Напоминание

Целенаправленное взаимодействия субъектов образовательного процесса и воспитанников, нацеленных на решение развивающих и образовательных задач.


Автор: Анисимова Надежда Дмитриевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ "Детский сад комбинированного вида №1 "Ласточка",
Населённый пункт: Саратовская область, г. Аткарск.
Наименование материала: Статья
Тема: Целенаправленное взаимодействия субъектов образовательного процесса и воспитанников, нацеленных на решение развивающих и образовательных задач.
Раздел: дошкольное образование





Назад




Основные направления коррекционной работы с детьми с задержкой психического развития Введение Специальное изучение психологами и педагогами детей с задержкой психического развития началось сравнительно недавно – около 20 лет назад. Ранее эти дети исследовались главным образом с клинических (психоневрологических) и физиологических позиций, хотя, разумеется, при этом обращалось внимание и на некоторые психологические особенности. До 70-х гг. психологические работы на эту тему имели более общую направленность: в них рассматривалась широкая группа неуспевающих детей, в которую, естественно, входили и дети с задержкой психического развития, однако лишь как часть ее. Понятие задержки психического развития (как и понятие умственной отсталости) психолого-педагогическое и характеризует отставание в развитии психической деятельности ребенка как целого. Основной причиной такого отставания являются слабовыраженные (минимальные) органические повреждения мозга, или врожденные, или полученные во внутриутробном, природовом, а также в раннем периоде жизни ребенка. Неблагоприятные социальные факторы усугубляют отставание в развитии, но не представляют собой единственную (или хотя бы основную) его причину. Термин «задержка» подчеркивает временной (несоответствие уровня психического развития возрасту) и вместе с тем временный характер отставания, которое с возрастом преодолевается и тем успешнее, чем адекватнее и раньше создаются условия обучения и развития детей рассматриваемой категории. Анализ психологической и педагогической литературы позволяет указать на различного рода концепции, а также способы и методы воспитательных действий. Проблемами психолого-педагогической коррекции детей с ЗПР 1
занимались такие ученые, как Е. К. Грачева, В. П. Кащенко, Г. И. Россолимо, Г. Я. Трошин, А. Ф. Лазурский, А. В. Владимирский, Н. В. Чехов и др.
1. Основные направления коррекционно-педагогической работы
Стратегическим подходом в решении проблемы ЗПР является объединение усилий всех субъектов образовательного процесса (классного воспитатель, социальный педагог и педагог-психолог, родители и т. д.). Процесс осуществления совместной деятельности субъектов образовательного процесса по коррекции ЗПР в рамках программы, разрабатываемой и реализуемой ими в определённой временной последовательности по этапам жизненного цикла. На каждом из этих этапов происходят наиболее существенные качественные изменения в содержании и организации совместной деятельности указанной категории педагогических работников. Для выявления характера этих изменений необходимо специально обратиться к проблеме деятельности и совместной деятельности субъектов образовательного процесса. Теория деятельности является одной из ведущих теорий психологической науки в России. Она была создана в отечественной психологии и развивается уже на протяжении более 50 лет благодаря работам Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, А. Р. Лурии, А. В. Петровского, С. Л. Рубинштейна. В то же время различные варианты теории деятельности созданы в Германии (К. Хольцкамп), Финляндии (Ю. Энгстрем) и других странах. Под деятельностью чаще всего понимают специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого человека и условия его существования. С точки зрения А. Н. Леонтьева деятельность так же может быть рассмотрена как некоторая более или менее сложная совокупность или систем процессов, которые осуществляют некоторые определенные 2
жизненные отношения индивида. В. И. Слободчиков на основе анализа философской и психологической литературы зафиксировал, по крайней мере, четыре различных смысла, которые вкладываются в это понятие, одно из которых: деятельность как процесс самоизменения человека в ходе обстоятельств своей жизни. Вопросы сущности и содержания коррекционной работы с детьми с ЗПР, процесс определения, ее основополагающих компонентов и ведущих направлений деятельности, особенности проведения диагностики и технологии коррекционного процесса являются предметом изучения научных отраслей психологии и педагогики. В психолого-педагогической литературе в настоящий момент отсутствуют системные исследования коррекционно-педагогической деятельности, не ведется пока целостного изучения взаимосвязи между коррекционной деятельностью и единым педагогическим процессом. Чтобы выяснить сущность коррекционно-педагогической деятельности с детьми с ЗПР, следует обратиться к научным понятиям коррекция, профилактика, психолого-педагогической воздействие, совместная деятельность и др. Понятие коррекция определяется как исправление (частичное или полное) недостатков психического и физического развития у аномальных детей с помощью специальной системы психолого-педагогических приемов и мероприятий. Причем коррекция рассматривается как психолого- педагогическое воздействие, которое не сводится к тренировочным упражнениям, направленным на исправление (ликвидацию) отдельно взятого дефекта, а подразумевает воздействие на личность ребенка в целом. В специальной справочной литературе понятие «коррекция» также трактуется как система специальных психолого-педагогических мероприятий, направленных на преодоление или ослабление недостатков развития аномальных детей, сориентированных на исправление не только 3
отдельных нарушений, в том числе и ЗПР, но и на формирование личности всех категорий аномальных детей. Главная цель коррекционного процесса - уменьшение частоты проявления форм девиантного поведения. Коррекция рассматривается как путь или способ преодоления и ослабления девиантных форм поведения через формирование соответствующих жизненно необходимых качеств в ходе учебно-воспитательного процесса или различных видов деятельности (учебной, трудовой, игровой и др.). Таким образом, коррекционно-педагогическая деятельность - это сложное психологическое и социально-педагогическое явление, охватывающее весь образовательный процесс (обучение, воспитание и развитие), выступающий как единая педагогическая система, куда входят объект и субъект педагогической деятельности, ее целевой, содержательный, операционно -деятелъностный и оценочно-результативный компоненты. Поэтому наряду с диагностико-коррекционной, коррекционно-развивающей, коррекционно - профилактической существует и воспитательно- коррекционная, и коррекционно-обучающая, и другая деятельность. Исходя из существующего положения и трактовки коррекционной работы, правомерно говорить о коррекционно-педагогическом процессе как едином образовательном процессе, в который входят обучение, воспитание и развитие детей с ЗПР. Наиболее глубоко психолого-педагогическую сущность коррекционной деятельности и ее профилактическую направленность, на наш взгляд, раскрыли психологи и психотерапевты (С. А. Бадмаев, Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова, А. Г. Лидерс, А. С. Спиваковская и др.), которые видят коррекцию как особым образом организованное психологическое воздействие, осуществляемое по отношению к группам повышенного риска и направленное на перестройку, реконструкцию тех неблагоприятных психологических новообразований, которые определяются как 4
психологические факторы риска, на воссоздание гармоничных отношений ребенка со средой. В качестве рабочего определения с психолого-педагогической точки зрения можно предложить следующий вариант определения коррекционно- педагогической деятельности по коррекции ЗПР: как планируемый и особым образом организуемый психолого-педагогический процесс, реализуемый с группами детей с ЗПР, и направленный на исправление и реконструкцию индивидуальных качеств личности, и недостатков поведения ребенка, создание необходимых условий для ее формирования и развития, способствующий полноценной интеграции детей в социум. Коррекционно-педагогическая деятельность - составная и неотъемлемая часть педагогического процесса как динамической педагогической системы, как специально организованного, целенаправленного взаимодействия субъектов образовательного процесса и детей, нацеленного на решение развивающих и образовательных задач. При коррекции ЗПР важно учитывать то, что взаимодействие субъектов педагогического процесса своей конечной целью имеет освоение воспитанниками опыта, накопленного обществом (как стратегическая задача), и положительных нравственных норм и правил, культуры поведения ребенка (тактическая задача). Особо необходимо отметить еще и то, что взаимодействие педагогов и детей на содержательной основе с использованием разнообразных средств есть существенная характеристика психолого-педагогического процесса, протекающего в любой педагогической системе, в том числе и коррекционно- педагогической. Психолого-педагогическая задача, имея четкую структуру, позволяет рассмотреть коррекционную деятельность в строгой логике и последовательности: анализ ситуации и постановка педагогической задачи; 5
проектирование вариантов решения и выбор оптимального из них для данных условий; осуществление плана решения задач на практике, включающего организацию взаимодействия, регулирование течения педагогического процесса; анализ результатов решения. Целесообразность и необходимость проведения коррекционно - педагогической работы в образовательной системе в современных условиях обусловлены как внешним социально-педагогическим обстоятельством, изменением социальных обстоятельств, сменой ценностей и моральных требований, так и особенностями внутренних психических процессов, происходящих в духовном мире ребенка, в их сознании, мироощущении, отношении к социуму. Целесообразность коррекционного воздействия мотивируется и рядом индикаторов неблагополучия в развитии подрастающего поколения, основные из которых: нарушение коммуникации в системе отношений «ребенок-взрослый» и «ребенок-сверстник», утрата взаимопонимания, дезинтеграция сложившихся ранее форм обучения; низкий уровень достижений, значительно расходящийся с потенциальными возможностями подростка; агрессивное поведение, отклоняющееся от социальных норм и требований; переживание ребенком состояния эмоционального неблагополучия, эмоциональный стресс и депрессия; наличие экстремальных кризисных жизненных ситуаций; аномальные кризисы развития, которые в отличие от нормативных возрастных кризисов не связаны с завершением цикла развития, не ограничены во времени и носят исключительно разрушительный характер, не создавая условий и не содействуя формированию психологических новообразований, знаменующих переход к новому возрастному циклу и др. Одним словом, основополагающим психолого-педагогическим аспектом коррекционной работы с детьми с ЗПР должно стать обеспечение условий для формирования высших форм психической деятельности в 6
соответствии с базовыми законами онтогенетического развития (законом среды, законом развития высших психических функций). Ведущим в системе специальной коррекционно-педагогической деятельности должен стать принцип системности коррекционных, профилактических и развивающих задач, где системность и взаимообусловленность задач отражают взаимосвязанность развития различных сторон личности ребенка и их гетерохронность, то есть неравномерность развития. Определяя цели и задачи коррекционно-педагогической деятельности необходимо исходить из ближайшего прогноза развития ребенка, а не сиюминутной ситуации его поведения. Любая программа коррекции развития должна быть направлена не столько на коррекцию, сколько на создание благоприятных условий для наиболее полной реализации потенциальных возможностей гармонического развития личности. Реализация принципа единства диагностики и коррекции обеспечивает целостность педагогического процесса. Невозможно вести эффективную и полномасштабную коррекционную работу, не зная исходных данных об объекте. Коррекционно-педагогический процесс требует постоянного систематического контроля динамики хода и эффективности коррекции; проведения диагностических процедур, охватывающих все этапы коррекционно-педагогической деятельности - от постановки целей до ее достижения, получения конечного результата. Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка в коррекционно-педагогическом процессе целесообразнее рассмотреть в плоскости принципа нормативности развития личности как последовательности сменяющих друг друга возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития. Д. Б. Эльконин, характеризуя психологический возраст, выделяет три его параметра, которые необходимо учитывать при 7
формулировке коррекционных целей и организации коррекционно- педагогического процесса - это «социальная ситуация развития», уровень сформированности психологических новообразований, ведущий вид деятельности. Деятельностный принцип коррекции определяет тактику проведения коррекционной работы и способы реализации поставленных целей, подчеркивая, что исходным моментом в их достижении является организация активной деятельности ребенка, создание необходимых условий для его ориентировки в сложных ситуациях, выработки алгоритма социально приемлемого поведения. Принцип деятельностного подхода является методологическим принципом построения процесса коррекции. Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности. В педагогической практике необходима некая совокупность способов и средств, методов и приемов, учитывающих и индивидуально-психологические особенности личности ребенка, и состояние социальной ситуации, и уровень материально- технического и учебно-методического обеспечения педагогического процесса, и подготовленность к его проведению учителей, определенная логика и последовательность применения педагогических методов и коррекционных приемов. Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения. Задержка психического развития - результат не только психофизиологического состояния ребенка, но и активного воздействия на него родителей, ближайших друзей и сверстников, педагогического и ученического коллективов. Успех коррекционной работы с детьми без сотрудничества с родителями или другими взрослыми, без опоры на взаимоотношения со сверстниками в зависимости от характера отклонений оказывается недостаточно эффективным (Г. В. Бурменская, О. А. Карабанова). 8
Заключение Отечественные психологи (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин) видят цель коррекционной работы в том, что она должна определяться пониманием закономерностей психического развития ребенка как активного деятельностного процесса, реализуемого в сотрудничестве со взрослыми в форме усвоения общественно-исторического опыта путем его интериоризации. При формулировке коррекционно-педагогических целей необходимо иметь в виду, что цели коррекции должны формулироваться в позитивной, а не в негативной форме; цели коррекции должны быть реалистичны и соотноситься с продолжительностью коррекционной работы; цели коррекции должны быть привлекательны и оптимистичны, вызывать желание и стремление у ребенка их достигнуть; наконец, они должны учитывать индивидуальные и психологические возможности школьника, коррелировать с существующими социально педагогическими условиями и микросоциумом ребенка. Цели и задачи психолого-педагогического процесса должны опираться на основные правила, ведущие идеи, основополагающие требования к деятельности и поведению, вытекающие из закономерностей психолого- педагогического процесса, то есть на психолого-педагогические принципы. Таким образом, основополагающие положения системы коррекционно- педагогической деятельности формируют ее базу, определяют логику коррекционного процесса, намечают общую стратегию и конкретную тактику на соответствующих ступенях управления процессом педагогической коррекции развития и поведения детей. 9
Список использованных источников: 1. Власова Т. А.. Певзнер М. С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 1978. 2. Демьянов Ю. Г. Клинико-психологическое обследование детей с так называемой задержкой психического развития / Дефектология, Л.: изд. ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1967. 3. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпинон. М.: Педагогика, 1984. 4. Насонова В. И. Анализ психических механизмов затруднений в овладении чтением и письмом у детей с задержкой психического развития; Канд. дис. М., 1979 5. Обучение детей с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Никашиной. М.: Просвещение, 1981. 6. Симонова И. А. Характеристика речи детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1974. № 3. 7. Слепович Е. Ф. Психолого-педагогические основы коррекции. – М., 1990. 10


В раздел образования