Напоминание

Лингвокраеведение как способ реализации требований ФГОС на примере заданий конкурса.


Автор: Улитина Ирина Викторовна
Должность: методист
Учебное заведение: КГОАУ "Центр образования "Эврика"
Населённый пункт: Петропавловск-Камчатский
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Лингвокраеведение как способ реализации требований ФГОС на примере заданий конкурса.
Раздел: дополнительное образование





Назад




Центр работы с одаренными детьми

КГОАУ «Центр образования «Эврика»

Краевой заочный конкурс по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Я стану великим…!»

Задания.

Материалы для конкурса по русскому языку.

Дорогой друг! Приглашаем тебя принять участие в краевом заочном

конкурсе

«Я стану великим…!» по русскому языку.

Участвовать в конкурсе может любой учащийся 3-4 класса.

В этом году все вопросы конкурса посвящены Камчатскому краю.

Задание № 1.

В

1837

г.

американский

художник

Сэмюэл

Морзе

запатентовал

простую систему телеграфа с использованием всего одной проводной

линии

и

ключа,

нажимая

на

который

можно

было

посылать

по

проводу электрический ток. Он закодировал буквы и цифры с помощью

разных комбинаций точек и тире.

С

помощью

азбуки

Морзе

в

первой

строчке

зашифруй

название

знаменитой басни И.А. Крылова о глупой болтливой птице и хитром

хищнике. Во второй строчке зашифруй имя героя мифов Камчатки,

предстающего в образе той же птицы.

1

Центр работы с одаренными детьми

КГОАУ «Центр образования «Эврика»

Краевой заочный конкурс по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Я стану великим…!»

Задания.

1

Задание № 2.

Заполни таблицу. Во второй столбик впиши существительные (одно в

каждую ячейку) в форме Именительного падежа, множественного

числа, обозначающие названия жителей указанных населённых

пунктов Камчатского края (пример: Атласово – атласовцы):

Населённый пункт

Жители

Вилючинск

Петропавловск-Камчатский

Елизово

Озерная

Мильково

Оссора

Задание № 3.

Используя данные таблицы с помощью кода под таблицей, собери

пословицу о символе Камчатки - медведе

.

1

2

3

4

5

6

7

А

по

а

кош

реза

ть

прав

у

Б

к

за

ей/ёй

не

лес

от

ой

В

медвед(ь

)

ер

в

белк

ят

пят

что

Г

вс

и

лап

л

коров

н

ш

2

2

Центр работы с одаренными детьми

КГОАУ «Центр образования «Эврика»

Краевой заочный конкурс по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Я стану великим…!»

Задания.

Д

бо

ет

е

беж

мы

ся

я

Код 1: Б4, А6, В1, В7, Г5, А7,Б2, А4, Г4, Б4, А6, А2, Г2, Г5, А2, В7, В3, Б5,

А1, Г7, Г4, А2.

Код 2: А3, Б1, А2, Г3, Б1, Б7, А2, В1, В6, В2, Г6, Б3.

Код 3: В1, Д7, Д1, Д7, А5, Д6, Б6, В4, Д4, А2, А5.

Код4 : В1, Б4, А7, Д4, В3, А2, Д2, Д6, А2, Г1, Д3, В2, Д7, Д1, В5Д6.

Код 1___________________________________________________________

________________________________________________________________

Код 2___________________________________________________________

________________________________________________________________

Код 3___________________________________________________________

________________________________________________________________

Код 4 ___________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание № 4.

Отгадайте названия коренных народностей Камчатки:

1

2

3

Первую часть слова мы произносим, когда неожиданно уколем палец, вторая

часть слова – первая буква слова, с помощью которого наездник погоняет

лошадь, третья часть слова – последняя буква личного местоимения 2 лица,

множественного числа.

1

2

3

4

Первая часть слова – буква без единого угла, вторая часть слова – корень

слова лютый, третья часть слова – отглагольное существительное,

образованное от слова орать, четвёртая часть слова – первые две буквы

3

Центр работы с одаренными детьми

КГОАУ «Центр образования «Эврика»

Краевой заочный конкурс по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Я стану великим…!»

Задания.

слова-исключения из правила «Правописание гласных после шипящих и Ц»,

с помощью которого мы требуем тишины.

Задание № 5.

Используя шифр Цезаря, в котором каждая буква исходного текста

заменяется третьей после нее буквой в алфавите, написанном по кругу,

расшифруй названия растений Камчатки, занесённых в Красную книгу.

ЪБВИЩЯВЖФ ЕЯГЕБФЭПШЖ

Задание № 6.

Используя знания по лексике и морфологии, расшифруйте названия

вулканов Камчатки.

1) Первое слово в названии этого вулкана – антоним к прилагательному

маленький. Первая часть второго слова – форма прошедшего времени

4

Центр работы с одаренными детьми

КГОАУ «Центр образования «Эврика»

Краевой заочный конкурс по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Я стану великим…!»

Задания.

мужского рода единственного числа от глагола паять. Вторая часть второго

слова – уважительное обращение к мужчине – жителю Польши.

1) ________________________________________________________

2) Первая часть названия этого вулкана – междометие, которое мы

используем в межличностном устном общении, показывая вот этот знак

. Вторая часть названия – форма Родительного падежа

множественного числа существительного, обозначающего результат

активных действий человека с помощью лопаты. Третья часть названия

вулкана – язык, на котором говорят жители Польши.

2) ________________________________

3) Первая часть названия этого вулкана совпадает с именем брата Герды.

Вторая часть названия – форма

Родительного падежа множественного

числа женского имени Лена. Третья часть названия вулкана – междометие,

которое мы употребляем во фразе «…….., вы, идите сюда скорее!»

3) ________________________________

Задание № 7.

Объясните особенности употребления слова гора в предложении:

После

окончания

удачного

восхождения

на

одну

из

самых

крутых

и

опасных гор полуострова - вулкан Шивелуч у альпиниста словно гора с

плеч свалилась.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

5

Центр работы с одаренными детьми

КГОАУ «Центр образования «Эврика»

Краевой заочный конкурс по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Я стану великим…!»

Задания.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание № 8.

Вспомни характеристики гласных и согласных звуков русского языка, и

т ы

с м оже ш ь

уз н а т ь

и м я

п у те ш ес т ве н н и ка ,

одн о г о

и з

первооткрывателей

Камчатки,

который

участвовал

в

экспедициях

вместе с Витусом Берингом на

боте «Святой Гавриил».

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1.

Носовой согласный звонкий непарный звук, с которого начинается

первое слово, которое произносит любой ребёнок.

2.

Гласный звук, которому соответствует первая буква алфавита.

3.

Звонкий непарный согласный звук, который очень любит каждый

лев, а учёные-языковеды называют «дрожащим».

4.

Звук, который произносится в конце слова мёд.

5.

С ней жи-ши никогда не пиши!

6.

Носовой согласный звонкий непарный звук, который очень любят

Анны и Антоны.

7.

Парный глухой всегда твёрдый шипящий согласный.

8.

Звук, который произносится в конце слова куб.

9.

Этот гласный звук является составной частью сочетания звуков,

которое мы обозначаем буквой я.

10. Общий звук для слов длина, слон, бунт.

11. Звук, который является звонким братом звука из пункта № 8.

12. Эта буква обозначает сочетание двух звуков: [й], [э].

13. Звонкий непарный согласный звук, при произношении которого

кончик языка вибрирует, и поэтому учёные называют этот звук

«вибрантом».

6

Центр работы с одаренными детьми

КГОАУ «Центр образования «Эврика»

Краевой заочный конкурс по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Я стану великим…!»

Задания.

14.

Этот

звонкий

парный

согласный

любят

произносить

и

гуси

и

лошади.

Задание № 9.

Напиши сочинение-описание, рассказав в нём об одной из

достопримечательностей Камчатки.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

________________________________________________________________

7

Центр работы с одаренными детьми

КГОАУ «Центр образования «Эврика»

Краевой заочный конкурс по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Я стану великим…!»

Задания.

________________________________________________________________

________________________________________________________________

Задание № 9.

Разгадай кроссворд.

8

Центр работы с одаренными детьми

КГОАУ «Центр образования «Эврика»

Краевой заочный конкурс по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Я стану великим…!»

Задания.

1. Административным центром этого района Камчатки является село Эссо.

2. Самым высоким действующим вулканом Евразии является ………….сопка.

3. Город военных моряков и подводных лодок.

9

Центр работы с одаренными детьми

КГОАУ «Центр образования «Эврика»

Краевой заочный конкурс по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Я стану великим…!»

Задания.

4. Горный хребет, расположенный вдоль полуострова Камчатка.

5. Заповедник, на территории которого расположена долина Гейзеров.

6. Третье по размеру озеро Камчатки, имеющее вулканическое происхождение,

самое крупное в Евразии нерестилище нерки.

7. Посёлок, знаменитый своими бассейнами с термальной водой.

8. Море, омывающее полуостров Камчатка с Запада.

9. Знаменитый камчатский поэт и писатель, автор цикла стихотворений об

Ойе.

10. Вид парусного судна, капитаном которого был В. Беринг во время второй

Камчатской экспедиции.

11. Сшитая из меха верхняя одежда коряков, ительменов и других

народностей.

12. Горячий источник, выбрасывающий струи воды и пара.

13. Знаменитая камчатская гонка на собачьих упряжках.

14. Прекрасный цветущий яркими цветками кустарник, в изобилии растущий

на склонах вулканов.

15. Старинный русский головной убор в виде меховой шапки с ушами,

популярен у коренных народностей Камчатки, шьётся из меха оленя, обильно

украшается бисером.

16. Распространённая в водах Камчатских морей рыба, у которой оба глаза с

одной стороны.

17. Великий французский мореплаватель, глава кругосветной экспедиции, во

время которой он побывал в Петропавловске-Камчатском. Его именем назван

пролив между островами Сахалин и Хоккайдо.

18. Птица, самый крупный представитель семейства соколиных, занесён в

Красную книгу Камчатки.

19. Самый крупный представитель Тихоокеанских лососей, рыба может

достигать до 2 метров в длину.

20. Природная зона, распространённая на севере Камчатки, знаменита своими

низкими кустарниками, ягодами, мхами. Место пастбищ оленей.

21. Широкая полноводная река вблизи Петропавловска-Камчатского.

22. Представитель одной из народностей Крайнего севера России, живут они и

на Камчатке.

23. Маленькая птичка, была завезена на Камчатку около 50 лет назад, но

сейчас очень часто встречается на Камчатке, в основном в городах.

24. Наука, изучающая вулканы и вулканическую деятельность.

25. Один из Командорских островов.

10

Центр работы с одаренными детьми

КГОАУ «Центр образования «Эврика»

Краевой заочный конкурс по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Я стану великим…!»

Задания.

26. Лёгкое средство передвижения и перевозки грузов, распространённое

среди коренных народностей Камчатки.

27. Океан, омывающий берега Камчатки.

28. Апостол, в честь которого был назван один из парусников, давший имя

столице Камчатского края.

29. Камчатская ягода, в названии которой спряталось правило "ЖИ-ШИ пиши

с буковой И", про неё говорят: "Горсть съел - что стакан воды выпил".

30. Герой мифов Камчатки, изображаемый в виде ворона.

31. Ительменский праздник осени, очищения от злых духов и благодарения

природы за её дары.

32. Оно изображено за вулканами на гербе Камчатского края.

11



В раздел образования