Напоминание

Информационные технологии в коррекции речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста


Автор: Кашина Валентина Владимировна
Должность: учитель-логопед
Учебное заведение: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №41 "Лесная сказка"
Населённый пункт: город Лесосибирск Красноярского края
Наименование материала: статья
Тема: Информационные технологии в коррекции речевых нарушений детей старшего дошкольного возраста
Раздел: дошкольное образование





Назад




Кашина Валентина Владимировна,

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №41 «Лесная сказка» города Лесосибирска,

учитель-логопед высшей квалификационной категории.

Информационные технологии в коррекции речевых нарушений

детей старшего дошкольного возраста

Новые

информационные

технологии

вошли

в

наш

образовательный

процесс. Это прежде всего создание научно обоснованных средств для развития

ребёнка,

его

активной

творческой

деятельности.

Использование

ребёнком

компьютера

в

своей

деятельности

оказывает

существенное

влияние

на

различные

стороны

его

психического

развития.

Компьютер

предоставляет

широкие возможности развития анализаторных систем в процессе выполнения

и контроля над деятельностью. Ребёнок доверяет компьютеру, не стесняется. В

процессе своей деятельности за компьютером он приобретает уверенность в

том, что многое может. С его помощью функционируют на уровне становления

личности новые горизонты развития. Горизонты развития – это не только зона

ближайшего развития, но и своеобразный прогноз развития личности, данный в

содержании

познавательной

мотивации.

Новые

компьютерные

технологии

применяются

в

детском

саду,

прежде

всего

с

целью

коррекции

речевых

нарушений

и

общего

развития

детей.

Они

обеспечивают

мотивацию

вступления в контакт с партнёром по общению, готовность детей к проведению

занятий путём моделирования коррекционно – развивающей среды. В её рамках

ребёнок сам осуществляет свою деятельность, сам принимает решения, учится

доводить начатое дело до конца, оценивать свои результаты. Решая, заданную

компьютером

проблемную

ситуацию

ребёнок

стремиться

к

достижению

положительного результата, подчиняет свои действия поставленной цели.

Идя в ногу со временем, современная логопедия все чаще обращается к

вариантам

сочетания

традиционных

и

компьютерных

методов,

как

при

диагностике

речевых

нарушений,

так

и

непосредственно

при

проведении

индивидуальных

и

фронтальных

занятий

(О.И.Кукушкина

[7];

З.А.Репина,

Л.Р.Лизунова

[8]).

При

этом

авторы

подчеркивают,

что

инновационные

технологии

представляют

для

грамотного

логопеда

дополнительный

набор

возможностей в коррекции дефектов, касающихся и звукопроизносительной

стороны

речевой

системы

(дислалия,

стертая

дизартрия,

ринолалия),

и

структурно-семантического

оформления

высказывания

(алалия,

афазия),

и

темпа,

ритма,

плавности

речи

(заикание).

Использование

компьютерных

программ

избавляет

ребенка

от

негативизма,

связанного

с

необходимостью

многократного

повторения

определенных

операций,

тем

самым

создаются

комфортные условия для успешного выполнения упражнений. На логопункте

ДОУ

успешно

используются

2

компьютерные

программы

и

авторские

презентации.

В

структуру логопедических занятий я включаю

цикл упражнений

«Игры для Тигры». Данная компьютерная логопедическая технология делает

образовательный процесс более эффективным и динамичным, по сравнению с

традиционными методиками, повышается мотивационная готовность ребенка к

занятию, что положительно сказывается на результатах работы. Наряду с

развивающими,

воспитательными

и

образовательными

задачами

у

ребенка

формируется психологическая готовность к использованию компьютера как

средства решения задач своей деятельности.

Логопедическая

коррекционная

программа

«Игры

для

Тигры»

предназначена

для

коррекции

речевых

нарушений,

обусловленных

стёртой

формой дизартрии. Тех нарушений , которые чаще всего встречаются в нашей

практике.

Эта

игра

позволяет

работать

и

с

дислалией.

Данная

технология

разработана на основе методик обучения детей с отклонениями развития Л.

Н.Ефименковой [4]; Н.С.Жуковой, Е М.Мастюковой, Т.Б. Филичёвой [5]; Г.А.

Каше [6] и других авторов. Игра была приобретена в детский сад весной 2006

года.

Апробацию

проходила

в

течение

2007-2008

учебного

года,

успешно

используется постоянно в течение 10 лет, даёт положительный результат.

Использование

в

коррекционно-образовательном

процессе

специализированной

компьютерной

технологии

«Игры

для

Тигры»

способствуют

коррекции,

формированию

и

развитию

длительности

и

силы

речевого выдоха; громкости и тембра голоса; темпоритмической организации

речи; интонационной выразительности речи; чёткости и разборчивости речи;

эфферерентного

и

афферентного

звеньев

речевой

системы;

неречевого

слухового гнозиса; речевого слухового гнозиса; звукового анализа и синтеза;

структуры значения слова; лексических связей слов; грамматического значения

слова; коммуникативных навыков детей.

Каждое занятие с использованием

компьютерной технологии является

комплексным,

то

есть

представляет

собой

оптимальную

комбинацию

традиционных

и

компьютерных

средств

коррекционного

обучения,

отвечающую индивидуальным и образовательным возможностям ребёнка.

В

своей

практике

я

использую

также

программу

«Баба-Яга

учится

читать». Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста, но

также эффективна при работе с учащимися первых классов, так как именно этот

возрастной

период

(6-7

лет)

является

сенситивным

(благоприятным)

для

обучения

чтению.

«Баба-Яга

учится

читать»

в

игровой

форме

помогает

каждому

ребёнку

незаметно

для

себя

перейти

на

новую

ступень

интеллектуального

развития

овладение

письменной

речью.

Но

нельзя

забывать: устная речь, звукопроизношение, пространственная ориентировка,

фонематическое

восприятие

должны

быть

достаточно

развиты

к

моменту

начала

обучения

чтению.

Игра

ориентирована

на

решение

всех

аспектов,

необходимых для успешного овладения навыком чтения.

Программа

состоит

из

десяти

игровых

заданий.

Каждое

задание

направлено

на

отработку

определённых

навыков

и

процессов,

которые

необходимы для овладения чтением. Предложенные игровые задания разного

уровня

сложности.

Порядок

игр

следует

задавать

логопеду,

чтобы

придерживаться принципа «от простого к сложному». Важно, что на каждой

игре можно останавливаться неограниченное число раз. Всё зависит от того, на

что специалист намерен акцентировать своё внимание в процессе работы. Игра

«Баба-Яга

учится

читать»

одинаково

подходит

для

детей,

знающих

и

незнающих

буквы,

так

как

есть

замечательный

«Букварик»,

где

можно

прослушать стихи про каждую букву алфавита и закрепить их зрительные

образы. Есть и «Слогарик», в котором можно поупражняться в составлении

слогов.

Работа

с

данной

программой

эффективна

как

на

индивидуальных

занятиях

(за

компьютером

находится

ребёнок),

так

и

на

групповых

(за

компьютером

логопед).

Специфика

групповых

занятий

активизация

психических

процессов,

так

как

каждому

хочется

первому

и

правильно

ответить.

Вся игра – один захватывающий мультфильм из десяти серий. Ребёнок

живёт в волшебном мире, обучаясь сложному психофизиологическому процессу

чтению.

По сле

успешного

прохождения

вс ех

де сяти

т у р о в ,

последовательность

которых

задаёт

логопед,

игроков

ждёт

награда,

что

немаловажно для создания положительной мотивации.

На логопедических занятиях я активно использую авторские презентации.

Они

направлены

на

коррекцию

лексико-грамматических

нарушений,

на

совершенствование

связной

речи,

на

развитие

фонематического

анализа

и

синтеза, на обучение грамоте, на развитие произвольной моторики пальцев рук.

Мультимедийные

презентации

-

это

удобный

и

эффектный

способ

представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в

себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго

удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших

органа

восприятия

(слух

и

зрение)

позволяют

достичь

гораздо

большего

эффекта.

Таким

образом,

облегчение

процесса

восприятия

и

запоминания

информации

с

помощью

ярких

образов

-

это

основа

любой

современной

презентации.

Более

того,

презентация

дает

возможность

логопеду

самостоятельно

скомпоновать

учебный

материал,

исходя

из

особенностей

логопата, темы занятия, что позволяет построить занятие так, чтобы добиться

максимального результата. Авторские презентации можно использовать как на

подгрупповых,

так

и

на

индивидуальных

занятиях,

в

зависимости

от

поставленных задач и психофизиологических возможностей детей с речевыми

нарушениями.

Авторские

презентации

реализуют

принцип

интерактивности

обучающих программ - ребенок и компьютер вместе решают поставленные

задачи, и осуществляется обратная связь - оценка результатов деятельности.

Роль учителя-логопеда в комплексе тройственного взаимодействия: «педагог -

компьютер – ребенок» постепенно из лидирующей позиции может переходить в

пассивную наблюдательскую.

Современная

эпоха

предъявляет

высокие

требования

к

личности

человека.

Он

должен

быть

гармонично

развит

во

всех

сферах

жизни.

Приобретенные ребенком навыки работы на компьютере оказываются весьма

ценными как во время обучения в школе, так и в дальнейшей его жизни и

профессиональной

деятельности.

Но

любая

даже

самая

совершенная

компьютерная

программа

не

может

дать

столько,

что

способен

дать

высококвалифицированный

специалист.

Современные

компьютерные

технологии – лишь средства, вспомогательный обучающий материал, новые

методы работы.

Список литературы:

1.

АдаменкоМ.В. Компьютер для малышей. М.,2005.

2.

Гуськова С.А. Компьютер в детском саду. «Компьютерные развивающие

игры в помощь логопеду, дефектологу.» М.,2005.

3.

Гаркуша Ю.Ф. Черлина Н.А. Новые информационные технологии в

логопедической практике. Журнал «Логопед» №2, 2004.

4.

Ефименкова Л.Н. Коррекция звуков речи у детей: Книга для логопеда/

Л.Н. Ефименкова.- М.: Просвещение,1987.-197с.,ил.

5.

Жукова Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников:

Книга для логопеда / Н.С.Жукова, Т.Б.Филичёва, Е.М. Мастюкова.- 2е

изд., перераб.-М.: Просвещение,1990,-239с., ил.

6.

Каше Г.А. Исправление недостатков речи у дошкольников / Г.А.Каше /Под

ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 1971.

7.

Кукушкина О.И. Компьютер в специальном обучении. Проблемы, поиски,

подходы /О.И.Кукушкина// Дефектология, - 1994. - № 6.

8.

Репина З.А. Компьютерные средства обучения: проблемы разработки и

внедрения / З.А.Репина, Л.Р.Лизунова //Вопросы гуманитарных наук. –

2004.-№5 (14).



В раздел образования