Напоминание

Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников


Автор: Немерцалова Маргарита Андреевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАОУ "Прогимназия города Благовещенска"
Населённый пункт: г. Благовещенск, Амурская область
Наименование материала: консультация
Тема: Артикуляционная гимнастика как средство развития речи дошкольников
Раздел: дошкольное образование





Назад




Гимнастика для рук, ног - дело нам привычное и знакомое. Понятно

ведь, для чего мы тренируем мышцы, чтобы они стали ловкими, сильными,

подвижными. Как вы думаете, а вот зачем язык тренировать, ведь он и так

"без костей"?

Оказывается, язык - главная мышца органов речи. И для него, как и для

всякой мышцы, гимнастика просто необходима.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных

упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие

силы, подвижности и дифференцированных движений органов,

принимающих участие в речевом процессе.

Мы

правильно

произносим

различные

звуки

благодаря

хорошей

подвижности

органов

артикуляции,

к

которым

относятся язык,

губы,

нижняя

челюсть,

мягкое

нёбо. Точность, сила и дифференцированность

движений

этих

органов

развиваются

у

ребенка

постепенно,

в

процессе

речевой деятельности.

Если у ребенка хороший слух, достаточный запас слов, если он

правильно строит предложения и согласовывает в них слова, если речь его

четкая, несмазанная, но имеется дефектное произношение звуков (одного или

нескольких), вероятно у него возрастная, временная задержка нарушения

произношения. Скорее всего, она пройдет сама собой, с возрастом, но иногда

можно чуть-чуть помочь такому малышу.

Для достижения этой цели поставила перед собой задачи.

1. Научить ребенка удерживать определенную артикуляционную позу.

2. Развивать моторику речедвигательного аппарата, слухового

восприятия, речевого слуха и речевого дыхания.

3. Закреплять правильное произношение звуков.

4. Формировать умение определять место звука в слове (начало,

середина, конец)

5. Отрабатывать дикцию.

6. Воспитывать у детей интерес к артикуляционной гимнастике,

сформировать у детей желание заниматься.

В каждом возрастном периоде у детей имеются свои недостатки в

звуковой культуре речи. Соответственно и в каждом возрасте требуется

определенный вид работы над выработкой правильного звукопроизношения.

Собрала комплексы артикуляционных упражнений для отдельных

групп и звуков, комплекс для обработки основных движений и положений

языка.

В младшей группы основная работа направлена на произношение

гласных звуков.

Работа в средней группе- направлена на формирование и закрепление

правильного произношения всех звуков, в том числе свистящих, сонорных.

Работа по развитию основных движений органов артикуляционного

аппарата проводится в форме артикуляционной гимнастики.

Цель

артикуляционной

гимнастики

-

выработка

полноценных

движений

и

определенных

положений

органов

артикуляционного

аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно,

чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше ее делать

3-4 раза в день по 3-5 минут. Не следует предлагать детям больше 2-3

упражнений за 1 раз.

При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики

надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых

упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в

игровой форме.

Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть

только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

Если

же

ребенок

выполняет

какое-то

упражнение

недостаточно

хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать

старый материал.

Артикуляционную гимнастку выполняют сидя, так как в

таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и

ноги находятся в спокойном положении.

Ребенок

должен

хорошо

видеть

лицо

взрослого,

но

взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.

Работа организуется следующим образом:

1. Воспитатель

рассказывает

о

предстоящем

упражнении,

используя

игровые приемы.

2. Показывает его выполнение.

3. Упражнение делает ребенок, а взрослый контролирует выполнение.

Воспитатель,

проводящий

артикуляционную

гимнастику,

должен

следить за качеством выполняемых ребенком движений:

точность движения, плавность,

темп выполнения,

устойчивость,

переход от одного движения к другому.

Также важно следить, чтобы движения губ и языка выполнялись

симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. В противном

случае артикуляционная гимнастика не достигает своей цели.

Сначала

при

выполнении

детьми

упражнений

наблюдается

напряженность движений органов артикуляционного аппарата. Постепенно

напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем

координированными.

В процессе выполнения гимнастики важно помнить о создании

положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что

он делает упражнение неверно, - это может привести к отказу выполнять

движение. Лучше покажите ребенку его достижения («Видишь, язык уже

научился быть широким»), подбодрить («Ничего, твой язычок обязательно

научиться подниматься кверху»).

Если у ребенка при выполнении упражнений долго (около 1 месяца) не

вырабатываются

точность,

устойчивость

и

плавность

движений

органов

артикуляции, это может означать, что вы не совсем правильно выполняли

упражнения

или

проблема

ребенка

серьезнее,

чем

вы

думали.

В

обоих

случаях

ребенка

нужно

обязательно показать специалисту-логопеду.

А

логопед

решит – нужна ли помощь других специалистов: невропатолога,

стоматолога (подъязычная связка, неправильный прикус) или отоларинголога.

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Прогимназия города Благовещенска», ул.Горького, 172

«Артикуляционная

гимнастика как средство

развития речи

дошкольников»

Подготовила и провела

Воспитатель: Немерцалова М. А.

г. Благовещенск

ноябрь 2017г



В раздел образования