Автор: Медяник Оксана Алексеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Государственное казённое учреждение Центр содействия семейному воспитанию "Южное Бутово" Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы (ГКУ ЦССВ "Южное Бутово")
Населённый пункт: г. Москва
Наименование материала: Конспект коррекционно-развивающего занятия по лепке для детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями развития.
Тема: "Божья коровка"
Раздел: среднее профессиональное
Государственное казённое учреждение
Центр содействия семейному воспитанию «Южное Бутово»
Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы
(ГКУ ЦССВ «Южное Бутово»)
Конспект коррекционно-развивающего занятия
по лепке «Божья коровка»
для детей младшего школьного возраста с интеллектуальными
нарушениями развития.
Подготовила:
Воспитатель Медяник
Оксана Алексеевна
МОСКВА 2017
Программное содержание:
* расширять знания и представления детей о мире насекомых; учить узнавать насе -
комых по ярким признакам внешнего вида; воспитывать интерес к насекомым, особенно-
стям их жизни;
* продолжать учить детей выполнять картину с помощью пластилина: отщипывать
маленькие кусочки от целого куска пластилина и скатывать из них шарики, надавливать
на пластилиновый шарик указательным пальцем, прикрепляя пластилин к основе; надав -
ливать на кусочек пластилина указательным пальцем и размазывать его в разные стороны,
заполняя контурное изображение;
* развивать умение различать и называть цвета (красный, чёрный);
* создавать эмоционально положительное настроение, удовлетворение от результа-
тов работы.
Речевое развитие: продолжать пополнять словарный запас детей.
Активизация словаря: насекомые, туловище, крылья, усики, лапки, летает, прыга-
ет, жужжит.
Физическое развитие: развивать общую моторику, мелкую моторику рук, продол-
жать развивать умение координировать речь с движением, развивать глазомер.
Методические приёмы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллю-
страции и беседа по ней, физкультурная минутка, продуктивная деятельность, итог.
Материалы и оборудование: иллюстрации с изображением насекомых, пластилин,
салфетки, доски для работы с пластилином, контурное изображение божьей коровки,
аудиозапись со звуками природы, мягкая игрушка божья коровка.
Предварительная работа: чтение стихотворения о божьей коровке, загадки, паль-
чиковые игры, рассматривание иллюстрации с изображением божьей коровки, беседа о
внешнем виде, наблюдения на прогулке.
Организационный момент.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите в окно! Солнышко светит всё ярче, травка ещё больше выросла.
- Какое сейчас время года? (Весна). Число, месяц, день недели?
- Давайте вспомним, ребята, кого мы видели на прогулке в травке? (Жучков). Жучки
бывают разных размеров (большие и совсем маленькие) и разных расцветок (жёлтые,
красные).
Отгадайте загадку
У кого вся спинка в точках? Кто пасётся на листочках?
Кого мы просим подняться в небо и принести нам оттуда хлеба? (Божья коровка).
Вспомним потешку про божью коровку
Божья коровка, чёрная головка,
Улети на небо, принеси нам хлеба,
Чёрного и белого, только не горелого!
Стихотворение
Божья коровка красива – нет слов!
…Даже красивей обычных коров.
Платьице красное в чёрный горох –
Вкус у неё, безусловно, неплох.
Чудо-букашка! Мы так тебе рады!
Не улетай! Даже хлеба не надо!
Р. Зайцева
Божья коровка летела, летела и к нам в группу прилетела. (Воспитатель показывает
мягкую игрушку). Какого цвета у неё спинка, головка и пятнышки на ней? Погладьте бо -
жью коровку (подносит игрушку детям, чтобы каждый смог увидеть и потрогать её рука-
ми).
- Ребята, посмотрите, а божья коровка к нам прилетела со своими подружками.
(Воспитатель показывает детям контурные изображения божьих коровок).
- Они такие же красивые как наша игрушка – божья коровка?
- Какого они цвета? (белые, бесцветные).
- А чего не хватает у этой божьей коровки? (чёрных точек).
- Давайте украсим их спинки, чтобы и они были такими же красивыми, как наша
игрушка – божья коровка. А украшать мы с вами будем пластилином, но сначала подгото -
вим пальчики к лепке.
Коррекционный блок.
Пальчиковая гимнастика «Божья коровка»
По цветку ползёт букашка (выставить из левого кулака указательный палец и мизи-
нец – это «усы» божьей коровки)
На ней красная рубашка (накрыть спинку «божьей коровке» правой ладонью)
Маленькая крошка (правой рукой погладить «божью коровку»)
На спинке горошки (указательным пальцем правой руки ставить точки на спинке
«божьей коровки»).
Теперь присаживайтесь за свои парты, а божья коровка будет смотреть, как мы
украшаем её подружек.
Индивидуальная работа с детьми:
- обведём пальчиком по контуру;
- подготовим пластилин к лепке (согревание, разминание, перекладывание пластилина
из одной руки в другую);
- отщипываем маленький кусочек пластилина от целого куска, наносим на картину с
помощью надавливания на кусочек пластилина указательным пальцем и размазываем пла-
стилин в разные стороны, заполняя контурное изображение; скатываем шарики из пласти -
лина чёрного цвета круговыми движениями на столе, прикрепляем их к основе, используя
метод надавливания.
Вот вы и украсили божьих коровок. Теперь у них красивый, яркий красный наряд в
чёрный горошек. Какие красивые божьи коровки у вас получились. Молодцы!
Физкультминутка
А теперь, ребята, давайте мы сами превратимся в божьих коровок
Мы вокруг себя покружились и в божьих коровок превратились (кружатся).
Божьи коровки, покажите мне ваши головки, носики, ротики.
Ручки – крылышки, ножки, животики.
Подул тёплый ветерок. Поднял божьих коровок в воздух, и они полетели. (Дети,
изображая полёт божьих коровок, медленно бегают, плавно машут руками, тихо жужжат).
Мы вокруг покружились и в мальчиков превратились.
Итог занятия.
Поощрение. Выставка детских работ.
Чтение стихотворения «Божья коровка»
У божьей коровки не видно головки
В красненьком, в чёрную точку, платочке.
Её не ловите, пожалуйста, дети!
Милее она всех букашек на свете.
Пусть радует нас на зелёном листочке,
В красненьком, в чёрную точку, платочке.
Л. Терещенко.
Литература:
1. Стребелева Е.А. Коррекционно – развивающее обучение детей в процессе дидактиче-
ских игр: пособие для учителя – дефектолога – М.: Гуманитарный издательский центр
ВЛАДОС, 2014.
2. Кнушевицкая Н.А. Стихи, загадки, игры по лексическим темам.СПб. Детство-
пресс,2014.- 176 с.
3. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Воспитание и обучение детей с тяжёлой интеллектуальной
недостаточностью. М., Академия. 2003. – 208 c.
4. Мастюкова Е.М., Певзнер М.С., Пермякова В.А. Дети с нарушением умственного разви-
тия. – Иркутск: ИГПИ, 1992. – 159 c.