недовольство собой, своим внешним видом.
Они становятся ранимы, вспыльчивы, неприступны.
Родителям в этот период необходимо запастись терпением, тактом и выдержкой.
Главными задачами для них становятся: обеспечение условий для комфортного пребывания в
семейной среде, установление доброжелательных и доверительных отношений, недопущение
ухода в себя, способности к доступному объяснению многих интересующих детей вопросов и
переключения детской энергии и импульсивности в правильное русло.
Но мерилом норм и отношений для подростков, главным образом, остаются родители.
Дети критически оценивают все разногласия воспитания двойными стандартами: для себя
одни установки, для детей другие. Отрицательная реакция детей оказывается
незамедлительной. Родители, стремящиеся вырастить прилично воспитанных детей, должны
пересмотреть свои позиции в жизни и выработать единые стандарты воспитания детей и
самовоспитания.
Дети больше общаются со сверстниками, вырабатывают новые ценностные ориентиры,
пытаются определить свою значимость в среде сверстников. Подростки остро ощущают
любые несоответствия в бытовой жизни своей семьи. Если родители постоянно ссорятся, не
могут договориться ни по одному текущему вопросу, а требуют от детей неукоснительного
1
исполнения своих требований от ребёнка (разговаривать спокойно, быть сдержанным со
старшими, не перечить, не выражать своего мнения по причине малолетства и неприятия
детского мнения своими родителями) дети не просто негодуют. Они не согласны с
создавшимся положением вещей. Они добиваются права голоса в семье.
Если родители засиживаются у телевизора или в гостях за полночь, а утром теребят
всех скорее просыпаться, так как сами постоянно опаздывают на работу, но не хотят видеть
своих детей в качестве опоздавших
в школу. Не разрешают дружить с некоторыми
одноклассниками. Это тоже вызывает, по меньшей мере, непонимание и противодействия со
стороны подростков. Они восстают против социальной несправедливости. Такие разногласия
можно сгладить в совместной беседе, рассмотрении претензий с каждой стороны и
совместного принятия решений по налаживанию отношений между всеми членами семьи.
Родителям непременно следует идти навстречу детям для сохранения добрых семейных
контактов.
Зачастую, родители не слишком серьёзно воспринимают изменения в поведении детей,
или стремятся исправить все недочёты принуждением к почтению родителей, как глав
семейной ячейки, основных добытчиков материальной сферы, опекунов своих детей. Но
подростку недостаточно общих выводов по главенству в семье. Они открыто или незримо
требуют взаимного уважения к себе, своему выбору, точке зрения. Отыскать ключ
соприкосновения понимания вещей одна из главных задач для каждого члена ячейки. Детям
подросткам нужен яркий предмет почитания, подражания, преклонения. Если они не находят
такие черты у родителей, самостоятельно выбирают себе кумира в качестве избранного
эталона. Им может оказаться кто - угодно – сверстник, эстрадный артист или одноклассник,
которого отличает от других людей нечто особенное, притягательное. Он становится
непререкаемым авторитетом для ребёнка. Он готов следовать всему, что является главным в
жизни избранного эталона. Родители не успевают отмечать неустойчивость в характере своих
детей, переменчивость увлечений, несобранность, неорганизованность личной и школьной
жизни детей. Дети могут охладеть к учёбе и её результатам, менять друзей, стиль поведения и
одежды. В таком возрасте дети уделяют много времени своей внешности, стараются познать
себя и самоутвердиться, вырваться из оков семьи. Родители должны обладать мудростью в
принятии решений и предъявлении требований к ребёнку. Теперь ему нужно побыть одному.
Он просто требует личного пространства, где будет обдумывать свои планы, мечты, создавать
уют в своём мире, развивать его на основе имеющихся ценностей. Нередки в этом периоде
выходки детей, осуждаемых в обществе, и причины которых родителям неясны. Дети в данной
ситуации ищут оценку своим действиям в более понятной среде сверстников, где каждый
делится своими взглядами на смысл жизни. Взрослые же идут по наработанной веками схеме,
навязывают свои стереотипы жизни. Ни дети, ни родители уже не идут на компромисс,
каждый настаивает на принятии личной модели.
Самовыражение детей проявляется в совершенно непредсказуемых ситуациях. Дети,
никогда ранее не увлекающиеся вышиванием, шитьём, разведением рыб, цветов и прочим,
вдруг с увлечением и интересом потянулись к этим видам деятельности. Ребят стала
привлекать техника, современные технологии, ударные инструменты, новые виды спорта, в
которых они смогут лучше реализовать себя, найти своё признание. Девочки увлекаются
йогой, косметикой, музыкой, изучением языков,модой, рисованием. Подросток любыми
2
способами привлекает к себе внимание. Неудавшиеся ученики опробуют пьедесталы в
объединениях подростковых групп, добиваются успехов в силовых и технических видах
спорта, привлекают внимание противоположного пола.
Те, кто не нашёл себя в чём-то оригинальном, проводят время в пересудах и часовом
стоянии во дворах и подъездах, продолжая пустые разговоры во время уроков; проявляют себя
в неоправданных бесцельных рисковых поступках, без внимания к их пристойности. Это
время перестройки внутрисемейных отношений, смены приоритетов и представления себя в
новом качестве: друзей и помощников своего дитяти. Если всё удачно сложится, если
намеченные ориентиры приведут вас к гармонии в семье и взаимопониманию с ребёнком, вы с
уверенностью можете сказать, что жизнь удалась. Ваш ребёнок с вами и вы найдёте силы
повлиять на его жизнь так, что он придёт к своей мечте, он найдёт своё предназначение в
нелёгком мире своего будущего.
Конечно, легче прийти к согласию в полной и дружной семье, где и отец и мама многое
умеют, проявляют готовность к диалогу с ребёнком. Правильно понимая назначение хорошего
воспитания, папа создаёт из сына настоящего мужчину, защитника Родины и отличного
семьянина. Но добиться успехов в этом деле можно при соответствующем поведении отца в
семье, соблюдении им норм общежития, уважительного обращения с женой и детьми. Мама
формирует образ идеальной матери, воспитывая дочь в этом направлении: вместе готовят,
создают комфорт в доме, уважительно относятся к мужчине в семье. Без противоречий не
обойтись. Редко найдёшь идеальную семью. В неполной семье следует установить отношения
с родственниками, которые будут достойным примером для их взрослеющих детей. Подростки
найдут, что противопоставить своим родителям и их плану воспитания собственных детей.
Родители также не понимают некоторые поступки своих подопечных. Главное, уметь
распознать трудности и оказать своевременную помощь. Это пригодится в будущем.
Иногда родители бесцеремонно вмешиваются в жизнь своих детей, в их отношения со
сверстниками, не задумываясь о последствиях. Отношения должны быть отлажены до уровня,
когда каждый член семьи признаётся в бессилии самостоятельно справиться со сложившейся
ситуацией и может попросить помощи в семье, с надеждой на отзывчивость и немедленную
реакцию остальных членов семьи на урегулирование сложного вопроса совместными
усилиями. Так формируется сотрудничество и взаимопомощь на основе взаимоуважения и
готовности откликнуться в трудную минуту жизни.
Жизнь часто преподносит нам сюрпризы. Они бывают не только ожидаемыми или
хорошими. В семье можно преодолеть любые невзгоды. Стоит стремиться к лучшему, но быть
готовым и к испытаниям. Всякое бывает. Нужно закалять характер и волю, научиться
управлять своим поведением, регулировать желания и не идти на поводу у страстей, учить
этому детей. Находясь в семье, каждый член семьи должен научиться уважительному
отношению к другим членам семьи, беречь свою семью, не нагнетать ситуацию, не впадать в
отчаяние в трудных ситуациях. Умение подбирать ключ к людям, позволит поддерживать
хорошие отношения с окружающими нас в социуме людьми, доверять им. Немаловажно
умение разрядиться, убрать стрессовое напряжение, расслабиться. Часто, соприкосновение с
природой, прогулка в парковой зоне или по любимой аллее, уравновешивает эмоциональное
состояние, улучшает настроение. Подобных результатов можно достичь, выгуливая домашнего
питомца, или посещение любимых уголков зоопарка.
3
При правильном оценивании ситуации, сохранении спокойствия, можно выйти из
любого лабиринта, дав себе остыть, отвлечься от создавшегося хаоса в мыслях и душе.
Вернувшись через некоторое время к проблеме, с удовольствием отметить, что она не
настолько сложна и плачевна и, как и всё на этом белом свете, у проблемы есть не только
начало, но и конец.
Используемая литература:
1.
И.Е. Щуркова. Новые технологии воспитательного процесса, М., 1994 г.
2.
Торре, А. Делла. Ошибки родителей, М., Прогресс, 1993 г.
3.
Степанов Е.Н. Форма, структура и содержание плана воспитательной работы
классного руководителя// Е. Степанов. Воспитание школьников, 2003 г, №9.
4.
И.Н. Ханхасаева. Растёт дочка, растёт сын.// Педагогика, 1991 г.
5.
Шилова М.И. Теория и технология отслеживания результатов воспитания
школьников.// Классный руководитель, 2000 г., №6.
6.
Саляхова Л.И. Классное руководство. Настольная книга классного
руководителя, 5-9 классы, М., Глобус, 2007 г.
4