Автор: Новакова Наталья Алексеевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ г. Иркутска СОШ №29
Населённый пункт: г. Иркутск
Наименование материала: статья
Тема: Особенности построения текста в зависимости от его типа.
Раздел: начальное образование
Особенности построения текста в зависимости от его типа.
Формирование умений воспринимать, излагать и создавать текст различного вида строится на
основе усвоения учащимися последовательности действий над текстом: определения темы и
главной мысли, выделения слов, словосочетаний и предложений, важных для их раскрытия,
деления текста на части, составления плана, орфографической работы и составления памяток
работы над различного вида изложений и сочинений.
Как подготовиться к изложению.
1.Прочитай внимательно текст.
2.Определи его тему (о чём говориться в тексте).
3.Определи его основную мысль (что главное хотел сказать автор).
4.Составь план.
-раздели текст на части
-выдели главное в каждой части
-озаглавь каждую часть
5.Найди в тексте опорные слова и словосочетания.
6.Выпиши трудные слова. Найди слова, написание которых надо объяснить. Подумай, как
объяснить их написание.
7.Ещё раз внимательно прочитай текст. Обрати внимание на точное употребление слов и
словосочетаний.
8.Напиши изложение, если надо озаглавь.
9.Проверь работу.
Как составить текст-повествование.
1.Определи тему текста (о чём будешь рассказывать).
2.Определи, какая мысль будет основной.
3.Как лучше озаглавить текст?
4.С чего можно начать рассказ (о чём будет говориться в водной части)?
5.О чём надо рассказать в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым
напряжённым, чем всё завершилось)?
6.Как можно закончить рассказ (какой будет заключительная часть)?
7.Озаглавь текст и запиши его.
8.Проверь работу.
Как составить текст-описание.
1.Определи своё отношение к предмету, который будешь описывать. Что ты хочешь показать в
своём тексте?
2.Выдели признаки предмета.
3.Подумай, какие слова и словосочетания можно употреблять, чтобы описание было точным и
ярким, какие сравнения использовать.
4. Озаглавь текст и запиши его.
5.Проверь работу.
Как составить текст-рассуждение
1.Краткое сообщение о том, что ты будешь доказывать.
2.Доказательство, рассуждение можно начать так: «Происходит это потому, что…» или
«Объясняется это тем, что…» и др.
3.Вывод.
4. Озаглавь текст и запиши его.
5.Проверь работу.
Описание неодушевлённого предмета.
1.Какой предмет изображён на рисунке?
2.Какого цвета этот предмет или его части?
3.Где находится этот предмет, что ты видишь на заднем плане?
4.Особенности этого предмета (размер, состояние – новый, старый, чистый…, свойства:
красивый, полезный…)
5.Для чего используется этот предмет, кому он мог бы принадлежать, пригодиться, понравиться
6.Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, тёмные...) 7.Твоё
отношение к этому предмету (нравится, хотел бы такой иметь…)
8.Твоё отношение к этой картине (нравится, приятно на неё смотреть…)
Описание животного.
1.Какое животное изображено на рисунке?
2. Какого цвета это животное или его части?
3.Что он делает, его поза?
4. Где находится это животное, что ты видишь на заднем плане?
5.Особенности этого животного (размер, возраст, свойства).
6.Какая у него морда?
7.Какое у него настроение, какой характер?
8. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, тёмные...)?
9. Твоё отношение к этому животному (нравится, хотел бы такой иметь, поиграть, погладить,
дружить…)
Описание растения.
1.Какое растение изображено на рисунке?
2.Какого цвета это растение или его части?
3.Где растёт это растение, что ты видишь на заднем плане?
4.Какое время года художник изобразил на рисунке?
5. Особенности этого растения: размер, стадия роста, свойства).
6. Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, тёмные...)?
7. Твоё отношение к этому растению (нравится, хотел бы такой иметь, понюхать, потрогать…)
8. Твоё отношение к этой картине (нравится, приятно на неё смотреть…)
Портретное описание человека или сказочного персонажа.
1.Кто (какой сказочный персонаж) изображён на рисунке?
2.Из какой он сказки?
3.Что он делает, его поза?
4.Его возраст.
5.Какое у него лицо (морда)?
6. Какое у него настроение, какой характер?
7.Во что он одет, какого цвета его одежда?
8.Где находится этот персонаж, что ты видишь на заднем плане?
9.Какие краски использовал художник (яркие, тусклые, светлые, тёмные...)?
10.Твоё отношение к этому персонажу (нравится, хотел бы с ним встретиться, поиграть,
подружиться…)
11.Твоё отношение к этой картине (нравится, приятно на неё смотреть…)
Как работать над кратким изложением.
1.Прочитай рассказ.
2.Определи тему.
3.Определи главную мысль.
4.Раздели рассказ на части.
5.Выдели главное в каждой части.
6.Сократи каждую часть.
7.Напиши каждую часть.
8.Проверь работу.