Автор: Немерцалова Маргарита Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Прогимназия города Благовещенска"
Населённый пункт: г. Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: консультация
Тема: Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование
Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно
ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными,
подвижными. Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так
"без костей"?
Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для
всякой мышцы, гимнастика просто необходима.
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных
упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие
силы, подвижности и дифференцированных движений органов,
принимающих участие в речевом процессе.
Мы
правильно
произносим
различные
звуки
благодаря
хорошей
подвижности
органов
артикуляции,
к
которым
относятся язык,
губы,
нижняя
челюсть,
мягкое
нёбо. Точность, сила и дифференцированность
движений
этих
органов
развиваются
у
ребенка
постепенно,
в
процессе
речевой деятельности.
Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он
правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его
четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одного или
нескольких), вероятно у него возрастная, временная задержка нарушения
произношения. Скорее всего, она пройдет сама собой, с возрастом, но иногда
можно чуть-чуть помочь такому малышу.
Для достижения этой цели поставила перед собой задачи.
1. Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу.
2. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слухового
восприятия, речевого слуха и речевого дыхания.
3. Закреплять правильное произношение звуков.
4. Формировать умение определять место звука в слове (начало,
середина, конец)
5. Отрабатывать дикцию.
6. Воспитывать у детей интерес к артикуляционной гимнастике,
сформировать у детей желание заниматься.
В каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в
звуковой культуре речи. Соответственно и в каждом возрасте требуется
определенный вид работы над выработкой правильного звукопроизношения.
Собрала комплексы артикуляционных упражнений для отдельных
групп и звуков, комплекс для обработки основных движений и положений
языка.
В младшей группы основная работа направлена на произношение
гласных звуков.
Работа в средней группе- направлена на формирование и закрепление
правильного произношения всех звуков, в том числе свистящих, сонорных.
Работа по развитию основных движений органов артикуляционного
аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.
Цель
артикуляционной
гимнастики
-
выработка
полноценных
движений
и
определенных
положений
органов
артикуляционного
аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно,
чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать
3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3
упражнений за 1 раз.
При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики
надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых
упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в
игровой форме.
Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть
только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.
Если
же
ребенок
выполняет
какое-то
упражнение
недостаточно
хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать
старый материал.
Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в
таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и
ноги находятся в спокойном положении.
Ребенок
должен
хорошо
видеть
лицо
взрослого,
но
взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
Работа организуется следующим образом:
1. Воспитатель
рассказывает
о
предстоящем
упражнении,
используя
игровые приемы.
2. Показывает его выполнение.
3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.
Воспитатель,
проводящий
артикуляционную
гимнастику,
должен
следить за качеством выполняемых ребенком движений:
точность движения, плавность,
темп выполнения,
устойчивость,
переход от одного движения к другому.
Также важно следить, чтобы движения губ и языка выполнялись
симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном
случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.
Сначала
при
выполнении
детьми
упражнений
наблюдается
напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно
напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем
координированными.
В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании
положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что
он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять
движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже
научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно
научиться подниматься кверху»).
Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не
вырабатываются
точность,
устойчивость
и
плавность
движений
органов
артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли
упражнения
или
проблема
ребенка
серьезнее,
чем
вы
думали.
В
обоих
случаях
ребенка
нужно
обязательно показать специалисту-логопеду.
А
логопед
решит – нужна ли помощь других специалистов: невропатолога,
стоматолога (подъязычная связка, неправильный прикус) или отоларинголога.
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Прогимназия города Благовещенска», ул.Горького, 172
«Артикуляционная
гимнастика как средство
развития речи
дошкольников»
Подготовила и провела
Воспитатель: Немерцалова М. А.
г. Благовещенск
ноябрь 2017г