Напоминание

"Формирование педагогической культуры родителей"


Автор: Кузнецова Наталья Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: БМАОУ "Лицей№7"
Населённый пункт: город Березовский Свердловская область
Наименование материала: статья
Тема: "Формирование педагогической культуры родителей"
Раздел: начальное образование





Назад




Формирование педагогической культуры родителей

.

Семья - это первая общественная ступень в жизни человека.

Она с раннего возраста определяет сознание, формирует чувства

детей. Под руководством родителей младший школьник приобретает

свой первый жизненный опыт, умения и навыки жизни в обществе.

Впечатления

детства

оставят

след

на

всю

жиз

н ь .

Воспитание

современного

ребёнка

требует

от

родителей

терпения,

любви,

душевных сил и времени. Главными качествами родителей, которые

необходимы детям, являются гуманность, доброта и родительский

такт. Любовь и дружба, взаимная поддержка родителей являются для

ребёнка наглядным примером. Уровень нравственности родителей,

их жизненные планы, идеалы, опыт социального общения имеют

решающее значение в формировании моральных качеств растущего

человека. В некоторых семьях можно наблюдать полное бездумье в

целях воспитания: просто живут рядом родители и дети, и родители

надеются

на

то,

что

всё

само

собой

получится.

В

этом

случае

и

результаты

будут

случайны,

и

часто

такие

родители

потом

удивляются,

почему

у

них

выросли

такие

дети.

Родители

остро

нуждаются в просвещённости и образованност

и,

соответствующей

правилам и требованиям педагогики.

Родители должны быть такими, какими они хотят видеть своих детей – не на словах,

а на деле они должны учить своих детей примером своей жизни.

Из дневника государыни императрицы А.Ф. Романовой

«Каждой семье - педагогическую культуру» - это девиз становится в

последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических

знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющийся сейчас

почти в каждой семье, не удовлетворяет требованиям современного общества.

Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого

родителя.

Педагогическая культура - это составная часть общей культуры

человека, в которой отражается накопленный человечеством за всю его историю

опыт воспитания детей в семье. Под педагогической культурой родителей

узком педагогическом смысле) понимается такой уровень их педагогической

направленности, который отражает степень их зрелости как воспитателей и

проявляется в процессе семейного и общественного воспитания Воспитание

детей, формирование личности ребенка с первых лет его жизни - основная

обязанность родителей. Это подтверждают документы: Закон РФ Об

образовании, Закон РФ «О защите детей от информации, наносящей вред их

здоровью, нравственному и духовному развитию», а также Конвенция ООН о

Правах ребенка (1988). В данных документах декларируется, что ребенку для

полного и гармоничного развития его личности необходимо расти в семейном

окружении в атмосфере счастья, любви и понимания.

Родители и педагоги - воспитатели одних и тех же детей. Успеха можно

достичь только тогда, когда и учителя, и родители станут союзниками, их

совместные действия будут направлены в интересах личности ребенка.

Педагогическое взаимодействие школы и семьи позволяет реально влиять на

качество семейного воспитания и в значительной степени нейтрализовать его

недостатки. В настоящее время используются всевозможные методы и формы

педагогического просвещения родителей, как и уже утвердившиеся в этой

области, так и новаторские, нетрадиционные. Сегодня настала пора в

образовательных учреждениях организовать процесс сотрудничества

педагогического коллектива с семьёй как единомышленником, союзником,

соучастником образовательного и воспитательного процесса.

Эффективность воспитания ребенка зависит от того, насколько тесно

взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества

школы и семьи играют классные руководители. Именно от их работы зависит

то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к

воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья

должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а

объединение усилий родителей и педагогов, создаст благоприятные условия для

развития ребенка.

Работа с родителями должна вестись на протяжении всего обучения их

детей в начальных классах. Формы работы могут быть самые разные, но все

они направлены на повышение ответственности в воспитании своих детей,

сознательного выполнения своих родительских обязанностей. В своем докладе

мне хотелось бы остановиться на практик ориентированной форме работы с

родительской общественностью: участие родителей в организации учебно -

воспитательного процесса в классе, которая непосредственно способствует

укреплению взаимоотношений между родителями и детьми.

В младшем школьном возрасте ребенок соединяет в себе черты

дошкольного детства с особенностями школьника, происходит перестройка

всей системы отношений ребенка с окружающими. Переход ребенка в школу,

новый образ жизни оказывают существенное влияние на дальнейшее

формирование его личности. Как бы хорошо ребенок ни был подготовлен к

школе, он приобретает типичные черты школьника только после того, как

начнет учиться в школе.

Возрастает напряжение в семейной системе: у ребенка – в связи с

включением в новый институт и изменением требований, у родителей – в связи

с тем, что «продукт их воспитательной деятельности оказывается объектом

всеобщего обозрения». Задача родителей – поддержать ребенка и помочь ему

адаптироваться к новым социальным условиям, порождающим ряд

трудностей и проблем. Здесь хотелось бы остановиться на проектной

деятельности .

Метод

учебного

проекта

не

нуждается

в

рекламе.

Он

активно

используется педагогами, позволяя им решать ряд важных профессиональных

задач – это и повышение интереса к предмету, и развитие учебной мотивации, и

углубление знаний по заданной теме. Но

начиная

работать

по

этой

теме с

малышами зададим

себе

вопрос::

достаточно

ли

развиты

у

младших

школьников необходимые качества и умения? Готовы ли дети этого возраста к

такой деятельности? Ответ однозначный: " Конечно же нет!" Но это не значит,

что

ученики

начальной

школы не

должны

включаться

в

проектную

деятельность. Конечно, в начальной школе - это обычно не индивидуальная, а

семейная деятельность, так как наши дети сильно ограничены в средствах и

инструментах поиска, сбора и обработки информации. Поэтому наши первые

шаги в проектной деятельности мы делали вместе с учителем и родителями.

Помощь

советом,

информацией,

проявление

заинтересованности

со

стороны родителей- важный фактор поддержания мотивации и обеспечения

самостоятельности школьников при выполнении ими проектной деятельности.

Особенно

неоценима

помощь

родителей,

когда

дети

начинают

работу над

проектом. На данном этапе должно быть проведено специальное родительское

собрание, на котором родителям будет разъяснена суть метода проекта и его

значимость для развития личности детей. Познакомить с основными этапами

проектной деятельности и формами возможного участия в ней. Но главное

слово для родителей "ПОМОЧЬ", но не "СДЕЛАТЬ ВМЕСТО".

Успешная учеба, осознание своих способностей и умений качественно

выполнять различные задания приводят к становлению чувства

компетентности. Если же это чувство в учебной деятельности не формируется,

у ребенка снижается самооценка и возникает чувство неполноценности.

Учебная деятельность, которую осуществляет младший школьник, – не

единственная его деятельность. Начальная школа включает своих

воспитанников в разумно организованную коллективную творческую

деятельность и посильный для них организованный труд, значение которых в

формировании социальных качеств личности ни с чем не сравнимо. В этом

случае родители могут выступать в нескольких ролях:

-источник информации, необходимой для организации мероприятия

-организатор, идейный вдохновитель соц. проекта

- член жюри внеклассного мероприятия

-участник внеклассного мероприятия (спортивного, музыкального,

творческого)

-материальная поддержка внеурочной деятельности

-помощь в ремонте классного помещения

Особое место занимает помощь в оформлении портфолио и создание

летописи класса.

Из всего выше сказанного, хотелось бы сделать вывод, что обучение и

воспитание - два взаимосвязанных взаимопротекающих процесса. Их нельзя

разрывать. Но каждый учитель скажет: учить детей легче, чем воспитывать.

Воспитание - это процесс постоянного творчества, когда учитель применяет

свои знания и опыт к постоянно изменяющимся ситуациям. Родители и учитель

являются основными воспитателями младших школьников. Поэтому

эффективность воспитательной работы педагога во многом зависит от его

умения работать с родителями, находить с ними общий язык, опираясь на их

помощь и поддержку. Родители должны иметь желание и возможность

активного, квалифицированного, ответственного, свободного участия в учебно-

воспитательных программах и мероприятиях. Только при таких условиях будет

эффективно формироваться педагогическая культура родителей.



В раздел образования