Автор: Степанова Александра Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБ ДОУ "Детский сад № 125"
Населённый пункт: г.Новокузнецк,Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников через использование игровых технологий в практике работы ДОУ"
Раздел: дошкольное образование
Развитие коммуникативных способностей старших дошкольников
через использование игровых технологий в практике работы ДОУ
Степанова Александра Сергеевна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад № 125», гНовокузнецк
Опыт первых контактов со сверстниками становится тем фундаментом, на котором
надстраивается дальнейшее социальное и нравственное развитие ребенка. Поэтому вопрос
о том, что влияет на положение ребенка в группе сверстников, имеет исключительное
значение.
В любой детской группе всегда можно выделить несколько категорий малышей по
степени их активности в налаживании контактов с ровесниками. Кто-то сам проявляет
инициативу и после ряда проб и ошибок находит свою группу, в которой с удовольствием
проводит время. Кто-то долго присматривается к играм ровесников, ему нравится, как они
играют, и он сам бы не прочь поиграть, но не может преодолеть застенчивости и влиться в
коллектив. Хотя, если инициативу проявит другой ребенок, застенчивый малыш будет
вполне успешно взаимодействовать с ним и игры не испортит.
Но есть дети, которых сверстники активно отвергают. Это не всегда драчуны и
«агрессоры». Нередко это малыши, которые в силу тех или иных причин резко отличаются
от
сверстников
поведением,
внешним
видом,
интеллектом,
порой,
существенно
опережающим средний уровень. Причины, по которым одни дети всегда оказываются
заводилами и без труда осваиваются в любой компании, а другие либо не хотят, либо не
могут завоевать расположения сверстников, все еще не до конца ясны.
Одни психологи полагают, что общительность – наследственная черта характера.
Другие объясняют ее ранним жизненным опытом малыша: если в первые недели жизни он
в достаточной мере получил тепла, заботы и любви, он обрел своеобразное чувство
«доверия к миру», которое и делает его активнее, смелее и общительнее сверстников,
выросших в строгих рамках кормления по часам и т.д.
Ребенок,
не
прошедший
«школы»
общения
со
сверстниками,
выпадает
из
устоявшейся детской культурной среды с ее неписаными законами и правилами. Он не
умеет говорить со сверстниками на их языке и, естественно, отторгается ими. С возрастом
это вызывает дополнительные расстройства в поведении и характере. Ребенок проявляет
свою неудовлетворенность в общении, раздражаясь, становясь агрессивным. При этом он
1
может скрывать свое смятение под маской бравады, демонстративного шутовства, или
уйти
в
себя,
замкнуться,
впасть
в
депрессию.
Круг
замыкается.
Социальная
некомпетентность оборачивается серьезными расстройствами психики. ( рисунок 1)
рисунок 1 «Социальная компетентность »
Ребенок не может обойтись без сверстников, но его общение с ними без помощи
взрослых
почти
всегда
оказывается
малоуспешным.
Конечно,
самые
первые
уроки
общения даются в семье, но этим нельзя ограничиваться. Иногда во взаимоотношения с
другими детьми необходимо вмешиваться напрямую: ребенка нужно учить, как достойно
выходить из конфликтной ситуации, мириться, различать допустимое и недопустимое
воздействие на агрессивного сверстника. Неподготовленность наших детей к социальным
коллизиям, впервые возникающим перед ними, очевидна.
Стихийно
отношения
сверстников
не
всегда
складываются
успешно,
оставляя
зарубки в душе не только «обижаемого», но и «обидчика». Но ребенка нельзя оберегать от
сверстников из страха, что его отвергнут. В школе на первый план выйдет очень серьезная
задача: систематическое овладение основами знаний, и тут отношения со сверстниками
могут стать либо нашей родительской опорой, либо колоссальной помехой.
2
Ребенку
с
дошкольного
возраста
жизненно
необходима
компания
как
важное
условие его личностного и социального развития, в том числе и подготовки к школе.
Широкое
использование
игровых
методик,
где
игра
выступает
своеобразной
сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим миром и
людьми позволяет ребенку активно изучать и осваивать окружающий мир и является
непременным условием разностороннего развития личности ( рисунок 2)
рисунок
2
«Механизм
развития
коммуникативных
способностей
через
использование
игровых
технологий
в
рамках
личностно-ориентированного
подхода
к
обучению»
Старший дошкольный возраст (6-7 лет) традиционно выделяется в педагогике и
психологии, как переходный, критический период детства. Он еще имеет наименование
кризиса 7 лет. Само слово кризис, воспринимается многими как что-то болезненное. Ведь
в
детском
саду
главная
деятельность
ребенка
игровая,
а
в
школе
начинается
сразу
серьезная учебная деятельность. Поэтому воспитатели и учителя должны подбирать новые
методы, чтобы игровая и учебная деятельность тесно переплетались, а в дальнейшем
сменяли друг друга безболезненно.
3
В
свою
очередь
педагоги,
воспитатели
для
повышения
качества
дошкольного
образования
должны
постоянно
соблюдать
принцип
комплексности
в
воспитании
и
обучении детей дошкольного возраста;
соблюдать
баланс
между
занятиями
нерегламентированными
видами
деятельности и свободным временем ребенка
больше внимания уделять социально-эмоциональному развитию ребенка,
становлению его мотивационной и потребностной сферы
своевременно
проводить
коррекционную
работу
с
детьми,
имеющими
отклонения в интеллектуальном, личностном и физическом развитии
продуманно сочетать фронтальные, подгрупповые и индивидуальные формы
работы с детьми
учитывать
интересы,
способности
и
склонности
каждого
ребенка-
дошкольника
создавать студии, кружки, секции с учетом уровня развития детей
сотрудничать
с
родителями
в
вопросах
обучения
и
воспитания
дошкольников.
Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы
ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все
необходимые ему знания, умения, навыки, в том числе и коммуникативные навыки,
умение правильно выражать свои мысли, чувства и т. д.
Если вмешиваться в игру ребенка ненавязчиво, побуждать его действовать по
определенному сюжету, поиграть на глазах у ребенка с его игрушками, воспроизводя ряд
действий, а потом назвать роль, например, « я доктор ». Ребенок, наблюдая за взрослым,
будет сам играть так же, внося свои изменения, дополняя эти действия.
Важно
направлять
игру
детей,
не
разрушая
ее,
сохранять
самодеятельный
и
творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры. Подчас
игра,
специально
созданная
взрослым,
способна
даже
предотвратить
семейные
конфликты, например, можно настроить ребенка на сон, обратившись к нему в игре:
«Доктор, вашим больным нужен покой, и им пора спать », или предложить отправить
машины в гараж, который закрывается на ночь.
Если взрослый поможет ребенку овладеть способами ролевого поведения, то он
включится в более разнообразную игровую деятельность, осваивая и другие роли. Можно,
включаясь в игру, переориентировать малыша, например, если ребенок все время играет в
солдата, который убивает, то взрослый может взять на себя роль командира-пограничника,
и тогда солдат будет вынужден подчиняться взрослому, защищая, а не нападая.
4
Не забывайте, что сюжетно-ролевая игра — очень мощное средство успешной
социализации и овладения навыками решения самых непредвиденных ситуаций. Недаром
лучшие менеджеры мира прибегают в своей работе к аналогу детской сюжетно-ролевой
игры, по-взрослому именуемой ими « деловой ».
В игре осуществляются два вида взаимоотношений - игровые и реальные. Игровые
отношения
-
это
отношения
по
сюжету
и
роли,
реальные
взаимоотношения
-
это
отношения
детей
как
партнеров,
товарищей,
которые
выполняют
общее
дело.
В
совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся
подчинять свои действия действию других игроков. Общение со сверстниками более
многообразно, чем общение со взрослыми.
Ребенок
приобретает
способность
сочувствовать
другому,
переживать
чужие
радости и печали как свои собственные, становиться эмоционально на точку зрения
другого.
Все
формы
обращения
к
сверстникам
гораздо
менее
нормативны
и
регламентированы. В общении со сверстниками у ребенка больше возможность проявлять
инициативу.
Очень важно использовать в игровых учреждениях именно игровые методики для
более интенсивного развития ребенка, нежели просто обучающие методы.
Обязательное условие для развертывания такой игры - яркое, запоминающееся
впечатление, которое вызвало у него сильный эмоциональный отклик.
При
правильном
и
последовательном
руководстве
взрослых
игра
становится
важным
средством
нравственного,
умственного
и
речевого
развития
детей.
Через
формирование и обогащение предметной и игровой деятельности можно влиять на все
стороны развития ребенка.
(таблица1)
5
№
навык
Игровое упражнение
содержание
1
Для
развития
ум е н и я
устанавливать
контакт
с
собеседником детям
« Как можно нас называть по -
разному ? »
Выбирается
ведущий.
Он
становится
в
круг.
Остальные дети, представляя, что они - это его мама,
папа, дедушка, бабушка, друзья которые его очень
любят, произносят его имя.
« Улыбка »
Дети сидят в кругу. Они берутся за руки и, глядя
соседу в глаза, дарят ему самую дорогую улыбку,
какая есть.
« Комплимент »
Дети становятся в круг и по очереди, глядя в глаза
соседу, говорят несколько добрых слов, хвалят его.
(Ты всегда делишься, ты веселая, у тебя красивое
платье...). Принимающий кивает головой и говорит:
«Спасибо, мне очень приятно!»
Вместо похвалы можно просто сказать «вкусное»,
«сладкое», «молочное» слово.
2.
Для
совершенствования
у
детей общаться
без
слов
сначала
дают
д е т я м
р а с п о з н а т ь
изображенный жест
(на
рисунке,
фотографии,
д и а ф и л ь м е ) ,
а
з а т е м
предлагают игры:
« Угадай »
Один
ребенок
воспроизводит
жест,
а
другие
отгадывают его значение;
6
« Походки »
Один
ребенок
изображает
походку
кого
-
либо
(человека, животного, птицы и т. д.), а остальные дети
отгадывают, кому она принадлежит;
« Иностранец »
Один
ребенок,
изображая
иностранцев
с
помощью
жестов и мимики спрашивает, как пройти в зоопарк, в
бассейн, на площадь, а остальные дети, также при
помощи жестов и мимики, отвечают на его вопросы;
3
Для
совершенствования
ум е н и я
яс н о
и
ч е т к о
произносить
слова
детям
предлагают
« Расскажи стихи без слов »
« Изобрази пословицу »
«На что похоже»
«Угадай кто?»
«Мы актеры»
изобразить как бушует море,
каким
голосом
говорит
Баба
Яга,
Золушка и другие сказочные персонажи;
произнести знакомое четверостишие -
шепотом,
максимально
громко,
как
робот,
со
скоростью
пулеметной
очереди,
грустно,
радостно,
удивленно, безразлично.
4
Для
развития
у
детей
у м е н и я
в е с т и
с е бя
в
конфликтной
ситуации
анализируют
с
детьми
такие
ситуации,
которые
имели
место
в
прошлом
опыте детей.
Е с л и
р е б е н о к
в ел
с е бя
п о
отношению
к
другому
очень
жестоко,
то
его
поведение
с р а в н и в а ю т
с
п о в е д е н и е м
Карабаса - Барабаса, Бармалея и
т. д.
Для
анализа
поведения
конфликтовавших
детей
используют
аналогичное
поведение
известных
им
сказочных персонажей.
5
Для
развития
у
детей
эмпатии
и
эмпатийного
« Опиши друга »
двое детей становятся спиной к друг другу и
по очереди описывают прическу, одежду другого, а
7
поведения
« Подари подарок другу »
«Царевна - Несмеяна»
«Сравнения»
«Волшебный магазин»
«Театр»
«У нас зазвонил телефон»
затем, выясняется, кто оказался точнее;
при
помощи
мимики
и
жестов
дети
изображают подарок и дарят его друг другу;
дети пытаются развеселить одного ребенка
разными
способами:
рассказывают
анекдот,
веселую историю, предлагают игру...;
дети
сравнивают
себя
с
какими
-
то
животными,
растениями,
цветами,
а
затем
совместно со взрослыми обсуждают, почему они
выбрали такое сравнение;
взрослый
предлагает
детям
купить
что
-
нибудь
своим
друзьям,
родным
в
волшебном
магазине, затем уточняет, для чего
у ч а с т и е
в
к у ко л ь н о м
с п е к т а к л е ,
драматизации сказок, то в качестве зрителей, то в
качестве
актеров
(происходит
сближение
с
персонажем;
свободный
выбор
и
ролевое
изображение
помогает
ребенку
глубоко
понять
художественное произведение);
разговор
по
телефону
со
сказочными
персонажами, выражая свое отношение к тому или
иному персонажу;
6
Д л я
з а к р е п л е н и я
коммуникативных
умений
у детей
предлагают им такую форму общения, как общение с
малышами.
Им
нужно
будет
ответить
на
жалобу
малыша;
разрешить
конфликт;
отреагировать
на
неэтичные высказывания детей.
8
Сюжетно-ролевая игра — ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню
развития
игровых
действий
ребенка
можно
определить
его
готовность
к
школьному
обучению,
так
как
основные
предпосылки
для
перехода
к
учебной
деятельности
формируются в рамках сюжетно-ролевой игры. Игра не кончается в дошкольном возрасте,
и ростки так называемой игры с правилами появляются впоследствии в сюжетно-ролевой
игре.
Ребенок, выбирая определенную роль, имеет и соответствующий этой роли образ -
доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые действия ребенка.
Образный внутренний план игры настолько важен, что без него игра просто не может
существовать. Через образы и действия дети учатся выражать свои чувства и эмоции. В их
играх мама может быть строгой или доброй, грустной или веселой, ласковой и нежной.
Образ
проигрывается,
изучается
и
запоминается.
Все
ролевые
игры
детей
(за
очень
небольшим
исключением)
наполнены
социальным
содержанием
и
служат
средством
вживания во всю полноту человеческих отношений.
Игра
у
детей
начинается
с
договора.
Дети
договариваются
о
начале
игровой
деятельности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли и выстраивают свои
действия и поведение в соответствии с выбранной ролью. Взяв на себя роль, ребенок
начинает принимать и понимать ролевые права и обязанности. Так, например, врач, если
он лечит больного, должен быть уважаемым человеком, он может потребовать от больного
раздеться, показать язык, измерить температуру, то есть потребовать, чтобы пациент
выполнял его указания.
В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир и его многообразие, они
могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой
деятельности
и
так
далее.
По
мере
взросления
ребенка,
усложняются
и
сюжеты
их
ролевых игр. Так например, игра в «дочки-матери» в 3-4 года может продолжаться 10-15
минут, а в 5-6 лет - 50-60 минут. Старшие дошкольники способны играть в одну и ту же
игру
несколько
часов
подряд,
то
есть
наряду
с
увеличением
разнообразия
сюжетов
увеличивается и длительность игры.
Ролевая игра у старших дошкольников подчиняется правилам, вытекающим из
взятой на себя роли. Дети планируют свое поведение, раскрывая образ выбранной ими
роли.
Ссоры
детей
старшего
дошкольного
возраста,
как
правило,
возникают
из-за
неправильного
ролевого
поведения
в
игровой
ситуации
и
заканчиваются
либо
прекращением игры, либо изгнанием «неправильного» игрока из игровой ситуации.
9
В игре ребенок познает смысл человеческой деятельности, начинает понимать и
ориентироваться
в
причинах
тех
или
иных
поступков
людей.
Познавая
систему
человеческих отношений, он начинает осознавать свое место в ней. Игра стимулирует
развитие
познавательной
сферы
ребенка.
Разыгрывая
фрагменты
реальной
взрослой
жизни, ребенок открывает новые грани окружающей его действительности.
Игра
создает
реальные
условия
для
развития
многих
навыков
и
умений,
необходимых ребенку для успешного перехода к учебной деятельности.
Моделируя
взаимоотношения
людей,
их
поступки,
перенося
в
игры
нормы
поведения, можно влиять на усвоение детьми в игровой форме простейших нравственных
правил, что в других видах деятельности постигается преимущественно через речь в более
поздние сроки и с большим трудом.
Помимо специальных занятий, в режиме дня выделяется время для организации
сюжетно-ролевых, дидактических, подвижных, строительных игр, на участке проводятся
игры с песком, водой, снегом.
Кроме
того , в детском саду созданы все необходимые условия для реализации
образовательной программы:
комната психологической разгрузки, где педагог-психолог проводит
работу с детьми, тренинги с персоналом и родителями детей,
музыкальный
зал
с
современным
интерьером
и
музыкальным
оборудованием,
логопедические
кабинеты,
где
проводятся
индивидуальные
и
фронтальные занятия,
физкультурный зал с набором спортивного инвентаря,
медицинский
кабинет,
где
медицинская
сестра
проводит
оздоровительные и профилактические мероприятия.
методический кабинет, в котором сосредоточено все методическое
обеспечение и наглядный материал для работы с детьми
В группах имеются игровые, физкультурные, музыкальные уголки.
Успешная организация игр невозможна без устройства игровых уголков в группах,
которые включают стеллажи с игрушками, а также ковровое покрытие, где размещена
часть
игрушек.
В
игровых
уголках
проводятся
занятия
по
сюжетно-ролевым
и
дидактическим играм и организуются свободные игры детей.
Наиболее
важным
условием
формирования
игры
дошкольников
является
последовательное руководство ими со стороны воспитателя. Осуществляя это руководство
в разных формах: на занятиях, в свободной деятельности детей, во время досуга и
10
праздников, воспитатель ориентируется на задачи обучения игре детей данного возраста и
возможности каждого ребенка. С одними детьми он обыгрывает игрушки, показывает им
различные
способы
действий
с
ними,
другим
помогает
придумать
сюжет
и
найти
предметы-заместители, демонстрирует исполнение различных ролей, помогает общаться
участникам игры. Воспитатель должен обладать большой выдержкой и в то же время быть
эмоциональным, уметь быстро реагировать на неожиданные ситуации во время занятий и
совместной деятельности. Обладать чутьем перехода от одной подгруппы к другой так,
чтобы
не
отвлечь
внимание
других.
Воспитатель
должен
хорошо
знать
особенности
каждого ребенка, чтобы вовремя прийти к нему на помощь.
Важно также помнить, что даже в тех случаях, когда обучение игре проводится на
занятиях, это занятия особого рода, предполагающие особый эмоциональный настрой
воспитателя, свободное, раскрепощенное состояние детей; к ним неприменимы мерки и
требования других занятий.
ЛИТЕРАТУРА
1.
Авдеева Н.Н., Силвестру А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений о самом себе
у ребенка от рождения до 7 лет // Воспитание, обучение и психологическое развитие. -
М.:Педагогика, 1977.
2.
Берн
Э.
Игры,
в
которые
играют
люди
(Психология
ч е л о веч е с к и х
взаимоотношений).- М.:Знание, 1992
3.
Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте.- М., 1968
4.
Деева Г. Г Проблемы социализации детей дошкольного возраста.- Ставрополь, 1989
5.
Зворыгина Е.В. Игра дошкольника.-М.,1986.
6.
Лисина
М.И.,
Смирнова
Р.А.
Формирование
избирательных
привязанностей
у
дошкольников // Генетические проблемы социальной психологии. - Минск. - 1985.
7.
Психология и педагогика игры дошкольника/ Под ред. А.В.Запорожца.-М.,1986
8.
Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ.
сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2000.
9.
Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. Практикум по детской психологии.-М.,1995
11
ПРИЛОЖЕНИЕ
12
Приложение 1
Советы родителям, заинтересованным
в формировании адекватной самооценки у ребенка
«Не оберегайте ребенка от повседневных дел, не стремитесь решить за него все
проблемы, но и не перегружайте его. Пусть малыш поможет с уборкой, сам польет цветок,
получит удовольствие от сделанного и заслуженную похвалу. Не нужно ставить перед ним
непосильные задачи, для выполнения которых он еще просто не дорос.
Не
перехваливайте
ребенка,
но
и
не
забывайте
поощрять,
когда
он
этого
заслуживает. Если малыш давно умеет сам есть ложкой, не нужно каждый раз за это
хвалить, но если у него получилось поесть аккуратно, не размазав кашу по всему столу,
обязательно отметьте это достижение. Поощряйте в ребенку инициативу. Не забывайте,
что малыш внимательно наблюдает за Вами.
Показывайте
своим
примером
адекватность
отношения
к
успехам
и
неудачам.
Сравните: «У мамы не получился пирог, ну ничего, в следующий раз положим больше
муки» «Ужас! Пирог не получился! Никогда больше не буду печь!»
Не сравнивайте ребенка с другими детьми. Сравнивайте его с самим собой (тем,
какой он был вчера или будет завтра).
Не бойтесь искренне любить своего ребенка и показывать ему свою любовь!»
Игры, которые помогут лучше узнать ребенка,
сформировать и поддержать у него адекватную самооценку
«Имя»
Можно предложить ребенку придумать себе имя, которое он хотел бы иметь, или
оставить свое. Спросите, почему ему не нравится или нравится его имя, почему бы он
хотел, чтобы его называли по-другому. Эта игра может дать дополнительную информацию
о самооценку малыша. Ведь часто отказ от своего имени означает, что ребенок недоволен
собой или хочет быть лучше, чем он есть сейчас.
13
«Проигрывание ситуаций»
Ребенку предлагаются ситуации, в которых он должен изображать самого себя.
Ситуации могут быть разными, придуманными или взятыми из жизни ребенка. Прочие
роли при разыгрывании выполняет один из родителей или другие дети. Иногда полезно
меняться ролями. Примеры ситуаций
- Ты участвовал в соревновании и занял первое место, а твой друг был почти
последним. Он очень расстроился, помоги ему успокоиться.
- Мама принесла 3 апельсина, тебе и сестре (брату), как ты поделишь их? Почему?
- Ребята из твоей группы в детском саду играют в интересную игру, а ты опоздал,
игра уже началась. Попроси, чтобы тебя приняли в игру. Что будешь делать, если дети не
захотят принять тебя?
(Эта
игра
поможет
ребенку
освоить
эффективные
способы
поведения
и
использовать их в реальной жизни.)
«Жмурки»
Эта старая, всем известная игра очень полезна: она поможет ребенку почувствовать
себя
в
роли
лидера,
что
может,
в
случае
успеха,
значительно
воздействовать
на
самооценку. Можно играть в классические «Жмурки» (с завязанными глазами «жмурка»
ищет
детей
по
голосу
и
отгадывает
на
ощупь,
кто
это);
можно
дать
в
руки
детям
колокольчик и т.д.
«Зеркало»
В эту игру можно играть вдвоем с ребенком или с несколькими детьми. Ребенок
смотрится в «зеркало», которое повторяет все его движения, жесты, мимику. «Зеркалом»
может быть родитель или другой ребенок. Можно изображать не себя, а кого-нибудь
другого, «Зеркало» должно отгадать, потом поменяйтесь ролями. Игра помогает ребенку
открыться, почувствовать себя более свободно, раскованно.
Можно поиграть и в «Прятки», и в «Магазин», и просто надувать шары, кто
быстрее. Главное, чтобы ребенок успешно справлялся с заданиями и учился достойно
проигрывать.
Умение воспринимать себя адекватно ощущениям окружающих станет основой
коммуникативных навыков, которые нужно формировать в дошкольном возрасте.
14